Abstract CONCEPT OF TRAINING OF SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS N.L. Litosh, Ph. D., lecturer The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk Key words: adaptive physical culture, professional training, disciplines of specialization, curriculum, skills of graduate, practice. The authors have developed a working curriculum on the disciplines of the specialization "Adaptive physical culture and sports for disabled persons" on the basis of the curriculum of training of specialists for the work in special (correctional) educational establishments and establishments of additional education. The given program provides studying seven subjects as a result of which mastering the graduate should possess certain knowledge and skills in the field of the adaptive physical culture and sports. The authors have also developed a technology and the contents of practices and determined the structure of professional-pedagogical skills of specialists in the adaptive physical culture.
|
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СибГУФКе Кандидат
педагогических наук, доцент Н.Л.
Литош Ключевые слова: адаптивная физическая культура, профессиональная подготовка, дисциплины специализации, учебная программа, умения и навыки выпускника, производственная практика. Актуальность. В настоящее время у специалистов нет единого мнения по поводу определения перечня необходимых специализаций, а также по содержанию блока "Дисциплины специализации" специальности 032102 - "Адаптивная физическая культура". По нашему мнению, для определения перечня специализаций целесообразно использовать критерий "вид нарушения в развитии". Практика дифференциации на специализации по признаку "вид нарушения в развитии" в коррекционной педагогике сложилась исторически. Тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития и детей с легкой степенью умственной отсталости [1], а также дефицит физкультурных кадров для работы с ними [4, 5] обусловливают острейшую потребность в подготовке кадров по специализации "Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта". Коллегия Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта одобрила нашу концепцию, и вышеназванная специализация внесена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000 г.) специальности 032102 - "Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". Целью нашего исследования является обоснование и разработка технологии профессиональной подготовки студентов по специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" с учетом специализации. Отличительной особенностью Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032102 является то, что он включает не только федеральный, но и национально -региональный (вузовский) компонент, наполняемый вузами в соответствии с имеющимся научно-методическим, кадровым и материально-техническим обеспечением учебного процесса. При разработке учебного плана СибГУФКа по специальности "Адаптивная физическая культура" были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста с учетом предполагаемой специализации выпускника. В содержание национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента включены дисциплины, отражающие специфические особенности будущей профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: олигофренопедагогика, основы логопедии, детская патопсихология, психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями в развитии, адаптивный спорт и др. Мы предлагаем фрагмент учебного плана СибГУФКа по специальности 032102, разработанный с учетом обучения студентов специализации "Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта" (см. таблицу). В качестве предмета для научного обоснования технологии подготовки физкультурных кадров по специальности 032102 избрана специализация - "Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта". Нами разрабатывается модель специалиста по адаптивной физической культуре, осуществляется применение в учебном процессе студентов методики формирования профессионального интереса, практических умений и навыков, необходимых для будущей деятельности выпускника. На основе положений проекта квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту, подготовленной лабораторией фундаментальных проблем высшего физкультурного образования РГУФКа (2003 г.) и рекомендаций Н.А. Строговой [6], нами определены и модифицированы виды и содержание профессионально -педагогических умений специалиста по адаптивной физической культуре. Кроме общепринятых профессиональных умений, необходимых в педагогической деятельности, мы выдели две группы профессионально-педагогических умений, значимых для специалиста по адаптивной физической культуре: диагностические и трансформационные. Нами также разработана рабочая учебная программа по дисциплинам специализации "Адаптивная физическая культура для лиц с нарушенным интеллектом" [3] на основе учебного плана подготовки специалистов для работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. При организации процесса профессиональной подготовки студентов, специализирующихся в области адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушенным интеллектом, мы предусматриваем изучение семи учебных дисциплин: 1. Характеристика субъекта и объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре. 2. История и становление систем образования, физического воспитания и коррекционной помощи лицам с физическими и психическими нарушениями развития в странах мира. 3. Физическое состояние и психологическая характеристика лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием. 4. Содержание образования и физического воспитания лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием в государственных учреждениях. 5. Методика проведения
физкультурных занятий с умственно
отсталыми лицами и с детьми с
задержанным 6. Методика проведения физкультурно-спортивных занятий с умственно отсталыми учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений по программам дополнительного образования. 7. Методика проведения дополнительных физкультурно-спортивных занятий с умственно отсталыми лицами по международным олимпийским программам (факультатив). В результате освоения программного материала специалист-выпускник должен знать: - цель, задачи адаптивной физической культуры и спорта; - перечень и содержание специализаций адаптивной физической культуры как учебной специальности высшего профессионального образования; - психолого-педагогические особенности умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием; - организацию, структуру и содержание системы образования и физического воспитания умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием (в государственных образовательных учреждениях, в учреждениях социальной защиты и здравоохранения); - особенности содержания занятий и методики выбора средств адаптивной физической культуры для лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием; - особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств, форм построения занятий лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием; - виды планирования и контроля процесса адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушением интеллекта; Фрагмент учебного плана подготовки студентов СибГУФКа по специальности 032102 - «Адаптивная физическая культура»
уметь: - осуществлять планирование и организацию процесса физкультурного образования умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием; - разрабатывать современные педагогические технологии проведения занятий адаптивной физической культурой и спортом лиц с нарушениями интеллекта и детей с задержанным психическим развитием; - выбирать адекватные средства и методы воспитания личности лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием; - проводить обобщение передового опыта и научные исследования в области адаптивной физической культуры и спорта; владеть: - методиками проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами и детьми с задержанным психическим развитием. Учебная работа проводится в форме лекций, методических и семинарских занятий и учебной практики в соответствии с организацией занятий по дисциплине "Технологии физкультурно-спортивной деятельности". Кроме перечисленных форм занятий предусматривается самостоятельная работа студентов по разделам данной программы. В настоящее время разработано содержание учебно-методического комплекса обеспечения процесса обучения данной специализации: учебные программы очной и заочной форм обучения, лекции, планы семинарских и методических занятий, учебно-методические пособия и рекомендации, задания для самостоятельной работы студентов и тестовая компьютерная программа контроля знаний студентов по всем дисциплинам специализации. Перед нами стоит задача организовать процесс обучения студентов дисциплинам специализации, который бы имел практическую направленность. Для реализации этого кафедрой при поддержке администрации СибГУФКа, принято решение организовать на учебно-спортивной базе специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов преподавание дисциплин специализации, дисциплин "Технологии физкультурно-спортивной деятельности", "Физическая подготовка", прохождение студентами различных видов практики. Новая стратегия обучения предполагает большое внимание к методике и уровню проведения производственных практик. Нами разработаны структура и технология непрерывной практики, организация которой осуществляется методом погружения, параллельно с изучением соответствующих дисциплин специализации, учебной дисциплины "Технологии физкультурно -спортивной деятельности" и основных дисциплин специальности и включающая: содержание учебной практики студентов, педагогической практики (в массовых школах при занятиях с учащимися классов коррекционного и компенсирующего обучения), практики по специальности (в специальных - коррекционных - школах на уроках физической культуры и занятиях ЛФК) и практики по специализации (по выбору студента - в школе-интернате, ДЮЦ (ДЮКФП), отделении ДЮСШ). Программы данных видов практики предусматривают проведение студентами экспериментальных научных исследований по тематике дипломных работ, направленных на развитие и совершенствование форм организации и методик обучения детей и подростков с нарушением интеллектуального развития в процессе адаптивной физической культуры и спорта. Разработанная программа непрерывной практики в настоящее время внедряется в учебный процесс подготовки студентов СибГУФКа, обучающихся по специализации "Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта". Предполагается, что данная структура и технология проведения практики позволит сформировать педагогические умения и навыки студентов, необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Практическая реализация принципа соединения науки и практики возможна лишь при условии привлечения и отбора в вуз способных абитуриентов. На основании исследований по результатам собеседования, психолого -педагогической диагностики и показателей двигательных тестов абитуриентов, поступающих для обучения по специальности "Адаптивная физическая культура", нами разрабатываются требования к психофизической подготовке и уровню их физической подготовленности. Таковы основные положения и предполагаемые результаты концепции подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в СибГУФКе. Литература 1. Астафьев Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Астафьев Н.В., Самыличев А.С. - Омск: СибГАФК, 1997. - 40 с. 2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: уч.пособие / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. - М.: Сов.спорт, 2000. - 240 с. 3. Литош Н.Л. Физическая культура для лиц с нарушенным интеллектом: Уч. программа / Н.Л. Литош, Н.В. Астафьев. - Омск: СибГАФК, 2000. - 60 с. 4. Орлова Е.А. Проблема подготовки учителей физической культуры для вспомогательных школ // Состояние и пути развития многоуровневого физк. образования/ Труды всерос. науч.-практ. конф. /Е.А. Орлова. Тюмень,1996, с. 87-88. 5. Самыличев А.С. Подготовка специалистов: учитель физкультуры-дефектолог / А.С. Самыличев // Дефектология. 1995, № 3, с. 86-87. 6. Строгова Н.А. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании /Матер. совместной науч-практ. конф. проф.-преп. и науч. состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК /Н.А. Строгова. - Малаховка: МГАФК, 2002, с. 215-218. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|