Abstract MORPHOGENETICAL BASES OF INDIVIDUAL DISTINCTIONS AND OPPORTUNITIES OF THEIR USE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS I.Yu. Gorskaya, Dr. Hab., professor The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk Key words: constitution, somatic types, biological age, morphogenetical features, anthropo-morphological attributes, sensitive periods. The purpose of the research was the search of the use of morphogenetical distinctions in practice of physical culture and sports for the increase of efficiency of the pedagogical influence. As a result of long-term researches there was received the multiplane information. There were revealed the morphogenetical distinctions in the ratio morphotypes in the general children's population, engaged and not engaged in sports. There was proved the differentiation of the sensitive periods at schoolgirls with various somatic types in the development of motor abilities. On the basis of the information there were developed the series of educational-training and improving programs.
|
МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ Доктор
педагогических наук, профессор И.Ю.
Горская Ключевые слова: конституция, соматические типы, биологический возраст, морфогенетические особенности, антропо-морфологические признаки, сенситивные периоды. Введение . Организм человека - это высшая целостность, сложившаяся исторически со своими законами организации и функционирования, в которой все подчинено закону единства структуры и функции, следовательно, взаимосвязь морфологического субстрата с физическими, психофизиологическими, моторными, сенсорными показателями, а также параметрами нервной системы очевидна. Проблема конституции человека все больше привлекает внимание исследователей. Однако в связи с тем что проблема биологических основ человеческой индивидуальности крайне сложна и многогранна, до настоящего времени существует много нерешенных вопросов, касающихся соотношения генетических и средовых факторов в формировании того или иного типа телосложения (соматического типа), взаимовлияния морфологических и психофизиологических компонентов конституции человека, значимости типологических особенностей при выборе двигательного режима, влияния физических упражнений на отдельные параметры телосложения и т.д. Организация и методы исследования . На протяжении последнего десятилетия в НИИ деятельности человека в экстремальных условиях (директор - д.б.н., профессор Л.Г. Харитонова) и на кафедре медико-биологических основ физической культуры и спорта (завкафедрой - д.п.н., профессор И.Ю. Горская) СибГУФКа проводились многоплановые исследования физического развития, темпов биологического созревания, сенситивных периодов развития двигательных качеств и координационных способностей (КС) у школьников с учетом типа телосложения. Изучалось соотношение разных типов телосложения среди спортсменов различной специализации и квалификации, а также не занимающихся спортом школьников. Выявлялись возможности отбора и прогнозирования спортивных результатов у спортсменов в различных видах спорта (гимнастика, футбол, хоккей, фехтование и др.) во взаимосвязи с соматотипом. Разрабатывались педагогические методики дифференцированного воздействия на двигательную сферу школьников, занимающихся и не занимающихся спортом с учетом морфотипологических особенностей. В настоящей статье представлены наиболее значимые теоретические и практические результаты многолетней исследовательской работы, целью которой был поиск путей использования морфогенетических различий в практике физической культуры и спорта для повышения эффективности педагогического воздействия. На основе полученной информации разработана серия учебно-тренировочных и оздоровительных программ педагогического воздействия на двигательную сферу детей и подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом морфотипологических особенностей. Программы и методики апробированы на практике и внедрены в работу общеобразовательных школ и ДЮСШ Омска и ряда городов Сибирского и Северного регионов. Методы исследования: антропометрия, соматоскопия, соматотипирование, методы оценки паспортного и биологического возраста, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, контрольное педагогическое тестирование, методы математической статистики. Соматотипирование проводилось по методике, основанной на схеме Штефко-Островского (1929) в модификации С.С. Дарской (1975). Исследования проводились на базе НИИ ДЭУ и кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта СибГУФКа, а также на базе ряда общеобразовательных школ, ДЮСШ Омска в период с 1993 г. по настоящее время. Общее количество испытуемых - 822 человека мужского и женского пола в возрастном диапазоне 7-6 лет. Результаты исследования. В процессе исследования получена многоплановая информация, которую можно кратко представить по следующим основным направлениям: 1) использование морфогенетических различий в рамках учебного процесса по физическому воспитанию (на примере школьниц 7-14 лет, И.Ю. Горская, А.И. Карпеев); 2) Использование морфогенетических различий в процессе дополнительных занятий физической культурой (на примере занятий оздоровительной аэробикой девочек 14-15 лет, Д.А. Хозяинова, И.Ю. Горская); 3) Возможности использования морфогенетических различий в процессе спортивного отбора и прогнозирования результатов (на примере фехтовальщиков 10-15 лет различной спортивной квалификации, Я.А. Куценко, Л.Г. Харитонова); 4) Возможности использования морфогенетических различий для дифференцированного тренировочного воздействия в процессе совершенствования двигательных и психомоторных способностей при занятиях спортом (на примере хоккеистов 8-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки, А.В. Маслюков, И.Ю. Горская). В рамках первого направления изучали возрастные закономерности уровня развития КС девочек младшего и среднего школьного возраста, выявили сенситивные периоды развития КС, проявляющихся в упражнениях скоростно-силового типа, с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости. На основе полученной информации разработана и внедрена в практику учебного процесса школ Омска методика дифференцированного совершенствования КС у девочек 7-14 лет с учетом соматотипа. К наиболее значимым результатам исследований в данном направлении можно отнести следующие: - во всех возрастных периодах выявлена гетерохронность в развитии различных видов координационных проявлений у школьниц 7-14 лет. Периоды ускоренного развития КС сменяются периодами замедленного роста и стабилизации. Возрастная динамика развития КС у школьниц 7-14 лет взаимосвязана с морфотипологическими особенностями; - благоприятными (сенситивными) периодами воспитания КС ритмического характера у школьниц 7-14 лет с различным типом телосложения являются: с 7 до 12 лет - у девочек торакального и астенического типов телосложения; с 7 до 10 и с 11 до 14 лет - у девочек мышечного, дигестивного и неопределенного типов телосложения; - выявлено, что сенситивными периодами воспитания КС в упражнениях баллистического характера у школьниц 7-14 лет с различным типом телосложения являются: с 7 до 10 лет - у девочек дигестивного и мышечного типов телосложения, с 7 до 12 лет - у девочек торакального типа телосложения; с 9 до 14 лет - у школьниц астенического и неопределенного типов телосложения; - показано, что сенситивными периодами воспитания КС в упражнениях скоростно-силового характера у школьниц 7-14 лет с различным типом телосложения являются: с 7 до 10 лет и с 11 до 14 лет - у девочек мышечного, астенического и торакального типов телосложения; с 11 до14 лет - у школьниц дигестивного типа телосложения; с 7 до 12 лет - у детей неопределенного соматотипа; - выявлена статистически достоверная отрицательная корреляция между показателями двигательной координации и уровня биологической зрелости у школьниц 11-14 лет. В возрастных группах 7-10 лет такая взаимосвязь отсутствует. Это свидетельствует о том, что наступление пубертатного периода отражается на уровне развития КС. Во время пубертатного периода уровень развития КС снижен. У девочек торакального и астенического типов телосложения выявлены более поздние сроки наступления пубертатного периода в сравнении со школьницами дигестивного и мышечного типов, что необходимо учитывать при построении учебного процесса по физической культуре; - разработана и экспериментально апробирована программа дифференцированного воспитания различных КС во время сенситивных периодов у девочек 7-14 лет с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости. В рамках второго направления изучали возможности использования морфогенетических различий в практике занятий оздоровительной аэробикой девочек подросткового возраста с целью повышения уровня физической подготовленности и оптимизации физического состояния детей. К основным результатам, полученным в этом направлении, можно отнести следующие: - выявлен ряд особенностей физического развития и темпов полового созревания у девочек 14-15 лет разных типов телосложения: а) наименьшие абсолютные и относительные показатели физического развития и наибольший процент отстающих в половом созревании (80%) были выявлены у девочек 14-15 лет астенического типа телосложения; б) наибольшие абсолютные показатели физического развития в сочетании с низкими относительными показателями определены у девочек дигестивного типа телосложения. Темпы полового созревания девочек этого типа телосложения соответствовали возрасту; в) средние показатели физического развития в сочетании с высокими относительными показателями, а также наименьшее количество девочек с отставанием полового созревания (38,1%) выявлены среди обследуемых мышечного типа телосложения; г) средние абсолютные показатели физического развития в сочетании со средними относительными показателями были выявлены у девочек торакального типа телосложения. Отставание темпов полового созревания наблюдалось у 54,4% девочек торакального типа телосложения. Обнаруженные различия легли в основу дифференцированного нормирования нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой с девочками 14-15 лет с учетом темпов полового созревания, уровня физического развития и типа телосложения; - разработана комплексная методика тестирования и шкалы дифференцированной оценки уровня развития базовых КС у девочек 14-15 лет в зависимости от типа телосложения. Результаты тестирования позволяют индивидуализировать процесс оценки и совершенствования координационной сферы девочек-подростков, занимающихся оздоровительной аэробикой; - выявлено, что у девочек 14-15 лет разных типов телосложения и с разным уровнем биологической зрелости уровень развития базовых КС неодинаков в сравнении со среднегрупповыми показателями. Поэтому на занятиях оздоровительной ФК рекомендуется делать акцент: у девочек астенического типа телосложения - на совершенствовании реагирующей КС и способности к ориентации в пространстве; у девочек торакального типа - на совершенствовании дифференцировочной, реагирующей и ориентационной способностей; у девочек мышечного типа - на совершенствовании дифференцировочной и реагирующей КС; у испытуемых дигестивного типа - на совершенствовании способности к дифференцированию различных параметров движения и способности к сохранению равновесия; - разработаны: программа совершенствования базовых КС у девочек 14-15 лет средствами оздоровительной аэробики, включающая блоки упражнений на совершенствование реагирующей, дифференцировочной, ориентационной КС и способности к сохранению равновесия; комплексы для разминки; стато-динамические упражнения партерной части занятия; дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание. Система блочного построения программы позволяет обеспечить оптимальное воздействие на отстающие виды КС в зависимости от типа телосложения и степени биологической зрелости; - в результате воздействия экспериментальной программы совершенствования базовых КС (без учета типа телосложения) зафиксирована неоднородная реакция девочек различного типа телосложения на стандартную педагогическую нагрузку, что свидетельствует о конституциональных различиях в механизмах физиологического обеспечения координационных проявлений. Исследования по третьему направлению велись с целью поиска путей оптимизации и повышения эффективности процесса спортивного отбора, ориентации и прогнозирования результатов (на примере фехтования). К наиболее существенным результатам относятся следующие: - исследованиями установлено, что уровень физического развития юных шпажистов (10-15 лет) соответствует общим закономерностям развития подростков, но темпы возрастных изменений морфофункциональных показателей у шпажистов различных типов телосложения неодинаковы. У шпажистов дигестивного и мышечного типов телосложения во всех возрастных периодах отдельные показатели (вес, весо-ростовой индекс, величина кожно-жировой складки) достоверно (р<0,05) выше соответствующих параметров испытуемых других типов телосложения; - у шпажистов разных типов телосложения при воздействии одинаковой по объему и направленности тренировочной программы выявлены различия не только в уровне и темпах, но и в сенситивных периодах развития общих и специальных двигательных качеств, показателей сенсомоторики; - в результате многолетнего эксперимента выявлено, что шпажисты мышечного и торакального типов телосложения имели численное преимущество в достижении высоких спортивных результатов перед спортсменами астенического и дигестивного типов телосложения (43 и 29%; 14 и 14% соответственно); - спортивный результат у 12-13-летних спортсменов обусловлен комплексом факторов (15 показателей), степень значимости которых у шпажистов различных типов телосложения неодинакова; - в ходе основного педагогического эксперимента выявлено, что для комплексной диагностики способностей шпажистов 12-13-летнего возраста различных типов может быть использована одинаковая тестирующая программа, но ее оценка должна быть дифференцированной (с учетом типа телосложения и значимости отдельных факторов для каждого морфотипа). В рамках четвертого направления проводились исследования с целью разработки основ дифференцированного подхода при построении тренировочного процесса (на примере хоккеистов 8-14 лет), позволяющего повысить эффективность физической и технико-тактической подготовки. Получены следующие основные результаты: - разработана программа тестирования, включающая шкалы дифференцированной оценки уровня развития различных видов КС для хоккеистов разных типов телосложения; - выявлено, что у хоккеистов 8-14 лет различного типа телосложения уровень развития базовых КС неодинаков. У хоккеистов мышечного и дигестивного типов телосложения более высокие результаты выявлены в уровне развития дифференцировочной и реагирующей способностей. Хоккеисты торакального и астенического соматотипов показали более высокие результаты развития ориентационной и тактильно-кинестетической способностей. По результатам тестирования, оценивающего уровень развития способности к равновесию и к максимальной частоте движений кистью, у хоккеистов с различным типом телосложения достоверных различий не выявлено; - разработана и экспериментально апробирована программа совершенствования КС у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки. Программа предусматривает дифференцированный подход к совершенствованию КС в зависимости от типа телосложения юных хоккеистов, что делает тренировочный процесс более эффективным. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |