Abstract COMPETENTLY FOCUSED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS N.S. Fazleev, Ph. D., lecturer The Kazan state financial and economic institute, Kazan Key words: competent approach, professional training. The analysis carried out by the author shows, that the structural organization of the professional sports education can consist of managing, substantial, remedial and productive components. The efficiency of activity of a specialist in many respects depends on his (her) cultural potential generated during training in an educational institution. Therefore his (her) programmed volume is considered not only as a normative scale, but also as a target reference point of professional, spiritual and corporal development of the student's personality.
|
КОМПЕТЕНТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Кандидат
педагогических наук, доцент Н.Ш.
Фазлеев Ключевые слова: компетентный подход, профессиональная подготовка. Теоретической основой любой системы профессиональной подготовки является целостная концепция профессионализации, которая выступает в качестве ведущего ориентира при разработке ее основных компонентов. В отечественной и зарубежной психологии сформировалось несколько подходов к разработке целостной концепции профессионализации. К числу наиболее распространенных относится подход с позиций понятия профессиональной пригодности, который берет свое начало с известных работ Ф. Паркинсона. В рамках данного подхода процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профуспешность и удовлетворенность трудом. В отечественной психологии данный подход последовательно реализован в трудах Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, К.К. Платонова. Другой подход, в наибольшей степени характерный для отечественной психологии, связан с понятием "готовность к труду". В рамках данного подхода профессионализация рассматривается в трудах А.А.Смирнова и его учеников как формирование определенной иерархии допрофессиональной и профессиональной готовности к трудовой деятельности. В зарубежной психологии весьма распространен психодинамический подход к проблемам профессионализации, в рамках которого она рассматривается как одна из форм сублимации различных либидозных проявлений человека, фиксируемых на стадии детства. Самыми известными последователями данного подхода являются U. Moser, E.S. Bordin, A. Roe. Можно выделить так называемый типологический подход к профессионализации, который становится все более популярным в отечественной психологии. Суть данного подхода, возникновение которого связывают с именем Шпрангера, состоит в том, что профессионализация рассматривается как поиск и обретение человеком форм профессиональной деятельности, адекватных некоторому устойчивому типу индивида. Один из самых известных представителей данного подхода - J.L. Hoolland. Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации сделан в трудах Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, А.К. Марковой, каждый из которых развивает свой подход к профессионализации. Не менее важную роль в решении данной проблемы играют исследования, проводимые в рамках акмеологии (Н.В. Кузьмина, М.Н. Деркач). Наконец, необходимо отметить и относительно законченные концепции профессионализации. Это прежде всего концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера и концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцева. Действующие в нашей стране стандарты высшего профессионального образования построены на базе квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и месту труда. В последнее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели к компетентной [1, 2, 5, 20 и др.]. В компетентной модели специалиста цели образования связывают как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса (И.А. Зимняя и др.). Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. По мнению В.Д. Шадрикова, выпускник, освоивший образовательную программу, должен характеризоваться: - компетенциями социально-личностными (относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности; социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми; относящимися к умению учиться); - компетенциями общепрофессиональными (информационными, связанными с получением и обработкой информации; расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата; эксплуатационными; управленческими, организационными; конструкторскими; проектировочными; экономическими, включающими поведение на рынке труда). Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда. Кроме того, выпускник должен обладать специальными компетенциями или профессионально -функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций [20]. Переход России на новую доктрину социального развития и ее вхождение в международное образовательное пространство делают эту проблему чрезвычайно актуальной. Во-первых, надо согласовывать исходные позиции формирования отечественной и зарубежных систем профессионального образования, а во-вторых, пока не выявлен фундамент, исходный путь развития, любая социальная система развивается стихийно, невзирая на навязанную ей стратегию. В последние годы специалисты достаточно пристальное внимание уделяют проблемам модернизации и реформирования профессионального физкультурного образования [2, 3, 7 - 19 и др.]. Проведенный нами анализ показывает, что структурная организация профессионального физкультурного образования может состоять из управляющего, содержательного, процессуального и результативного компонентов. Управляющий компонент включает в себя: - определение цели физкультурного образования специалиста, сформированное на основе системного анализа профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту; - определение содержания образования, вытекающего из его целей; - определение содержания воспитания, способного реализовать поставленную цель, т.е. определение и разработка структуры процессов, в которых реализуется гибкая подсистема. Содержание - ключевой фактор образования. Содержательный компонент системы представлен теми элементами содержания физкультурного образования (циклы дисциплин, предметы, темы, программные вопросы), которые обеспечивают его направленность на формирование профессионально-личностных компетенций студентов. Четыре концептуальных положения, относящихся к содержанию образования и видам учебной деятельности, определяют наполнение этого понятия: оно должно быть гибким, толерантным, непрерывным, целесообразным. ГИБКОСТЬ содержания обеспечивается модульным подходом к формированию структуры студенческих коллективов, снимающим установку на традиционную систему форм занятий (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия), индивидуализацией и наличием эффективной обратной связи, привязывающей содержание к определенному времени и месту. ТОЛЕРАНТНОСТЬ программ выражается в целенаправленном развитии уважения к другим и себе, бережном отношении к окружающей среде. НЕПРЕРЫВНОСТЬ отражает отсутствие в программах временных, возрастных и процессуальных барьеров и ограничений. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ содержания складывается на его релевантности (уместности), сбалансированности, проблемности и личностной ориентированности, которые обеспечивают интеграцию знаний и умений. Важно, чтобы содержание образования отражало общие целевые ориентиры студента, педагога и разработчика программ. Процессуальный компонент включает целостную систему видов деятельности, приемов и действий, которые ориентируют студента на синтез профессионального, духовного и физического в его будущей профессиональной деятельности. Результативный компонент . В качестве достаточно эффективной, универсальной внешней оценки результатов работы вуза можно было бы рассматривать способность выпускника к адаптации в изменяющихся условиях окружающего мира и повышенной динамичности профессиональной деятельности, к возможной временной безработице, внезапной смене профессии и места работы. Следует считать эту оценку тем выше, чем более успешно проходит данный процесс. В этих условиях для специалиста может оказаться недостаточным "чистый профессионализм", хотя его ценность не снижается, а, наоборот, даже повышается. Мы выделяем следующие основные характеристики компетентности педагога по физической культуре и спорту: - личностно-гуманная ориентация; - способность к системному видению педагогической реальности в сфере физической культуры и спорта и системному действию в профессионально-педагогической ситуации; - владение современными педагогическими технологиями, связанными с культурой коммуникации, взаимодействием с информацией и ее передачей детям; - способность к интеграции отечественного, зарубежного, исторического и современного инновационного физкультурно-оздоровительного опыта; - креативность в профессиональной сфере; - наличие рефлексивной культуры. Компетентно ориентированный подход позволяет реализовывать следующие основные положения профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту: 1. Усвоение и реализация в профессиональной подготовке нормативов труда и поведения, выработанных в ходе культурно-исторического развития общества. 2. Личностно-профессиональное развитие студента, которое рассматривается как результат установления взаимосвязей между двумя линиями переходов: "полноценная деятельность - полноценный интеллект - полноценная личность" и "полноценная совместная деятельность - полноценный коллектив - полноценная личность". 3. Преемственность в формировании различных уровней самосознания личности (профессионального, духовного и физического), обусловливающих становление ее мировоззрения и расширение духовного кругозора. 4. Системная организация учебно-воспитательного процесса, предполагающая выполнение двух взаимосвязанных требований: - планомерного формирования целостной профессиональной деятельности в цельной личности, определяющего логику развития способов педагогического управления жизнедеятельностью студентов; - перехода "от общего к частному" при освоении учебного содержания каждого уровня, задающего необходимость разработки преподавателем вуза обобщенной ориентировочной основы деятельности студента и подбора для него соответствующего перечня обучающих и воспитывающих ситуаций. 5. Принцип самостоятельного выбора студентами конечного уровня освоения профессии, открывающего возможность обеспечения в учебно-воспитательном процессе системного минимума знаний, умений и навыков и свободного развития творческой индивидуальности каждой отдельной личности. Функциональная модель компетентно ориентированной подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту в контексте профессиональной деятельности может быть следующей. Целевой компонент компетентно ориентированной подготовки педагога по физической культуре и спорту представлен единством генеральной цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Мы исходим из того, что основная цель вузовского образования - не только формирование целостной структуры осваиваемой конкретной профессиональной деятельности, но и освоение системы компетенций, позволяющей выпускнику продуктивно адаптироваться в большом многообразии социокультурных и психолого -педагогических ситуаций. Проведенный М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским анализ отдельного акта целенаправленной человеческой деятельности с целью определения структуры социального опыта и содержания образования показал, что он предполагает знание целей, средств, способов и результатов; умение осуществить необходимый способ деятельности; готовность его видоизменить и адаптировать к новым условиям, а также определенное отношение. Выводы ученых, на наш взгляд, в полной мере относятся и к профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Следовательно, основными задачами компетентно ориентированной подготовки педагогов по физической культуре и спорту целесообразно считать: 1) формирование у будущих специалистов системы профессиональных знаний; 2) овладение студентами необходимым комплексом педагогических умений и навыков; 3) усвоение ими опыта творческой педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта; 4) формирование у студентов системы ценностно -эмоциональных отношений к педагогической теории, теории физической культуры, педагогической деятельности и процессу подготовки к ней. Кроме того, компетентно ориентированный подход предполагает решение задач по формированию следующих знаний и умений: - обобщенные теоретические знания о природе, здоровье, общественном производстве и профессиональной деятельности (в регионе, области, стране, мире) и связях между ними (структура, процессы, законы, закономерности, теории, концепции, общие понятия и межпонятийные связи). Основная функция этой группы знаний - мировоззренческая подготовка; - умение понимать организационную структуру профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного блоков; - умение оценивать государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебные планы и образовательные технологии с точки зрения влияния на физический и духовный аспекты здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса; - умение анализировать поступающую информацию, следить за логикой развития знаний и явлений во всех сферах деятельности (в первую очередь - в профессиональной), формулировать выводы и оценивать поступающую информацию; - умение дать оценку экологическим, правовым, производственным и политическим явлениям (изучаемым или встречающимся в жизни) с точки зрения современной социокультурной, физкультурно-оздоровительной ситуации; - умение всесторонне оценить возникшую в состоянии здоровья ситуацию и найти оптимальный вариант ее разрешения в условиях профессиональной деятельности (опыт здоровьетворческой деятельности). Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование педагогической культуры будущего педагога по физической культуре и спорту и определяет реализацию функций компетентно ориентированной подготовки. Реализация функций компетентно ориентированной подготовки педагога осуществляется в ходе овладения студентами определенным содержанием. Научно обоснованный отбор содержания профессиональной подготовки - одно из основных условий продуктивности поисков ее оптимизации. Содержательный компонент компетентно ориентированной подготовки представляет собой относительно самостоятельную область содержания педагогического образования, усвоение которой создает условия для овладения личностью физкультурно -спортивными аспектами педагогической деятельности. Как известно, содержание образования формируется на трех уровнях: общего теоретического представления, учебного предмета и учебного материала. Содержанием компетентно ориентированной подготовки, рассматриваемой в контексте профессионально -педагогической деятельности, является адаптированное с учетом социокультурных и психолого-педагогических требований содержание учебных дисциплин, детерминированное спецификой профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Отбор содержания компетентно ориентированной подготовки структурируется в логике учебной, квазипрофессиональной (профессионально-подобной) и учебно-профессиональной деятельности. При этом требования со стороны будущей профессиональной деятельности являются системообразующими. В этом случае усвоение педагогических знаний осуществляется в контексте той деятельности, ориентировочной основой и средством регуляции которой они призваны выступать. Направление содержательного аспекта - интеграция всех видов подготовки специалиста в процессе формирования его профессионально-педагогической компетентности не только в рамках сложившихся в настоящеее время традиций, но и с учетом современной конъюнктуры рынка труда. Основной единицей содержания компетентно ориентированной подготовки в контексте профессиональной деятельности выступает педагогическая ситуация "во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости" (А.А. Вербицкий). Формирование компетенций педагога по физической культуре и спорту требует включения учебной деятельности студентов в аналог будущего профессионального труда, представленный различными формами квазипрофессиональной деятельности. Моделирование содержания и динамики осваиваемой студентами профессионально-педагогической деятельности осуществляется посредством технологии контекстного обучения. Компетентно ориентированная подготовка с использованием форм и методов контекстного обучения характеризуется тем, что усвоение абстрактных по своей сути педагогических знаний "наложено на канву" профессионально-педагогической деятельности, что обеспечивает их осмысление и усвоение студентом как средства ее осуществления и регуляции. Сущность контекстного обучения применительно к условиям формирования компетенций педагога по физической культуре и спорту состоит в активной реконструкции профессиональной деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Модель целостного содержания профессионально-педагогической деятельности представлена в контекстном обучении системой профессиональных проблем, задач и функций, которые получают свое отражение в совокупности учебных, квазипрофессиональных и учебно-профессиональных заданий. Создаваемые в учебном процессе модели выступают средством познания студентами оригинала - осваиваемой профессионально-педагогической деятельности - ее содержания, динамики, организационных форм, ценностей и норм, предметных задач. Совокупность педагогических задач, организационных форм и методов профессиональной деятельности специалистов, а также ситуаций их социально-психологического взаимодействия, регулируемого ценностно-нормативной системой педагогической деятельности, и составляет профессиональный контекст компетентно ориентированной подготовки педагога по физической культуре и спорту. Продуктивность деятельности специалиста во многом зависит от его культурного потенциала, сформированного за время обучения в учебном заведении. Поэтому его программируемый объем рассматривается не только как нормативный масштаб, но и как целевой ориентир профессионального, духовного и телесного развития личности студента. Литература 1. Государственные стандарты высшего педагогического образования нового поколения: оценки и ожидания (информационно -аналитический материал) / Отв. редактор Н.П. Пищулин. - М.: МГПУ, 2003. 2. Давиденко Д.Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 2004, № 5. 3. Захаров А.А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта //Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5. 4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003, № 5. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г., № 1756 - р. 6. Костюченко В.Ф. Размышления о подготовке и переподготовке кадров и не только об этом //Теория и практика физ. культуры. 2002. №3. 7. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "Физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теория и практика физ. культуры. 2000, № 6. 8. Курдюков Б.Ф. Модернизация учебного процесса в вузе физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 2004, № 8. 9. Латыпов И.К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы //Теория и практика физ. культуры. 2004, № 9. 10. Лихачев О.Е. Современные проблемы высшего многоуровневого образования //Теория и практика физ. культуры. 2000, № 9. 11. Лосин Б.Е. Эволюция системы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту: Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998. 12. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту //Теория и практика физ. культуры. 2003, № 12. 13. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра //Теория и практика физ. культуры. 2003, № 12. 14. Матвеев А.П. Методологические подходы к формированию концептуальных основ стандарта подготовки магистра физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 12. 15. Неверкович С.Д. Метапредмет "Развивающая педагогика спорта" // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 9. 16. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: Автореф. докт. дис. Ижевск, 2004. 17. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту по новым государственным стандартам: Матер. Всерос. науч.-практ. конф./Под общ. ред. П.К. Петрова. - Ижевск. Изд. дом "Удмуртский университет", 2002. 18. Синявский Н.И. Реализация национально-регионального компонента в подготовке педагогов по физической культуре и спорту в системе высшего образования // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 6. 19. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: Автореф. докт. дис. СПб., 1999. 20. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход// Высшее образование сегодня. 2005, № 9. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |