Abstract FROM PRAXIS TO LOGOS: INTERDISCIPLINARY RESEARCH IN FIELD OF BIOMECHANICS AND SPORTS S.V. Dmitriyev, Dr.Hab., professor, honoured worker of Russian physical culture, State pedagogical university, Nizhni Novgorod Key words: modeling, education through activity, anthrop technologies. The humanitarian tendencies (the acceleration of the humanities' methodology influence to the technologies of education) and humanization (seeking of methods to "humanize" a bio-mechanics and sports-pedagogical kinesiology, accent to personal-activities area of consciousness) made sciences and life philosophical positions dialogue indispensable. This dialogue allows to change the traditional apprehension of human in the education system of the XXI century. The anthrop technologies improvement in educational area (including physical education) on the base of creativity, self-education, self-development will enlarge the opportunities for human professional, psychological, and motor self-realization of people in the our new century.
|
ОТ ПРАКСИСА К ЛОГОСУ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ БИОМЕХАНИКИ СПОРТА Заслуженный
работник физической культуры РФ,
доктор педагогических наук,
профессор, Нижегородский педагогический университет, Нижний Новгород Ключевые слова: моделирование, обучение через деятельность, антропные технологии. Известно, что полноценная научная и образовательная деятельность немыслима без постоянного накопления и переосмысливания знаний об исследуемой предметной области. Одна из целей данной статьи - систематизировать междисциплинарные связи и основные направления исследований в сфере биомеханики спорта и педагогической кинезиологии. В настоящее время биомеханический анализ и синтез "живых движений" человека строятся на различных теоретических и концептуальных основаниях. По своему содержанию, используемому понятийному аппарату и формам описания разные концепции существенно отличаются друг от друга. Так, можно выделить технико-технологические и антропные (антропоцентрические) концепции построения двигательных действий. Технико-технологические концепции спортивно-педагогической биомеханики . В основе данных концепций лежит идея универсализации, генерализации аксиоматизирующих принципов биофизики, сформировавшихся первоначально в классической механике (И. Ньютон). Логическая структура фундаментальных (базисных) принципов теоретической физики была распространена в дальнейшем на системы, связанные с управлением, - биокибернетику (Н.А. Бернштейн), теорию игр и принятия решений (Л.В. Канторович), теорию игровых автоматов (И.М. Гельфанд, В.С. Гурфинкель, М.Л. Цетлин), на работы по искусственному интеллекту (Р. Шенк и Г. Саймон, Ч.Ф. Шмидт, А. Слоумэн). Известно, что в межнаучной математической дисциплине - теории игр и принятия решений (Н.Н. Воробьев, Г. Оуэн, Р. Льюс, Х. Райфа) в центре внимания оказывается понятие поведение (а не деятельность) и его оптимизированные правила (регулятивные принципы), формально-логические механизмы (способы) нахождения оптимальных решений. Следует подчеркнуть, что регулятивные принципы используются не только в поведении сложноорганизованных систем, но и в теории познания и структурной организации (инженерии) знаний (логические и математические операции). Существуют также современные теории бихевиорального поведения , присущего системам живой природы. К ним следует отнести "механику целенаправленного движения" Г.В. Коренева и "целеустремленных систем" Р. Акоффа и Ф. Эмери, исследующих так называемое целевое поведение сложноорганизованных систем. В данных теориях приводится важное, принципиальное различие двух классов движений, присущих системам живой природы: движения, на которые субъект не влияет (естественные движения), и движения, на которые он влияет (поведенческие операции, необходимые для достижения некоторой желаемой цели). Разумеется, сформировавшиеся при исследовании управляемых материальных систем методы анализа не могут быть механически перенесены на ценностно ориентированные и смыслоорганизованные двигательные действия человека , поскольку последние обладают специфическими свойствами (связаны с духовно-ценностной, мотивационной - в целом с мировоззренческой стороной деятельностно организованного сознания личности). Вместе с тем сциентистски ориентированные концепции биомеханики и традиционная дидактика двигательных действий трактуют операционные системы движений спортсмена как независимые от личности деятеля. При этом в коммуникативных дидактических системах элиминируется внутренний мир человека, его субъективность, интенциональность сознания, рефлексивность мышления. Вместо живых людей в данных системах функционируют "социальные агенты". Подлинная культура взаимоотношений между людьми замещается социально -техническими технологиями. Как результат человеческие отношения вырождаются в психотехнические манипуляции. Современное супериндустриальное общество становится, таким образом, сверхсложной социо-технико-технологической системой. Возникает своего рода "социомегамашина", где человек из деятеля-творца превращается в ее элемент - "человеческий фактор". Импульсы к деятельности (хотя и идут через индивида - своего рода "биоида") детерминируются социосистемой и, следовательно, определяются не столько духовно-ценностным слоем сознания человека, сколько его разумом и рассудком (операционным интеллектом). Включенный в "ансамбль общественных отношений", человек должен строго выполнять предписываемые социумом действия. Последние , по сути дела, превращаются в манипулятивны е операции, где окружающая предметная среда деятельности становится high technology (высокотехнологичной "текстурой" - гибридом "техники" и "культуры", по В.А. Кутыреву). В биомеханических работах указанного направления акцент делается на применении механоматематических методов исследования и проектирования автоматического регулирования, надежности систем управления, критериях оценки "входных" и "выходных" параметров, пропускной способности, скорости переработки информации и т.п. Исследуются структуры, функции и биофизические свойства тканей, органов и систем органов, элементы биологической термодинамики, континуальные модели роста и морфогенеза биологических систем. Специалисты по "искусственному интеллекту" (Р. Шенк и Г. Саймон, Ч.Ф. Шмидт, А. Слоумэн) фиксируют внимание главным образом на референтном аспекте установления семантических связей (сделать так, чтобы компьютер мог устанавливать связи между системой символов и обозначаемыми операциями) и игнорируют интенциональные аспекты смысловой организации управляемых систем. Главная цель инженерно-биомеханического проектирования систем движений в спорте - обеспечение максимальной эффективности систем управления, где спортсмен рассматривается в системе "человек-машина-среда" как определенный "человеческий фактор" (human factor). Теоретическая биомеханика построена на методах формализации систем (с элементами биосопромата) с целью создания их математических и физических моделей. Данное направление позволяет на ранних стадиях проектирования операционных систем движений решать проблемы биомоторного программирования, сенсомоторного интеллекта, организации информационных и управляющих связей. Теоретический контекст исследований - генетический: утверждается как происхождение биомеханических понятий и теорий из действия, из праксиса , так и направленность биомеханических исследований на рационализацию праксиса, т.е. конкретной практики и действий человека в предметной среде. Использование современных научных методов (имитационного моделирования, системного проектирования, интеллектуального интерфейса) позволяет оптимизировать управление в робототехнике, эргономике, антропоморфных механизмах, системах машинного обучения, нейробионических и виртуальных системах, разрабатывать проблемы биокиберагогики (М.П. Шестаков, В.Н. Селуянов, А.В. Зинковский, L.A. Zadeh, G.M. Edelman, M. Conrad, J. Holland). В настоящее время исследованы явления биомеханического резонанса, переноса энергии и информации (Ф.К. Агашин, Г.П. Иванова, В.К. Назаров). Возникли спортивная эргономика (А.Н. Лагутин), теория искусственной управляющей среды (И.П. Ратов), эволюционная биомеханика (В.К. Бальсевич), началась разработка теории самоорганизации (синергетики) управления движениями (Г.И. Попов), телесной пластичности "живых движений" (Л.Н. Сляднева), зарождается биомеханическая клиническая диагностика (М.Г. Лейкин), разрабатываются компьютерно -видеографические методы биомеханического анализа и синтеза движений (И.М. Козлов, В.И. Загревский, О.И. Загревский, П.К. Петров), формируется школа дидактической биомеханики (Д.Д. Донской, Ю.К. Гавердовский, Х.Х. Гросс, Ю.А. Гагин, В.Б. Коренберг). Отметим, что технологоцентрические коцепции биомеханики основаны на обобщенном методе системного проектирования, разработке программно-технологических механизмов управления движениями человека - от алгоритмов линейного программирования, NR-технологий до эвристических методов (ТРИЗ-педагогика). В данных концепциях (Д.Д. Донской, В.Б. Коренберг, В.К. Бальсевич, Г.П. Иванова, О.В. Васильев) двигательное действие спортсмена представляется в виде иерархической типовой структуры, состоящей из высшего нейросемантического уровня взаимодействия решаемых задач, блоков операций, оперативных единиц деятельности, и предлагаются механизмы и способы организации информационно -управляющих связей для достижения целевой функции человека как субъекта двигательного действия. В последние годы спортивно-педагогическая биомеханика, ориентированная на технологическое построение двигательных действий, в большей степени обращена на анализ мыслительных процессов принятия решений, создания оперативных образов действия, переработки информации в реальных условиях управления системами "живых движений". В ее основе лежат концепции аналитической философии (Г. Фреге, Л. Витгенштейн), онтологии сознания (Д. Серл), когнитивной психологии (Б.М. Величковский), моделирования как наиболее общего способа репрезентации, выработки гипотез и способов действия (М. Вартофский), инженерно-психологического проектирования, синтеза адаптивных биотехнических систем эргатического типа (activity oriented ergonomics), Необходимо отметить, что разделение естественно -научного и гуманитарного познаний в предметной области биомеханических знаний в значительной мере является искусственным. В связи с этим на передний край современной биомеханики начинают выдвигаться междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности, в которых "стираются" жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими "видение" объекта (предмета) той или иной науки - биомеханики, психологии, дидактики, семиотики. В настоящее время становится ясным, что построение концептуальных систем или теорий, а также "выводимые сущности" ("логические конструкции", механизмы, операции, способы) в значительной степени являются "ментальными". Без ментальной репрезентации не существует человеческих знаний - последние возникают "в сознании" и "для сознания". Главный тезис здесь заключается в том, что праксис и логос неразрывны и что в генетической последовательности формирования человеческих действий и мыследействий отделить логос от праксиса невозможно (J. Piaget, R. Carnap, P. Feyerabend, M.W. Wartofsky). Любая модель объекта одновременно является также репрезентацией познающего субъекта ("самоконцепцией", по М. Вартофски), так как модель фиксирует определенное отношение к миру или к моделируемому объекту и вовлекает в это отношение своего творца или пользователя. Познавая мир, субъект познает самого себя, а изменяя мир, изменяет и себя. Современные концепции технолого-дидактической биомеханики начинают включать в себя "механизмы перевода отражаемого в отражение": 1) выделение интенционального объекта (предмета) обучающей (учебной) деятельности; 2) создание его ментального образа (с учетом прошлого опыта, намерений, социокультурных и ситуативных контекстов); 3) "лингвотелесное понимание" и семантический анализ объекта посредством его репрезентации (системно-знаковый анализ и синтез объекта с учетом пластодидактики, экспрессивных и экстралингвистических функций телопсихики); 4) построение "когнитивной карты" операционной системы движений и пластического consonans (артпластики) - "психомоторной схемы движений", "сценария", "телесно-аффективного скрипта". Указанные тенденции (исследования Л.И. Лубышевой, И.М. Быховской, Л.Н. Слядневой) делают необходимой разработку основ пластодидактики, позволяющей совершенствовать "телесную культуру" человека, его "телесное Эго", "перцептивно-чувственную плоть", "телопсихический резонанс", чрезвычайно нужные в искусстве и спорте. Пока еще не исследованы проблемы пластичности телопсихики человека, телопластики "живых движений", телесно-двигательной пластичности спортсмена (Л.Н. Сляднева). Следует подчеркнуть, что не только человек "обладает телом", но и "живое тело", как своего рода "строительный материал" артпластики, plastike consequence (воздействие тела на сознание) "обладает" человеком (С.В. Дмитриев). Отметим, однако, что ряд проблем, поднятых авторами, таких как психосоматический модус человека, "язык тела", анализ двигательной пластики как своего рода эксплицит и representation (средства выражения) духовно-телесной организации субъекта социокультурного действия, остаются во многом дискуссионными. Антропоцентрические концепции спортивно -педагогической биомеханики. Отметим, что в исследованиях, ориентированных на технико-операционную парадигму (ведущая идея - "техника решает все"), анализируется в основном динамика мер, т.е. количественные параметры, характеризующие операционные системы движений спортсмена. Здесь осуществляется своего рода "эксперимент над объектом" - производится "экспериментальное зондирование", "интерпретируются факты", анализируются альтернативы, производится выбор основной меры, характеризующей объект (главный параметр, основной механизм, оператор управления), дается оценка уникальности объекта. В технологоцентрических исследованиях (ведущая идея - "технология решает все") осуществляется в основном "эксперимент над моделью" - выявляются классификационные принципы системного проектирования и построения (конструирования) объекта, разрабатывается алгоритм двигательного действия с целью его воспроизводства в обучающих технологиях. В рамках выбранной меры разрабатывается биомеханическая модель динамики объекта. Здесь биомеханическая модель отображает не просто некоторую сущность, а скорее способ действия, который представляет эту сущность . В антропоцентрической концепции биомеханики, разрабатываемой нами, доминирует атрибуция субъектности (ведущая идея - "личность спортсмена решает все"). Здесь осуществляется двойной эксперимент - приобретается познавательно -преобразовательный опыт субъекта действия одновременно над объектом и над самим собой. Системный анализ и синтез двигательного действия должны выполнять при этом три важнейшие функции в образовательных технологиях: 1) выступать как модель объекта (в этом случае должна быть создана исследовательская ситуация); 2) быть средством ориентировки (объясняющей или технологической схемой) в решаемой задаче, занимая структурное место орудия деятельности; 3) выполнять функцию формирования телесно-двигательного , проектно -технологического и рефлексивного мышления спортсмена. Здесь "модельное видение" объекта - это и процесс целеполагания ("отображение будущего в терминах настоящего"), и инструмент достижения программных целей. С точки зрения методологии, характерной для классического рационализма и эмпиризма биомеханики (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, T. Shimoda, A. Nutini, E. Szwajczak), двигательные действия рассматриваются в контексте "объектной парадигмы" - конструирования операционных систем движений на уровне безличностных структур (принципы десубъективизации, формально -логической систематизации, биофизического детерминизма ). С точки зрения неклассической методологии биомеханики и методов педагогической кинезиологии двигательные действия характеризуются: предметностью (материальной и идеальной), ценностно-смысловой и целевой организованностью, социокультурной детерминацией, рефлексивной саморегуляцией, субъектификацией и пластической экспрессией . Объект познания и преобразования наделяется релевантными для человека свойствами, антропоморфизируется посредством репрезентации , соответствующей как ситуации решаемой задачи, так и методам (способам) действия, реализуемым в данной ситуации. Человек "метит предмет посредством метода" своих действий, антропоморфизирует его "печатью личности". При этом "тварная утварь" (рукотворный объект) рассматривается как "живая вещь, диалогически взаимодействующая с человеком" (идеи М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.П. Зинченко). Личность "растворяется" в своих социокультурных действиях и "воплощается" в их продуктах и результатах. Здесь творчески ориентированный человек не столько производит продукт, сколько "производится сам". Таким образом, смысловая репрезентация "видимого мира" (достигаемая благодаря рефлексивному поиску) - это не "реалия сознания", а продукт деятельности, результат преобразования предметно-социальной среды. "Видеть реальность" означает непрерывно ее расшифровывать, стремиться познать, понять и интерпретировать. Семантический конструкт отражает не объект как таковой, а способы деятельности человека с данным объектом - психомоторные схемы действия, инструменты, "формальные сетки", "операционные модели". Немецкий термин "der begriff", означающий "понимание" объекта, лингвистически связан с "greifen" - "брать руками" (практическим освоением действительности). Следовательно, генезис знаний по теории спортивной техники социокультурен (не отражателен), а функция знаний - предметно-орудийная. В этом проявляется единство происхождения (gonos) и развития (genes) социокультурных двигательных действий. Генерируемое при этом "знание зависит не только от деятельности, но и от личностных качеств человека" (М. Полани). За рубежом данные технологии называются learning throught doing - "обучение через деятельность". Принцип поглощенности деятельностью (в отличие от традиционного принципа сознательности и активности) позволяет изменить систему ценностно-смысловых координат антропного образования. Двигательное действие рассматривается нами как фактор деятельностно организованного сознания, которое развивается внутри деятельности и вместе с ней, формируя личность деятеля. Благодаря деятельности объект становится предметом. Благодаря предмету деятельность становится целенаправленной, а деятельностное сознание - интенциональным. Действующая личность рассматривается как спинозовская causa sui (причина себя), которая соотносит себя с предметно-социальным миром "значимых объектов" (relatedness) и другими людьми (парадигма being-acting-cognition-reflexion - бытие-действие-познание-рефлексия ). Отметим, что понятие рефлексии в современном смысле было впервые употреблено Д. Локком. Рефлексия, с его точки зрения, - особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании. Главное значение слова reflexus - "обращенность назад". Мы расширим такое понимание рефлексии и будем считать, что рефлексия - это также способность встать в позицию исследователя по отношению к другому человеку, его действиям и мыслям. Наряду с методами ретрорефлексии необходимо разрабатывать методы ситуативной и проспективной рефлексии . В противоборствах важны приемы так называемой ретрофлексии - "закрывание смысла" своих действий для противника. И педагогу, и спортсмену необходимо развивать методы дерефлексии - взгляд на себя "глазами другого". Отметим, что рефлексия это не информация, которую можно "взять и передать", ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать. Анализ смысловых механизмов рефлексии в спорте до сих пор неисчерпан, более того - неисчерпаем. В педагогической
биомеханике следует различать два
типа рефлексирования. Первый
тип рефлексирования связан с
идеей отображения двигательного
действия в различных его
вариантах и ракурсах. Биомеханика,
собственно, состоит из двух
основных методов - это
систематизация знаний и построение
моделей объектов. В традиционной
биомеханике используется чаще
всего алгебраический или
графический язык для описания
рефлексивных процессов в терминах
не психологического, Второй тип рефлексирования связан с возможностью отрефлексировать все то, что касается не просто инструментов и отчужденного субъекта, а самого способа рефлексирования и механизмов рефлексивной самоорганизации (процесс, управляющий развитием других когнитивно-деятельностных структур личности). Здесь большое внимание уделяется стандартизированным психографическим (знаковым) структурам, обуславливающим производство и воспроизводство тех или иных знаний. Примерами психографических знаков могут служить нотное изображение аккорда, художественные пиктограммы и другие смысловые операторы. Отметим, что рефлексивный анализ зависит не столько от системы знаний человека об объекте (включающей уровни "технического устройства", "логической организации базы данных", "программно -технологический"), сколько от того места, которое занимает этот объект в системе внутренней деятельности и операционно-личностного смысла, выражающего отношение человека к данному объекту. Исследователь должен обратиться к опыту своей индивидуальной внутренней жизни. При этом предметом анализа становится не только объект познания (понимания), но и собственное мышление и собственная познавательно -преобразующая деятельность человека (в том числе в сфере "духовной феноменологии", по В.А. Лефевру). Дельфийскому оракулу приписывается рефлексивная максима: "Познай себя - познаешь истину". Направив взор внутрь себя, исследователь пытается репрезентировать, т.е. представить "внутреннюю картину" с помощью специальных понятий, синтез которых (удачный или неудачный) выступает для него как "феномен психики". Как тут не вспомнить М. Хайдеггера, утверждавшего, что человек - это существо, которое вынуждено доказывать свое присутствие в мире мышлением. Можно полагать, что изучение рефлексивных систем потребует пересмотра традиционных отношений между исследователем и объектом исследования. Вполне понятно, что "духовную феноменологию" невозможно зарегистрировать с помощью какого-либо измерительного прибора - она должна регистрироваться средствами, "смонтированными" из "духовной субстанции". Как отмечает В.А. Лефевр, внутренний мир человека не столько "познается" посредством рефлексии, сколько творится ею. На наш взгляд, необходимо рассматривать рефлексию как психическое свойство в структуре личности; как компонент структуры мышления и деятельности; как механизм самопознания и самопонимания человека; как развивающий личность принцип (метод). Отметим, что дальнейшее исследование рефлексивных механизмов и методов рефлексивной самоорганизации мышления и деятельности спортсменов позволит, на наш взгляд, построить новые образовательные технологии, разработать и внедрить в курс биомеханики и педагогической кинезиологии принципы спортивной психодидактики. Разработка принципов и методов социокультурных образовательных технологий осуществляется в Кубанской ГАФК (проректор по НИР В.А. Якобашвили, креативный автор - Г.Г. Наталов), Московской ГАФК (проректор по НИР В.Б. Коренберг), рядом ученых РГУФКа (Д.Д. Донской, В.И. Столяров, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович, Ю.К. Гавердовский). В антропно ориентированной биомеханике предметно-социальная среда всегда рассматривается как находящаяся в определенном отношении к человеку-деятелю. Человек знает мир настолько, насколько действовал в нем - мысленно и практически. Он реорганизует внешний мир в терминах личности, творящей смыслы, и строит свои действия в терминах индивидуально-семантического тезауруса . Последний представляет смысловую организованность деятельностного сознания - совокупность понятий, категорий, систем чувствознания, рефлексивных знаний, используемых в различных ситуациях деятельности и общения для достижения личностно значимого результата. "Живые знания" антропоморфны - представляют собой не столько те или иные сведения об объекте, сколько характеристики субъекта в его деятельности (прежде всего двигательно-отражательный и орудийно-знаковый опыт). Поток живого человеческого сознания представляет собой семантически организованный процесс, в котором смысловое социокультурное содержание (нормы, установки, ценности, принятые в данной культуре) теснейше сопряжено с его информационными и энергетическими характеристиками, заданными от природы. Поэтому биомеханическая реальность неизменно предстает перед нами трансформированной нашими когнитивными способностями, субъектной психофизикой, мировоззренческими позициями, био- и социокодами, фильтрами восприятия, "ментальным программированием", социокультурным контекстом. Дидактическая концепция спортивно -педагогической биомеханики. Современная концепция преподавания спортивно-педагогической биомеханики - это система взглядов на двигательные действия человека, не разделяемые границами естественных и гуманитарных наук. Здесь сопрягаются две логики "передачи знаний об объекте", связанные с выявлением предметно-объектного и антропно-личностного смысла двигательных действий. В первом случае процесс понимания операционных систем движений является средством познания, во втором - его объектом . С точки зрения дидактики необходимо не только предъявлять объект (предмет) исследования, но и организовывать деятельность спортсменов по его смысловому преобразованию. В основе обучающих технологий лежат, как известно, образцы действий и образцы их продуктов . Программы референции весьма существенны как для "мышления моделями" (восприятия действия через биомеханические модели), так и для технологического построения учебно-тренировочного процесса на основе данных моделей. Известно, что эффективность обучения двигательным действиям значительно повышается, когда спортсмены сами (под руководством педагога) строят модели операционных систем движений, а не получают их в готовом виде. Студент становится продуцентом своих знаний и действий. При этом основная работа с моделью-объектом должна вестись в двух направлениях: достраивание модели (или ее видоизменение) и ее смысловая реконструкция (интерпретация). Биомеханические модели в педагогической кинезиологии должны выступать в качестве средств обучающей (дидактической) деятельности. Такая установка задает особую точку зрения на саму биомеханику, обслуживающую педагогическую практику: она должна быть представлена как своего рода "порождающая модель" (М.М. Бахтин), "производящая машина" (Г.П. Щедровицкий), "креативная грамматика текста телодвижений" (С.В. Дмитриев). Тем самым формируется герменевтически ориентированный тип образования. При формировании образа-модели двигательного действия следует различать процессы перцептуального и концептуального типа. Концептуальное моделирование совершается по набору как воспринятых, так и понятийно -логических признаков, перцептивное - благодаря совпадению полученной перцепции с целостным, понятийно-чувственным эталоном (на основе "встречного поиска" со стороны субъекта). Известно, что целостный образ (без четких деталей) имеется у человека еще до когнитивно-перцептивного анализа объекта. Можно полагать, что умение (способность) целостного моделирования существенных элементов двигательного действия как объекта психосемантического анализа формируется гораздо быстрее и надежнее, когда спортсмен пользуется специально разработанными (теперь уже на новой основе) перцептивно и концептуально обобщенными опорными сигналами - своего рода "перцептивными молекулами", атомами которых являются отдельные идентифицированные признаки операционной системы движений. В формально-логическом аспекте перцептивный анализ (включающий синтез) можно рассматривать как процесс, состоящий из двух компонентов: "видения как" и "видения что". Первый компонент характеризует преимущественно инструментальный аспект восприятия, второй - "визуальное понимание". Человек "видит через свои глаза, но не ими" (по В. Блейку). Так, музыкант "читает ноты", а "слышит" музыку (сонорное восприятие). Наклонный круг видится эллипсом, а воспринимается кругом. При обучении двигательным действиям тренер-педагог должен организовать необходимые для спортсмена системы репрезентации: "метроритмический видеоряд" (детерминирующий визуально-двигательное мышление), "образно-ассоциативный звукоряд" (формирующий вербально -двигательные коннотации), "миоряд" ("включающий" мышечный регистр анализа движений на перцептивном, связанном с восприятием кинетической мелодии, и на апперцептивном уровне, связанном с двигательными представлениями). Деление это условно, так как одна "инструментальная организация" восприятия "живых движений" может сливаться с другой (методы и средства "слияния с объектом", "слияния с инструментом"). Необходимо формировать умения удерживать внимание на собственном теле и на предмете деятельности. При этом спортсмен сталкивается не только с задачей обнаружения, выявления, раскрытия смысла тех или иных движений, но и с его формированием, созданием, расширенным воспроизводством. Хорошо "видит суть вещей и событий" тот, кто "знает", на что смотреть. Педагог, организующий процесс обучения двигательному действию, должен сформировать у своего ученика следующие операционно-технологические установки: 1) на что и как смотреть (предмет восприятия, методы - "смотреть на", "смотреть вокруг"); 2) что должен видеть (предмет синтез-аналитического мышления, методы "познания глазами"); 3) что необходимо почувствовать (предмет чувственного познания, методы "мышления телом"); и, наконец, 4) на что объект (предмет) похож. Вполне понятно, что без развития ассоциативного мышления трудно распознавать новое для спортсмена явление - необходим метод "показа неизвестного с помощью известного". Для того чтобы глаз спортсмена становился "мыслящим", а его мысль "видящей", в педагогической кинезиологии разрабатываются методы формирования метафорического мышления спортсмена. Метафора в спортивной дидактике это не столько метаморфоза языковых средств ("лингвистическое украшение" объекта познания), сколько способ восприятия и интерпретации системы движений - метафорична мысль спортсмена, метафоричны семантический образ и смысловая структура двигательного действия, "метафорично само тело человека" (М. Мерло-Понти). К каждой детали спортивной техники необходимо подобрать так называемые "смысловые ключи". Наш мозг не копирует мир, а проникает в него, создает единство отображения и выражения . Здесь весьма важны методы "логической наглядности" и "образной логики", развивающие семантическую сферу сознания личности спортсмена. С педагогической точки зрения следует иметь в виду, что тот или иной "набор значений признаков" двигательного действия вместе с логическими отношениями между этими предметными значениями и составляет содержание системы понятий о данном объекте. Важно, чтобы это были релевантные, существенные для спортсмена признаки операционной системы движений. Ошибочно утверждать, что мы "видим факты" - вне теоретических установок этот процесс невозможен. Суждение о том, что биомеханическая теория непосредственно "вырастает" из фактов - не является верным. Только благодаря тем или иным теориям, концепциям, гипотезам мы получаем необходимую ориентацию на факты и явления, определяем "положение вещей". Таким образом, восприятие двигательного действия включает в себя и акт "перцептивного видения" (с опорой на познавательную установку), и акт мышления в структуре познавательно-преобразовательной деятельности человека (технологическая установка). В дидактической биомеханике необходимо следовать технологическому правилу: "It wanted to be seen" - увидеть для того, чтобы следовать объекту, а не рассматривать его. При этом весьма важна эвристическая роль гипотезы в "концептуализации" фактов, что достигается уже в самом процессе их "добывания", а не после (как это предполагается в педагогике). В биомеханике, ориентированной на методы педагогической герменевтики, "первичные факты", введенные в научный обиход, должны оставаться предметом дальнейшей (дидактической) интерпретации. Полученные биомеханические результаты должны анализироваться, комментироваться, проверяться (в том числе на предмет подлинности), сравниваться и сопоставляться с другими фактами в контексте целей и задач педагога-исследователя. При этом происходит сложный переход от исследования к его интерпретации в контексте педагогического кредо исследователя. "Потребность в мировоззрении" (в отличие от заданного извне "идеологического обеспечения") человек начнет испытывать, только убедившись в его ценности, в эффективности его функций, т.е. в определенной системе деятельности. Особенно важны данные методы в теории и технологии построения двигательных действий, где на первое место (наряду с научным познанием) выходят афферентационные и программные (эфферентные) типы управления движениями. Студенту высшего профессионально-педагогического учреждения необходимо учиться (при руководящей роли педагога-тренера) детально воссоздавать всю образно-ориентировочную основу двигательного действия, уточнять операционные цели и смыслы отдельных движений, представленные в интегративном образе-модели действия. Последний включает образ "потребного будущего", образ предметной среды деятельности и образ способа достижения целеполагаемого результата. Для формирования указанных образов необходимо применять методы идеопсихомоторного переживания и психосемантической организации (использование идеомоторных образов, "семантических ключей", смысловое проектирование и программирование операционной системы движений). Необходимо перейти от технологии "к студенту - с знаниями" к технологии "со студентом - к знаниям и умениям". Как известно, человек обучающийся (развивающийся) важнее человека обученного. Педагогу необходимо учитывать всю антропно-деятельностную сферу обучения - мотивационные факторы, направленность (интенциональность) сознания личности и ее деятельности, специфику формирования программирующего и оперативного образа действия, "лингвистическую палитру". Образовательные стандарты должны детерминировать в предметно-обучающей среде две социокультурные дидактические программы: идентифицировать и диагностировать признаки и свойства операционной системы движений; апеллировать к адресату , т.е. актуализировать личностно развивающие образовательные ситуации. Операционный аппарат, как правило, включает: 1) нормы и правила, набор операций и действий с материальными или идеальными объектами; 2) выбор и организацию этих операций и программы достижения целеполагаемых продуктов. Важно поставить спортсмена как субъекта собственного развития в индивидуально -личностную позицию решающего ту или иную двигательную задачу. Только через решение личностно значимых задач предметно-дисциплинарные знания превращаются в метод, происходит объединение познавательной, оценочной и конструктивной функций деятельностно организованного сознания спортсмена. Методы дидактической биомеханики должны быть основаны как на концептуальном анализе объекта познания и преобразования, так и на зависимом от него операционном анализе. Если первый представляет собой анализ содержания задачи (исходных данных, поиск идеи решения, определение целей и приоритетов), то второй - формы знания, т.е. тех средств (способов, технологий), которые преобразуют исходные данные в целевой объект (решение задачи). В концептуальный аппарат дидактической биомеханики должны входить: 1) понятия, принципы, законы, отражающие объекты действительности ; 2) понятия, принципы, законы, отражающие технологию познания и преобразования действительности ; 3) понятия, принципы, законы, отражающие специфику "телесной сущности живых движений" . Необходимо не просто "учить студентов", а учить в рамках сформулированной концепции, учить не "знаниям, умениям, навыкам", а освоению профессиональной деятельности с помощью знаний, умений, навыков, развитию способностей (которые - в отличие от задатков - от природы не даны). Известно, что в сфере физической культуры спортивная психология и педагогика до сих пор остаются "бестелесными". В курсе педагогической кинезиологии нами начата разработка методов семантической транскрипции (от лат. transcriptio - переложение с одного языка на другой), позволяющих "читать" такие виды "чувствознания", как "клипово-мозаичное" (не предметное) мышление, "перцептивно-эвристическая интуиция" (ментальные эвристики), "криптогноза" ("непосредственное усмотрение" - без помощи суждений и восприятий), "таситное знание" (неартикулируемое, по М. Полани), "кататимно-чувственное переживание образов" (Х. Лейнер), "имплицитное научение" (А. Ребер), "эйдетические методы" ("чтение образами, а не словами"), мышечные "ага-реакции" (характеризующиеся отсутствием образа будущего результата), "решения навскидку", "инсайтные алгоритмы". Отметим, что указанные нами соматопсихические механизмы, "нелинейные методы чувствознания" (в отличие от рефлексивно-операционного интеллекта) позволяют "постигать объект" на телесно-ментальном уровне, без применения рациональных стратегий анализа ситуации. Это формы "сжатого опыта" (эвристического "усмотрения сути вещей"), "метакогнитивных способностей", связанных с функционированием "двуязычного мозга" (по W.H. Agor). Посредством методов семантической транскрипции каждый человек стремится раскрыть, осмыслить свой "внутренний логос" - глубины "психосферы" (термин Н.Н. Ланге), "персоносферы" (термин А.В. Петровского). Действующая личность как "открытая система" в своих действиях открывается для себя и для других людей. При этом преодолевается картезианский разрыв (англ. - cut off) между объектом и субъектом. То, что испытывается ("прочитывается") спортсменом на биосоматическом ("телесно-чувственная ткань" движений) и психосемантическом уровнях (смысловая организация движений), может и должно эффективно использоваться в процессе обучения. "Телесно ориентированный" тренер-педагог должен научить спортсмена "ощущать свое тело" (действовать в координатах тела) и "владеть своим телом" (действовать в координатах предметной среды). По сути дела, здесь реализуется ризосоматическое (от греч. rhiza - корень, грибница; somatos - тело) функционирование , в котором телесный орган сливается с собственной функцией и определяет ее. Возникает своего рода "психосоматический гештальт" (авторы термина G. Deleuze, F. Guattari) - центрация Я-деятеля в собственном теле и осязаемого тела в субъекте действия. Антропные образовательные технологии должны обеспечивать связь, стыковку методолого-гносеологического анализа с логико-понятийным, телесно ориентированным и контекстуальным рефреймингом . Суть рефрейминга (изменения рамок содержательного анализа) заключается в том, чтобы увидеть объект в разных перспективах или в разном контексте, что увеличивает возможности выбора (выработки) способа двигательного действия. Вполне понятно, что новое в объекте замечает тот человек, у которого возникает новая точка зрения (направляющая установка сознания). Больше видит тот, кто меняет свою позицию (ракурс, точку зрения) по отношению к объекту (программная установка сознания). Понять объект - это, по сути дела, установить, как он функционирует и что с ним можно сделать. В теории спортивной техники структура двигательного действия как объекта познания должна рассматриваться как свернутая функция ("свернутый опыт деятельности"). Здесь следует придерживаться технологического правила: "Лучший способ узнать - это сделать" (Г.М. Клейман). Известно, что практическое мышление формируется в действиях и через действия. При этом, как показал Ж.-П. Пиаже в работах по формированию операционного интеллекта, "логика действий" (механизмы телопсихики - body percept) осваивается ребенком раньше "логики языка". Следует иметь в виду, что формирование и совершенствование двигательных действий осуществляется за счет развития как функциональных механизмов (реализующих филогенетическую программу), так и операционных механизмов (выработанных в процессе обучения или стихийно сформированных в процессе научения). Обучение , как известно, связано с преобразованием человека (это социально-педагогический процесс). В основе научения лежит процесс адаптации организма к предметной среде (это преимущественно биологический процесс). Антропные образовательные технологии позволяют осуществить перестройку операционных механизмов в оперативные - в соответствии с условиями и требованиями задач, решаемых человеком с помощью тех или иных действий. При этом вырабатывается индивидуальный способ деятельности , формируются системы деятельностно важных качеств личности. Подчеркнем, что компонентами индивидуального стиля деятельности являются не только прагматические критерии (такие, как логика предпочтений, логика выбора, логика решения), влияющие на эффективность выработки решения профессиональных задач, но и формирование индивидуально-личностных свойств (управленческих способностей) в структуре профессиональной деятельности (креативность мышления, языковые референции, мировоззрение, экстралогические способности). Первые показатели (критерии эффективности деятельности) отражают преимущественно направленность деятельности , вторые (мотивационные образования) характеризуют направленность личности. Известно, что только при решении креативно -двигательных задач знания по теории спортивной техники технологизируются и преобразуются в метод и способ деятельности. К сожалению, в дидактике данные понятия часто отождествляются. Под методом следует понимать технологический регулятив (смысловой оператор) - универсальный способ решения класса задач. Способ представляет собой систему технических операций , соответствующих целям, условиям и ситуации конкретной решаемой задачи. Для освоения метода необходим поиск оснований для выбора (поиска) технологических регулятивов, эффективных с точки зрения достижения программного продукта. С этой целью создается не "база данных", а своего рода "аналитический центр", в котором вырабатывается наиболее эффективный метод решения двигательной задачи. Здесь доминирует не процесс решения "готовых задач", а разработка идей, замыслов и проектов. Проективное образование перестает транслировать знание и начинает его производить. Овладение новыми методами построения социокультурных двигательных действий - а не предметами и вещами с помощью этих действий - представляет собой подлинную цель антропных образовательных технологий. Именно мышлением в мышлении, для мышления и для предметных действий человека формируются методы деятельности. Главное здесь - не при-обретение знаний, а обретение их смысла (ценности) для человека-деятеля. Подчеркнем, что в профессионально-педагогической деятельности необходимо не столько учить действиям по алгоритму (воспроизводству рационально-технических способов), сколько развивать способности разрабатывать программные алгоритмы (на основе рефлексивного поиска, "смыслового взвешивания" используемых средств). Весьма важны здесь методы multum non multa (лат. - "многое в немногом"), способы смысловой репрографии теоретических знаний (свертывание информации, подача ее в более сжатом виде). Известно, что чем больше обобщена "схема действия", тем быстрее студент "схватывает смысл" и принцип организации системы движений. Смысл "технологии методов" заключается в "предуцировании" (от лат. praeducere - строить перед чем-либо) необходимого действия. Образно говоря, это "изобретение циркуля" (а чертить им может кто угодно). Здесь "проектное мышление" (опираясь на имагинативное воображение, конструирование) "предпосылается", "предвводится" в структуру практических действий. С точки зрения дидактики в данном случае "дорога строится впереди себя". И, наконец, для освоения способа действия (здесь целесмысловые установки ориентированы на "тренировку" технических операций) необходимо дать спортсмену комплекс учебных заданий и смысловых ориентиров для отработки рационального алгоритма . Осваиваемый алгоритм (технология) должен строиться в соответствии с "логикой объекта" - спортивной техникой. Предметная логика оказывает направляющее воздействие на процесс рефлексивного поиска алгоритмических предписаний. От интенции learning to know (учиться знать) необходимо перейти к интенции learning to do (учиться делать). Для того чтобы сделать способ действия более эффективным, необходимо его дополнить правилом разнообразия применяемых средств. Смысл "технологии способов" - "повторение без повторения" (по Н.А. Бернштейну). По сути дела, здесь "дорога строится позади себя, по мере того, как мы продвинулись вперед" (Макс Борн). Так или иначе педагог должен не столько учить студента теории, технологии, методике, сколько быть теоретиком, технологом, психологом - владеть методами смыслообразования и смысловой организации своих действий. Производство социокультурных смыслов на предметном уровне деятельности позволяет осуществить продуктивный синтез методологических ресурсов, расширить диапазон их применения, воспринимать технологию не как "мир известный", а как terra incognita - "мир проблем". В многолинейности процесса познания и преобразования двигательных действий воплощается диалектическое требование всесторонности изучения данного объекта, что позволяет исследовать единство души, тела, интеллекта и деятельностно организованного сознания спортсмена не по принципу альтернативности, а по принципу дополнительности (в соответствии с постулатом Н. Бора). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|