ЗА РУБЕЖОМ


Abstract

THE SYSTEM OF SELECTION OF THE CANDIDATES FOR PHYSICAL ACADEMIES IN POLAND

Christina Buchta, Dr.

Academy of physical education in Warsaw

Faculty of physical education in Byala Podlyaska, Poland

Key words: The Academy of Physical Education, system of candidates' selection, exams' expectations, qualifications' procedures, exercise exam.

The paper presents the procedures of qualifying candidates for PE major in PE academies. The period from the 70's to the present was analyzed. The information leaflets were the source of the material.

A centrally introduced, stable system of accepting candidates was used till the end of the 80's. The limits of people accepted, as well as the criteria of choosing, were at that time introduced centrally. Since 1991 the rules and selection procedures among different academies became more diversified, even in terms of exams to the same majors.


СИСТЕМА ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ В ПОЛЬСКИХ ИНСТИТУТАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Дoктор Кристина Бухта
Академия физического воспитания, Варшава, Факультет физического воспитания, Бяла Подляска

Ключевые слова: Академия физического воспитания, система отбора кандидатов, экзаменационные требования, процедуры приема, практический экзамен.

Введение 1. Институты физической культуры, хотя и составляют небольшую долю высшего образования в Польше2, однако уверенно укрепили свою позицию и ранг3 среди вузов других типов.

На фоне иных направлений образования профиль физвоспитания составляет специфичную категорию, 4 выделяющуюся механизмами отбора5.

Стационарные отделения в институтах физкультуры и спорта очень популярны среди молодежи. Количество кандидатов, претендующих на учебу в этих вузах, каждый год значительно превышает возможности, определенные лимитами мест. Это направление учебы - также одно из наиболее дорогостоящих, что связано с материальной инфраструктурой, необходимой для его функционирования (спортивные и гимнастические залы, плавательные бассейны, спортивные площадки) 6.

Проблематика конкурса на поступление в институты физкультуры в литературе. История описанной в польской литературе проблематики подбора кандидатов для профессии учителя физкультуры охватывает несколько десятилетий. Уже в период между первой и второй мировыми войнами появились работы нормативно-дедуктивного характера, касающиеся вопросов обучения учителей физической культуры в связи с проблематикой подбора и селекции кандидатов на эту профессию 7.

В поисках кандидата на "интеллигентного гимнаста" (идеал руководителя двигательных тренировок) известный теоретик и деятель в области физического воспитания В. Осмольский в труде, посвященном обучению руководителей двигательных занятий, осознает трудности профессионального подбора, когда пишет: "...нереально создать тип, который был бы в состоянии одной рукой писать "Антигону", а другой завоевывать олимпийские лавры" [15, с. 8].

В свою очередь, в работе на тему профессии воспитателя физкультуры Е. Пясецкий, ощущая более низкий в сравнении с учителями других специальностей ранг учителя физкультуры, стараясь противостоять этому явлению, подчеркивал необходимость всесторонней профессиональной подготовки воспитателя физкультуры. Чтобы он не был только "ремесленником", по мнению автора, он должен иметь кроме спортивных способностей и увлечений высокие качества интеллекта [16].

Следующий титул из области рассматриваемых вопросов этого периода - работа В. Сикорского 8. Автор, характеризуя желаемые качества хорошего учителя, подчеркивает, что воспитатель физкультуры должен отличаться физическим здоровьем, всесторонним мышлением и душевным спокойствием.

После второй мировой войны появилось много трудов, касающихся подготовки будущих студентов институтов физвоспитания.

Ввиду специфики этого типа высшей подготовки относительно много работ касалось практической части вступительного экзамена 9 и его роли в прогнозировании эффективности учебы. Постулируя изменения в этой части вступительных экзаменов, предлагалось, например, ввести вместо конкурсного отбора по подготовке так называемые квалификационные минимумы, дающие, однако, возможность полного усвоения учебной программы института физкультуры в области предметов специализации 10. Среди других предложений были советы найти решения, позволяющие измерять двигательные способности кандидатов вместо выученных физических упражнений 11. Эти предложения, однако, не нашли повсеместного применения, и экзамен по физподготовке до сих пор базируется на оценках за технику выполнения отдельно взятых упражнений. Результаты проведенных независимо друг от друга исследований показали, что разные критерии экзаменационного отбора (традиционные и тестовые) с использованием разных орудий измерения, обычно в умеренной степени соответствуют успехам в учебе12.

Процедуры приема кандидатов на 1-й курс стационара института физкультуры. До конца 80-х гг. обязательной была единая, централизованная система отбора абитуриентов для учебы в институтах физкультуры. Как лимиты приема, так и критерии отбора кандидатов в эти вузы устанавливались тогда центральным органом государственной администрации по делам физической культуры 13. В отдельные годы определенные элементы этой системы, а также критерии приема все же изменялись.

С 1991 г. увеличивалась дифференциация принципов и процедур отбора между отдельными вузами - также в рамках экзаменов на те же самые факультеты.

В данной работе представлены процедуры отбора абитуриентов, поступающих на направление "физическая культура" на стационарное отделение единой формы обучения в интересующих нас вузах начиная с середины 70-х гг.14.

Материал составили справочники для поступающих на вышеупомянутое направление учебы.

В анализе приняты во внимание последовательности определенных фаз в процессе отбора абитуриентов.

1. Предварительные требования (документы)

В анализируемый период отмечена большая стабильность требований к абитуриентам.

Постоянным требованием была подача заявления, к которому следовало приложить автобиографию и личную анкету, фотографию и удостоверение личности 15, в определенных случаях ограничивался возраст16 . В случае ходатайства о получении дополнительных баллов за высокую физическую подготовленность или по социальным льготам (происхождение, место жительства, служба в армии и т.п.) следовало предоставить соответствующие справки, подтверждающие таковые права. В середине 90-х гг. были введены взносы за вступительные экзамены для абитуриентов и в связи с этим возникала необходимость в предоставлени и соответствующей квитанции.

2. Медицинское обследование. На анализируемом отрезке времени особое внимание обращалось на состояние здоровья абитуриентов. Медицинское обследование было обязательным для всех поступающих и проводилось перед сдачей экзаменов.

Абитуриенты, как правило, должны были предоставить медицинские справки, выданные врачом, проводящим профилактическое обследование, о пригодности к учебе по определенному профилю.

Поступающие проходили также специализированное обследование созданными для этого медицинскими комиссиями.

Негативные заключения таких комиссий исключали абитуриентов из дальнейшего процесса приема.

3. Экзамен по физической подготовленности. Ввиду специфической роли института физкультуры как учреждения по подготовке кадров для нужд широко понимаемой физической культуры трудность представляет, например, правильная оценка физических способностей кандидатов 17.

Как правило, это методы, направленные на оценку техники выполнения испытания умений в избранных видах спорта (гимнастика, групповые игры, плавание), или достаточно высокий спортивный результат (легкая атлетика).

Экзамен по физической подготовленности в 1973/74 уч. г. состоял из двух этапов:

· тестов, оценивающих развитие отдельных черт моторики;

· экзамена по двум видам спорта, выбираемым из гимнастики, легкой атлетики, плавания, командных спортивных игр.

В последующие годы уровень овладения спортивной техникой 18 оценивался на основании соответствующих экзаменов по четырем вышеупомянутым видам спорта с помощью начисления баллов. От экзамена по физической подготовке были освобождены абитуриенты, имеющие международный или государственный мастерский класс, звание мастера или кандидата в мастера спорта Польши или как минимум 1-й спортивный разряд. С 1987/88 уч. г. был повышен приоритет физической подготовленности и абитуриенты, продемонстрировавшие ее достаточный уровень, на основании постановления совета факультета могли быть приняты на 1-й курс института без вступительных экзаменов.

В основном институты физкультуры смягчили (по сравнению с предыдущими годами) экзаменационные требования в области физической подготовленности. Так, в Варшавском и Познаньском институтах физкультуры необходимо было сдавать экзамен по плаванию и дополнительно - по избранному виду спорта. Более суровыми условия приема были в Краковском вузе, где экзамен состоял из двух частей: первой, обязательной, хотя и без оценки (4 физические дисциплины), и второй, имеющей характер тестирования физической подготовленности.

Наиболее похожим на прежние требования к абитуриентам, поступающим в институты физкультуры, остался экзамен по физподготовке во Вроцлавском институте физкультуры, включающий плавание, легкую атлетику, гимнастику и командные спортивные игры. Однако применяемые правила оценки свидетельствуют о неоднородности значения результатов в разных центрах высшего образования 19.

В анализируемый период были введены значительные изменения оценочной шкалы на вступительных экзаменах 20, что привело в большинстве вузов к повышению уровня практической части вступительных экзаменов на стационарные отделения физкультуры. В варшавском вузе с начала 80-х гг. до последнего времени отмечено в этом случае повышение приблизительно на 10 процентных пунктов. В свою очередь, в Гданьском институте доля этой части экзамена составляла 75%.

4. Определение интеллектуального уровня (уровня знаний)

После проведения экзамена по физической подготовленности оставшиеся абитуриенты (прошедшие на следующий этап конкурса) подвергались теоретическому экзамену по так называемым профилирующим предметам в области физкультуры и спорта21.

Применялись две формы оценивания интеллектуального уровня абитуриентов:

- экзамен по определенным областям знаний,

- оценки в аттестате зрелости.

Относительно дифференцированы были экзамены по теоретическим предметам. Вначале это были письменные экзамены по польскому языку и биологии или по физике (химии) - по выбору, причем оценка как минимум "хорошо" в аттестате зрелости по перечисленным профилирующим предметам освобождала поступающего от данного экзамена. С 1975/76 уч. г. в состав экзаменационных предметов был включен иностранный язык, который, однако, не котировался на уровне остальных предметов (более низкий потолок начисления пунктов). В 1976/77 - 1977/78 уч. гг. вместо экзамена по польскому языку был введен экзамен по пропедевтике науки об обществе. Целью этого устного экзамена была проверка знангий о социальных, экономических и политических явлениях и процессах, происходящих в Польше и в мире. В 1982/83 и 1984/85 уч. гг. вновь стал обязательным экзамен по польскому языку, а в 1987/88 уч. г. - по профессиональной ориентации (письменная работа на тему причины выбора направления образования).

Вместе с тем в условиях демократизации общества между вузами углублялись различия с точки зрения критериев приема студентов. Так, теоретический экзамен в ИФК Вроцлава проводился в форме интегрированного теста, содержащего 20 вопросов по биологии и по 10 вопросов по физике, химии и иностранному языку; в Краковском ИФКе то же, но без иностранного языка. В свою очередь, теоретический экзамен в Варшавском ИФКе (и в его отделении - Институте физкультуры и спорта в Белой Подляске) включал сочинение по польскому языку (на одну из предложенных тем) и тест проверки знаний по биологии или физике (на выбор). В Познаньском ИФКе был отменен теоретический экзамен22 и проводили только собеседование, целью которого было определить круг увлечений абитуриента и его педагогические склонности. Оценка умственного уровня претендентов на учебу проводилась с тех пор главным образом на основании достижений в учебе на уровне средней школы23.

Системы отбора для поступления в ИФКи в рассматриваемый период характеризуются значительной дифференциацией достижений абитуриента в средней школе24, однако сильнейшие диспропорции в этом отношении произошли в 90-е гг.: в Варшавском ИФКе доля максимального количества пунктов за средний балл выпускных экзаменов в суммарном числе пунктов, полученных в процессе отбора, составляла поначалу около 11% (в 1989/90 - 1991/92 уч. гг.), затем возросла до 17% (до 1994/95 уч. г.); а в 1995/96 и 1996/97 уч. гг. достигла высшего значения - около 56%. В последующие годы стабильная доля среднего балла экзаменов зрелости, установлен а на уровне 37,5% от общего начисления пунктов. В последний период подобная ситуация отмечена во Вроцлавском (повышение на 60 %) и в Познаньском ИФКах (35%).

5. Льготы

После успешной сдачи вступительного экзамена абитуриент имеет право на получение дополнительных (льготных) пунктов.

Право зачисления на 1-й курс института без вступительных экзаменов применялось с 1975/76 уч. г. Тогда оно предоставлялось:

- лучшим выпускникам средних школ (направленным на учебу постановлением педсовета, что в аттестате зрелости отмечалось средним баллом, равным как минимум "4,0", либо абитуриентам с отличными оценками по профилирующим экзаменационным предметам при поступлении);

- абитуриентам, имеющим международный или польский мастерский класс (разряд).

С 1987/88 уч. г. лауреаты и финалисты предметных олимпиад освобождались от теоретического экзамена и им проставлялась оценка "отлично" 25.

По отношению к абитуриентам, которые успешно прошли экзаменационные испытания, применялось начисление дополнительных пунктов за спортивные достижения (за наличие 1-го или 2-го спортивного разряда). С 1992/93 уч. г. перечень такого рода льгот был расширен и без вступительных экзаменов принимались на учебу абитуриенты по представлению спортивного клуба ИФКа в Варшаве и в Бялой Подляске. Кроме того, по отношению к лицам, имеющим звание инструктора, старшего спасателя (или аналогичного в области физической культуры) применялись 6-балльные льготные начисления, а более низкая инструкторская степень давала 3-балльные начисления.

Периодически применялись льготные начисления по социальному происхождению (для рабоче-крестьянской молодежи, за стаж работы или службу в армии).

Иногда практиковались льготы иного рода, например для молодежи из села или малых городов: в 1973/74 уч. г. 5-балльное льготное начисление, а в 1987/88 уч. г. - преимущество при поступлении в случае успешно сданных вступительных экзаменов. В 1987/88 - 1988/89 уч. гг. после сданных вступительных экзаменов на 1-й курс института физкультуры на специальность учителя принимались в первую очередь сироты и воспитанники детских домов, а также абитуриенты, числившиеся инструкторами Союза польских харцеров (скаутов).

6. Суммарное количество пунктов

Вопрос о приеме абитуриента на учебу решается в соответствии с местом в конкурсном списке, составленном на основании суммы пунктов, полученных в процессе отбора26. Анализ данных свидетельствует об изменяющихся допусках максимального количества пунктов, которые может получить абитуриент в результате конкурсного процесса 27.

Качество набора на 1-й курс существенно для каждого вуза. Ведь этим в большей мере определяются уровень и качество обучения в высшей школе и работа выпускников.

В 70-е и 80-е гг. существовала единая централизованная система отбора кандидатов на учебу в ИФКи. Критерии отбора кандидатов для учебы в вузах были тогда установлены Главным комитетом физкультуры и спорта и органами центральной правительственной администрации; в отдельные годы определенные элементы проведения конкурса в этой области изменялись.

Выводы

1. Обязательным условием приема документов для поступления на учебу в ИФК было наличие аттестата зрелости и справки о состоянии здоровья.

2. Основным критерием отбора кандидатов на учебу был положительный результат на вступительных экзаменах.

3. В отношении кандидатов с высоким уровнем спортивной подготовленности применялась система явных и скрытых льгот, начиная с присуждения дополнительных пунктов за наличие спортивного разряда либо освобождения от практической части вступительных экзаменов вплоть до принятия без конкурса наиболее выдающихся спортсменов.

4. В определенные периоды предоставлялись также льготные пункты за социальное происхождение и другие обстоятельства с целью выравнивания возможностей доступа к высшему образованию.

5. Применяемые критерии отбора кандидатов по умственным способностям сводились обычно к теоретическому экзамену в области гуманитарных (польский язык или профессиональная ориентация, иностранный язык) и естественных (биология и/или физика, химия) наук, считающихся профилирующими предметами.

6. Существенную роль в системе отбора кандидатов играла их физическая подготовленность.

С 1991 г. заметно различались конкурсные процедуры в отдельных ИФКах - также в рамках экзаменов на те же самые направления высшего образования.

В целом следует отметить, что в рассматриваемый период времени критерии отбора абитуриентов характеризовались довольно большой разнородностью и изменчивостью. Это в равной степени касается экзамена по физической подготовленности и теоретических экзаменов, которые либо стали необязательными (в Познаньском ИФКе), либо были значительно облегчены. Оценка умственного развития претендентов на высшее образование осуществлялась с тех пор в основном на основании достижений в учебе на уровне средней школы. Наиболее сложными экзамены по физической подготовленности были в первые два года рассматриваемого периода, позднее упрощенная их форма давала кандидату шанс выбора определенного вида спорта.

Литература

1. Barczyk A.: O potrzebie szukania nowych form doboru kandydatow do Studium Nauczycielskiego Wychowania Fizycznego. "Kultura Fizyczna" 1969, nr 5.

2. Biniakiewicz B.: Selekcja egzaminacyjna na studia w AWF w Poznaniu na Wydziale Wychowania Fizycznego. "Monografie" AWF w Poznaniu, 1995, nr 318, s. 101-108.

3. Buchta K.: Przebieg studiow stacjonarnych wychowania fizycznego a niektore uwarunkowania ich wynikow. Rozprawa doktorska - maszynopis. Warszawa 1989.

4. Gowarzewska W., Gowarzewski Z.: Egzamin wstepny kandydatow do AWF Katowice w roku akademickim 1993/94 w swietle analizy statystycznej. "Zeszyty Metodyczno-Naukowe", AWF Katowice, 1994, nr 5, s. 175-179.

5. Grabowski H.: Procesy selekcji na studia wychowania fizycznego. Warszawa 1973.

6. Grabowski H.: Rekrutacja na studia wychowania fizycznego. "Kultura Fizyczna", 1981, nr 5, s. 1-5.

7. Grabowski H.: Modernizacja doboru kandydatow na studia wychowania fizycznego. "Kultura Fizyczna", 1983, nr 3-4, s. 12-14.

8. Jaworski Z.: Wyzsze studia wychowania fizycznego. Analiza porownawcza. Warszawa 1982.

9. Jaworski Z.: Kierunki modernizacji ksztalcenia nauczycieli wychowania fizycznego. Centrum Doskonalenia Nauczycieli, Warszawa 1989.

10. Jaworski Z.: Szkolnictwo kultury fizycznej, w: Z. Krawczyk (red.): Kultura fizyczna i sport. Warszawa 1997.

11. Jaworski Z.: Zarys dzialalnosci uczelni wychowania fizycznego w Polsce w latach 1950-2000. "Kultura Fizyczna" 2002, nr 11-12.

12. Jozefowicz Z..: Poziom przygotowania kandydatow na studia wyzsze kultury fizycznej w swietle badan z lat 1979-1988. "Zeszyty Naukowe" AWF Gdansk, 1990, nr 11, s. 32-41.

13. Krolicki J., Nowocien J., Sonta D.: Efekty edukacyjne uczestnikow eksperymentu "Barcelona 92". "Wychowanie Fizyczne i Sport", 1993, nr3, s. 65-77.

14. Kuras Z. : Metoda syntetycznej oceny ogolnej sprawnosci fizycznej. Badania eksperymentalne. Warszawa 1969.

15. Osmolski W., Ksztalcenie kierownikow wychowania fizycznego. Warszawa 1927.

16. Piasecki E.: O zawodzie wychowawcy fizycznego. Warszawa 1927.

17. Poznanski R.: Badania nad optymalnym modelem kandydata na studia wychowania fizycznego. (Raport koncowy z realizacji tematu 106-A-01). Katowice 1980.

18. Poznanski R.: Badania nad modelem kandydata na studia wychowania fizycznego. Maszynopis pracy doktorskiej. Biblioteka Naukowa AWF, Warszawa 1981.

19. Rogalska- Ottowicz J., Charzewski J., Wilk M.: Analiza postepow w nauce na I roku AWF w swietle wynikow egzaminu wstepnego. "Kultura Fizyczna" 1971, nr 1.

20. Sikorski W.: O wlasciwy typ wychowawcy fizycznego. "Wychowanie Fizyczne" 1935, z.6.

21. Szklarczyk S., Gabrys T., Szade D.: Struktura przygotowania kandydatow na studia wychowania fizycznego w zakresie sprawnosci ogolnolekkoatletycznej. "Zeszyty Metodyczno-Naukowe", AWF Katowice, 1995, nr 7, s. 59-63.

22. Wroblewska K., Jozefowicz Z., Frolowicz T.: Sprawnosc kandydatow na studia wf. "Wychowanie Fizyczne i Higiena Szkolna", 1985, nr 5, s. 173-177

23. Wroblewska K.: Przyczyny niskich wynikow w nauce szkolnej kandydatow na studia wychowania fizycznego. "Rocznik Naukowy" AWF Gdansk, 1992, t. I, s. 115-119.

24. Zuchora K.: O egzaminach wstepnych na AWF - krytycznie. "Kultura Fizyczna" 1966, nr 2.

25. Zuchora K.: O egzaminach wstepnych do Akademii Wychowania Fizycznego. "Kultura Fizyczna" 1967, nr 5.

Zukowska Z.: Sylwetka nauczyciela wf w swietle literatury. "Wychowanie Fizyczne i Higiena Szkolna" 1964, nr 2.


1 Исследования финансированы KБН в пределах программы ДC-52.

2 Показатели за 2000 г., характеризующие эти вузы (по отношению к высшим школам вообще): студенты дневных отделений - 1,6%; заочных - 1,1%; академические преподаватели - 2,0%; издержки деятельности - 2,0% от стоимости функционирования всех высших школ [11].

3 Выражением этой позиции являются, например, профессиональные звания и научные титулы, присваиваемые выпускникам инфиза. Этот вопрос подробно рассматривает З. Яворски [8, 11].

4 Характеристику специфических признаков института физвоспитания представляет З. Яворски [8 - 10, 11].

5 В квалификационной процедуре приема оцениваются состояние здоровья, уровень физической и интеллектуальной подготовленности кандидатов, а сам отбор по состоянию здоровья и подготовленности обычно исключает большинство кандидатов, не допуская их к теоретическому экзамену [7]. В рамках конкурса кроме этого используются спортивные предпочтения по отношению к кандидатам с высшим уровнем спортивной подготовленности.

6 Согласно рапорту "Высшее образование в Польше и ЕС" стоимость подготовки одного специалиста в институтах физкультуры в 2000 г. составила 9 502 злотых, что помещает эти вузы на третье место по стоимости подготовки в государственных вузах после институтов культуры (20 278 злотых) и медицинских институтов (11 831 злотый).

7 Эту проблематику подробно рассматривает З. Жуковска

8 В. Сикорски составил первую классификацию учителей физкультуры, определив три типа: 1) постоянно работающие над собой, добросовестно обучащиеся и участвующие в переподготовке после окончания вузов; 2) творчески работающие в одном полюбившемся направлении; 3) никогда не достигающие значительных результатов в своей работе (для которых работа воспитателя физкультуры становится "неудачным выбором судьбы") [20].

9 Благодаря им накопилось немало информации на тему строения тела, двигательного развития и двигательных способностей молодежи, поступающей на учебу в институты физкультуры [7, с. 74].

10 Эти предложения вытекали из предпосылки существования так называемой верхней границы физических возможностей, превышение которой уже не приводит к росту результатов [6, с. 3].

11 Одним из таких предложений был "произвольно изменяющийся лабиринт" - разработанный А. Барчиком [1, с. 211] тест, позволяющий определить возможности развития физических способностей кандидатов. Другой формой, предложенной З. Курасем, была "полоса препятствий", на пути преодоления которой испытуемый выполнял ряд упражнений на ловкость, силу, прыгучесть и элементы групповых игр [14].

12 Предметом исследований разных аспектов двигательных способностей как критериев отбора по физическим способностям были например: быстрота обучения движениям в произвольно изменяемом лабиринте [1], общая физическая подготовленность на полосе препятствий [14], двигательная способность на основании оценки уровня подготовленности в базовых спортивных дисциплинах [19], физическая подготовленность по аналитическому тесту С. Пилича [17].

13 Названия этого органа государственной администрации (в аббревиатуре) были следующие: GKKF, GRRFiT, GRRFiS, GRRFiT, Kd/sMiKF.

14 Такой выбор оправдан стабилизацией единой формы высшего образования в увеличенном до 8 количестве организационных единиц, реализующих такого рода образование.

15 В 70-е и 80-е гг. это была копия свидетельства о рождении или выписка из паспорта, а в последующий период - ксерокопия паспорта.

16 В 1971-1979 гг. возраст абитуриентов, поступающих на стационарное отделение институтов физкультуры, ограничивался 25 годами.

17 Литература 80-х гг. и более ранняя отражает существующие модификации и поиски новых решений форм практического экзамена в физкультурных вузах [13, с. 66].

В свою очередь, авторы работ, оценивающих уровень физической подготовленности абитуриентов, поступающих на учебу в институты физической культуры, подчеркивают его понижение [6, с. 2; 12, c. 37].

В более новых работах внимание обращено на снижение уровня силовой подготовленности абитуриентов и в связи с этим указано на "необходимость правильного выбора методов и средств, служащих реализации дидактического процесса, в зависимости от предрасположенности абитуриентов, принимаемых на первый курс учебы" [21, с. 63].

18 Практический экзамен касался, как правило, оценки специальной, а не общей подготовленности абитуриентов. На необходимость оценивания уровня двигательных умений, а не потенциальных возможностей абитуриента обращал внимание, например, К. Зухора [24, с. 86]. Автор подчеркивал, что уровень спортивной активности молодежи и ее двигательные навыки зависят главным образом от школьной среды (получше учитель физкультуры, получше база - повыше уровень), что ущемляет права абитуриентов из малых местностей, из школ, работающих похуже.

19 Максимальное начисление пунктов за практическую часть вступительного экзамена составляло соответственно: 2/3 от общего начисления в Познаньском ИФКе, 44,4% - в Варшавском, 38% - во Вроцлавском и около 33% - в Краковском вузе.

20 В 1990/91 и 1991/92 уч. гг. поступление на стационарное отделение Варшавского ИФКа обеспечивала 100-балльная система оценивания (на заочные - 70-балльная), которая затем была расширена до 200-балльной, а с 1998/99 уч. г. была введена 140-балльная система.

21 Эту проблему критически оценил К. Зухора. Он предлагал изменить характер проведения обоих экзаменов , ввиду того что абитуриенты готовятся к профессии учителя и должны овладеть как можно более высоким уровнем теоретических знаний, ибо практикуемая очередность давала преимущество молодежи с большими возможностями развития физических качеств и меньшими - интеллектуального развития [24, 25].

22 Сенат Познаньского ИФКа относительно рано (в 1992 г.) признал общую тенденцию к переменам относительно набора кандидатов на учебу и принял решение об их смягчении на факультете физического воспитания по специальности "физическое воспитание" [2, c. 101]. В том же году были изменены правила набора студентов и в Катовицком вузе. Новацией стала система отбора кандидатов с возможно более высоким умственным уровнем (на основе аттестатов средней школы) [4, с. 175].

23 В Варшавском ИФКе такая перемена принципов отбора абитуриентов произошла в 1995/96 уч. г.

24 Значимость баллов по ФК, отраженных в аттестате зрелости, увеличивалась с 5-7% (в 70-е гг.) до 20% (в 80-е).

25 С момента отмены экзаменов по теории для лауреатов и финалистов олимпиад по предметам, по которым вычислялся средний балл аттестата зрелости, применялись льготы в виде начисления максимально возможного количества пунктов за аттестат.

26 Это не касалось кандидатов, освобожденных от конкурса ввиду выдающихся спортивных достижений.

27 В 70-е гг. шкала возможных пунктов была расширена с 72 до 109, в 80-е гг. - до 100 пунктов, а в 90-е гг. в каждом вузе правила были различными.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!