ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ


Abstract

TECHNIQUE OF COMPLEX-CONSTRUCTIVE TECHNOLOGY OF EDUCATION IN SYSTEM OF SPORTS-PEDAGOGICAL EDUCATION

Zh.K. Kholodov, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

D.N. Platonov

The Yakut state university, Institute of physical culture, Yakutsk

Key words: complex-constructive technology of education, personally focused approach to students, social and subject contexts of activity, multimedia lectures.

The complex-concentrated technology of education developed by the authors, assumes the connected formation of knowledge, skills of various levels in conditions of a class-fixed form of organization of occupations. It is intended for the students rather constantly visiting educational occupations.

In the author's opinion, the complex-concentrated technology of training with opportunities of application of modern software-hardware means meets the requirements of the efficiency of training of specialists in the field of physical culture and sports and can be used in an educational process of average special and higher sports educational institutions.


МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНО-КОНСТРУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Ж.К. Холодов
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Д.Н. Платонов
Якутский государственный университет, Институт физической культуры, Якутск

Ключевые слова: комплексно-конструктивная технология обучения, личностно ориентированный подход к студентам, социальный и предметный контексты деятельности, мультимедийные лекции.

Комплексно-концентрированная технология обучения предполагает сопряженное формирование знаний, умений и навыков различного уровня в условиях классно-урочной формы организации занятий. Она предназначена для студентов, относительно постоянно посещающих учебные занятия. Методика обучения предусматривает личностно ориентированный подход к каждому учащемуся, использование оптимального состава методов обучения в соответствии с их дидактическим назначением, полного комплекса учебно-методических материалов и аппаратурных средств современных информационных технологий.

Данная методика основывается на концепциях индивидуализированного обучения И. Унт (1990) и адаптивной системы обучения А.С. Границкой (1991). Она позволяет студентам продвигаться вперед в приобретении знаний, умений и навыков в соответствии с их возможностями и способностями. Занятия различной методической направленности проводятся концентрированно, в один день, в виде последовательной цепочки: лекционное занятие (80 мин) - методическое занятие (40 мин) - практическое занятие (40 мин). В таких занятиях в наибольшей мере проявляются социальный и предметный контексты учебной деятельности студентов.

Организационная структура комплексного занятия включает в себя (на примере изучения разделов и тем учебных дисциплин "Теория и методика спорта") следующее:

- лекционное занятие. Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть - передача информации (40 мин), вторая - обсуждение, анализ учебного материала, его уточнение (40 мин). Перерыв между первой и второй частями - 5 мин; большой перерыв - 10 мин;

- методическое занятие. Работа в обучающем компьютерном комплексе также состоит из двух частей. Первая часть - работа на компьютере (20 мин), вторая - выполнение проблемных заданий (20 мин). Перерыв между первой и второй частями - 5 мин; большой перерыв 10 мин;

- практическое занятие. Практическая работа по созданию проектов тренировочно-соревновательного процесса (микро-, мезо-, макроциклов), методик обучения, методик воспитания физических качеств и т.п. (40 мин).

Суммарное количество времени, отводимого на комплексно -концентрированное занятие, - 160 мин).

На лекционных занятиях решаются задачи освоения теоретических, методических и теоретико-методических знаний догматического типа (в 1-й части занятия) и формирование умений анализировать и обобщать учебный материал, делать выводы (во 2-й его части). Они читаются на двух уровнях.

В первом случае лекционный материал читается на объяснительно -иллюстративном мультимедийном уровне. При этом учащиеся слушают лекции, записанные на видеоносители информации и демонстрируемые на широкоформатном экране. Как правило, такой тип чтения лекций применяется в тех случаях, когда учебный материал не содержит в себе проблемных ситуаций и его необходимо прочно освоить. Это темы, содержание которых носит преимущественно чисто теоретический характер, отличается высоким уровнем обобщения и передается студентам как совокупность знаний науки. В таких темах самостоятельный поисковый или частично поисковый путь получения знаний учащимися (т.е. использование проблемного обучения) либо невозможен, либо нецелесообразен и неэффективен. Учащиеся воспринимают, осознают и прочно фиксируют в памяти эту информацию. Необходимо отметить, что знания, полученные в результате чтения лекций на подобном уровне, не формируют навыков и умений их использования.

Во втором случае лекции читаются на проблемном мультимедийном уровне. Его сущность состоит в том, что преподаватель ставит проблему, а затем совместно с учащимися ее разрешает. Такой подход несет в себе функцию лаборатории раскрытия научного познания, включая в нее студентов, привлекая их к контролю за движением чужой мысли и соучастию в нем.

Методические занятия направлены на углубление и уточнение лекционного материала, использование знаний в стандартной и творческой деятельности. Они включают в себя учебную деятельность, направленную на углубление лекционного материала и получение нового на основе блочного обучения.

Процессуальная сторона методического занятия объединяет пять блоков, каждый из которых решает свою определенную задачу:

- первый блок (информационный) - решает задачу передачи информации;

- второй блок (тестово-информационный) - направлен на тестовый контроль освоения дозы учебного материала;

- третий блок (коррекционно-информационный) - характеризуется коррекционной деятельностью и применением дополнительного обучения;

- четвертый блок (проблемный) - предусматривает выполнение студентами проблемных заданий;

- пятый блок (проверочно-коррекционный) - направлен на подведение итогов (проверку и коррекцию усвоенного материала).

Практические занятия решают задачи формирования умений и навыков умственной творческой деятельности, т.е. использования знаний при проектировании и разработке различного рода методических материалов.

На таких занятиях учащиеся разрабатывают различного рода документы и методики:

- планирования: план-календарь спортивных мероприятий, план-конспект тренировочного занятия, микроциклы и мезоциклы различной направленности, план-график тренировочно-соревновательного процесса;

- обучения и совершенствования технических действий и тактических приемов, связок, комбинаций и т.п.;

- воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей.

Основой таких занятий является предметный контекст деятельности, т.е. деятельность по приобретению знаний, умений и навыков, необходимых в их будущей профессии.

Таким образом, коплексно-концентрированная технология обучения с возможностями применения современных программно-аппаратурных средств отвечает требованиям эффективности подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и может быть использована в учебном процессе средних специальных и высших физкультурных учебных заведений.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!