|
РОЛЬ СПОРТА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Доцент Т.Н.
Горобец Феномен аутодеструктивного поведения (АДП) в настоящее время привлекает внимание все большего числа отечественных ученых, поскольку данный паттерн поведения на современном этапе развития общества приобретает характер массового явления. Поведение людей в периоды глубокого реформирования общества может становиться опасным для его будущего развития (это вовлечение в нарко- и токсикомании, в алкоголизм здоровых людей может поразить широкие слои населения, увеличить до критической массы число деградировавших людей с существенным дефектом личности). В этой связи встает задача изучения человека как биосоциального существа, его реакции на критические состояния общества, революционные изменения в общественно-экономической формации. Вместе с тем необходимо выявить предпосылки позитивно го, созидательно го поведения , которые легли бы в основу профилактики формирования и развития АДП, и в частности развития спортивного направления профилактической деятельности институтов государства и гражданского общества в акмеологическом контексте. Акмеологическую систему профилактики мы видим прежде всего в государственной программе подготовки и воспитания управленческих и педагогических кадров и педагогов по физической культуре по всей стране, а также поэтапном формировании и воспитании акмеологического подхода к отправлению функций политической элиты общества, военного руководства страны. Акмеологическая система профилактики на практике должна быть основана на деятельности руководителей любого звена, направленной не только на позитивное изменение реальной действительности, но и на преобразование собственного внутреннего мира и мира субъектов взаимодействия (как непосредственного, так и опосредованного). Руководители любого ранга должны направлять свои возможности в русло раскрытия и реализации собственного потенциала, личностно-деловых качеств, умений и способностей. Согласно С.Л. Рубинштейну (1989), "психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются". Акмеологическая система профилактики находится в зависимости от объективных и субъективных факторов. К объективным факторам, направляющим профилактическую деятельность руководителя, относят общественные отношения, морально-психологический климат и уровень развития социокультурной среды, к субъективным - смысл (основную идею), который субъект вкладывает в свою деятельность, а также знания субъекта о средствах, способах, условиях достижения поставленной цели. Основными субъективным и факторами деятельности выступают личностно -профессиональный и акмеологический потенциал ы субъекта деятельности. Ведущую роль в системе акмеологической профилактики могут играть средства массовой информации. В составлении и подготовке материалов для передач и публикаций должны принимать участие профессиональные психологи, поскольку на сегодняшний день, по нашему мнению, материалы по вопросам здоровья, публикуемые на страницах печати, не достигают цели укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Средства массовой коммуникации, касающиеся здоровья человека, также низкого качества и непривлекательного вида. Пресса является одним из важных каналов передачи информации, а поэтому и мощным массовым психотерапевтическим средством и средством формирования поведения методами убеждения населения. От того, какую информацию о здоровье получит население, зависят формирование его поведения, уровень культуры и здоровья в целом. Поэтому акмеологическая система профилактики аутодеструктивных паттернов поведения может и должна опираться на средства массовой информации - самый эффективный и экономически выгодный инструмент для стратегии образования населения в вопросах здорового образа жизни и преодоления вредных привычек. Акмеологическая система профилактики должна основываться на приоритете человека. Человек в его развитии является самостоятельным звеном этой системы профилактики аутодеструктивных паттернов поведения. Он одновременно и ее объект и субъект. Данный подход основан на оценке влияния факторов образа жизни на развитие аутодеструктивного поведения. Этот подход обязывает изучать потребности населения, его психологические особенности, каналы, по которым наиболее действенно и эффективно может доставляться информация, способствующая профилактике аутодеструктивных паттернов поведения, а также формировать потребности и развивать основную из них - потребность в здоровом стиле жизни. Уровень образования в вопросах здорового образа жизни служит предпосылкой восприяти я профилактического вмешательства и участия в нем самого человека. В акмеологической системе профилактики необходим гуманистический психолого -педагогический подход, поскольку умение развиваться, совершенствоваться и постоянно учиться этому умению приобретается в ходе воспитания в семье и подкрепляется всей системой учебно-воспитательной деятельности человека. Неумение самого человека самостоятельно работать над собой, систематически и творчески подходить к решению вопросов, которые ставит жизнь, приводит к дизадаптационным процессам. Необходимо обратить особое государственное внимание на сущность образования населения в вопросах здоровья. Начинать образовывать население в вопросах здоровья необходимо с молодой семьи через институт консультаций "Брак и семья", в которых необходимо внедрять знания о творческом подходе матери и отца к аспектам влияния на подрастающее поколение и прививать установку на здоровый образ жизни как на единственно верный и возможный. Сферу деятельности акмеологической профилактики АДП мы видим прежде всего в системе образования: - в повышении акмеолого -психологической грамотности населения, с тем чтобы каждый мог помочь себе в трудную минуту и оказать помощь в этом своим друзьям, детям, ученикам, коллегам; - в повышении профессиональной акмеолого-психологической компетентности работников образования через овладение технологиями оптимизации личностного и профессионального развития. Для акмеологической подготовки управленческих кадров образовательных учреждений, видимо, следует ввести систему непрерывного образования: директора и завучи общеобразовательных школ, как управленцы нового времени, должны повышать свою квалификацию на протяжении всей преподавательской деятельности. В программу обучения педагогов дошкольного и школьного обучения целесообразно ввести предмет "акмеология и психология развития". Профессия педагога - самая массовая из всех творческих профессий, и она должна стать самой творческой из всех творческих профессий. Педагог должен обладать знаниями акмеологии, чтобы выстроить свою профессиональную деятельность с творческих позиций, создавая себе и ученикам установку на самостоятельность, поиск и новаторство. Педагог собственным примером должен нести знание здорового стиля жизни. Воспитание гармонически развитой личности невозможно без физического развития, поэтому подготовке педагогов по физической культуре надо уделять особое внимание, для чего ввести предмет "акмеология и психология профессиональной деятельности". Задача сегодняшнего для - подготовить и внедрить программу обучения учеников самостоятельным начальным навыкам мышления, умению работать с книгой, максимально объективно осмысливать предлагаемую в книгах информацию, обучать способности формировать собственное мнение и грамотно, аргументированно его обосновывать. Целесообразно также ввести в программу обучения педагогов умение прививать ученикам первичные приемы конструктивного ведения дискуссии. Педагог должен научать ребенка чувствам сопричастности, сопереживания, единения, уважения и гордости к истории планеты и своей страны и формировать их в нем. Особенностью акмеолого -психологического подхода в преподавании является не только инновационность содержания изучаемых предметов, но и преобладание практических занятий в виде тренингов, видеотренингов, ролевых игр, практикумов, что значительно повысит уровень адаптационных способностей обучаемых, сформирует положительный образ учителя и возродит престиж его профессии. Акмеологический подход в педагогической практике независимо от предмета преподавания необходимо ввести во всех дошкольных и школьных заведениях в процессе разнообразной деятельности - трудовой, спортивной, интеллектуальной, познавательной, художественной. Акмеологический подход закладывает модель глубоко нравственного отношения к различным областям человеческой жизни, и прежде всего к истокам человеческого существования - Родине, родителям, окружающим людям и профессиональной деятельности. Акмеологическая система профилактики играет значительную роль в закреплении положительных моделей благородных межличностных отношений на основе интерактивного общения согласно субъект-субъектной модели отношений. Данная модель стратегии жизни по достижении акме в контексте возрастного, индивидуального, профессионального и личностного развития делает ее достоянием сознания и мировоззренческой установки личности. Акмеологическая система профилактики опирается также на акмеологические технологии оптимизации личностного и профессионального развития, в чем большое место отводится специальной подготовке педагогов. Особое значение в формировании психической устойчивости и развитии адаптационных способностей подрастающего поколения мы придаем преподаванию общественно -исторических дисциплин, которые служат формированию личностной позиции и позитивной установки человека, способствуют развитию умения противостоять девальвации моральных ценностей, потере духовности - острым проблемам нашего времени. Это проявляется в искажении исторических фактов, осуждении и осквернении истории нашей страны и человечества, активном поиске и гиперболизации "черных пятен" в нашей истории. Основу психической устойчивости по отношению к данным явлениям мы видим в воспитании в педагогах глубоких нравственных чувств, морали, умения разбираться в идеологической контрпропаганде, веры в святые общечеловеческие ценности. Такие педагоги грамотно обучат детей самостоятельному критическому мышлению и способности иметь собственное суждение, которое они смогут аргументированно и грамотно обосновать. Педагоги в учебном процессе должны не только передавать детям учебную и научную информацию, но и обучать их метазнаниям и умениям самостоятельно учиться, вооружая наиболее эффективными методами систематического, вдумчивого самостоятельного учебного труда. Эти навыки позволят сформировать духовно сильную личность, независимую от социальных потрясений. В данном контексте важную роль играет также преподавание физической культуры, вовлечение детей в спортивные секции и введение во всех общеобразовательных учреждениях военно-патриотической подготовки. Основную роль в этом процессе должны играть преподаватели физической культуры. Акмеологизация обучения и воспитания - это не только процесс воспроизводства, усвоения опыта предыдущих поколений, который предполагает знание педагогами культуры, обычаев, нравов и традиций социальных групп населения страны и своего региона, но и умение анализировать актуальность для развития личности тех или иных паттернов поведения предыдущих поколений, умения выбирать и прививать детям наиболее важные для формирования психической устойчивости и наиболее приемлемые для оптимальной адаптации в социуме модели поведения. Использованная литература 1. Акмеология. Учебник под ред. А.А. Деркача. М., 2002. 2. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности. М., 2004. 3. Менделевич В.Д., Авдеев Д.А., Киселев С.В. Психотерапия "здравым смыслом". Чебоксары. 1992. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2002. 5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |