ОБРАЗОВАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Abstract
INTEGRATION OF HIGHER SPORTS
EDUCATION INTO ALL-EUROPEAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION (ON
EXAMPLE OF UNIVERSITIES AND ACADEMIES OF PHYSICAL CULTURE AND
SPORT)
V.A. Tajmazov,
Dr. Hab., professor,
A.A. Gorelov, V.S. Stepanov, S.S. Philippov,
Dr. Hab., professor
E.A. Losin, V.A. Chistyakov, M.V. Nazarenko
The St.-Petersburg state
P.F. Lesgaft's university of physical culture, Saint-Petersburg
Key words:
educational standards of the third generation, European system,
two-level system of training.
The transition to the
educational standards of the third generation is closely
connected with the entry of Russia in the European educational
space, therefore the Russian reforms in higher education are
necessary for correlating to the realities of the all-European
education system.
Now in St.-Petersburg state
P.F. Lesgaft's university of physical culture, the two-level
system of training "bachelor and master" is already
introduced, with the awarding of the qualification of a
specialist (the transition from the system "bachelor and
master - scientist" to the qualification "bachelor and
master - specialist"), as the European countries are going
to do. Thus it is possible to assert, that first steps in the
integration of the higher sports education into the all-European
system of higher education has already been made.
|
|
ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКУЮ
СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ
УНИВЕРСИТЕТОВ И АКАДЕМИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Доктор
педагогических наук, профессор В.А.
Таймазов,
А.А. Горелов, В.С. Степанов,
доктор педагогических наук,
профессор С.С. Филиппов,
Е.А. Лосин,
В.А. Чистяков, М.В. Назаренко
Санкт-Петербургский
государственный университет
физической культуры и спорта
им.
П.Ф. Лесгафта
Ключевые слова: образовательные
стандарты третьего поколения,
европейская система, двухуровневая
система подготовки.
Переход на
образовательные стандарты
третьего поколения тесно связан с
вхождением России в европейское
образовательное пространство,
поэтому российские реформы в
высшем образовании необходимо
соотносить с реалиями
общеевропейской системы
образования. Именно эта внешняя
среда во многом будет определять
сроки внедрения третьего поколения
стандартов, а также новые
специальности и направления.
Развитие российского
высшего образования последних лет
характеризуется неуклонным
повышением самостоятельности
вузов в формировании
образовательных программ. При
разработке стандартов второго
поколения был сделан еще один
важный шаг по пути демократизации -
включение в структуру
образовательной программы
национально-регионального
(вузовского) компонента,
позволяющего отразить специфику
региона и традиции вуза с учетом
постоянно меняющегося рынка труда.
Таким образом, российское
высшее образование развивается по
демократическому пути независимо
от вступления России в Болонский
процесс. При этом следует
подчеркнуть, что государственные
образовательные стандарты не
противоречат его положениям. Они
могут служить хорошей основой для
введения зачетных единиц
трудоемкости (кредитов) в
соответствии с Европейской
системой перевода кредитов (ECTS).
Физическая культура, как
отрасль научного знания, имеет свою
специфику, и автоматическая
адаптация принципов Болонского
процесса к высшему
профессиональному образованию в
этой сфере вряд ли возможна. При
внедрении этих принципов
необходимы последовательность и
постепенность, что подразумевает
выбор среди всех физкультурных
учебных заведений страны базового
вуза, на котором будут
апробироваться и уточняться реалии
внедрения системы открытого
образования.
В настоящее время в
СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта уже
внедряется двухуровневая система
подготовки "бакалавр и магистр",
причем с присвоением квалификации
специалиста, именно то, что
собираются делать европейские
страны (переход от системы "бакалавр
и магистр - ученый" к
квалификации "бакалавр и магистр
- специалист"). Тем самым можно
утверждать, что первые шаги в деле
интеграции высшего физкультурного
образования в общеевропейскую
систему высшего образования в
СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта уже
сделаны.
На международном
семинаре: "Интеграция российской
высшей школы в общеевропейскую
систему высшего образования:
проблемы и перспективы"
отмечалось, что в Российской
Федерации созданы предпосылки
вхождения системы высшего
профессионального образования в
Болонский процесс:
1. Действующее
законодательство предусматривает
возможность реализации
многоступенчатой структуры
высшего профессионального
образования. В ряде вузов уже
функционирует многоступенчатая
структура основных
образовательных программ.
Действующие государственные
образовательные стандарты высшего
профессионального образования
создали возможность сопряжения на
первых-третьих курсах программ
подготовки бакалавров,
дипломированных специалистов и
магистров с последующим выбором
студентом траектории обучения.
2. Развернуты
эксперименты по организации
образовательного процесса в вузах
на основе зачетных единиц. Их
внедрению в учебный процесс
способствует расширение
дистанционного обучения,
стимулирование самостоятельной
работы студентов.
3. В России активно
совершенствуется государственная
система оценки качества высшего
профессионального образования, а
также формируются внутривузовские
системы управления качеством
образования.
Таблица
1. Реализация принципов
Болонского процесса в СПбГУФКе им. П.Ф.
Лесгафта по состоянию на 2004 г.
Болонский процесс |
СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта |
Общие понятия и положения |
Цель Болонского процесса - к
2010 г. создать единую европейскую зону
высшего образования, что предполагает
взаимное признание дипломов и практику
общих стандартов в этой области.
Переход на образовательные стандарты
третьего поколения тесно связан с
вхождением России в европейское
образовательное пространство. Наше
развитие должно быть согласовано с
процессами, происходящими в Европе |
В настоящее время в СПбГУФКе
им. П.Ф. Лесгафта уже внедряется
двухуровневая система подготовки «бакалавр»
и «магистр», причем с присвоением
квалификации специалиста; именно то,
что собираются делать европейские
страны (переход от системы «бакалавр и
магистр -ученый» к квалификации «бакалавр
и магистр-специалист»). Тем самым можно
утверждать, что первые шаги в деле
интеграции высшего физкультурного
образования в общеевропейскую систему
высшего образования уже делаются |
|
Эти процессы отчасти
начинают реализовываться в СПбГУФКе им.
П.Ф. Лесгафта, в первую очередь это
относится к внедрению в университете
системы дистанционного обучения и
системы управления качеством
образования |
Принципы (САЛАМАНКА,
29-30 марта 2001 г. ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО) |
1. Автономия с
ответственностью
Развитие требует, чтобы у
европейских университетов была
возможность действовать в
соответствии с руководящим принципом
автономии в сочетании с
ответственностью. Как автономные и
ответственные юридические,
образовательные и социальные объекты
они подтверждают свою приверженность
принципам Magna Charta Universitatum 1988 г., и в
частности академической свободе. Тем
самым университеты должны иметь право
формировать свою стратегию, выбирать
свои приоритеты в обучении и
проведении научных исследований,
расходовать свои ресурсы,
профилировать свои программы и
устанавливать свои критерии для приема
профессоров и учащихся.
2. Образование как
ответственность перед обществом Зона
европейского высшего образования
должна строиться на европейских
традициях ответственности образования
перед обществом; на широком и открытом
доступе как к достеленному, так и к
послестепенному обучению; на
образовании для развития личности и
обучении в течение всей жизни; на
гражданственности как краткосрочной,
так и долгосрочной социальной
уместности.
3. Высшее образование,
основанное на научных исследованиях
Поскольку научные
исследования являются движущей силой
высшего образования, то и создание Зоны
европейского высшего образования
должно идти одновременно и параллельно
с созданием Зоны европейских научных
исследований.
4. Организация диверсификации
Европейское высшее
образование всегда было разнообразным
в части языков, национальных систем,
типов институтов, ориентации профилей
подготовки и учебных планов. В то же
время ее будущее зависит от
способности организовать это ценное
разнообразие так эффективно, чтобы
получить положительные результаты, а
не трудности, гибкость, а не жесткость.
Высшие учебные заведения хотят
пользоваться конвергенцией - в
частности, в общих понятиях,
общедоступных в данной предметной
области вне границ |
Достаточно трудно проводить
реформы и модернизацию на факультетах
с устоявшейся структурой, профессорско-преподавательским
составом, рабочими планами и
программами подготовки специалистов. В
то же время создание новых
университетов, ориентированных на
принципы, провозглашенные Болонским
процессом, сопряжено с серьезными
финансовыми и кадровыми проблемами.
Выход из создавшейся ситуации мы видим
в ускоренном развитии системы
дистанционного образования на базе уже
существующих университетов и академий
физической культуры, а именно в
создании факультетов дистанционного
обучения по выбранным направлениям и
специальностям. Дистанционное
образование имеет все необходимые
признаки, соответствующие
автономности и ответственности; кроме
того, оно, как показывает опыт развитых
стран, привлекательно с коммерческой
точки зрения и обладает значительной
гибкостью. В этом контексте проводимая
в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта работа по
внедрению системы дистанционного
обучения выдерживается в рамках этих
процессов: переход от изучения
отдельных предметов по специальности к
планомерной подготовке специалистов
практически по всем теоретическим
дисциплинам. Специфика вузов
физической культуры состоит в том, что
значительную часть студентов
составляют действующие спортсмены,
получение высшего образования
которыми весьма проблематично
вследствие специфики их
профессиональной деятельности и
удаленности от учебных центров.
Развитие системы дистанционного
обучения, одним из основополагающих
принципов которого является открытое
образовательное пространство,
позволяет решить задачу вовлечения
огромной массы спортсменов в
образовательный процесс и тем самым
ответить на второй принцип:
образование как ответственность перед
обществом, образование для развития
личности и обучения в течение всей
жизни; гражданственность как
краткосрочная, так и долгосрочная
социальная уместность.
Огромный научный потенциал
СПбГУФКа им. П.Ф. Лесгафта (более 70%
докторов и кандидатов наук от общего
числа профессорско-преподавательского
состава, количество заслуженных
тренеров, работающих в университете,
больше, чем во всех остальных вузах
физической культуры вместе взятых).
Университету необходим генеральный
заказчик, возможно в лице Министерства
образования и Федерального агентства
по физической культуре, спорту и
туризму. Первые шаги в этом направлении
уже делаются: КНГ по парусному спорту и
НИР по профилактике наркомании |
Ключевые вопросы (САЛАМАНКА,
29-30 марта 2001 г. ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО) |
1. Качество как
фундаментальный камень формирования Зона
европейского высшего образования
требует строительства на основе
ценностей академической сути для того,
чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то
есть на демонстрации качества.
Действительно, оценка качества должна
учитывать цели и миссию институтов и
программ. Она требует баланса между
новшествами и традициями,
академическими преимуществами и
социальной/экономической
необходимостью, связностью программ и
свободой выбора учащихся. Она
охватывает преподавание и научные
исследования также, как управление и
администрирование, восприимчивость к
потребностям учащихся и обеспечение
внеучебных услуг. Имеющегося качества
недостаточно, оно нуждается в
демонстрации и гарантиях, чтобы
получить подтверждение и доверие от
учащихся, партнеров и общества дома, в
Европе и в мире.
Качество - основное условие
для доверия, уместности, мобильности,
совместимости и привлекательности в
Зоне европейского высшего образования |
Существующие в настоящее
время в Европе высшие учебные
заведения в сфере физической культуры
в той или иной степени копируют первое
учебное заведение такого типа в мире, а
именно университет физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта. Качество
выпускника СПбГУФКа им. П.Ф. Лесгафта
постоянно подтверждается на
протяжении столетия существования
института успехами в спорте,
тренерской и педагогической
деятельности. Именно поэтому
инновационные процессы интеграции
высшего профессионального образования
России в сфере физической культуры в
общеевропейскую систему образования
должны начинаться, по нашему мнению, в
СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта |
Таблица
2. Проект учебного плана
подготовки бакалавра по направлению 521900 -
«Физическая культура и спорт» 3-го
поколения
№ |
Наименование дисциплин |
Часов |
Распредел. по семестрам |
Форма итогового контроля (экз.,
зач.) |
Трудоем-
кость по
ак. ч кред.
|
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Блок социально-гуманитарных
дисциплин |
1240/41,6 |
622 |
618 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный компонент |
1140/38,6 |
572 |
568 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Иностранный язык |
340/12 |
170 |
170 |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
2 зач., экз. |
2 |
Отечественная история |
120/4 |
60 |
60 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Экз. |
3 |
Философия |
130/4,1 |
66 |
64 |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Экз. |
4 |
Педагогика и психология |
120/4 |
60 |
60 |
|
|
X |
|
|
|
|
|
2 зач. |
5 |
Русский язык и культура речи |
60/2,9 |
30 |
30 |
|
X |
|
|
|
|
|
|
Зач. |
6 |
Психология физической
культуры и спорта |
140/4,2 |
70 |
70 |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Экз. |
7 |
Педагогика физической
культуры и спорта |
120/4 |
60 |
60 |
|
|
|
|
X |
|
|
|
Экз. |
8 |
История физической культуры
и спорта |
110/3,4 |
56 |
54 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Экз. |
Региональный компонент/
Дисциплины и курсы по выбору студента |
100/3 |
50 |
50 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Зач. |
Блок социально-экономических
и правовых дисциплин |
782/24,8 |
416 |
366 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный компонент |
712/22,5 |
376 |
336 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Социология |
70/2,3 |
40 |
30 |
|
|
|
|
|
X |
|
|
Зач. |
2 |
Социология физической
культуры |
80/2,6 |
40 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
Зач. |
3 |
Культурология |
80/2,6 |
40 |
40 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Экз. |
4 |
Политология |
60/2 |
40 |
20 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Зач. |
5 |
Правоведение |
60/2 |
30 |
30 |
|
|
|
|
X |
|
|
|
Зач. |
6 |
Экономика |
92/2,9 |
50 |
42 |
|
|
|
|
|
X |
|
|
Экз. |
7 |
Менеджмент и экономика
физической культуры и спорта |
180/5,3 |
90 |
90 |
|
|
|
|
|
X |
X |
|
Зач., экз. |
8 |
Правовые основы физической
культуры и спорта |
90/2,8 |
46 |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
Экз. |
Региональный компонент /
Дисциплины и курсы по выбору студента |
70/2,3 |
40 |
30 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Зач. |
Блок математических и
естественно-научных дисциплин |
820/24,9 |
430 |
390 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный компонент |
720/21,8 |
370 |
350 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Математика |
140/4,2 |
70 |
70 |
|
|
X |
|
|
|
|
|
Экз. |
2 |
Информатика |
140/4,2 |
70 |
70 |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Экз. |
3 |
Физика |
120/3,7 |
60 |
60 |
|
|
X |
|
|
|
|
|
Экз. |
4 |
Химия |
100/3,1 |
50 |
50 |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Экз. |
5 |
Биология с основами экологии |
120/3,7 |
60 |
60 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Экз. |
6 |
Информационные технологии в
сфере физической культуры и спорта |
100/3,1 |
60 |
40 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
Региональный компонент /
Дисциплины и курсы по выбору студента |
100/3,1 |
60 |
40 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Зач. |
Блок общепрофессиональных
дисциплин |
2020/62,3 |
1010 |
1010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный компонент |
1760/54,1 |
880 |
880 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Анатомия |
220/6,8 |
110 |
110 |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
Зач., экз. |
2 |
Физиология |
300/9 |
150 |
150 |
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
Зач., экз. |
3 |
Биохимия |
120/3,7 |
60 |
60 |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Экз. |
4 |
Биомеханика |
100/3,1 |
50 |
50 |
|
|
X |
|
|
|
|
|
Экз. |
5 |
Гигиена |
100/3,1 |
50 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
Экз. |
6 |
Спортивная медицина |
140/4,2 |
70 |
70 |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
Зач., экз. |
7 |
Лечебная физическая культура
и массаж |
160/5,1 |
80 |
80 |
|
|
|
|
X |
|
X |
|
Зач., экз. |
8 |
Спортивная метрология |
100/3,1 |
50 |
50 |
|
|
|
|
X |
|
|
|
Экз. |
9 |
Теория физической культуры и
спорта |
280/8,4 |
140 |
140 |
|
|
|
X |
X |
|
|
|
Зач., экз. |
1 0 |
Основы научно-методической
деятельности |
80/2,6 |
40 |
40 |
|
|
|
|
X |
|
|
|
Зач. |
1 1 |
Возрастная морфология |
160/5,1 |
80 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
Зач. |
Региональный компонент /
Дисциплины и курсы по выбору студента |
260/8,2 |
130 |
130 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Зач. |
Блок специальных дисциплин |
2290/73,3 |
1670 |
620 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный компонент |
1990/62,3 |
1520 |
470 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Теория и методика избранного
вида спорта |
340/10,1 |
300 |
40 |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
3 зач., 3 экз. |
2 |
Теория и методика обучения
базовым видам физкультурно-спортивной
деятельности |
1200/38,7 |
900 |
300 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
4 зач., 4 экз. |
3 |
Теория спорта |
150/4,5 |
70 |
80 |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Экз. |
4 |
Физкультурно-спортивное
совершенствование |
300/9 |
250 |
50 |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
6 зач. |
Региональный компонент /
Дисциплины и курсы по выбору студента |
300/11 |
150 |
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти процессы с разной
степенью успешности начинают
реализовываться и в СПбГУФКе им.
П.Ф. Лесгафта, в первую очередь это
относится к внедрению системы
дистанционного обучения и системы
управления качеством образования.
Дистанционное обучение, сочетающее
в себе преимущества быстро
развивающихся компьютерных и
телекоммуникационных систем,
выдвигается на передние позиции
массовой образовательной
деятельности. Его необходимость в
образовательной сфере физической
культуры и спорта не вызывает
возражений, так как почти все
действующие спортсмены-студенты
учатся по индивидуальным планам
вследствие невозможности
совмещения активной спортивной
деятельности и посещения учебного
заведения. Для них дистанционное
обучение, особенно по
теоретическим дисциплинам и
предметам по выбору, а также
ожидаемый переход на систему
кредитов в образовательном
стандарте третьего уровня являются
единственной возможностью
получить базовое образование.
В табл. 1 приведены
соответствующие положения
Болонского процесса и шаги,
предпринимаемые в этом направлении
в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта.
Анализ табл. 1 позволяет
утверждать, что для успешного
завершения эксперимента по
внедрению системы Болонского
процесса в сферу высшего
физкультурного образования
целесообразно предпринять
следующие шаги:
1. Законодательно
закрепить за СПбГУФКом им. П.Ф.
Лесгафта статус базового вуза
физической культуры по внедрению
принципов Болонского процесса.
2. Организовать на базе
СПбГУФКа им. П.Ф. Лесгафта
подготовку и переподготовку
научно-педагогических кадров
других вузов физической культуры
по внедрению принципов Болонского
процесса.
3. Организовать ежегодное
проведение на базе СПбГУФКа им. П.Ф.
Лесгафта общероссийских
научно-практических конференций по
развитию и внедрению основных
положений Болонского процесса в
высшее физкультурное образование.
В настоящее время в
СПбГУФКе им П.Ф. Лесгафта
Учебно-методическим управлением на
основании вышеизложенного
разработан план подготовки
бакалавра 3-го поколения (табл. 2),
который мы и выносим на обсуждение.
Использованная
литература
1. Гребнев Л.С.
Болонский процесс//
www.rabe.ru/new/rus/m32-1.htm.
2. Материалы
международного семинара "Интеграция
российской высшей школы в
общеевропейскую систему высшего
образования: Проблемы и
перспективы" //СПбГТУ, 2-3 декабря
2002 г.
3. Митрофанов С. Плюсы
и минусы "Болонского процесса"//Русский
журнал / Вне рубрик / Сумерки
просвещения www.russ.ru/ist-sovr/sumerki/20030407.
mitr. html.
4. Рекомендации
Всероссийского совещания
заведующих кафедрами гуманитарных
и социально-экономических
дисциплин // МГУ им. М.В. Ломоносова,
Москва, 20 - 21 ноября 2003 г.
5. Совместное заявление
европейских министров образования.
Г. Болонья, 19 июня 1999 года
//www.spbu.ru/News/edusem/bol.htm.
На главную
В библиотеку
Обсудить в форуме
При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
|