ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

THEORETICAL BASES OF PROFESSIONAL-SPEECH TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

A.I. Chuchalina, Ph. D.

O.M. Chusovitina, Ph. D.

N.M. Kostikhina, Ph. D., professor

Key words: professional-speech training, professional-speech behaviour, professional speech, speech situation.

In the article there were revealed and generalized the theoretical bases and pedagogical conditions of the professional-speech training in a specialized high school. The Authors consider, that the form of display of a professional dialogue is speech behaviour, and the contents - its professional speech. Therefore these two components of the professional-speech dialogue are considered in unity in professional-speech training of a specialist of physical culture. A technological element of training of students in the process of the professional-speech training is a speech situation.

The authors develop the complete theory of professional-speech training. The given scientific direction reveals prospects for applied works in the given field.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кандидаты педагогических наук А.И. Чучалина , О.М. Чусовитина
Кандидат педагогических наук, профессор Н.М. Костихина

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: профессионально-речевая подготовка, профессионально -речевое поведение, профессиональная речь, речевая ситуация.

В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку и из аспектов общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные [6, 8, 5].

В теории и практике физической культуры выражение "речь учителя", как правило, употребляется в качестве устной речи (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевается как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса - устные высказывания.

Между тем разработки в психологии и социологические теории речевого общения позволяют отметить, что форма проявления речевого общения - речевое поведение собеседников, а содержанием - их речь.

Речь и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми.

В контексте нашего исследования можно предположить, что форма проявления профессионального общения - речевое поведение учителя физической культуры, а содержание - его профессиональная речь. Поэтому в профессионально-речевой подготовке специалиста эти два компонента профессионально-речевого общения авторами рассматриваются в единстве.

Целью нашего исследования было изучение теоретических основ профессионально-речевой подготовки студентов физкультурных вузов.

Профессиональная речь как объект исследования представляется по своей функциональной и структурной направленности в виде феномена, который в конкретных условиях реализации легко расслаивается на отдельные профессиональные разновидности (педагогическая, юридическая, инженерно -техническая и др.).

Кроме того, по мнению Н.К. Гарбовского (1989), важным компонентом профессионального речевого акта является адресат, партнер по коммуникации. Психологические и социальные особенности статуса отправителя речи и адресата позволили автору выделить в качестве самостоятельных интерпрофессиональную и интрапрофессиональную коммуникации. "Интерпрофессиональная коммуникация представляет собой речевые акты, в которых профессиональные роли коммуникантов не совпадают". Характерным примером в этом случае, на наш взгляд, является общение типа учитель-ученики, учитель-родители. "Интрапрофессиональная коммуникация осуществляется внутри определенной социально -профессиональной общности". Хочется отметить, что коммуникация по модели "специалист-специалист" в области физической культуры и спорта сама по себе неоднородна, поскольку включает и однодисциплинарные и разнодисциплинарные ветви (рис. 1).

Ни в одной из изученных нами работ не представлено четкого определения профессиональной peчи учителя физической культуры, поэтому предлагаем следующее определение: это целостный акт производства текста в конкретной речевой ситуации, адекватное понимание и интерпретация которого обеспечивается специальным языком при соблюдении языковых норм и этики общения.

Модель владения профессиональной речью учителя физической культуры характеризуется тем, что ее признаки принадлежат разным измерениям. Кроме того, этих признаков очень много, поэтому речь одного и того же специалиста может быть "хороша" по одним признакам и "нехороша" - по другим. Речь одного и того же индивида никогда не бывает такой, чтобы все ее многочисленные признаки находились на одном качественном уровне. Поэтому описать и проанализировать модель профессиональной речи целесообразно по компонентам, получившимся при перемножении множителей ("факторов") (Л. Терстон, Дж. Гилфорд).

Рис. 1. Виды коммуникации профессионалов в области ФКиС

При построении пространственной (геометрической) модели множители абстрактны, а их пересечения ("точки") конкретны. В нашем случае множители получаются как результаты: простого наблюдения результата профессиональной речи как единства трех фаз; логической и статистической абстракции.

Модельное описание профессиональной речи учителя физической культуры опирается на три аксиомы: пользуясь устной речью в профессиональной деятельности, учитель либо говорит, либо слушает; результат профессиональной речи обеспечивается единством и реализацией 3 фаз речевой деятельности: ориентировки, исполнения, контроля; уровень владения профессиональной речью может быть большим или меньшим, лучшим или худшим.

Полученная модель (рис. 2) позволяет заметить некоторые связи и отношения между компонентами профессиональной речи.

Речевое поведение учителя включает систему речевых поступков. Речевой поступок характеризуется как основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определённого результата. В структуру речевого поступка входят субъект, объект, цель, содержание, используемые средства - вербальные и невербальные. В многообразии речевых поступков различают такие коммуникативные типы, как повествование, вопрос, побуждение и

восклицание. Каждому речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический и интонационный строй. В зависимости от используемых средств выделяют два вида речевого поведения учителя: вербальное и невербальное.

Вербальное поведение выполняет информационную и коммуникативную функцию, т. е. посредством вербальных и акустических средств учитель передает информацию и обменивается ею с учащимися. Качество и эффективность использования вербальных средств характеризуется коммуникативными качествами речи (правильностью, точностью, чистотой, выразительностью, доступностью, богатством, логичностью). Показателем эффективного использования учителем акустических средств является сформированная техника речи, которая включает сформированные качества голоса, дикцию.

Невербальное поведение выполняет осведомительную и регулятивную функции в процессе общения. Если словесный канал используется для передачи информации, то невербальный - для "обсуждения" межличностных отношений. К невербальным средствам относят кинетические (движения тела - жесты, мимика, пантомимика) и проксимические средства (пространственная организация общения). Речевое поведение учителя в обобщенном виде представлено на рис. 3.

Технологическим элементом обучения студентов в процессе профессионально-речевой подготовки является речевая ситуация.

Выделим и определим стандартные речевые ситуации, которые имеют место в классно-урочной и внеклассной деятельности учителя физической культуры (см. таблицу). Характеристика возможных речевых ситуаций осуществлялась с помощью элементов двух групп. Первую группу - сцену действия - составляют четыре элемента: тип события, тема, функция, обстановка. Вторую группу элементов события образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения.

Типы речевых событий определяются основными видами деятельности преподавателя физической культуры, поэтому к их числу мы отнесли урок, тренировочное занятие, физкультурный праздник, классный час, родительское собрание, методический совет.

Конструирование речевых высказываний в обозначенных речевых ситуациях осуществляется через совокупность алгоритмических действий: определение замысла высказывания осознание мотива высказывания разработка моделей действия конкретизация задач речевого взаимодействия оценка вариативного речевого высказывания анализ изменения позиции общающихся анализ достижения общего результата деятельности.

Рис. 2. Модель профессиональной речи учителя физической культуры

Рис. 3. Структура речевого поведения учителя

Возможные речевые ситуации физкультурной деятельности

Тип события

Тема

Функция

Обстановка

Признаки участников

Урок изучения нового материала

Построение в шеренгу и в колонну по одному (1-й класс)

Информирующая

Спортивный зал

Учитель -ученики

Урок закрепления

Закрепление техники эстафетного бега с передачей эстафеты сверху (9-й класс)

Инструктирующая,

информирующая

(выработка умений и

навыков)

Школьный стадион

Учитель -ученики

Контрольный урок

Попеременный двухшажный ход с палками (лыжная подготовка, 4-й класс)

Инструктирующая оценивающая

Школьный стадион

Учитель -ученики

Тренировочное занятие (спортивные секции)

Закрепление техники плавания кролем на спине

Инструктирующая информирующая

Бассейн

Тренер - спортсмены

Физкультурный праздник

Рождественские игры

Экспрессивная, агитационная, эмотивная

Парк

Учитель -ученики, родители, коллеги

Классный час

Спортивный КВН

Агитационная эмотивная

Актовый зал

Учитель -ученики

Родительское собрание

Воспитание правильной осанки у детей

Информирующая,

аргументирующая,

агитационная

Учебная аудитория

Учитель - родители

Методический совет

Здоровый образ жизни в школе

Информирующая,

аргументирующая,

эмотивная

Учебная аудитория

Учитель -учитель

Реализация методики формирования профессиональной речи и речевого поведения в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта осуществляется в реальных условиях учебного процесса через факультатив "Основы профессиональной речи" и "Профессионально-речевое поведение преподавателя физической культуры", благодаря чему студенты должны овладеть ориентировочной основой профессиональной речи и речевого поведения, максимально соответствующей коммуникативным задачам и речевым ситуациям урока физической культуры.

При реализации экспериментальных программ учитывали следующие положения: во-первых, преподавание всех дисциплин должно быть концептуальным; во-вторых, преподавание должно отвечать требованиям операциональности, т.е. компоненты профессиональной речи и профессионального речевого поведения должны предстать перед студентами как некая совокупность стратегии профессиональной деятельности; в-третьих, обучение должно быть проблемным, ибо единицей работы педагога выступает не "порция информации", а ситуация; в-четвертых, требование рефлексивности предполагает, что актуализация элементов профессиональной речи и речевого поведения побудит студентов к осмыслению своего речевого опыта, профессиональной деятельности.

Для определения конечного результата профессионально-речевой подготовки студентов физкультурного вуза нами была составлена карта профессионально значимых показателей речи и речевого поведения будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Выделенные основные положения формирования основ профессиональной речи и речевого поведения, на наш взгляд, наиболее значимы и, соответственно, особенно важны, поскольку профессионально-речевая подготовка студентов востребуется преподавателями вузов уже как целостная система.

Литература

1. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека / Г.И. Богин. Калинин, 1975. - 128 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. М., 1991. - 207 с.

3. Гарбовский Н.К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) / Н.К. Гарбовский // Функционирование системы языка и речи. М., 1989, с. 31-35.

4. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. 1959, т. 1, с. 441-469.

5. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение: Материалы к экспериментальной программе "Педагогическая техника учителя" / В.А. Кан-Калик. М., 1988. - 134 с.

6. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина. Гомель, 1976. - 57 с.

7. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986, № 2, с. 21-30.

8. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. / А.А. Леонтьев. М., 1999. - 365 с.

9. Сластенин В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В.А. Сластенин // Советская педагогика. 1991, № 10, с. 79-84.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!