Abstract INCREASE OF EFFICIENCY OF SPORTS EDUCATION R.A. Piloyan, Dr. Hab., professor, Moscow Key words: sports education, sciences of physical culture, sports and physical culture, subject field, methodology, purposes-motives. In the article the sources of occurrence of a problem situation are shown during the becoming of ones of the most important humanitarian-professional disciplines which are physical culture, history, theory, pedagogics and psychology of physical culture and sports. On the basis of the analysis of opinion of specialists and his own research experience The author makes the offers directed on the statement of sports education of all levels on more strict scientific basis and due to these substantial increase of efficiency of this long-term process.
|
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доктор педагогических наук, профессор Р.А. Пилоян, Москва Ключевые слова: физкультурное образование, науки о физическом воспитании, спорте и физической культуре, предметное поле, методология, цели-смыслы (мотивы). Постановка проблемы. Физкультурное образование в нашей стране осуществляют на основе большого числа дисциплин, многие из которых опираются на ту или иную науку. В качестве важных профессиональных дисциплин ведущее место отведено теории и методике физического воспитания, теории спорта и теории физической культуры и спорта, которые незаменимы при обеспечении отрасли кадрами всех уровней и специальностей. Правда, вокруг этих теорий не прекращается дискуссия [1, 12, 14, 8, 13 и др.], которая, проясняя отдельные вопросы, к сожалению, не снимает проблем, давно накопившихся в физкультурном образовании. Поскольку первопричина этих трудностей обусловлена особенностями становления перечисленных теорий и некоторыми устойчивыми стереотипами преподавания в учебных заведениях физкультурного профиля, остановимся на этих вопросах детальнее. В физкультурном образовании сложилась ситуация, когда теорию физического воспитания и построенную в ее рамках теорию спорта без серьезной научной проработки заменили теорией физической культуры и спорта. Не удивительно, что подобное действие вызывает возражения. Так, В.К. Бальсевич еще в начале 90-х гг. прошлого столетия, размышляя над интеллектуальным вектором физической культуры, писал: "... в основе причины появления существенного пробела в знаниях об оптимуме физической активности человека, т.е. в главной области физкультурного знания, лежит методологическая незрелость науки о физической культуре человека" [1, с. 38]. Г.Г. Наталов, развивая эту мысль и упрекая создателей теории физической культуры, пишет: "При этом недостроенное здание теории физического воспитания и теории спорта из чисто формальных соображений было втиснуто под крышу (строим "сверху") только зарождавшейся теории физической культуры, приняли ее название, наполнив неадекватным содержанием" [12, с. 41]. Не менее серьезные сомнения обнаруживаем и в статье Ю.М. Николаева, который по поводу теории и методики физической культуры пишет: "В ней не произошло качественно нового, концептуально методологического приращения знания, имеет место разнохарактерное изложение материала, акцент традиционно смещается в большей мере на двигательную (физическую) сторону человека при существенной недооценке больших потенциальных возможностей физической культуры в формировании духовно-ценностной стороны человека" [13, с. 3]. Для процитированных авторов характерно внимание к содержанию передаваемых студентам знаний, но они очень мало касаются вопроса наук, в рамках которых эти знания были получены. Это не случайно, поскольку согласно традиции названия всех трех теорий (физического воспитания, спорта и физической культуры и спорта) принято сопровождать словом "методика " и считать научными и учебными дисциплинами. Этим процессу подготовки специалистов пытаются придать связь не только с наукой, но и c практикой. При этом упускаетcя из виду, что любая теория - это лишь определенная система непротиворечивых знаний о том или ином явлении. Это явление при помощи конкретной науки постоянно изучают. За счет углубления и расширения знаний преподаваемую теорию уточняют, развивают, а иногда заменяют другой. В то же время не секрет, что каждая наука начинается с четкого выделения предмета познания и выбора методологии его изучения. Кроме этого в понятие науки входят систематизированные знания, наиболее полно раскрывающие предметное поле изучаемого явления. Это главное условие возникновения и развития науки. Таким образом, в физкультурном образовании сложилась проблемная ситуация. С одной стороны, в центре предметного поля вышеперечисленных теорий, которые, как уже отмечалось, принято считать науками, находятся люди с их неодинаковыми психофизическими способностями, различным уровнем культуры и сознания. С другой стороны, предмет изучения остается почти неизменным, а науки меняются. Вначале возникла наука о физическом воспитании, затем - о спорте и лишь несколько позже была сформирована обобщающая наука о физической культуре и спорте. Впрочем, основание для суждения о проблемной ситуации дают не только работы процитированных авторов, но и труды, претендующие на интеграцию знаний в нашей отрасли [6, 18, 20, 9, 19, 10 и др.]. Все сказанное позволяет сформулировать проблему, решаемую в данной статье. В нашей отрасли существует три взаимосвязанные, частично совпадающие, но достаточно самостоятельные науки (о физическом воспитании, спорте и физической культуре). В центре их предметного поля находятся люди, занимающиеся физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Чем кроме возраста, уровня здоровья и социального статуса отличаются друг от друга эти люди как субъекты, входящие в предметное поле перечисленных наук? Какая из них имеет более четко проработанные представления о предмете и методологии его изучения? И, наконец, каким образом можно использовать эти науки для повышения эффективности физкультурного образования всех уровней? Решение проблемы. Сформулированная проблема, будучи научной, имеет два аспекта: психолого-педагогический и организационно-методический. Начнем с первого. При постановке проблемы было отмечено, что в предметное поле наук о физическом воспитании, спорте и физической культуре в качестве субъектов изучения входят люди, но признания этого факта недостаточно. Необходимо уяснить, что все занимающиеся - это люди, испытывающие разнообразные потребности, ведомые собственными мотивами и целями. Они переживают те или иные эмоции и достигли определенного уровня сознания. Одним словом, для решения поставленной проблемы следует разобраться во внутреннем (психическом) мире человека. Очевидно, не случайно, только специалист, тонко разбирающийся в психике людей (спортсменов, тренеров, организаторов и др.) может достичь высших результатов как педагог по физическому воспитанию и спорту. Итак, подавляющее большинство людей занимаются (организованно или самостоятельно) физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. При этом в зависимости от их отношения к этим занятиям, от того, как и ради чего они это делают, какие цели ставят перед собой, будет происходить формирование их как личностей. В психологии все это называют смыслом и относят к побуждающим (мотивирующим) сторонам человеческого поведения. Таких целей-смыслов может быть множество, но чаще всего встречаются две группы занимающихся. В первую входят те, кто ставит перед собой цели, не связанные с достижением высоких спортивных результатов, во второй оказываются те, кто стремится к максимально возможным результатам в конкретном виде спорта. Дифференцировка людей различного возраста, здоровья и социального статуса по данному признаку важна, поскольку то, для чего человек выполняет физические упражнения, увлекается подвижными играми и спортом, не только характеризует его на данный момент, но и позволяет прогнозировать будущее, а это уже серьезное основание для отнесения каждого индивида к ведению той или иной науки. Дело в том, что люди в физкультурном смысле активные, но не нацеленные на достижение высоких спортивных результатов, являются субъектами изучения науки о физическом воспитании. Те, кто стремится к достижению возможно высокого результата в конкретном виде спорта, оказываются субъектами внимания науки о спорте. В свою очередь, и те, и другие при цивилизованном (нравственном) способе достижения поставленных целей, поскольку они этим способствуют прогрессу человеческого общества, оказываются субъектами предметного поля науки о физической культуре. До этого момента мы обсуждали психологию занимающихся упражнениями, играми и спортом, но в нашей отрасли есть еще и другие субъекты. Это преподаватели, тренеры, организаторы, зрители и др., об их причастности к физической культуре можно судить не только по регулярности занятий упражнениями, играми, спортом и по здоровому стилю жизни в целом. Не менее важна их склонность к созданию нового (научно и методически обоснованного) в деятельностях, связанных с физической культурой. Учитывая сложность вопроса и дефицит объема статьи, подчеркнем главное. Поскольку в понятие "культура" входят не только достижения человечества, но и сами деятельности, то необходимо уйти от упрощенного отождествления любых форм активности с термином "деятельность". Дело в том, что есть виды активности, например занятия физическими упражнениями, играми и тренировка, которые с точки зрения психологии являются только вспомогательными элементами для таких деятельностей, как учеба, труд, спорт высших результатов и др. Вместе с тем можно работать и даже получать большие деньги, но не быть в деятельности. Как происходит, к примеру, с тренерами, которые вместо поиска новых технологий, средств и методов подготовки спортсменов удерживаются на плаву за счет таланта и трудолюбия спортсмена, которого выявили и поставили ему школу вида спорта не они, а другие. Все это достаточно подробно отражено в ряде публикаций [3, 4, 14, 15, 5 и др.], в которых предлагается взять на вооружение научное, с точки зрения современной психологии, понимание термина "деятельность". Отказавшись от отождествления его со словом "активность", поскольку при таком упрощении теряется важнейшая, связанная с сознанием сторона явления, направленного как на создание самой физической культуры, так и на приобщение к ней широких слоев российского общества. Итак, дифференцировав науки о физическом воспитании, спорте и физической культуре, ориентируясь на отношение (цели-смыслы) людей к занятиям как на основное отличие предметов этих наук, зададимся вопросом, какое из перечисленных явлений (спорт, физическое воспитание или физическая культура) исторически возникло раньше других? В поисках ответа на него отошлем читателей к работам [11, 6, 2, 3, 18, 7, 4, 19, 5 и др.], но, экономя их время, представим ответ в виде краткого резюме. На основе трудовой деятельности (собирательство, охота, воспроизводство и воспитание потомства) еще в дородовом б е с к о н ф л и к т н о м обществе появились физические упражнения и ролевые игры [7, 5 и др.]. Они стали составной частью педагогики, названной этнопедагогом Г.Н. Волковым [2] народной, которая лежала в основе трудового воспитания подрастающего поколения в первобытном обществе. Позже, когда сложилась родо-племенная организация людей и возникли другие деятельности (моногамная семья, отправление культа, управление соотечественниками, защита членов племени от притязания соседей и др.), между людьми возникли конфликты, так как большинство деятельностей требовало выявления для их реализации лучших представителей сообщества. Именно в это время появились цивилизованные способы дифференцирования людей (состязательные игры, инициация, выборы вождя или военачальника и др.). Анализ показал, что в условиях родового строя, в связи с осознанием тренируемости качеств и свойств, от которых зависит победа, сложился спорт как деятельность по подготовке и объективному ранжированию индивидов и команд по психофизическим, интеллектуальным и нравственным проявлениям 1. Главное заключается в том, что физическое воспитание не сложилось на основе физических упражнений и ролевых игр как атрибутов трудовой деятельности, а сформировалось на фундаменте спортивной деятельности. Именно спортивная деятельность еще до появления государства помогала разрешать внутриплеменные, а позже и межплеменные и даже межгосударственные конфликты [3, 4 и др.]. Примером тому являются Олимпийские игры древности, которые после возрождения французом П. де Кубертеном не потеряли этой функции и в современной жизни, пронизанной разнообразными конфликтами этнического, религиозного, экономического и межгосударственного характера [4, 5 и др.]. После столь пространного экскурса в психологию и историю обратимся к работе Л.И. Лубышевой, В.А. Магина, посвященной изложению авторского проекта модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В ней написано: "Обобщенные результаты научных исследований показывают, что сегодня в системе физкультурного образования наблюдается тенденция, ориентированная на развитие соматической природы человека. Игнорируются его психическая и социокультурная стороны, что приводит к издержкам образовательно -воспитательного процесса и исключает многогранную и интегративную роль физической культуры в целостной методологии, которая направлена на развитие человека в единстве телесного и духовного" [8, с.14]. Завершая раздел, посвященный решению поднятой в статье проблемы, напомним высказывание философа Г.А. Подкорытова, который, говоря о методологии преподавания, писал: "Принцип исторической соподчиненности требует, чтобы то, что было исторически первым, в действительности находилось бы на первом месте и в научном изложении конкретного знания" [17, с. 149]. Следовательно, обучение студентов колледжей, институтов, академий и университетов нашей отрасли следует начинать с науки о спорте, затем переходить к науке о физическом воспитании. На старших курсах можно переходить к науке о физической культуре как самостоятельной системе обобщенных знаний, имеющей отношение не только к педагогике, но и к социологии и культурологии. В этом случае можно будет повышать эффективность физкультурного образования всех уровней за счет реализации предложений, высказанных специалистами [1, 8, 11, 12 и др.]. Выводы и предложения 1. В системе образования отрасли, именуемой "Физическая культура и спорт", есть неиспользованные резервы. Основной связан с возможностью придать этому процессу еще большую научную строгость за счет расширения и углубления знаний преподавателей и студентов по некоторым вопросам истории, психологии и методологии науки, без которых нельзя готовить специалистов по спорту и физическому воспитанию. 2. Следует отказаться от неоправданного отождествления теорий физического воспитания, спорта и физической культуры и спорта с науками о физическом воспитании, спорте и физической культуре. 3. В центре предметного поля наук, изучающих все, что относится к физической культуре, находятся люди, занимающиеся (организованно или самостоятельно) физическими упражнениями, подвижными играми и различными видами спорта. Одни ставят перед собой цели, связанные с достижением высоких результатов в конкретном виде спорта. Другие таких целей не ставят. Как показал анализ, первые являются субъектами внимания науки о спорте, вторые находятся в поле зрения науки о физическом воспитании, а те и другие при нравственном, с точки зрения современной цивилизации, способе достижения поставленных целей входят в предметное поле науки о физической культуре. 4. Для повышения уровня знаний специалистов нашей отрасли необходимо опереться на психологическую теорию деятельности. Говоря о спортсменах и их активности, следует пользоваться термином "деятельность" только в случае их стремления к высоким спортивным результатам в честном противоборстве. В отношении тренеров, преподавателей и других субъектов спорта и физического воспитания данный термин может быть применен только к тем, кто своим трудом приобщает занимающихся к физической культуре или вместе с ними создает ее ценности. Деятелен тот педагог, который формирует из своих учеников социально активную и нравственную личность и создает новые (научно-методически обоснованные) технологии, средства и методы воспитания, обучения и тренировки [3, 14 и др.]. 5. Физкультурное образование качественно изменится в лучшую сторону, если ознакомлению студентов с теориями физического воспитания, спорта и физической культуры будет предшествовать их "погружение" в науки, в недрах которых они возникли. Учитывая историческую первичность спорта по отношению к физическому воспитанию [2, 7, 17, 4 и др.], а также реальную подготовленность студентов колледжей, институтов и других учебных заведений отрасли, приобщение к науке следует начать с преподавания общепрофессиональной дисциплины "Введение в науку о спорте". Как было предложено [16], создание методического пособия по этой дисциплине близко к завершению, но главное, как показывает анализ, - наука о спорте оказалась наиболее продвинутой в плане методологии и обобщения научных знаний [3, 4, 14, 15 и др.] по сравнению с наукой о физическом воспитании и тем более с наукой о физической культуре. Литература 1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания)//Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, с. 37-41. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 375 с. 3. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1975. - 26 с. 4. Ермак Н.Р. Единство и многофункциональность спорта: Автореф. канд. дис. М., 1999. - 25 с. 5. Левин В.С., Пилоян Р.А. О месте и роли деятельности, в том числе и олимпийского спорта, в развитии человеческого общества // Актуальные проблемы современной науки. 2003, № 6, с. 61-74. 6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста./ Собр. пед. соч. Т. 1.- М.: ФиС, 1951. - 444 с. 7. Линдбланд Я. Человек - ты, я и первозданный. - М.: Прогресс,1991. - 263 с. 8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторская программа)// Теория и практика физ. культуры. 2003, № 12, с.13-16. 9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. 10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Ч. 1. Введение в общую теорию физической культуры) /Учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. - М.: РГАФК, 2002. - 176 с. 11. Морган Л.Г. Древнее общество. - Л.: Ин-т народов севера, ЦИК СССР, 1934. - 350 с. 12. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 9, с. 40-42. 13. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 7, с. 2-10. 14. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 11, с. 40 - 45. 15. Пилоян Р.А. Методология познания спорта и оптимизация управления им // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 22-26. 16. Пилоян Р.А. Историография науки о спорте // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 7, с.17-18. 17. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л.: ЛГУ, 1988. -224 с. 18. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1974. - 31 с. 19. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: ФиС, 2001. - 423 с. 20. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд.2-е, испр. и доп. (в 2 т.). - М: ФиС, 1976. Т. I. - 304 с.,т. II. - 256 с. 1 Факт выявления благодаря участию в спортивной деятельности не только психофизических возможностей индивидов, но и интеллекта, и даже нравственности показывает, что в понятие "физическая культура" должны быть включены и виды спорта (шахматы, шашки и др.), в которых физический (телесный) компонент проявляется минимально. Как следствие подобного рассуждения появляется возможность отказаться от стереотипа, связанного с названием нашей отрасли, отдельных учебных дисциплин и т.п. термином "физическая культура и спорт". В этом случае уже на терминологическом уровне будет устранена ошибка, так как в понятие "физическая культура" будут входить не только все виды спорта, но и спортсмены, тренеры, организаторы с их деятельностями как люди, причастные к ее преумножению, благодаря созданию новых технологий и цивилизованных средств и методов повышения сознания занимающихся и их спортивных результатов [14]. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |