Abstract TECHNOLOGY OF DIAGNOSTICS OF PHYSICAL CONDITION AND PEDAGOGICAL WAYS OF IMPROVEMENT OF SIBERIAN CHILDREN L.G. Kharitonova, Dr. Biol., professor, honoured worker of the higher school of the Russian Federation, the director of scientific research institute I.A.Kuznetsova, Ph. D., lecturer Scientific research institute of activity in extreme conditions, Omsk The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk Key words: health, physical condition, computer technologies, pedagogical improving programs. The purpose of research was the development of the software-hardware support of diagnostics of a physical condition of children with various levels of health and the use of the data for the development of improving programs. The authors have developed the technology of complex testing of a physical condition and a series of computer technologies which can be used for processing the results. The use of the developed automated technology allows to get maximum information from minimum data in minimal time.
|
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ СИБИРИ Доктор
биологических наук, профессор, Кандидат биологических наук, доцент И.А. Кузнецова Научно-исследовательский
институт деятельности в
экстремальных условиях, Омск Ключевые слова: здоровье, физическое состояние, компьютерные технологии, педагогические оздоровительные программы. Проблема здоровья молодого поколения России выдвигается в число приоритетных задач общественного и социального развития, что обусловливает актуальность ее теоретической и практической разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований, выработку новых методических, организационных подходов к формированию, сохранению и повышению уровня здоровья. В связи с этим в процессе физического воспитания детей с проблемами в развитии необходимы знания о возрастных особенностях физического состояния ребенка в сочетанной взаимосвязи с развитием различных морфофункциональных систем, психических и двигательных функций, а также степени двигательных нарушений. Основным "маяком" комплексных исследований физического состояния и здоровья учащихся, на наш взгляд, должен быть совместный приказ двух министерств: Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму № 292/257 от 19.07.1996 г. и приказ № 337 Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 г. "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры". Данные приказы раскрывают методические подходы к организации мониторинга здоровья учащихся. Исходя из того что физическое состояние человека рассматривается с разных позиций (В.А. Нестеров, А.А. Гужаловский, В.М. Зациорский и др.), до настоящего времени этот вопрос решается по-разному. В своих исследованиях мы придерживались мнения названных авторов и рассматривали физическое состояние как интегральный показатель, который должен как минимум включать оценку физической подготовленности, физического развития, функциональной готовности и здоровья детей. Целью настоящих исследований была разработка программного компьютерного обеспечения диагностики физического состояния детей с различным уровнем здоровья, использование полученных диагностических данных для разработки педагогических программ оздоровления школьников и массовом обследовании или мониторинге здоровья детей, проживающих в экстремальных условиях Сибири. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить возрастные закономерности и выявить особенности показателей, отражающих физическое состояние детей с различным уровнем здоровья. 2. Разработать серию компьютерных программ для экспресс-диагностики физического состояния организма школьников с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта и практически здоровых детей. 3. Теоретическое и экспериментальное обоснование оздоровительных программ для детей с различным состоянием здоровья и физического развития. В качестве методов исследования выступали : антропометрические измерения (для оценки физического развития); физиологические методы с использованием автоматизированной системы "Ритм", электрокардиографии; спирометрии, пневмотахометрии, гипоксических проб; определение физической работоспособности (велоэргометрический тест PWC150-170) и максимального потребления кислорода; определение психомоторных способностей: простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно-моторной реакции, реакции на движущийся объект, тактильно-кинестетических способностей, статической координации, динамической пространственной координации, комплексных координационных способностей, подвижности нервных процессов, уровня оперативного мышления, типа нервной системы; косвенная оценка мышечной композиции. Исследования проводились на базе НИИ ДЭУ СибГУФКа, массовых и коррекционных школ (для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта) г. Омска и Омской области, Крайнего Севера, Алтая в период с 1999 г. по настоящее время. Общее количество испытуемых - 3767 человек, из них: 2200 - относительно здоровых; 664 - с нарушением интеллекта; 370 - с тяжелыми нарушением речи; 263 - с нарушением слуха; 270 - с нарушением зрения. Результаты исследований: - впервые получена и систематизирована комплексная информация о возрастно-половых закономерностях и особенностях морфофункционального развития во взаимосвязи с уровнем физической подготовленности организма школьников 7-15 лет с нарушением зрения, речи, слуха, интеллекта в сравнении со здоровыми сверстниками (за неимением возможности отразить возрастные закономерности всех изученных нами функциональных показателей детей в работе представлены фрагменты исследований сердечно-сосудистой системы); - обнаруженные закономерности позволили разработать дифференцированные шкалы оценки физического развития, гемодинамики, вегетативной регуляции сердечного ритма, функции внешнего дыхания, абсолютных и относительных величин МПК с учётом основной патологии, возраста и пола учащихся 7-15 лет с нарушением слуха, зрения, интеллекта и речи; - выявлены возрастные закономерности в развитии ведущих двигательных качеств, психомоторных способностей; представлено обоснование сенситивных периодов в их развитии с учетом морфотипологических особенностей организма учащихся с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи; впервые получена и систематизирована информация о возрастно-половых закономерностях и особенностях формирования и развития базовых КС у школьников с нарушением в развитии в сравнении со здоровыми школьниками; - разработана технология комплексного тестирования для оценки уровня базовых КС построения индивидуального профиля их развития; разработаны шкалы дифференцированной оценки уровня развития различных координационных проявлений у данной категории детей, которые послужили основой для создания блочных систем в оздоровительных программах, оказывающих стимулирующее воздействие на процессы коррекции и компенсации нарушенных функций анализаторов ЦНС. На основании выявленных закономерностей и разработанных шкал дифференцированной оценки предложена методика комплексного контроля за физическим состоянием детей с нарушением в развитии. Диагностика физического состояния осуществляется с применением компьютерных технологий, разработанных нами с учетом возраста, пола и специфики основной патологии. Разработка компьютерных технологий осуществлялась прежде всего на основе идей моделирования единой сложной биосистемы, информатики, теории и методики тестирования. Диагностика физического состояния включает 5 основных блоков. Первый блок системы (условно назван нами "Антропометрия"), взаимосвязан со сбором анамнеза, направлен на выявление основного и сопутствующих заболеваний, исследование самочувствия ребенка и физического развития в день обследования. Оценка уровня физического развития с использованием серии расчетных индексов осуществляется с помощью, разработанной нами компьютерной технологии. Второй блок связан с диагностикой комплекса параметров, отражающих физиологические процессы в условиях относительного покоя (функции дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, регуляторных процессов). С помощью третьего блока (велоэргометрии) оценивался уровень общей физической работоспособности по тесту PWC 150-170 с параллельной оценкой МПК. Тестирование осуществлялось на велоэргометре или с помощью степ-теста по методике Л.И. Абросимовой (1991). Уровень физической работоспособности, аэробные возможности и процесс срочного восстановления оценивались на компьютере по разработанной нами технологии. Четвертый блок (психомоторика) предусматривал оценку психомоторного развития детей с помощью компьютера по разработанной нами технологии. Пятый блок представлял собой интегральную оценку уровня физического состояния школьника. Суммировались показатели по отдельным блокам и давалось общее заключение. Основные преимущества комплексного контроля с использованием автоматизированной технологии заключаются в следующем: простота методов исследования, доступность оборудования, быстрота исследования и обработки данных, получение максимума информации из минимума данных за минимальное время, осуществление коррекции учебных программ в процессе физического воспитания. Разработанная система комплексного контроля за физическим состоянием учащихся с различным состоянием здоровья послужила основой для создания серии педагогических оздоровительных программ для учащихся с отклонениями в развитии интеллекта, зрения, слуха, речи, задержкой психического развития (классы выравнивания). Кроме того, данный методический подход может быть использован при отборе и ориентации детей на занятия различными видами спорта, а также при определении их биологической надежности. По данной проблеме научных исследований разработана серия оздоровительных программ. За прошедший период подготовлено и защищено: 1 докторская и 6 кандидатских диссертационных работ; издано 4 монографии; 6 учебных пособий и 8 методических рекомендаций. Результаты внедрены в практику специализированных школ, физкультурных диспансеров Омска, Надыма, Набережных Челнов, Новосибирска, Новокузнецка, Кемерово, Якутска, Мегиона, Сургута. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |