Abstract VALUABLE ORIENTATIONS OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN HIGH SCHOOL A.P. Povarnitsyn, Ph. D., professor Kurgan state university, Kurgan Key words: values, values of life, valuable orientations, valuable representations, personality, student, specialist, physical culture, sports, professional training, high school, range line. The purpose of the article was the analysis of the results of studying of values of life of the students training on the specialty "physical culture and sports". Basing on the results of studying of valuable orientations, the author shows the contents, hierarchy and dynamics of values of life of students in their comparative in years, rates, gender and to other attributes characteristics. In the article there are considered some steady and dynamic tendencies in representations of life values which specify not only in positive, but also in negative valuable-orientational realities, subject to necessary correction. According to the results of the experimental work the opportunities of formation of vital orientations of students were considered during studying at a high school.
|
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Кандидат
педагогических наук, профессор А.П.
Поварницын Ключевые слова: ценности, ценности жизни, ценностные ориентации, ценностные представления, личность, студент, специалист, физическая культура, спорт, профессиональное образование, вуз, ранговый ряд. Проблема ценностных ориентаций в ее общем и конкретном значении носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук, занимающихся человеком и обществом. Актуальность проблемы ценностных ориентаций и необходимость ее исследования обусловлены потребностями общественной практики, самой жизни и будут хорошо видны, если принять во внимание, что в отечественной литературе М.А. Арвисто [1], Л.М. Архангельским [2], В.В. Водзинской [9], А.И. Донцовым [11], А.Г. Здравомысловым [12], А.В. Кирьяковой [13], Д.А. Леонтьевым [16], В.Т. Лисовским [17], Ю.Р. Саарнийт [23], М.Х. Титмой [25], В.П. Тугариновым [26], В.А. Ядовым [27] и др., несмотря на некоторые различия, ценностные ориентации рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений и установок высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, так или иначе определяющих кратковременную и долговременную программы поведения и деятельности человека в окружающем его мире, как важнейшие центральные психические образования личности, которые инициируют ее активность, направленность, волю [4-7, 10, 14, 15]. Наиболее чувствительным, надежным индикатором ценностных ориентаций принято считать ценностные представления. Д.А. Леонтьев [16] определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него, тут же признавая, что ценностные представления не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом несовпадений между ними и истинными ценностями личности, потому что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями живут и другие, самые различные ценностные представления. При этом он отмечает, что реальные ценности не всегда адекватно, порой нечетко, а иногда и совсем не осознаются и не отражаются в представлениях. Как сказал В.Б. Ольшанский, "...люди просто не осознают их, подобно тому, как не осознают грамматических правил языка" [21, с. 101], а задолго до него - французский писатель и философ Блез Паскаль: "Сердце имеет доводы, которых не знает разум". Таким образом, ценностные ориентации не исчерпываются ценностными представлениями, но изучение их - это прежде всего изучение ценностных представлений. В нарастающем потоке публикаций и диссертационных работ по проблемам ценностей и ценностных ориентаций свое достойное место занимают исследования их в сфере физической культуры и спорта (М.А. Арвисто [1], В.К. Бальсевича [3], М.Я. Виленского [8], В.М. Выдрина [10], О.А. Мильштейна и К.А. Кулинковича [20], Л.И. Лубышевой [18, 19], В.И. Столярова [24] и др. Примечательно, что первая кандидатская диссертация по ценностной проблематике выполнена М.А. Арвисто [1] по материалам изучения ценностных аспектов спорта. Ему удалось показать, что ценностные ориентации являются мотивационным ядром спортивной деятельности. Именно поиски реальных истоков мотивации и мотивационного ресурса спортивной и профессиональной подготовки студентов вывели нас на необходимость основательного системного исследования их ценностных ориентаций. Существенным побуждением к исследованию ценностных ориентаций студентов стали нарастающие противоречия между качеством подготовки специалистов по физической культуре и спорту и требованиями, которые предъявляются к ним в настоящее время. Естественная непреходящая необходимость непрерывного совершенствования высшего профессионального образования в области подготовки специалистов по физической культуре и спорту в связи с известными проблемами здоровья и физического развития подрастающего поколения приобретает новые смыслы. Среди поступающих в вуз на специальность "физическая культура и спорт" все больше тех, кто не ориентирован на соответствующую профессиональную деятельность. В этих обстоятельствах необходимость исследования ценностных ориентаций студентов приобретает особое значение. Однако актуальность исследования ценностных ориентаций студентов не исчерпывается этим. Она имеет более широкий контекст. Наши испытуемые являются представителями огромной армии студентов, а студенческая пора - важнейший период не только профессиональной подготовки, но и поиска жизненных стратегий, смыслов и ценностей жизни, уровня притязаний, ближайших и отдаленных целей. Наконец, наши студенты - спортсмены, и это придает новый смысл исследованиям их ценностных ориентаций. Главная идея, которой мы руководствовались в своем исследовании, заключена в представлении о том, что в ценностных ориентациях скрыты истоки мотивации, активности и воли человека, и познание их должно открывать возможности для направленного, прежде всего профессионального, развития личности. Рассматривая ценность как субъективную значимость предметов, явлений мира и жизнедеятельности человека (а ценностные ориентации как систему ценностей, которыми человек руководствуется в своем поведении и деятельности, полагая, что в них скрыты внутренние источники мотивации и воли, нравственного, гражданского, профессионального, творческого развития личности), в своей работе, начатой еще в 1980-х гг. и продолжающейся в настоящее время, мы ставили главной целью определить и опытно-экспериментально обосновать пути и возможности формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального образования студентов в вузе. Основными задачами при этом были: - определить содержание, иерархию, динамику представлений студентов о ценностях жизни, высшего образования, спорта, достоинствах мужчины и женщины, профессионально важных качествах учителя и преподавателя вуза, ценностных предпочтениях и бюджете времени во внеучебной деятельности; - выявить и опытно-экспериментальным путем проверить возможности коррекции и формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в вузе. Для решения поставленных задач в качестве основного применялся специально разработанный нами, проверенный на надежность и валидность метод "двойного" ранжирования [22]. В первой части его диагностической конструкции ("мягкого" ранжирования) испытуемым предлагался полученный в процессе пилотных исследований перечень 21 ценности (жизни, спорта и т.д.), который необходимо было разделить, пользуясь трехуровневой номинативной шкалой, на три равные группы: "самые главные", "очень важные" и "менее важные". Затем подсчитывается количество выборов (предпочтений) по каждой группе, определяются средняя оценка, ранговый ряд и дисперсия. Во второй части предлагалось провести полное прямое ранжирование ценностей в каждой из трех групп: в первой места распределяются с 1-го по 7-е, во второй - с 8-го по 14-е, в третьей - с 15-го по 21-е. В данной статье рассматриваются результаты изучения у студентов ценностей жизни. Материалы исследования показывают, что в ряду наиболее значимых для студентов неизменно оказываются всегда высокоценимые людьми семья, дети, любимый и любящий человек, здоровье, друзья, уважение людей. Таблица 1. Ценности жизни в характеристике студентов факультета физической культуры КГПИ и успешно работающих учителей со стажем 10-20 лет (1987 г.).
Примечание. Первая графа - 1-й курс очного отделения, вторая - 4-й курс очного отделения, третья - студенты старших курсов заочного отделения, четвертая -учителя. Из представленных в табл. 1 результатов ранжирования, проведенного в 1987 г. студентами Курганского пединститута и успешно работающими учителями со стажем 10-20 лет, видно, что на 1-м месте у первокурсников, как и у студентов 4-го курса заочного обучения, стоит любимая работа. К числу самых главных ценностей ее отнесли соответственно 94,7 и 88%. У студентов же 4-го (выпускного) курса она вместе со здоровьем, любимым и любящим человеком на 4-6-м местах, а к числу самых главных ее отнесли лишь 58,3%. В число первых 10 ценностей у первокурсников также вошли любимый и любящий человек, здоровье, семья, дети, друзья, благополучие общества, спорт и профессиональное мастерство. У студентов 4-го курса выше, чем у первокурсников, ценились семья, дети и друзья. Их к числу самых главных ценностей отнесли 75%. Выше (и по рангу, и по ценностному наполнению) были у старшекурсников также чистая совесть (на 7 рангов и 17%), творческая работа. Высокооплачиваемая работа у первокурсников была на 18-м месте, к числу самых главных ценностей ее отнесли всего 5,3%, а у студентов выпускного курса она на 10-12-м местах и к числу самых главных ценностей ее отнесли 33,3%. Больше они ценят и высокое материальное благополучие. Ниже, чем студенты 1-го курса, старшекурсники оценивали любимого и любящего человека, здоровье, уважение людей, спорт, профессиональное мастерство, служение людям и обществу, профессиональное признание. Здоровье в число самых главных ценностей включили всего 58,3%. В измерениях 1990 г. у первокурсников отмечалось снижение ценности любимой работы. Теперь она оказалась на 8-м месте против 1-го в 1987 г., семья - на 5-м месте. В конце рангового ряда оказалось благополучие общества. Но выше стали ими оцениваться материальный достаток (7-е место против 11-го), высокооплачиваемая работа (10-е против 18-го). У студентов 4-го курса на 1-м месте неожиданно, но естественно для того времени стоит материальный достаток. 70% поставили его к числу самых главных ценностей жизни. А честь и достоинство заняли 21-е место, к числу самых главных ценностей их отнесли лишь 15%. Результаты ранжирования ценностей жизни студентами факультетов физического воспитания Кировского, Курганского и Тобольского пединститутов, проведенного в 1993/94 уч. году (табл. 2), показали, что на 1-м месте у них в средневузовском значении стоит семья, на 2-м - здоровье, на 3-м - дети, на 6-м - любимая работа, на 12-м - спорт. В самом низу рангового ряда оказались успехи и достижения в работе и профессиональная карьера. Однако даже за благоприятным ранговым положением в иерархии ценностей жизни скрываются низкое ценностное наполнение и высокая дисперсия. Семью к числу самых главных ценностей в среднем значении отнесли 78,7%, в Курганском пединституте - 89%, в Кировском - 71%. Здоровье к числу самых главных ценностей отнесли в среднем значении только 73,7%, в Курганском вузе - 83%, а в Тобольском - 59,5%. Детей в группу самых главных ценностей поставили: в Тобольском пединституте - 87%, а в Кировском - всего 54,3%. Честь и достоинство в одном вузе - на 6-м, а в другом - на 12-м месте; высокооплачиваемая работа - на 6-м и 14-м, высшее образование - на 11-м и 18-м; справедливость - на 13-м и 20-м. А.В. Бойчевский в своем исследовании, выполненном в Тобольском пединституте в рамках нашего проекта, показал, что в образовательном процессе имеются значительные возможности для коррекции и формирования ценностных ориентаций студентов. К окончанию учебы ему удалось повысить у них ценности семьи, детей, любимого и любящего человека, здоровья, чести и достоинства, чистой совести, уважения людей, любимой работы, спорта. О реальных возможностях направленного формирования ценностных ориентаций говорят результаты, которые получены в процессе опытно-педагогической работы в 1994 - 1998 гг. с экспериментальной учебной группой, скомплектованной после окончания 1-го курса, в связи с переводом части студентов на обучение по двум специальностям: "физическая культура" и "психология". К окончанию учебы в экспериментальной группе отмечен ряд благоприятных изменений. Честь и достоинство в ранговом ряду поднялись на 7 пунктов (с 12-го на 5-е место). Средняя оценка увеличилась на 1,1 балла. Число студентов, которые отнесли их к группе самых главных ценностей, возросло с 15,4 до 56,2%. Любимая работа - с 13-го места перешла на 7-е. Средняя оценка увеличилась на 0,7. Выросло число студентов, которые отнесли ее к группе самых главных ценностей. Личная свобода и независимость с 19-го места передвинулись на 13-е, высокооплачиваемая - работа с 14-го на 8-е. Вместе с тем снизились показатели ценности спорта, уважения людей, высшего образования. Анализ результатов опытно-педагогической работы по коррекции ценностей жизни в другой экспериментальной группе, обучающейся также по вышеназванным специальностям в период с 1994 по 1999 г., показывает, что на выпускном курсе в сравнении с 1-м курсом на 9 рангов повысилось значение чести и достоинства (с 14-го перешло на 5-е место), на 5 рангов - личной свободы и независимости (с 12-го на 7-е), на 6 рангов - высокооплачиваемой работы, на 3 ранга - чистой совести, на 2 - справедливости. В своем диссертационном исследовании, проведенном на факультете валеологии Курганского госуниверситета, Г.А. Бурцева по результатам измерения ценностей жизни у первокурсников вновь открытых в 1997 г. специальностей "валеология", "психология" и "физическая культура и спорт" выявила ряд существенных различий по гендерному и профессиональному признакам. Так, здоровье, в среднем значении находящееся на 2-м месте, к числу самых главных ценностей у девушек специальности "физическая культура и спорт" отнесли 100% (1-е место), у валеологов - 88%, у психологов - лишь 58%, а у юношей специальности "физическая культура и спорт" - 73%. Детей соответственно: 64, 42, 30 и 50%. Высшее образование - на 6-м месте, но у девушек-валеологов оно на 9-м, психологов - на 12-м, по специальности "физическая культура и спорт" - на 4-м (!). Проводимая Г.А. Бурцевой с учетом полученных материалов целенаправленная работа позволила повысить ценности семьи, детей, мира и спокойной обстановки в стране, чистой совести, успехов и достижений в работе, а также достичь благоприятного для профессиональной ориентации баланса ценностей жизни. Заключение . Сравнительный анализ результатов ранжирования ценностей жизни в 2003 г. с данными, полученными в 1987 г., дает основание говорить о некоторых существенных изменениях в иерархии и динамике ценностных ориентаций студентов. Выше стала оцениваться семья (теперь она на 1-м месте), высокооплачиваемая работа (с 18-го перешла на 7-е место), спорт, высшее образование, личная свобода и независимость, высокое материальное благополучие. Ниже стали оцениваться уважение людей, служение людям и обществу, творческая работа, любимая работа, чистая совесть, дети, здоровье. Таблица 2. Ценности жизни в характеристике студентов 4-го (выпускного) курса факультета физической культуры Кировского, Курганского, Тобольского пединститутов в 1993/94 уч. году ( n = 46, 36, 32)
Примечание. В числителе - средние значения по сумме всех вузов, в знаменателе - показатели Кировского, Курганского и Тобольского вузов. Опытно-экспериментальная работа показывает, что продуманная и целенаправленная система коррекции представлений студентов о ценностях жизни с самого начала учебы в вузе позволяет достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей. Формирование ценностных ориентаций студентов в учебном процессе вуза будет успешным, более плодотворным и достигнет своих целей, если будут соблюдены следующие условия: - осознана и принята к выполнению парадигма ценностно ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития; - будут определены хотя бы в общем виде вектор, формат, идея, границы, смысл, стратегические цели, задачи и мотивы этого подхода; - определены и обозначены те основные дисциплины и разделы учебного процесса, которые несут в себе наибольшие возможности и ответственность за формирование ценностных ориентаций личности специалиста высшей квалификации; - в основу всей работы по формированию ценностных ориентаций студента должна быть положена гуманистическая концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому. Коррекция и формирование ценностных ориентаций - это чрезвычайно тонкий, деликатный процесс, который задевает глубоко скрытые, интимные свойства личности и поэтому требует большой аккуратности. Литература 1. Арвисто М.А. Конкретно-социологическое исследование некоторых субъективных факторов участия в спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. Тарту, 1972. - 17 с. 2. Архангельский Л.М. К вопросу о ценностных ориентациях личности //Духовное развитие личности. Свердловск, 1967, c. 11. 3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физ. культуры. 1995, № 5. 4. Бозрикова Л.В., Саганенко Г.Н., Семенов А.А., Ядов В.А. Ценностные ориентации //Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Ленинград: Наука, 1979, c. 47-62. 5. Бойчевский А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педвуза: Канд. дис. Курган, 2000. 6. Бурцева Г.А. Ценностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов университета (на материале специальности "Физическая культура и спорт"): Канд. дис. Курган, 2001. - 179 с. 7. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: Докт. дис. Минск, 1995. - 277 с. 8. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория// Теория и практика физ. культуры. 1991, № 11, с. 27-30. 9. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социальной психологии //Философские науки. 1968, № 2, с. 48-50. 10. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. - Ленинград: Знание, 1976. 11. Донцов А.И. К проблеме ценностей субъекта коллективной деятельности //Вопросы психологии. 1979, № 3, с. 29. 12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 224 с. 13. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 190 с. 14. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа //Психологический журнал. 1994, № 4, с. 130-136. 15. Лабскир В.М., Столярова Е.В. Исследовательский проект "Спортивно-гуманистическое воспитание студенческой молодежи: состояние и пути активизации". Анкета преподавателя и тренера (А-2) //Спорт, олимпизм и мы. Харьков, 1990. 16. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции //Вопросы философии. 1996, № 4, с. 16-24. 17. Лисовский В.Т. Формирование личности современного студента (Опыт социологического исследования в высшей школе 1966-75 гг.): Докт. дис. Ленинград, 1976. 18. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15. 19. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Современные исследования в области спортивной науки: Материалы междунар. конф. СПб., 1994. 20. Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. - М.: ФиС, 1979. - 144 с. 21. Ольшанский В.Б. Ценности // Психология - практике, учителям, родителям, руководителям. Тривола, 1996, с. 94-102. 22. Поварницын А.П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в вузе: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 300 с. 23. Саарнийт Ю.Р. Проблемы социально-психологического измерения структур ценностных ориентаций: Канд. дис. Таллинн, 1981. 24. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.: РГАФК, 1995. 25. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания. - Таллинн: Институт истории АП ЭССР, 1978. 26. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с. 27. Ядов В.А. и др. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением //Доклад на VII Международной конференции в г. Варна. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень, 1970, № 40. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |