Abstract MANAGEMENT IN AREA OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND RECREATION (RESULTS OF 13th CONGRESS OF EUROPEAN ASSOCIATION OF SPORT MANAGEMENT) M.I. Zolotov, Dr. Hab. E.V. Kuzmicheva, Dr. Hab. The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: sports management, the European association of sports management, efficiency of activity of sports organizations. The European Association of Sport Management (EASM) was founded in 1993. It is carries out annual congresses, publishes its' own magazine (European Sport Management Quarterly), has a site in the Internet and works with national associations of sports management. Thus the basic attention is given the professional education and training of sports managers. The thirteen scientific congresses on various topics were carried out. The 13th European congress on sports management was held on September, 7-10, 2005 in England, Newcastle. The authors have decided to present in a review form some of the most interesting reports and directions of the congress.
|
MEНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА
И РЕКРЕАЦИИ Доктор
педагогических наук М.И. Золотов Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Ключевые слова: спортивный менеджмент, европейская ассоциация спортивного менеджмента, эффективность деятельности спортивных организаций. Европейская ассоциация спортивного менеджмента (EASM) образована в 1993 г. Она проводит ежегодные конгрессы, выпускает собственный журнал (European Sport Management Quarterly), имеет сайт в Интернете и работает с национальными ассоциациями спортивного менеджмента. При этом основное внимание уделяется профессиональному образованию и обучению спортивных менеджеров. Проведено тринадцать научных конгрессов, тематика которых разнообразна. 13-й Европейский конгресс по спортивному менеджменту проходил 7-10 сентября 2005 г. в Англии, в г. Ньюкасл (Newcastle Gateshead) и был организован совместно с Институтом менеджмента спорта и рекреации (ISRM). Количество участников конференции, прибывших из 38 стран мира, в том числе из США и Канады, превысило 500 человек. Основными темами конференции были следующие: "Спорт и здоровье", "Экономическое влияние спорта", "Образование через спорт", "Профессиональный спорт", "Спортивный туризм", "Спорт и международный прогресс", "Волонтеры в спорте", "Сила плавания", "Проблемы футбола", "Спорт и пограничные (соседние) темы". Некоторые наиболее интересные сообщения и направления исследований представлены ниже. На первом пленарном заседании наибольший интерес вызвало сообщение члена Организационного комитета по подготовке Олимпийских игр 2012 г. в Лондоне mr. Мike Power об основных этапах подготовки Игр. Так, в настоящее время имеется всего 60% сооружений, необходимых для проведения Игр. К 2008 г. будут построены Аква-центр и Парк велосипедного спорта. Аква-центр, рассчитанный на 20 тыс. зрительских мест, будет иметь два 50-метровых бассейна и бассейн для подводного плавания. В Парке для велосипедного спорта будут построены велотрек на 6 тыс. зрительских мест и система велотрасс для различных видов велосипедных соревнований. Олимпийский стадион, рассчитанный на 80 тыс. зрителей, будет готов для проведения проверочных соревнований к 2011 г. На нем пройдут церемонии открытия и закрытия Игр. Кроме спортивных сооружений будут построены линии метро, железной дороги и туннели. Численность волонтеров - бесплатных помощников организации и проведения Игр, - за неделю после избрания Лондона столицей Игр 2012 г. выросла до 70 тыс. человек. Общая стоимость Игр по предварительной оценке - 3 875 млрд фунтов. Планируется, что Олимпийская лотерея даст 1,5 млрд фунтов, примерно 250 млн фунтов поступит от Лондонского Агентства по развитию (LDA). Это агентство, пока не сформированное, будет отвечать за материально-техническое и финансовое обеспечение Игр. Планируется также увеличить государственный (федеральный) налог для банков и бирж. Экономические вопросы спорта были в центре внимания конференции. Наглядно показан рост спортивного рынка за последнее десятилетие. Так, выявлена устойчивая тенденция к увеличению личных трат населения ряда европейских стран на спортивные услуги - в среднем 1,5-2% (Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания) и на отдых - до 33-48% семейного бюджета, причем этот рост более значителен, чем рост общих семейных трат. Выявлены немалые различия в тратах на пассивные (просмотр спортивных передач по телевидению, чтение спортивной прессы, посещение спортивных мероприятий в качестве болельщика, азартные игры - гэмблинг) и активные (плата за занятия, стоимость членства в спортклубе, спортивная одежда, обувь, спортивное оборудование, и др.) спортивные услуги. Например, в Испании и Великобритании траты на пассивный спорт значительно выше, чем во Франции и Германии (F. Lopes, Испания; M. Rapun, Испания). Получила дальнейшее развитие типологическая модель спортивных мероприятий, позволяющая относить то или иное физкультурно-спортивное мероприятие к одному из пяти типов по численности участников и величине бюджета мероприятия (R. Wilson, Великобритания). При этом исследование по выявлению уровня интереса потребителей к товарам, рекламируемым во время проведения мероприятий, относящихся к типу А - крупнейшие международные соревнования - показало, что в разных странах он значительно различается. Так, несмотря на известную истину, что потребители услуг крупнейших спортивных событий идентифицируют эмоции спортивных соревнований и спонсоров, проведенные в трех странах (Германии, США и Канаде) маркетинговые исследования показали, что респонденты Германии в наименьшей степени высказываются за приобретение товаров, рекламировавшихся в течение Олимпийских игр, или продуктов официальных спонсоров Игр, а респонденты США наиболее эффективно откликаются на рекламу и товары спонсоров. Проблема, как можно оценить, измерить впечатление от мероприятия, рекламируемого товара, его качества, - остается крайне актуальной. Были обсуждены (А. Petroczi, Великобритания) некоторые подходы к оценке впечатления зрителей с помощью построения математических моделей. Анализируются различные варианты размещения спортивной рекламы на телевидении (скорость текста, варианты фона, повторяемость и др.) и выявляются наиболее эффективные среди них (B. Hill, Австралия). Экономическое влияние спорта в рамках того или иного региона Великобритании оценивается путем регулярного анализа динамики ряда показателей, в том числе таких, как количество и размеры физкультурно-спортивных организаций (компаний), их доходы, состав сооружений, численность и структура кадров и социально -демографический состав клиентов. Стратегические региональные планы содержат показатели развития сети сооружений для комплексного обслуживания населения с пакетами дополнительных и сопутствующих услуг, что было показано на представленном примере - плане развития сооружений туризма (J. Eady, Великобритания). Получил дальнейшее развитие известный тезис, что правительственная политика большинства стран, направленная на усиление участия населения в организованном спортивном движении, не может быть достигнута при явном снижении работоспособности волонтеров в общественной спортивной системе. Однако статистика показывает, что за последние годы участие населения в организованном спорте увеличивалось (за четыре года - на 2,4%), а количество волонтеров сократилось на 2%. Волонтеры работают в качестве тренеров, инструкторов, судей, администраторов, медицинских и других работников. Значительное количество работ по данной проблеме посвящено выявлению мотивов, интересов и потребностей потенциальных волонтеров, учет и удовлетворение которых позволят изменить наметившуюся негативную тенденцию (J. Deane, P. Downward, Великобритания; T. Engelberg, Австралия; K. Hennessy, Ирландия; R. Overton, США; E. Randles, Ирландия). Особый интерес представляли сообщения, касающиеся развития профессионального спорта. Прежде всего сделана попытка проанализировать иерархическую структурную модель футбольной команды премьер-лиги и оценить уровень игры команды по аналогии с тем, как оценивается индивидуальная подготовленность игрока. Анализ исходных данных пяти команд по предлагаемой авторами методике показал, что приоритетные показатели и величины их оценки заметно меняются от игры к игре (B. Gerrard, Великобритания). Предложена модель оценки стратегического менеджмента организации профессиональной спортивной команды. Она включает четыре cледующих основных оцениваемы х блока: задачи развития организации и меры по их достижению, критерии оценки каждой задачи, меры по реализации отстающих показателей и результаты, которых необходимо достичь. Главные задачи организации - выявление преимуществ системы запланированных спортивных мероприятий (соревнований), совершенствовани е системы распространения билетов, динамика осведомленности и повышения интереса к организации, темпов увеличения финансирования (P. Glowicki, Польша). Представляют интерес данные социологического исследования, проведенного среди спортсменов и тренеров 7 стран. Анализ результатов показал, что наибольший вклад в улучшение положения спортсменов имеют такие факторы, как совершенствование условий тренировочного процесса и увеличение финансовой поддержки, в том числе и мер безопасности (по 22%), участие в международных соревнованиях (13%), повышение квалификации тренеров (12%), игры с участием лучших профессионалов (11%), улучшение оборудования (5%), поддержка родителей, партнеров (2%) (V. Bosscher, Бельгия). Экономическая эффективность фитнес-услуг основывается на степени участия в них населения. Ряд работ доказывают, но не всегда бесспорно, что если ставится задача увеличить численность членов клуба, то усилия в первую очередь необходимо направлять на молодежь и женщин, а не на низкодоходные группы населения, так как большинство занимающихся основывают свой выбор не на деньгах, а на уровне интересов и времени. В качестве необходимых мер рекомендуется шире рекламировать пользу спортивной практики и здорового образа жизни, больше средств инвестировать в новейшее эффективное оборудование и обеспечить его доступность (F. Lopes, Испания). В целом наиболее разрабатываемые и обсуждаемые проблемы фитнес-индустрии сводятся к попытке прогнозирования динамики членства, анализу и сокращению случаев прекращения членства и эффективному подбору кадров. Так, японские спортивные маркетологи, изучившие динамику рынка фитнес-услуг в Токио на более чем 8-тысячной выборке респондентов, разработали математическую модель, позволяющую прогнозировать потребность в тех или иных видах услуг и загрузку сооружений клубов в годичном цикле (T. Yamazaki, Япония). При этом проблема прекращения членства в фитнес-клубах - одна из актуальнейших для большинства европейских стран. Основные причины прекращения членства сводятся к ситуационным факторам (местоположение, сложившаяся ситуация) - 23%, личным обстоятельствам, в том числе и материальным затруднениям - 15%. Более половины из прекративших членство (54%) высказываются за возможность обсуждения дальнейшего членства при условии снижения стоимости и предоставления всевозможных подарочных скидок (Т. Hurley, Ирландия). Кроме ранее известных требований к подбору персонала поднимается вопрос о сотрудниках для работы с клиентами старшего возраста, не приемлющими "инфантильно -шумную" обстановку занятий (J. Sayers, Новая Зеландия). На протяжении последних 10 лет активно развивается новое для нашей страны, но получившее широкое распространение, особенно в США и Канаде, направление спортивного менеджмента, так называемый менеджмент спортивного туризма, но имеется в виду организация туристических групп болельщиков (H. Gibson, США). Проведен социологический опрос 492 канадских туристов в возрасте 15-65 лет, основным мотивом для путешествий которых было посещение соревнований по гольфу. Более половины респондентов - мужчины с высшим образованием (58%) и годовым доходом более 50 тыс. долларов (55%). Анализ результатов опроса позволил классифицировать туристов по ряду таких показателей, как возраст, сопутствующие виды активности, в том числе предпочитаемые виды спорта, стоимость проживания, уровень и структура сопутствующих услуг, требования к культурной и туристической программам и некоторые другие параметры. Все это необходимо менеджерам для наиболее полного удовлетворения запросов туристов, предпочитающих сочетать свой отдых с присутствием на крупных соревнованиях по своему любимому виду спорта. Россия представила на обсуждение участников конгресса материалы, подготовленные кафедрой спортивного менеджмента и экономики РГУФКа "Менеджмент спортивных сооружений в России". Основные показатели состояния и развития сети сооружений, пути повышения эффективности эксплуатации материально-технической базы физической культуры и спорта вызвали интерес, что, надеемся, позволит активно взаимодействовать с коллегами из Великобритании, Греции, США и Канады по ряду взаимно интересующих проблем. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |