Abstract APPROACHES TO CONSTRUCTION OF AUTOMATED INFORMATION SYSTEM "EDUCATIONAL PROCESS OF FACULTY OF IMPROVING TRAINING AND PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING" G.A. Yamaletdinova, Ph. D., lecturer S.A. Pyanzin, Ph. D., lecturer Humanitarian university, Ekaterinburg Key words: informatisation of physical education, automated information system, management of educational process. The authors have developed and have created an automated information system (AIS) "Educational process of the faculty of improving training and professional-applied physical training"/ It is a software complex providing the storage of the big volumes of the interconnected data of complex structure, their accumulation, actualization, processing, visualization and formation of final documents. Its purpose is to increase the management efficiency. The Introduction of the AIS in educational process of faculty allows to optimize work of the faculty to intensify the work of a teacher, to individualize the process of physical education, to work according to the modern methods of organizational management.
|
ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ ОТ И ППФП" Кандидат
педагогических наук, доцент Г.А.
Ямалетдинова Гуманитарный университет, Екатеринбург Ключевые слова: информатизация физического воспитания, автоматизированная информационная система, управление учебным процессом. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация обосновывают необходимость все более широкого применения информационных технологий в сфере образования [21, 59, 60, 61 - 63], и особенно возрастает значимость создания и использования информационных банков данных кафедр физического воспитания [13, 26, 33, 37, 49, 53]. Это объясняется тем, что способы хранения и обработки информации, которые применяются в настоящее время в управлении физическим воспитанием, связаны с большими затратами времени и ручного труда и не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к системам управления физической подготовкой студентов. Интенсификация умственного труда, снижение двигательной активности и увеличение заболеваемости студентов повышают роль физического воспитания в вузе как средства восстановления и оздоровления, поскольку в условиях дефицита времени трудно ожидать дополнительного увеличения объема учебных занятий по физическому воспитанию. Дальнейшее совершенствование учебного процесса на кафедре связано в основном с разработкой интенсивных методов тренировки и восстановления, а это требует оперативного контроля за физическим состоянием, обоснованных нормативов оценки физической подготовленности, анализа воздействия множества факторов и принятия оптимальных решений. Ручные методы обработки информации не могут обеспечить полноценное решение этих задач. Поэтому в связи с необходимостью своевременного и оперативного получения информации при расчете и анализе результатов тестирования, повышения эффективности управления организацией учебного процесса кафедр физического воспитания и качества образования в настоящее время информатизация физического воспитания в вузе становится все более актуальной. Анализ научно-методической литературы за последние двадцать лет выявил, что в процессе физического воспитания студентов нефизкультурных вузов созданы и используются следующие системы сбора и анализа качественной и количественной информации: 1. Компьютеризированный контроль уровня физической подготовленнос ти [10, 42, 44, 51, 55, 56, 65, 69], развития [23, 41], физического состояния [15, 54, 66] и знаний [2, 6, 46]. 2. Автоматизированные диагностические [5, 11, 12, 34, 35, 43], диагностико -рекомендательные [64], управляющие [25, 28, 29, 68] комплексы. 3. Мониторинги состояния здоровья, такие как база данных автоматизированной программы валеологического мониторинга [52] и морфофизиологический мониторинг [32], аппаратно-программный комплекс с целью проведения мониторинга и моделирования здоровья студентов [22], комплексный педагогический мониторинг [36], мониторинг оценки и прогнозирования физического и психофизиологического состояния молодежи студенческого возраста [38, 39]. 4. Автоматизированные системы контроля и управления оздоровительной тренировкой студентов [4, 27, 31, 47, 48]. 5. Экспертные системы планирования оздоровительного тренировочного процесса в вузе [30, 18, 19]. 6. Компьютерные программы моделирования [1, 20, 56] и прогнозирования состояния здоровья студентов [3]. 7. Специализированные информационные комплексы. Это различные информационные тематические комплексы [14, 17-19], теоретическую основу которых составляют последовательная постановка и решение ряда частично-дидактических задач с активным использованием информационных материалов [16]; учебные комплексы [7-9], основанные на теории и технологии системы КАДИС [57, 58]; биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем [34, 67]; информационные и экспертные программы комплексной регистрации состояния здоровья студента, которые могут быть разной направленности [39,40]. 8. Информационные системы накопления и анализа данных о физическом состоянии студентов [33, 45]. К сожалению, в настоящие время в процессе физического воспитания в вузах опыт применения комплексных автоматизированных информационных систем для управления организацией учебного процесса кафедры физической культуры встречается достаточно редко. В Волгоградском госуниверситете используются лишь отдельные элементы целостного механизма управления. Группой специалистов создана и внедрена в учебный процесс база данных "ВолГУ-СМОУЗ", предназначенная для автоматизации процесса статистической обработки и экспресс-анализа параметров физического развития и функционального состояния студентов специального медицинского отделения, оценки их успеваемости согласно проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга, состояния здоровья на основе предложенной редуцированной модели здоровья [33]. Для решения задач оперативного управления физическим воспитанием в Московском ИСиС разработана автоматизированная система хранения и обработки информации, являющаяся одним из первых автоматизированных банков данных [45]. В качестве основных компонентов предметной области системы управления выбраны следующие: организационная структура управления физической подготовкой студентов; временная организация и состав показателей, используемых для контроля за физическим состоянием студентов; распределение учебной нагрузки; нормативы оценки физической подготовленности. Следует также отметить, что многие вопросы по разработке и использованию информационных систем в организации учебного процесса по физической культуре требуют более четкого научного обоснования и экспериментальной апробации. В значительной степени это объясняется сложностью и противоречивостью специфических задач физического воспитания (объект исследования - живой организм), что не всегда позволяет формализовать процесс обработки информации. В связи с вышесказанным весьма актуальным становится создание автоматизированной информационной системы (АИС) "Учебный процесс кафедры оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки" (ОТиППФП). Это программный комплекс, обеспечивающий хранение больших объемов взаимосвязанных данных сложной структуры, их накопление, актуализацию, обработку, визуализацию и формирование итоговых документов. Его цель - повышение эффективности управления организацией учебного процесса кафедры ОТиППФП. С точки зрения практического применения одной из самых важных особенностей АИС является наличие стандартизированного интерфейса, который обеспечивает простоту и удобство работы с программой конечных пользователей. Отметим отличительные черты разработанной нами системы: 1. Многомерная модель данных, построенная с учетом функциональной направленности системы. 2. Функциональная замкнутость (самодостаточность), обеспечивающая построение эффективного управленческого решения на базе комплексного анализа всего накопленного информационного массива. 3. Адаптивность (адаптоспособность) относительно структуры учебного процесса, как к качественной, так и к количественной динамике показателей физического воспитания студентов. 4. Гибкость системы, позволяющая реализовать наряду с общими схемами отработки данных также и нестандартные схемы, учитывающие индивидуальные особенности студентов. Для создания АИС использовались программные продукты фирмы Microsoft: интегрированный пакет MS Office и система управления базами данных Visual Fox Pro. При разработке АИС учитывались различные подходы к проблеме информатизации учебного процесса кафедры физического воспитания. В первую очередь личностно ориентированный, деятельный, системный и только потом - информационно-технологический и объектно ориентированный. Информационная система "Учебный процесс кафедры ОТиППФП" реализует следующие основные функции: 1. Автоматизированный процесс накопления информации об объекте управления с учетом его индивидуальных особенностей и соответствующая организация хранения. 2. Автоматизированное динамическое оценивание степени усвоения студентами знаний, здоровья, физического состояния, физической подготовленности, профессионально-прикладной, специальной физической и технической подготовленности. 3. Статистическая обработка данных с различной степенью детализации в разных аспектах (здоровье, успеваемость, физическая, специальная, техническая и профессиональная подготовленность). 4. Формирование отчетных документов по разным формам контроля (оперативный, промежуточный, рубежный, итоговый). 5. Многофакторный анализ информации, позволяющий оптимизировать управление учебным процессом. 6. Формирование многолетнего архива всей совокупности данных. Разработанная информационная система обладает следующими потенциальными возможностями: 1. Автоматизированное формирование разнообразных промежуточных отчетов, что существенно облегчает работу преподавателя. 2. Анализ накопленных данных в табличной и графической формах. 3. Возможность гибкого конструирования сложных критериев генерации выборки данных. Главным требованием к структуре информационной системы является модульность, что предполагает ее расчленение на несколько взаимосвязанных модулей: справочники, медицинский осмотр, теоретический, методический, практический. Информация каждого модуля подразделяется на базовые (обновляется редко) и вариативные (более частое обновление) подмодули. Структурирование подмодулей как укрупненных дидактических единиц осуществляется с учетом специфики учебной деятельности кафедры ОТиППФП. Первый модуль ("Справочники") предусматривает функцию ввода информации. При разработке этого модуля решалась задача контроля правильности вводимых данных. Второй модуль "Медицинский осмотр" выполняет фиксирующую функцию. Направлен на организацию учебного процесса по следующей структуре модулей: медицинский осмотр -> теоретический -> методический -> практический. Однако внутрикафедральная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от общеуниверситетской организации. Третий модуль ("Теоретический") выполняет фиксирующую и вариативную функции. Такие же функции выполняют четвертый и пятый модули. Внедрение АИС в учебный процесс кафедры ОТиППФП позволяет оптимизировать работу кафедры, интенсифицировать труд преподавателя, индивидуализировать и гуманизировать процесс физического воспитания, перейти на современные методы организационного управления. Литература 1. Абдрашитов Р.Т., Мельников В.С., Насырова Т.Ш. Компьютеризация контроля качества педагогического процесса на кафедре физического воспитания вуза // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VI междунар. науч.-метод. конф. Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 47-51. 2. Абрамов М.С., Логинов Г.И., Кари-Якубов У.М. и др. Программированное обучение и контроль знаний студентов по теоретическому курсу физического воспитания //Теория и практика физ. культуры. 1986, № 6, с. 21-23. 3. Барышев Г.И., Гаркуша О.В. Управление физическим состоянием: опыт компьютерного тестирования // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. IV межунивер. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 134-136. 4. Белкина Н.В. Использование компьютерной технологии в физическом воспитании студенческой молодежи // Организация и методика учебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VII междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2002, с. 103-104. 5. Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Шаропин К.А. Вопросы методического обеспечения автоматизированного комплекса для контроля психофизиологического состояния студентов Томского политехнического университета // Технический университет: реформы в обществе и открытое образовательное пространство: Труды междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. Томск, 1996, с. 146. 6. Богданов С.Н., Чубаров М.М., Жуковский Ю.Т. Обучение предмету "физическое воспитание" с использованием персонального компьютера // Теория и практика физ. культуры. 1990. № 8, с. 32-33. 7. Богданов В.М., Пономарев В.С. Компьютерная поддержка методико-практических занятий // Вопросы физического воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. тр. - Магнитогорск: МГМА, 1997, с. 8-10. 8. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 2. СПб., 2000, с. 23-24. 9. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8, с. 55-59. 10. Верушкин Н.Г., Попов Г.И. Выявление тенденций изменения тестовых показателей физической подготовленности студентов на основе компьютерной базы данных // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. IV межунивер. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 122-123. 11. Водоватов Ф.Ф., Панов В.В., Сорокин А.В. Применение персонального компьютера в массовой диагностике и тренинге ритма сердца // Микропроцессорные средства и системы. 1988, № 5, с. 76-80. 12. Водоватов Ф.Ф. Автоматизация измерений весо-ростовых показателей и функциональной пробы при определении оценок физической подготовленности студентов // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 5, с. 49 -51. 13. Волков В.Ю. К проблеме создания и использования компьютерных технологий в учебном процессе по физической культуре в вузе // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Матер. науч.-метод. конф. СПб., 1995, с. 10-11. 14. Волков В.Ю. Информационные технологии в физическом воспитании студентов // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Матер. науч.-метод. программы "Университеты России". СПб., 1995, с. 31-32. 15. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Николаев А.И. Доврачебная компьютерная оценка состояния здоровья // Измерительно-информационные технологии в охране здоровья: Матер. междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1995, с. 249-250. 16. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Николаев А.И. Компьютерное тестирование: Метод. пос. - СПб.: СПбГТУ, 1996. - 27 с. 17. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Докт. дис. СПб., 1997. - 314 с. 18. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 60 -63. 19. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 5, с. 56-61. 20. Годик М.А., Тимошкин В.Н. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 2, с. 32 -33. 21. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992. - 336 с. 22. Дарчия Д.Г., Макаров Н.Н. Аппаратно-программный комплекс мониторинга и моделирования здоровья студентов в составе валеологической службы вуза //Приборы и приборные системы: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Сентябрь 1994. - Тула: ТулГУ, 1994, с. 76 - 77. 23. Дубинский Р.А., Пашев В.В. Использование возможностей компьютерной обработки антропометрических показателей для дифференцированного планирования занятий по физическому воспитанию //Теория и практика физ. культуры. 1988, № 5, с. 5-6. 24. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания //Теория и практика физ. культуры. 1995, № 11, с. 51-53. 25. Жбанков О.В., Царегородцева Л.Д. Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания //Теория и практика физ. культуры. 1999, № 5, с. 17-20. 26. Жбанков О.В. Информационная система самоконтроля для дистанционного рекреативного самосовершенствования студентов //Теория и практика физ. культуры. 2002, № 6, с. 52-54. 27. Жбанков О.В., Петров Д.С., Головина В.А. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе //Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 20 -23. 28. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 7, с. 46-50. 29. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. докт. дис. - М.: ВНИИФК, 1995. - 47 с. 30. Зайцева Г.А. Планирование учебных нагрузок на занятиях аэробикой с использованием компьютерных систем // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. III межунивер. науч.-метод. конф. Йошкар-Ола, 1994, с. 149-150. 31. Зайцев П.В., Костюкевич С.Х., Рузанова Н.С. Подсистема АСУ ВУЗ "Здоровье" и физическое воспитание студентов // Рекламно-информационный бюллетень: Научные разработки для тренеров и организаторов. Вып. 1. Л., 1990, с. 10. 32. Кислицын Ю.Л., Торшин В.И., Пермяков И.А. и др. Подходы к проведению морфофизиологического мониторинга студентов РУДН // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VI междунар. науч.-метод. конф. Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 38-39. 33. Коваленко Т.Г., Богданова Л.Г., Моисеева О.И. и др. Компьютеризация научно-методической работы и рейтинговой оценки двигательной активности //Всерос. науч.-практ. конф.: Тез. докл. Кисловодск, 1998, с. 58-59. 34. Коваленко Т.Г. Биоинформационные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Докт. диc. Волгоград, 2000. - 361 с. 35. Кулаичев А.П. Компьютерная электрофизиология в клинической исследовательской практике. - М.: Информатика и компьютеры, 1998. - 484 с. 36. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учеб. пос. - Казань: ФОРТ-ДИАЛОГ, 2000. - 76 с. 37. Малиновский С.В. Использование вычислительной техники в физическом воспитании студентов //Теория и практика физ. культуры. 1986, № 6, с. 17-19. 38. Московченко О.Н. Мониторинг здоровья студента //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. IV межунивер. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 210-212. 39. Московченко О.Н., Герцог Г.Е. Концептуальные и методологические подходы к созданию автоматизированного мониторинга донозологического назначения //Индустрия образования: Сб. статей. Вып. 4. - М.: МГИУ, 2002, c. 99 -111. 40. Московченко О.Н. Интегральная оценка и коррекция донозологического адаптивного состояния индивида с помощью компьютерных технологий //Теория и практика физ. культуры. 2004, № 11, с. 53-56. 41. Оленин В.З., Сариан В.Т., Кащенко Б.А. Оценка уровня здоровья и физического развития студентов с применением автоматизированного экспресс-контроля //Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф. 20-24 августа 1984. Новосибирск, 1984. Ч. 1, с. 82-84. 42. Полевщиков М.М., Роженцов О.В., Соколов В.Г. Контроль и анализ физической подготовленности в системе физического воспитания студентов //Физическое воспитание в процессе перестройки высшей школы: Тез. докл. респуб. науч.-метод. конф. - Томск: ТГУ, 1989, с. 260 -262. 43. Попов Э.М. Программное обеспечение системы "Профиль" //Организация и методика учебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VI междунар. науч.-метод. конф. Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 177-178. 44. Попов Э.М., Егоров В.Н. Компьютеризация контроля уровня двигательной подготовленности студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VII междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2002, с. 177-178. 45. Прапор С.С., Соколов И.Г., Солдатов В.А. и др. Разработка автоматизированного банка данных для управления физическим воспитанием студентов // Теория и практика физ. культуры. 1981, № 8, с. 39-40. 46. Прапор С.С., Зайцева Г.А. Использование ПЭВМ для оптимизации работы по формированию теоретических знаний в области физической культуры у студентов технологического университета //Проблемы физического воспитания и спорта студенческой молодежи: Матер. межвуз. науч.-метод. конф. М., 1995, с.152-155. 47. Прапор С.С., Бабенкова Р.Д. Анализ статистических данных о состоянии здоровья студентов за последние двадцать два года //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. междунар. науч.-метод. конф. Ч.1. - М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 145-150. 48. Раевский Р.Т. Автоматизированная система управления процессом физического воспитания студентов технического вуза (АСУФ) //Методы и приборы срочной информации в спорте (Электроника и спорт-IV): Тез. докл. науч.-техн. конф. - М.: ВНИИФК, 1975, с. 63. 49. Раевский Р.Т., Калиберда О.Г. Применение компьютерных технологий в физическом воспитании студентов вузов //Средства и методы сохранения и восстановления здоровья студентов: Тез. докл. респуб. межвуз. науч.- практ. конф. - Киев: КГУ, 1991, с. 38-39. 50. Раевский Р.Т. Каталог компьютерных программ, технологий, материалов по физической культуре студентов //Фiзична пiдготовленiсть та здоров'я населения Збiрник матерiалiв мiжн. наук. симпозiум. Одесса: ТЕС, 1998, с. 230-231. 51. Решетников Н.В., Жаворонков Л.М. Автоматизированная система оценивания физической подготовленности студентов вузов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2002, с. 179-180. 52. Русанов В.П., Беляков Н.И. Современные технологии обучения в процессе физического воспитания студентов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2004, с. 20-24. 53. Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте //Теория и практика физ. культуры. 1999, № 9, c. 22-26. 54. Семашко С.С. Применение ЭВМ в физическом воспитании студентов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. межунивер. III науч.- метод. конф. Йошкар-Ола, 1994, c. 146-147. 55. Семенов Л.А., Рапопорт Л.А. Компьютеризация оценки физической подготовленности студентов - важное условие повышения эффективности физического воспитания в вузе //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. IV межунивер. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, c. 142-143. 56. Скачков Н.Г., Макаров А.В., Михонин А.А. и др. Пути внедрения АСУ и вычислительной техники в процесс физического воспитания студентов //Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 49-50. 57. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке //Высшее образование в России. 1995, № 2, с. 31-36. 58. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учеб. пос. Самара: СГАУ, 1995. - 138 с. 59. Федоров А.И. Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании: Программа и метод. указания. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 44 с. 60. Федоров А.И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования //Теория и практика физ. культуры. 2000, № 12, с. 56-59. 61. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования: Учеб. пос. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 248 с. 62. Филиппов С.С. Система информационного обеспечения советской физической культуры: Автореф. докт. дис. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991. - 48 с. 63. Филиппов С.С. Развитие системы информации по физической культуре в высшей школе //Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Матер. науч.-метод. конф. СПб., 1995, с. 55-56. 64. Цветков М.С., Ковалев Я.А., Косенко В.Л. Определение индивидуальных двигательных режимов студентов с помощью автоматизированной системы "Паспорт здоровья" //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. IV межунивер. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, c. 223. 65. Цыба И.А., Зайцева Г.А., Элланский М.М. Изучение взаимосвязи различных морфофункциональных показателей и физической подготовленности студентов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VII междунар. науч.-метод. конф. Ч. 3. - М.: Изд-во МГУ, 2002, c. 160-163. 66. Шаронов В. По рекомендациям ЭВМ //Советский спорт.1983.7 июня. 67. Шаркевич И.В., Чоговадзе А.В., Коваленко Т.Г. и др. Мультимедиа-технологии и здоровье человека //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 9, с. 60 -61. 68. Шлыков В.П. Использование электронных таблиц для педагогического тестирования //Тестовые технологии и педагогические тесты в общем и профессиональном образовании: Тез. докл. I областной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1998, c. 36-38. 69. Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ: Канд. дис. Екатеринбург, 2002. - 180 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |