ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

HISTORY OF SCIENCE ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: THEORETICAL-
METHODOLOGICAL ASPECTS

Yu.V. Vorozhko, Ph. D., lecturer

The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk

Key words: history, science about physical culture and sports, categories, methodology, law.

The article is devoted to the history-logical and historiographical analysis of the theoretical methodological problems of the periodization, the evolution of scientific knowledge, methodology, contradictions and the category "law" in the context of the history of the science about physical culture and sports.

The author considers, that the continuity of negative components of the science of the Soviet period did not promote to the achievement of the higher level of researches (an extensive method, lack of finances, etc.). According to the author's opinion, the laws in this field of science have probabilistic character, as a modern prediction in a science on the basis of revealing the laws is not still equivalent to the scientific management.


ИСТОРИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Кандидат исторических наук, доцент Ю.В. Ворожко
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: история, наука о физической культуре и спорте, категории, методология, закон.

Следует отметить, что проблема науки для истории не нова. Но время от времени к ней приходится возвращаться, поскольку изменения источниковой базы, появление новых естественно-научных знаний, оригинальных теоретико -методологических исследований, а также смена научных парадигм влекут за собой изменения во взглядах на предмет истории науки о физической культуре и спорте, ее методологию, обусловленность исторического процесса, природу исторических законов, как, впрочем, и на факт их существования.

Генезис науки о физической культуре и спорте тесно связан с возникновением и развитием вузовской науки [11], историю которой, на наш взгляд, можно разделить на несколько периодов:

I - вторая половина XIX в. - 1917 г. - период зарождения и формирования вузовской науки;

II - 1917 г. - конец 20-х гг. - период разделения учебной и научной деятельности;

III - конец 20-х - середина 50-х гг. - период развития научной работы по кафедральному принципу;

IV - середина 50-х - середина 80-х гг. - период активного развертывания научно-исследовательской работы в виде отраслевых и проблемных лабораторий;

V - середина 80-х гг. - начало XXI в. - период реформирования науки как системы (до 1990 г. - в рамках социалистического пространства, с 1990 г. - в условиях рыночных отношений).

Выделенная автором периодизация, в основу которой положен организационный принцип, во многом условна и отражает только основные тенденции генезиса вузовской науки, в рамках которой формировалась наука о физической культуре и спорте.

Анализ исторических [6, 9-11, 15, 19], педагогических [8,10,19,20], теоретико -методологических [1-5, 7, 12-14, 16-18] и других исследований, характерных для всех периодов развития науки о физической культуре и спорте, показал постоянно возрастающий интерес российского общества и как следствие исследователей к физической культуре и спорту, получению новых знаний, в частности по таким вопросам, проблемам и направлениям, как:

- всеобщая история физической культуры и спорта (Н.И. Пономарев, С.Д. Синицын, Ф.И. Самоуков, Н.И. Торопов, Г.Д. Харабуга, Ю.П. Симаков и др.);

- история отечественной физической культуры и спорта (А.В. Грачев, Е.Ю. Зеликсон, Д.А. Крадман, И.Г. Чудинов, Т.М. Каневец, Г.С. Деметер, К.А. Кулинкович, А.Е. Цимбадзе, О.А. Мильштейн, Л.А. Финогенова и др.);

- история международного спортивного и олимпийского движения (П.А. Соболев, Н.Н. Бугров, Н.И. Любомиров, В.П. Козьмина, А.Б. Суник, А.О. Романов, Р.М. Киселев, В.С. Родиченко, В.В. Столбов, Ю.А. Талалаев, С.И. Гуськов и др.);

- социология физической культуры и спорта (В.И. Жолдак, В.П. Козьмина, И.Г. Кукушкин, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.);

- медико-биологические аспекты (А.Н. Крестовников, М.Ф. Иваницкий, И.М. Саркизов-Серазини, Н.М. Зимкин, Д.Д. Донской и др.);

- роль физической культуры и спорта в жизни советского общества (А.И. Крячко);

- физическая культура и здоровье (М.А. Герд);

- возрастные аспекты спорта (Н.П. Новоселов, Ф.П. Шувалов и др.);

- роль спорта в формировании социально активной личности (И.Д. Беляев, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко и др.).

Социальное и психологическое направления исследований физической культуры и спорта были представлено в работах А.А. Нечаева, А.Ц. Пуни, В.Ф. Чижа, М.А. Арвисто, Д.А. Богдановой, И.П. Волкова.

Весомый вклад в создание и развитие теории физической культуры и спорта внесла педагогическая наука, в частности работы по проблемам:

- общих принципов, целей, средств и форм физического воспитания (А.Д. Бутовский, В.В. Гориневский, Г.И. Кукушкин, А.Д. Новиков и др.);

- биомеханических основ тренировки (Н.Н. Яковлев, Н.А. Бернштейн);

- основ воспитания физических способностей (В.Г. Гришин, В.М. Зациорский, Г.Г. Наталов и др.);

- общей теории физической культуры и спорта (В.М. Выдрин, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев и др.).

На рубеже 1970 -1990-х гг. научные знания российских исследователей пополнились теорией культуры, ставшей в нынешних условиях методологической основой перспективного развития теории физической культуры и спортивной тренировки. Начало исследований проблем физической культуры как вида культуры связано с научной деятельностью В.М. Выдрина, который в качестве критериев физической культуры выдвинул меру возвышения над природой и качество результатов деятельности.

Не останавливаясь подробно на оценке огромного вклада российских исследователей и государства в развитие науки о физической культуре и спорте, отметим лишь глубокую преемственность научных исследований, а также традиций советского и постсоветского периодов, причем преемственность не только позитивных, но и, к сожалению, нередко негативных составляющих (экстенсивный метод, недофинансирование и т.д.), которые при последующем невнимании государства приобрели статус основных причин глубокого современного кризиса.

В отличие от государства, официально провозгласившего необходимость реформирования отечественной науки в начале 1990-х гг., как ни парадоксально, российское научное сообщество (особенно представители социально -гуманитарных наук) оказалось неподготовленным и как следствие консервативным и пассивным к реформе. Оно благополучно "перекочевало" в постсоветское научное пространство с прежним теоретико-методологическим потенциалом и нередко нетерпимостью к "инакомыслящим". Свидетельством этому очевидному историческому факту являются дискуссии на страницах научных журналов не об эффективности результатов исследований различных методологических направлений, а о целесообразности использования той или иной общеуниверсальной парадигмы.

На наш взгляд, в большинстве научных трудов в сфере физической культуры и спорта, за исключением части естественно-научных исследований, основой которых является "частная" методология, авторами используется классическая диалектико-материалистическая методология (отчасти видоизмененная), усилившая свои позиции в результате неудачного использования отдельными учеными альтернативных универсальных парадигм (например, синергетики). Методологический плюрализм в истории науки о физической культуре и спорте находится в процессе становления.

Таким образом, на наш взгляд, предсказание в науке на основе выявления законов истории равносильно научному управлению обществом. Движущие силы истории - не только экономика, а в ее основе технический прогресс, - но и масса других факторов духовной, культурной и политической жизни общества, в котором человек выступает как личность. Итак, утверждают одни историки, универсальных "законов истории" нет. Даже когда законом объявляется решающая роль народных масс, тут же добавляется, что роль личностей тоже нельзя сбрасывать со счетов. Альтернативность общественного развития всегда ставит перед субъектом возможность выбора варианта поведения. Именно поэтому экономические законы, а это более или менее устойчивая закономерность, не обязательно диктуют человеку, как ему нужно поступить в том или ином случае. Законы, выявленные в науке, истории науки о физической культуре и спорте, имеют вероятностный характер в связи с особенностью объекта исследования. Направление представителей отрицания "законов истории" немногочисленно. Вместе с тем это ученые с мировым именем, и аргументы в пользу их точки зрения достаточно серьезны и имеют право на существование.

Литература

1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: философские очерки. - Кишинев: Штиинца, 1986. - 160 с.

3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). Л., 1988. - 45 с.

4. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму / Сб. офиц. документов и материалов. - М.: Советский спорт, 2002, № 3, с. 14, 15.

5. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 4-6.

6. Добрынина В.И., Добрынин В.В., Кухтевич Т.Н. и др. Общество - высшая школа - молодежь. - М.: НИИВО, 1995, с. 139, 159.

7. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по теории физической культуры. Л.: 1990. - 45 с.

8. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 236 с.

9. Исаев А.А. Спортивная политика России. - М.: Советский спорт, 2002, с.98, 100, 102.

10. Крячко И.А. Физическая культура: Основы советской физической культуры в научно-популярном изложении. - М.: ФиС, 1958. - 286 с.

11. Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность. - М.: Наука, 1990, с. 76, 77, 82.

12. Муравьев В.И., Ворожко Ю.В. Философские и теоретико-социологические аспекты знания о физической культуре и спорте: Учеб. пос. - Омск: СибГАФК, 2001. - 36 с.

13. Пономарев Н.А. Методологические основы наук о физической культуре // Сб. науч. тр. Л., 1978. - 48 с.

14. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 279 с.

15. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2000. - 423 с.

16. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. - М.: Политиздат, 1975. - 247 с.

17. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 7, с. 45-49.

18. Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М., 1984. - 99 с.

19. Суник А.Б. Становление и развитие в СССР истории физической культуры как науки (1917 - середина 80-х годов): Автореф. докт. дис. М, 1987. - 33 с.

20. Физическая культура и советский образ жизни / К.В. Адамсон, Х. Титма, М.А. Арвисто, А.С. Чесноков. - М.: ФиС, 1982. - 240 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: