ДОПОЛНИТЕЛЬ-
НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

ORGANIZATIONAL-
METHODICAL PRECONDITIONS OF PERFECTION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

I.D. Svischyov, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: infrastructure of information system, quality of additional professional education, perfection.

The purpose of the research consists in perfection of the additional professional training (APT) of the field of physical culture and sports on the basis of compositions of components of an infrastructure of the information system (IIS) and revealing of the tendencies of development of the quality APT.

In the IIS the communication, information, functional and user contents was determined. Thus the communicative and functional one are the most significant alongside with the information and user one.

The author opens the preconditions of perfection of the APT, consisting that at revealing components of the IIS and the priority of the relative importance of the tendencies of development of the quality of the APT can be increased: the level of organization of educational process, system and integrity of its management, there was carried out its reforming on the basis of tendencies of change of the contents of work of specialists in modern conditions.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Доктор педагогических наук , профессор И.Д. Свищёв
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: инфраструктура информационной системы, качество дополнительного профессионального образования, совершенствование.

Введение. Совершенствование дополнительного профессионального образования (ДПО) сферы физической культуры и спорта предусматривает наряду с повышением его качества формирование личности специалиста в условиях информационной среды.

Композиция компонентов инфраструктуры информационной системы (ИИС) сферы ДПО может обеспечить развитие взаимодействия ДПО со спортивной практикой, способствовать созданию конкурентоспособного содержания инновационных разработок, повышению качества учебно-научного процесса.

Композиция - устойчивая, замкнутая система инвариантных отношений (контентов) как типов решений и одновременно как связей с другими типами решений.

ИИС - это комплекс организационных структур, обеспечивающих функционирование информационного пространства, средств информационного воздействия. Он включает в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи. Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам, а именно к отдельным документам, массивам документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных.

ИИС является одной из предпосылок повышения качества ДПО, ориентированного на формирование всесторонне развитой личности и помогающей слушателю в осознании роли будущей профессии, в поиске своего индивидуального места в обществе, а преподавательскому составу - в повышении своего научного потенциала.

Качество образования - это совокупность свойств, мера полезности для удовлетворения общественных и личных потребностей субъектов и условие повышения эффективности общественного производства, включающая: общественную значимость преподавания; степень сложности (квалификацию); ответственность, напряженность (интенсивность), тяжесть труда; оплату труда. К организационно-методическим особенностям качества ДПО относятся: наличие обратной связи со слушателями, уровень подготовленности профессорско -преподавательского состава, верификация дополнительных образовательных программ, информационная инфраструктура ДПО, инновационный потенциал научных исследований.

Предполагается, что на повышение качества учебно-научного процесса в ДПО сферы физической культуры и спорта, а также на развитие научных исследований может оказать прямое влияние создание ИИС, ориентированной на формирование личности специалиста, способного успешно работать в современных условиях.

Цель исследования заключалась в совершенствовании ДПО сферы физической культуры и спорта на основе композиций компонентов ИИС и выявления тенденций развития качества ДПО.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались: анализ научно-методической литературы, моделирование, анкетирование.

Содержание ИИС в научно-методической литературе обсуждается на четырех уровнях: коммуникационном, информационном, функциональном и пользовательском [2].

Коммуникационный уровень представляет совокупность всех информационных телекоммуникаций, вычислительных сетей, технических средств в сфере физической культуры и спорта. Информационный уровень включает информацию в телекоммуникационных сетях и информационных хранилищах: библиотеках, отделах научно-технической информации, сайтах; информационных ресурсах: документах, учебниках, учебных пособиях, программах, различных видах отображения информации. Функциональный уровень - это совокупность услуг, предоставляемых пользователям различными поставщиками информации: доступ к базам данных и библиотекам, проведение видеолекций, доступ к учебным планам и программам, стандартам качества подготовки специалиста. Пользовательский уровень включает формирование потребностей в информации и модели общения преподавателей, слушателей.

К социально значимым системам общества относятся: 1) образовательная система - это совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также способы самовыражения личности, ее подготовки к профессиональной деятельности; 2) система трудовой деятельности , состоящая из профессиональной деятельности специалиста, включает решение профессиональных задач, квалификационные характеристики, требования к специалисту и требования к аттестации, а также самовыражения личности в сфере труда, удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, система трудовой деятельности выступает как заказчик системы образования.

Под моделированием системы ДПО понимался процесс экспериментирования над особенностями объекта изучения и выявления характерных черт на его моделях. Для выявления компонентов ИИС и предпосылок повышения качества ДПО сферы физической культуры и спорта строились графоаналитические модели, отражающие основные блоки содержания ИИС и тенденций развития качества ДПО. В основе разработки графоаналитических моделей лежит процесс построения графа. Граф - это схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных определенной системой линий.

Использовался взвешенный граф, в котором каждой дуге присваивался определенный "вес" в условных единицах от 0 до 1. Последовательная графическая декомпозиция позволила получить граф в виде дерева, повернутого кроной вниз. В этом дереве имеются основной ствол, крупные ветви первого деления (яруса), которые, в свою очередь, делятся на ветви второго яруса и т.д. Для оценки важности содержания ИИС и тенденций развития качества ДПО применялось ранжирование. Оно предполагало присвоение специалистами-экспертами каждому уровню содержания соответствующего ранга важности. Оценка относительной важности позволила применить вероятностную шкалу для расчета коэффициентов относительной важности (КОВ) блоков информации, которые определялись по принципу умножения вероятностей.

Для определения важности и значимости компонентов содержания ДПО проводился опрос экспертов. В опросе приняли участие 15 профессоров Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Результаты исследования. В ИИС определено коммуникационное, информационное, функциональное и пользовательское содержание. При этом наряду с информационным и пользовательским наиболее значимы коммуникативное и функциональное.

Самые важные компоненты ИИС - это информационные телекоммуникации, технические средства, услуги баз данных и библиотек, информационные ресурсы, доступ к учебным стандартам, планам, программам.

Одним из главных документов, влияющих на качество образования, является Государственный образовательный стандарт. Существующий государственный стандарт подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта включает следующие требования: иметь представление; знать и уметь использовать; владеть умениями; иметь навыки. Эти требования не отражают общепрофессиональной подготовки.

Для совершенствования Государственного образовательного стандарта специалиста необходимо использовать следующие ориентиры:

- готов к работе (обладает достаточными объемами умений);

- учитывает интересы коллектива;

- использует закономерности профессиональной деятельности;

- взаимодействует с субъектами профессиональной деятельности;

- получает знания и формирует представления о профессиональной деятельности;

- видоизменяет условия профессиональной сферы;

- приобретает практические навыки взаимодействия;

- приобретает опыт выполнения предстоящих социально-профессиональных работ, мобильности, адаптированности [3].

На основании результатов изучения научно-методической литературы проведено сравнение двух моделей, характеризующих ДПО: 1) информационно -знаниевой; 2) компетентностной.

Таблица 1. Ранг компонентов содержания инфраструктуры информационной системы ДПО

Код

Содержание

Ранг

1.1.1

Информационные телекоммуникации

1,2

1.1.2

Технические средства

1,2

1.2.1

Информация в информационных хранилищах

7

1.2.2

Информационные ресурсы

4

2.1.1

Услуги баз данных и библиотек

3

2.1.2

Доступ к учебным стандартам, планам, программам

5

2.2.1

Пользователи -слушатели

8

2.2.2

Пользователи-преподаватели

6

Декомпозиция графа содержания основных тенденций развития качества дополнительного профессио нального образования в сфере физической культуры и спорта

Информационно-знаниевая модель характеризуется:

- реализацией педагогической стороны на учебный процесс:

- дисциплинарной архитектоникой (предметно -центричный подход);

- абстрактностью целеполагания;

- недостаточной адаптированностью к требованиям рыночной экономики;

- недостаточной компетенцией, квалификацией;

- слабой ориентированностью на практику.

Таблица 2. Оценка относительной важности основных тенденций развития качества дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта (n=15)

Тенденции

X

S

V,%

Относительная важность

1

Адаптация ДПОП к требованиям рыночной экономики

0,6

0,05

8,3

0,6

1.1

Повышение роли и уровня научных исследований в ДПО

0,6

0,04

6,6

0,6x0,6=0,36

1.2

Преодоление узкогуманитарной ориентации повышения квалификации и переподготовки

0,4

0,03

7,5

0,6x0,4=0,24

1.1.1

Личностное развитие слушателя

0,4

0,03

7,5

0,6x0,6x0,4=0,14

1.1.2

Ориентация ДПОП на слушателя

0,6

0,05

8,3

0,6x0,6x0,6=0,21

1.2.1

Внедрение модульных ДПОП в качестве организационных рамок для обучения и преподавания

0,4

0,02

5,0

0,6x0,4x0,4=0,09

1.2.2

Направленность на междисциплинарность в ДПОП

0,6

0,035

5,8

0,6x0,4x0,6=0,14

2

Создание современной учебной среды и образовательного пространства ДПО

0,4

0,03

7,5

0,4

2.1

Усиление роли повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в формировании у слушателей понимания своего профессионального будущего

0,4

0,035

8,7

0,4x0,4=0,16

2.2

Расширение доступа к повышению квалификации и переподготовке

0,6

0,05

8,3

0,4x0,6=0,24

2.1.1

Улучшение основных параметров структуры учреждений ДПО

0,5

0,04

8,0

0,4x0,4x0,5=0,08

2.1.2

Расширение количества выполняемых функций

0,5

0,035

7,0

0,4x0.4x0,5=0,08

2.2.1

Создание организационных структур внутри учреждения ДПО (отделы, комплексы)

0,6

0,045

7,5

0,4x0,6x0,6=0,14

2.2.2

Семейное образование, экстернат, дистанционное обучение, этнические особенности ДПО

0,4

0,035

8,7

0,4x0,6x0,4=0,09

Компетентностная модель характеризуется:

- междисциплинарной архитектоникой;

- интегральной компетенцией слушателя;

- личностным развитием слушателя;

- компетентностью слушателя, относящейся к самому слушателю, к субъекту деятельности, общения; взаимодействием специалиста и среды; к деятельности специалиста.

На основании характеристик компетентностной модели ДПО определены компоненты, влияющие на его качество. На рисунке представлена декомпозиция графа содержания основных тенденций развития качества ДПО (показанных в табл. 2).

В табл. 1 представлена относительная важность тенденций развития качества ДПО. Выявлены наиболее важные тенденции. К ним относятся:

1.1.2. Ориентация дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП) на слушателя (21,6%).

1.1.1. Личностное развитие слушателя (14,4%).

1.2.2. Направленность на междисциплинарность в ДПОП (14,4%).

2.2.1. Создание организационных структур внутри учреждения ДПО (отделы, комплексы) (14,4%, см. рисунок).

Обсуждение результатов. Информация оказывает большое воздействие на развитие любого образовательного учреждения, каждой личности, на организацию научных исследований и учебного процесса, причем решающее влияние - именно информационная среда, в которой совершенствуются методы обучения и формируется личность.

Один из подходов к созданию ИИС ДПО включает анализ компонентов информационной инфраструктуры и целей ДПО. Наиболее значимыми их компонентами являются: коммуникативное содержание как совокупность информационных телекоммуникаций, технических средств; функциональное содержание как совокупность услуг, предоставляемых пользователям; информационное содержание как информация, содержащаяся в хранилищах, и как информационные ресурсы.

При деятельностном подходе целями обучения становятся только умения, а знания являются научным содержанием обучения [2]. Умения - это способность оперировать знаниями. При этом основной критерий достижения целей обучения - это факт решения профессиональной задачи деятельности. Профессиональная задача - процесс достижения цели в области трудовой деятельности специалиста с использованием профессиональных видов деятельности. Специфику профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту составляет практическая направленность обучения.

Вектор качества образования (по А.Г. Асмолову, 2002) - это: система технологий; дистанционное обучение, семейное образование, экстернат, этнические особенности ДПО; интегративные образовательные области; университетский комплекс; а также движение от монопольных программ, учебников - к вариативным; от наглядно-демонстрационных способов обучения - к обучающим средствам; от пособий и приборов - к микролабораториям; от сообщающего обучения - к самостоятельному, информационному [1].

Для внедрения компетентностной модели в практику необходимы следующие направления в работе: ознакомление с реальными моделями развития теории и практики физической культуры и спорта; осуществление сравнительного анализа; погружение в различные профессиональные роли в профессиональной среде; а также научение слушателей экспериментировать, прогнозировать, дискутировать, приходить к консенсусу, моделировать методы прикладного исследования, технологии как инновационную деятельность.

Выводы

1. Наиболее важными и значимыми компонентами ИИС определены: информационные телекоммуникации, технические средства, услуги баз данных и библиотек, информационные ресурсы, доступ к учебным стандартам, планам, программам.

2. Выявлены показатели важности компонентов компетентностной модели для создания образовательного стандарта ДПО.

3. Раскрыты предпосылки совершенствования ДПО, состоящие в том, что при выявлении компонентов ИИС и приоритетности относительной важности тенденций развития качества ДПО могут быть повышены: уровень организации учебного процесса, системность и целостность его управления, осуществлено его реформирование на основе тенденций изменения содержания труда специалистов в современных условиях.

Литература

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 2003. - 520 с.

3. Коротков Э.М. Анализ содержания и концепции подготовки специалиста по образовательным стандартам экономического профиля в Республике Беларусь и Российской Федерации // Проблемы качества образования. Кн. 3. - М.: Уфа ИЦПКПС, 2004, с. 73-76.

4. Мансуров А.Н., Мансурова А.Н. Презентация выпускников вузов в сфере труда // Проблемы качества образования.- Уфа: ИЦПКПС, 2002, с. 61-67.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: