МЕНЕДЖМЕНТ В СПОРТЕ


Abstract

MANAGEMENT OF MARKETING ACTIVITY IN SPORTS ORGANIZATION: CONCEPTUAL APPROACH AND ELEMENTS OF TECHNOLOGY

O.N. Stepanova, Ph. D., lecturer

The Moscow pedagogical state university, Moscow

Key words: management, market, marketing, sports organizations, mission of organization, purpose of marketing, model of market behaviour, strategy of marketing, management and social-pedagogical efficiency of marketing.

The purpose of the present work was the development and representation of the methodology of management by the marketing activity in the sports organization.

For the achievement of an object in view long-term supervision and market experiments were carried out, marketing practice of the domestic sports organizations was analyzed. The researches covered 56 commercial and nonprofit sport organizations and more than 2000 persons.

The result of the carried out work was the list of conceptual positions and the complex of the technologies appropriate to them, allowing to develop and optimize the strategy of marketing of the sports organization to plan and carry out the concrete marketing actions, to estimate their efficiency.


УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Степанова
Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: управление, рынок, маркетинг, физкультурно-спортивные организации, миссия организации, цели маркетинга, модели рыночного поведения, стратегия маркетинга, менеджериальная и социально -педагогическая эффективность маркетинга.

Маркетинг, будучи неотъемлемым компонентом эффективного менеджмента физкультурно-спортивных организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики, сам является объектом управления. Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления рыночной деятельностью повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного типов управления с преобладанием стратегического типа [4]. Исходя из этого процесс управления маркетинговой деятельностью включает в себя следующие элементы: анализ рыночных возможностей спортивной организации, формулировка миссии организации, установление целей маркетинговой деятельности, выработка модели рыночного поведения организации, разработка маркетинговой стратегии (включая формирование и отбор оптимальных вариантов стратегии), разработка программы и бюджета действий, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий, контроль результатов, коррекция предпринятых ранее действий и стратегии маркетинга.

Как показывают результаты анализа и обобщения литературных первоисточников, а также первых практических шагов отечественных физкультурно-спортивных организаций в управлении маркетингом, анализ рыночных возможностей предусматривает изучение и оценку внешней и внутренней среды организации, а именно:

- анализ образа и стиля жизни населения, изучение нужд и потребностей различных категорий и групп населения в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявление реальных и потенциальных клиентов физкультурно -спортивной организации;

- сегментирование рынка, представленного реальными и потенциальными клиентами спорторганизации, выбор рыночных сегментов, которые организация может обслужить лучше всего и на которых она сосредоточит свои основные усилия;

- анализ внутренней среды спортивной организации: оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива организации к работе с целевыми группами клиентов;

- изучение конкурентной среды: анализ положения, потенциала и перспектив развития ближайших конкурентов - физкультурно-спортивных организаций и сооружений с точки зрения их финансовых, материально-технических, технологических, кадровых и других возможностей, ассортимента и качества предлагаемых ими физкультурно-спортивных, дополнительных и сопутствующих услуг, характеристик обслуживаемых клиентов; сопоставление (позиционирование) возможностей и ресурсов собственной организации, параметров ее услуг с аналогичными характеристиками организаций и услуг конкурентов в первую очередь по интересующим сегментам рынка; анализ возможностей сотрудничества с конкурентами на предмет выполнения их (размещения у них своих) заказов, объединения рекламных усилий, повышения уровня маркетинговой подготовки сотрудников и др.;

- изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств за счет программно-целевого финансирования физкультурно-спортивной работы с населением из государственных, муниципальных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и негосударственных источников финансирования, получения беспроцентных и льготных кредитов, льготного налогообложения и др.

После того как было проведено изучение внешней (в первую очередь рыночной) и внутренней среды физкультурно-спортивной организации, состоялась оценка рыночной ситуации и ее перспектив, наступает этап формулировки миссии и маркетинговых целей организации.

Таблица 1. Примеры моделей рыночного поведения, реализуемых условными «слабыми» и «сильными» физкультурно-спортивными организациями

«Сильная» организация

«Слабая» организация

Стратегия устойчивого развития

Стратегия выживания; стратегия сокращения или «последнего средства»

Наступления

Сжимающейся обороны

Эксплерентная стратегия (ориентация на радикальные инновации)

Генерики (копирования продуктов ведущих спорторганизаций)

Виолентная (силовая) стратегия - «выдавливание» конкурентов

Симбиоза (кооперирования с более сильными партнерами)

Дифференциации (уникальной услуги)

Массового маркетинга

Интенсивного маркетинга

Пассивного маркетинга

Плановая стратегия; матричные модели стратегии

Обучения на опыте (проб и ошибок)

Как известно, миссия определяет основную цель организации - четко выраженную причину ее существования и содержит ответ на вопрос о том, чего организация хочет достичь в самом широком смысле [5]. Формулировка миссии должна отражать позицию физкультурно-спортивной организации по отношению к внешней среде (физкультурному движению, потенциальным и реальным клиентам, конкурентам, обществу, государству и др.), содержать задачи ее физкультурно-спортивной и рыночной деятельности, отражать и демонстрировать уровень культуры и рабочей атмосферы организации. Несмотря на то что вопрос разработки миссии для физкультурно-спортивных организаций до сих пор остается открытым и ждет своих исследователей, очевидно, что конечной целью маркетинга как коммерческих, так и некоммерческих спорторганизаций должно быть признано стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей человека в физическом совершенствовании, занятиях физическими упражнениями и спортом.

Миссия организации должна иметь разворот в подробном перечне целей и задач. Учитывая отсутствие в специальной литературе сведений о маркетинговых целях физкультурно-спортивных организаций, мы провели собственные исследования, призванные восполнить этот пробел. Для этого нами были опрошены 159 руководителей (в том числе отделов маркетинга) и представителей администрации 56 московских физкультурно-спортивных организаций; материалы опросов были обработаны посредством кластерного анализа (использовался метод минимальной дисперсии; метрикой послужило квадратное евклидово расстояние). В результате было установлено, что вся совокупность выявленных целей разбивается на семь групп, отражающих основные стратегические направления маркетинговой деятельности московских спорторганизаций:

1) цели объема услуг - увеличения (или удержания) удельного веса услуг организации, а также цели сбыта (получения заказов), реализуемые посредством поиска новых сегментов рынка;

2) цели повышения конкурентоспособности основных (физкультурно-оздоровительных, спортивных) и сопутствующих услуг, предлагаемых организацией;

3) цели коммуникаций - достижения необходимой степени известности организации за счет рекламы и формирования (улучшения) имиджа;

4) цели сбыта - организации и совершенствования распространения (продаж) услуг спортивной организации;

5) достижение (повышение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

6) кадровое развитие организации;

7) цели ценовой политики.

Реализация целевой функции предусматривает также выбор модели рыночного поведения спорторганизации, о которой можно судить по характеру целей маркетинга. Нами было отмечено, что чем крупнее организация и чем выше категория физкультурно-спортивного сооружения, ею арендованного, тем выше уровень ее притязаний, что выражается в количестве, разнообразии, степени агрессивности и четкости формулировок маркетинговых целей, тем выше степень наступательности, масштабности и научной обоснованности применяемых моделей рыночного поведения.

Так, организации, функционирующие на базе физкультурно-спортивных сооружений высших (первой и второй) категорий, ставят перед собой широкий спектр рыночных целей; их стратегия маркетинга комбинируется из нескольких стратегий (реализуемых в отношении конкурентов, различных типов услуг, рыночных сегментов, спортивных площадок, элементов маркетинга-микс и др.) и носит характер выраженной экспансии. Эти организации ведут политику вытеснения конкурентов за счет отвоевывания (повышения и удержания) своей рыночной доли, повышения рентабельности и конкурентоспособности своих услуг, расширения охвата потенциальных клиентов рекламой.

Гораздо скромнее претензии физкультурно -спортивных организаций, избравших в качестве базы сооружения третьей категории; их стратегия также представляет собой комбинацию, но уже из меньшего числа стратегий, и носит оборонительный характер. Учитывая ограниченность своих ресурсов, они предпочитают следовать за рыночными лидерами по параметрам основных (физкультурно-оздоровительных и спортивных) услуг и направлениям маркетинга. Они стремятся лишь к удержанию имеющейся рыночной доли, достижению рентабельности, проявляя наибольшую активность в направлении совершенствования основных и сопутствующих услуг. Развитие предложения дополнительных услуг, развернутая реклама и маркетинговая подготовка персонала им не по силам.

Стратегия физкультурно-спортивных организаций, базирующихся на сооружениях четвертой категории, может быть обозначена как стремление выжить. Они стремятся сохранить свои позиции по всем направлениям и предпринимают активные действия лишь в отношении привлечения новых клиентов и совершенствования предложения физкультурно-спортивных услуг.

Зависимость между величиной, категорией и выбором модели стратегий маркетинга иллюстрирует табл. 1, в которой приведены так называемые "крайние" варианты моделей рыночного поведения, применяемые условными "слабыми" и "сильными" физкультурно-спортивными организациями.

Таблица 2. Общая схема построения матрицы стратегии маркетинга физкультурно-спортивных организаций

Маркетинговые проблемы

Основные пути решения маркетинговых проблем

I. Проблемы формирования пакета услуг

1. Тип услуги

1

Образовательные

2

Физкультурно-оздоровительные, спортивные

3

Сопутствующие основному заказу

4

Дополнительные услуги

2. Уровень качества услуг

1

По предоставляемым документам

2

По степени соответствия ожиданиям клиентов

3. Разнообразие ассортимента

1

По широте

2

По полноте

3

По глубине

4

По степени соответствия запросам потребителей

5

Узкий по большинству аспектов

6

Узкий по всем аспектам

4. Приоритеты в отношении целевых потребителей (занимающихся)

1

Юридическое введение ограничений по ряду критериев

2

Фактическое введение ограничений по ряду критериев

3

Отсутствие ограничивающих условий

5. Объем и режим оказания услуг

1

Объем услуг (длительность программы занятий)

2

Готовность организации к началу занятий

3

Степень регулярности оказания услуг

4

График предоставления услуг: количество занятий (уроков, сеансов) в неделю; длительность единицы услуг

П. Блок проблем ценовой политики

6. Цены на услуги

1

Уровень цен

2

Условия и формы оплаты

3

Адаптация цен - скидки

4

Адаптация цен - наценки

III, Блок коммуникационных проблем

7. Проблемы коммуникативной деятельности

1

Адресаты рекламы, других средств коммуникации и продвижения услуг

2

Каналы распространения информации (рекламы)

3

Виды рекламы

IV. Проблемы организации продвижения и продаж услуг физкультурно-спортивной организации

8. Проблемы организации продвижения и продаж

1

Посредники продвижения услуг

2

Организация продвижения и продаж

3

Стимулирование продаж услуг физической культуры и спорта

V. Комплекс проблем кадровой политики

9. Приоритеты в отношении персонала

1

Профессиональные приоритеты

2

Приоритеты в отношении личности персонала

Следующий элемент управления маркетинговой деятельностью - содержательное формирование стратегии маркетинга, которое требует последовательного решения трех задач [8]:

1) установления спектра маркетинговых проблем, с которыми приходится сталкиваться организации, действуя в русле выбранной модели рыночного поведения;

2) определения конкретных способов разрешения данных проблем;

3) принятия решения о способах (критериях) отбора вариантов, наиболее приемлемых для конкретной организации и ее клиентов.

Суть предлагаемого подхода состоит в выборе вариантов и принятии решений, трактуемых как выбор оптимального варианта из нескольких профессиональных ситуаций. В конечном итоге эта работа сводится к выбору конкретных видов (ассортимента и характеристик) физкультурно-спортивных, дополнительных и сопутствующих услуг, цен, коммуникаций, продвижения услуг, а также персонала, т.е. основных компонентов маркетингового комплекса.

Для решения первых двух задач нами были проведены собственные исследования, которые базировались на результатах: анализа и обобщения литературных первоисточников, нормативной и методической документации организаций, задействованных в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением; телефонных и личных опросов представителей администрации, персонала, сотрудников отделов маркетинга, тренерско-преподавательского коллектива, продавцов услуг и клиентов физкультурно-спортивных организаций; контент-анализа информации о деятельности физкультурно-спортивных организаций, содержащейся на досках объявлений и рекламно-информационных стендах; контент-анализа различных форм рекламных сообщений об организациях физкультурно-спортивной направленности и предоставляемых ими услугах; включенных, невключенных и опосредованных наблюдений за рыночной деятельностью спорторганизаций; совершения экспериментальных покупок и их имитации. Исследованиями были охвачены 50 московских коммерческих и нонпрофитных физкультурно -спортивных организаций и более 2000 человек.

Их результаты позволили не только установить характер и объем проблем, определяющих политику физкультурно -спортивных организаций в отношении формирования пакета и характеристик услуг, цен, коммуникаций, сбыта (продаж) и персонала, но и определить практические варианты их разрешения. Полученные данные были сведены в единую матрицу; общая схема построения такой матрицы приведена в форме табл. 2.

Сформированная матрица являет собой решение задачи структурного и содержательного формирования стратегии маркетинга. Опираясь на эти данные, физкультурно-спортивная организация может выбрать и принять оптимальное решение для формирования собственной стратегии. Особое значение это имеет для вновь создающихся и особенно небольших организаций, которые не имеют собственной маркетинговой службы и не в состоянии заплатить за проведение подобной работы маркетинговым фирмам или агентствам.

После того как установлены основные проблемы маркетинговой деятельности и определены возможные способы их разрешения, наступает этап принятия решения о выборе наиболее приемлемых вариантов. В рамках данной процедуры необходимо прежде всего исключить заведомо невыполнимые варианты. Основными критериями отсева могут служить явная противоречивость рассматриваемых вариантов и отсутствие ресурсов (материальных, технологических, кадровых, временных и т.п.) для их реализации. Однако даже после исключения заведомо неприемлемых вариантов перечень решений маркетинговых проблем, как правило, остается слишком велик. Это означает необходимость задействования других критериев отбора.

С точки зрения маркетинга основным из них будет отбор вариантов по критерию соответствия характеристикам потребностей и спроса реальных и потенциальных клиентов спорторганизации.

Безусловно, все предложения клиентов не могут быть механически утверждены в качестве основных положений маркетинговой стратегии, поскольку в некоторых аспектах могут оказаться противоречивыми, неприемлемыми или практически невыполнимыми, особенно при значительном расхождении между требованиями высокого качества и обширного ассортимента основных, сопутствующих и дополнительных услуг, с одной стороны, и предложениями низкой цены на приобретаемые услуги - с другой. Вместе с тем позиции целевой аудитории весьма интересны и поучительны, поскольку в большинстве своем базируются на предыдущем и настоящем опыте потребления физкультурно-спортивных услуг, в том числе организаций -конкурентов. Но если спорторганизация хочет разработать или оптимизировать маркетинговую стратегию и одновременно лучше понять своих клиентов, завоевать их симпатию к себе, получить преимущества и предпочтение потребителей в сравнении с организациями-конкурентами, то участие в этой работе представителей реальных и потенциальных клиентов будет весьма плодотворным и перспективным.

Следующий критерий отбора наилучших решений - сравнительная оценка экономической эффективности (в том числе в зависимости от бюджета маркетинга) имеющихся альтернативных вариантов. Однако, как показывают исследования последних лет [1, 2, 3, 6, 7 и др.], в важнейших отраслях социального комплекса: образовании, здравоохранении, общей культуре общества и ее части - культуре физической - рыночные отношения имеют свою специфику, связанную с активным государственным вмешательством в процесс производства и потребления соответствующих услуг. В этих отраслях критерий экономической эффективности утрачивает свою ведущую роль, а принцип "затраты - прибыль" уступает место принципу "затраты - социальные приоритеты". Это означает, что на первый план здесь выходят потребности занимающихся, а также показатели социального и связанного с ним педагогического эффектов.

После принятия решений о выборе наиболее приемлемых вариантов разрешения каждой конкретной проблемы производится подробное, детализированное описание вариантов по всем компонентам маркетингового комплекса. Кроме того, окончательное формирование стратегии может потребовать корректировки поставленных целей, амбиций, миссии организации. Завершается эта работа разработкой программы и бюджета действий.

Следующий элемент управления маркетингом - практическая реализация маркетинговых мероприятий и контроль их результатов. Результативность маркетинговых мероприятий оценивается по факту получения менеджериального (экономико-управленческого) и социально-педагогического эффектов. Основными показателями эффективности здесь выступают:

1. Успешная реализация миссии и достижение целей организации.

2. Положительная динамика нормативного финансирования организации; рост доли внебюджетного финансирования.

3. Повышение уровня материально-технической оснащенности физкультурно-спортивной организации, ввод новых помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, оптимизация загруженности спортсооружений.

4. Положительная динамика уровня жизни и психологического комфорта персонала организации, рост удовлетворенности условиями и характером работы.

5. Увеличение численности, стабилизация состава и минимизация потерь занимающихся, охваченных спорторганизацией; стабильная посещаемость ими физкультурно-спортивных занятий.

6. Повышение уровня психологического комфорта, удовлетворенности целевой аудитории занятиями избранным видом физической активности и качеством обслуживания, позитивное отношение к физической культуре, спорту и физкультурно-спортивной организации на вербальном и реальном уровнях.

7. Рост банка информации о ходе исследовательских и инновационных процессов в физкультурно-спортивной организации, увеличение количества реализованных инициатив, продуктов совместной творческой деятельности педагогов и занимающихся и т.п.

8. Рост уровня включенности сотрудников в управление физкультурно-спортивной организацией; повышение уровня аналитической культуры управления маркетингом (от репродуктивного к конструктивному и далее к исследовательскому).

Литература

1. Бабич А.М., Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку / Под ред. Е.Н. Жильцова. - М.: Изд-во Центра социального прогнозирования и маркетинга, 1993. - 170 с.

2. Бочаров М.П. Социальные ценности в менеджменте: проблема выбора: Автореф. докт. дис. - М.: РАГС, 1998. - 46 с.

3. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. - СПб.: СПбГАФК, 2000. - 170 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2002. - 656 с.

5. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пос. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 244 с.

6. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 268 с.

7. Kotler Ph., Roberto E. Social Marketing. - New York: Free Press, 1989. -- 326 p.

8. Lettau H.-G. Grundwissen Marketing // Marketforschung - Marketingplanung, Produkt - Preis, Verkauf - Vertrieb, Werbung - Publik Relations. - Munchen, 1989. - 204 s.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!