Abstract OPTIMIZATION OF PHYSICAL CONDITION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ANOMALIES OF MENTAL DEVELOPMENT N.P. Filatova, The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk Key words: physical condition, mentally retardate preschool children, preschool children with general speech deficiency, deprivation, physical abilities, exercises in difficult conditions. The purpose of research was the search of the ways of optimization of a physical condition of preschool children with anomalies of mental development. The Basis of optimization of a physical condition are the performance of the tasks of a high level of difficulty, the preservation of the conducting type of activity and correctional-developing orientation of work of physical education of children with anomalies of mental development. The Inclusion of games and exercises directed on the development of physical qualities, elements of complication of the activity in inopportune classes allows to optimize the physical condition of this group of preschool children.
|
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С АНОМАЛИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Н.П.
Филатова, Л.П. Салтымакова, Л.Ю.
Башта Ключевые слова: физическое состояние, дошкольники с задержанным психическим развитием, дошкольники с общим недоразвитием речи, депривация, физические качества, упражнения в усложненных условиях. Разработка коррекционных программ по физическому воспитанию детей с задержанным психическим развитием (ЗПР) вызывает затруднения, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. Главная объективная из них та, что нейропсихофизиологические особенности детей с аномалиями психического развития, связанные с микропоражениями на уровне стволовых структур мозга (М.Н. Фишман с соавт, 1991-2002), слабой активацией электрической активности коры головного мозга подкорковыми структурами, отставанием в созревании сенсомоторной области коры (О.А. Вятлева, 1991) и снижением активности нейродинамических процессов, обусловливают наличие большого количества видов задержанного психического и речевого развития и трудности разграничения (Г.А. Бутко, 2004; О.Н. Усанова, 1995) двигательных нарушений (О.Н. Усанова, 1995; Е.М. Мастюкова,1997; Е.Е. Дмитриева, 2004). Причем авторы отмечают отсутствие единого типа нарушений моторной сферы и указывают на преобладание недостаточности произвольной регуляции движений, нарушений координации движений в виде несформированности моторики пальцев рук, слабости ориентации в пространстве и неумения сохранять статическое и динамическое равновесия. Значимой субъективной причиной следует признать информационную, эмоциональную депривацию, в условиях которой чаще всего оказываются дети данной категории по причине ограничения контактов со взрослыми и сверстниками. Преобладание в программном материале обучающего компонента не позволяет предлагать детям должный объем двигательной активности, который бы обеспечивал оптимальную моторную и общую плотность физкультурных занятий и способствовал развитию физических способностей (Л.Ю. Башта с соавт., 2005). Проведенные нами наблюдения показали, что во время прогулочных, основных и физкультурных занятий у дошкольников-сирот невысок процент общей двигательной активности (40-60%), а плотность моторных действий составляет 20-40%. Так, многие специалисты в своих исследованиях выделяют низкое физическое состояние дошкольников с аномалиями психического развития. При этом выявлено, что показатели антропометрических данных детей 4-7 лет находятся на низком и ниже среднего уровнях (М.С. Певзнер, 2001: О.В. Решетняк, 2002; Д.В. Григорьев, З.И. Грищенко, 2003; Г.А. Бутко, 2003; М.Н. Дедюлевич, 2004; Н.В. Павлова, 2002). Снижены также функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (В.П. Гогольчева, 2002; Л.Г. Сорокина, 2003; И.А. Кузнецова с соавт., 2002; Ф.Р. Козицина, 2003). В связи с этим актуальной представляется проблема оптимизации физического состояния детей с ЗПР и общим недоразвитием речи (ОНР). В сложившейся ситуации, на наш взгляд, нецелесообразно увеличивать время обязательных физкультурных занятий, так как именно на них решается основная задача формирования у детей двигательных навыков. При этом одним из рациональных путей оптимизации физического состояния дошкольников с проблемами психического развития мы считаем использование внеурочных форм занятий, и прежде всего посредством введения в них двигательно-игровой части (часа здоровья) при условии наполнения ее соответствующим содержанием. Для проверки эффективности предлагаемого пути решения названной проблемы Л.Ю. Башта в 2002-2005 гг. было проведено диссертационное исследование, результаты которого позволяют сделать следующие обобщения: 1. Основным методом работы был избран игровой, который реализовался посредством использования комплекса элементарных и сложных подвижных игр с направленным развитием той или иной физической способности, проводимых ежедневно с учетом возрастных и двигательных особенностей дошкольников 4-7 лет. Сниженное физическое и умственное развитие, а также неоднородные показатели физической подготовленности служили основанием для применения фронтального способа организации и осуществления дифференцированного подхода. Опытным путем были подобраны размеры рабочей зоны для проведения игр и игровых упражнений - 50-75 м2. Занятие детей в рамках данной рабочей зоны сопровождалось увеличением частоты сердечных сокращений до необходимых диапазонов. Физическая нагрузка в подвижных играх и игровых упражнениях регулировалась с помощью формирования играющих групп, расстановки игроков, изменения количества водящих, количества повторений, общего времени игры (упражнения). Роли детей различались по длительности выполнения, интенсивности и координационной сложности действий. Деятельность играющих усложнялась по этим же признакам, и ведущая роль в организации и проведении игр и игровых упражнений отводилась воспитателю. Специфической особенностью его деятельности было выполнение роли водящего в большинстве игр. Проведенное по окончании эксперимента тестирование обнаружило следующее: в показателях испытуемых экспериметальных групп выявлены достоверные отличия по большинству изучаемых физических способностей. Исключение составили показатели гибкости во всех возрастах и скоростно-силовых качеств у 4-5-летних, отдельных проявлений быстроты (частота движений руками) и координационных способностей (КС) - 4-5- и 5-6 -летних (реагирующая способность). Наибольшие темпы прироста были отмечены в группах 5-6- и 6-7-летних детей с ЗПР. Увеличился процент детей, имеющих нормотонический тип реакции на физическую нагрузку и удовлетворительное восстановление, при этом значимых изменений показателей физического развития у испытуемых не выявлено. Отмечено изменение моторной и общей плотности внеурочных форм физкультурных занятий (70-75 и 90-95% соответственно). Л.П. Салтымакова для формирования статического и динамического равновесия у детей с недоразвитием речи использовала на занятиях с ними упражнения на подвижной, легко переворачивающейся опоре (В.М. Шадрин, 1976; Е.Я. Бондаревский, 1981). Проведенные ею моделирующий и основной педагогические эксперименты показали эффективность использования нестандартного оборудования: различных вариантов качающейся, малой по площади опоры, в качестве которой служили отрезки пластиковой трубы различного диаметра - от 10 до 15 см, длиной 40 см, а также "башмачки". Они представляют собой полуцилиндры из древесины с металлической петлей со стороны плоской поверхности изделия для надежного крепления на стопе, с уменьшенной площадью опоры за счет округлой формы нижнего края изделия). Вес каждого такого "башмачка" - 110-130 г. "Башмачки" создают неустойчивое положение , и занимающемуся приходится балансировать во избежание опрокидывания в передне-заднем направлении. Динамика изучаемых показателей в ходе моделирующего эксперимента позволила заключить, что наибольшие темпы прироста способностей к удержанию равновесия имеются при использовании упражнений на качающейся опоре (цилиндрах), предполагающей падение во фронтальной плоскости (стойка на цилиндрах вдоль продольной оси снаряда). В ходе основного эксперимента, состоящего в сравнении эффективности развития равновесия на качающейся (ЭГ1) и устойчивой (ЭГ2) опорах, были получены результаты, свидетельствующие о том, что показатели статического равновесия имеют сходные изменения под воздействием занятий как на качающейся, так и на устойчивой опоре. Наибольшие темпы прироста выявлены в показателях динамического равновесия (выполнения 4 поворотов на узкой рейке гимнастической скамейки). Кроме того, следует отметить, что среди данных показателей в большинстве случаев изменяются те, которые получены при выполнении упражнений, имеющих сложную координационную структуру (прыжок с поворотом, повороты на узкой по площади опоре). В ходе основного эксперимента были также зафиксированы изменения показателей отдельных физических качеств. Результаты эксперимента показали, что у дошкольников, в занятия которых были включены упражнения на качающейся опоре, отмечен значительный прирост в показателях скоростно-силовых и координационных способностей. На наш взгляд, это стало возможным вследствие того, что дети вынуждены были точно распределять вес тела при передвижении на качающейся опоре, что позволило им более рационально выполнять отталкивание при выполнении прыжка с места. Также в каждом занятии выполнялся достаточно большой объем работы скоростно-силовой направленности, поскольку на малой по площади опоре удобнее всего передвигаться прыжками, а не шагом или бегом. Результаты бега на 30 м возросли, но при этом дети не достигли средних возрастных нормативных показателей, это свидетельствует о том, что избирательное развитие КС, в частности способности к равновесию, с использованием нестандартного оборудования и возможное сопряженное развитие скоростно-силовых качеств не способствуют в достаточной мере развитию у детей с ОНР скоростных способностей. Заключение. Таким образом, данные теоретического анализа и экспериментального исследования физического состояния дошкольников с ЗПР и ОНР убеждают, что физическое развитие и физическая подготовленность этих детей, по мнению всех исследователей, требуют оптимизации в связи с их низким уровнем развития. Решение этой задачи сопряжено с рядом субъективных трудностей, отчасти вызванных сложной картиной аномалий. Основной путь ее решения - физическое воспитание на высоком уровне трудностей, определяемом "зоной ближайшего развития" детей. Для этого целесообразно ежедневно использовать внеурочные формы занятий с преимущественным развитием физических качеств в их двигательно-игровой части. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|