Abstract PROBLEM FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCHES OF HIGHER PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION (INITIAL POSITIONS AND PROJECT OF PROGRAM) N.N. Zvolinskaya, Ph. D. V.I. Maslov, Ph. D., professor The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: consolidating plan of scientific work, 3rd scientific direction, continuous sports education, innovational pedagogical technologies, profiling of education. Developing the program "Theoretical and methodical bases of continuous professional training in the field of physical culture, sports and tourism" which project is offered in the article, the authors have made an attempt to present the continuous professional sports education as a complex, constantly developing open system. In the presented project the authors tried to keep everything valuable from the previous programs. But the creation of a new program would be meaningless without taking into account the serious changes which have taken place in all sides of Russian life, and have defined new ideas, approaches, purposes and new image - the result of higher school training.
|
ПРОБЛЕМНОЕ
ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Кандидат
педагогических наук Н.Н.
Зволинская Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Ключевые слова: Сводный план НИР, III научное направление, непрерывное физкультурное образование, инновационные педагогические технологии, профилизация образования. Анализируя сегодня опыт существования проблем подготовки физкультурных кадров, а точнее и более современно - высшего профессионального физкультурного образования среди других научных проблем сферы физической культуры и спорта, можно смело утверждать, что именно конец 80-х гг. прошлого века был временем признания важности, а может, и приоритетности исследований, связанных с формированием нового образа высшей физкультурной школы. Достаточно просмотреть Сводные планы НИР по физической культуре и спорту за 1976-1980 гг., 1981-1985 гг. и 1986-1990 гг., чтобы убедиться в постоянном возрастании интереса к фундаментальным методологическим и концептуальным аспектам исследований по III направлению НИР, к вопросам целеполагания и целеформирования в системе профессионального физкультурного образования. Делались попытки не только совершенствовать и разнообразить методы и формы учебно-воспитательной работы, но и с самых современных и прогрессивных позиций общей педагогики, психологии, социологии, философии, с привлечением инновационных исследовательских методик определить само понятие содержания физкультурного образования на всех уровнях его организации (от источников и целей - до практики), обозначив все его компоненты. Все больший интерес вызывала тематика, связанная с исследованием и описанием образа-результата подготовки в вузе (модель специалиста, требования к личности и деятельности специалиста и др.). Становились многоаспектнее, глубже и разнообразнее программы исследования (в последних программах налицо попытка охватить все элементы образовательной системы, причем в прогностическом контексте), и, что очень важно, в ИФК формировались исследовательские коллективы, объединявшие творческих, неординарных, увлеченных проблемами так называемого III научного направления людей. Интересно под углом зрения сегодняшних реалий нашего образования внимательно просмотреть программу Всесоюзной научной конференции 1990 г. "Система подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту", проведенной в ГЦОЛИФКе, пожалуй, последней, в которой участвовали исполнители и соисполнители всех разделов и тем программы III направления Сводного плана НИР из всех союзных республик - представители вузов физической культуры. Напомним лишь некоторые из 26 вопросов, обсуждавшихся в ходе дискуссии на этой конференции: 1. Как меняются представления о роли, функциях, понятиях физической культуры и спорта в контексте новых социальных задач; как это должно и может отразиться на целях подготовки кадров в ИФК и на ФФВ? 2. Как оценивать личность студента сегодняшних ИФК с позиции общей, духовной и мировоззренческой культуры? 3. Программы и учебные дисциплины - усовершенствование или создание новых? 4. Что понимать под "самостоятельной деятельностью" студента физкультурного вуза и как ею управлять? 5. Преподаватель физкультурного вуза - каким ему быть? 6. Чему и как должен "учить" учебник в физкультурном вузе? Наука (и не только по тому направлению, о котором идет речь) тяжело перенесла резкие изменения в политической и экономической жизни страны. Но сегодня одинаково непродуктивны как ностальгия по подчас идеализируемому нами прошлому (как сказал поэт: "Настоящее уныло ... - что пройдет, то будет мило..."), так и стенания по поводу "удушения" науки и уничтожения культуры. Теоретические и методические основы непрерывного профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма (2006 - 2010 гг.)
Наука, если она настоящая, как и истинная культура, имеет способность выживать и самовозрождаться. Если этой способности нет, то не было ни науки, ни культуры. Мы начали свои "положительные воспоминания" о III научном направлении Сводного плана НИР по физической культуре и спорту лишь с целью доказать, что есть серьезный опыт, есть традиции, наверняка есть и педагоги, и студенты, и аспиранты, и магистранты, которые проявляют интерес к проблемам высшего профессионального физкультурного образования. Поэтому нам представляется чрезвычайно важным иметь обоснованную Программу, охватывающую наиболее актуальные темы, аспекты, вопросы проблемного поля высшего профессионального физкультурного образования, документ, который дал бы импульс и обозначил конкретные направления для исследований и исследователей, для возрождения и развития того положительного, что было в свое время накоплено и сохранено, и для создания нового, отвечающего сегодняшним и завтрашним требованиям (и ожиданиям) к отечественному образованию и общества, и отдельного человека. Разрабатывая программу "Теоретические и методические основы непрерывного профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма" научного направления 04 (шифра, присвоенного органом Федерального управления физической культуры), проект которой предлагается, Лаборатория фундаментальных проблем высшего физкультурного образования РГУФКа сделала попытку представить непрерывное профессиональное физкультурное образование как сложную, постоянно развивающуюся открытую систему. Иерархия проблем, тем, проблемных вопросов выстраивается по понятным основаниям - от фундаментальных теоретических проблем до эмпирических; от образовательных целей до организационных форм оптимального представления содержания образования. Свое место традиционно заняли темы, связанные с методами и средствами обучения. В представленном проекте мы пытались, как отмечалось выше, сохранить то ценное, что было в предшествующих программах. Но очевидно и то, что создание новой программы не имело бы смысла без учета тех серьезных изменений, которые произошли во всех сторонах нашей жизни, и в образовании прежде всего, и определили новые идеи, подходы, цели и новый образ-результат вузовской подготовки. Изменения, происходящие в отечественном образовании , как ответ на социокультурные запросы личности и общества в период процесса реформирования всей государственной системы, а также на этапе вступления всего мирового сообщества в постиндустриальную эпоху, неизбежно затронули цели, содержание и структуру профессионального образования. Характер этих изменений в последнее время в той или иной степени отражается в материалах научных конференций, международных конгрессах, публикациях в журналах и т.п. Направление по исследованию проблем подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре, спорту и туризму (шифр - 04), упоминавшееся выше, представлено Федеральным агентством по физической культуре и спорту в свернутом виде, обобщенно. Поскольку граней у объекта исследования множество, то и предметом анализа выступают самые различные ситуации и задачи, приоритетную иерархию которых бывает трудно улавливать. Развернутое ниже через проблемы и темы научное направление 04 может служить ориентиром в решении комплекса задач по модернизации образования на период до 2010 г. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |