Abstract METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING IN MINI-GOLF V.B. Kirillov, president of golf-club "Grant" Key words: methodology of training, didactic principles of training in mini-golf, methods and forms of training. The mini-golf as a kind of sports exists in the world about 100 years, in our country it was recognized as such only in 2003. The author describes the structure of game, its rules, features of material-technical base. Also in the article physical, biomechanical and psychological aspects of training to this game are considered.
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В МИНИ-ГОЛЬФЕ Президент мини-гольф-клуба "Грант" В.Б. Кириллов Ключевые слова: методология обучения, дидактические принципы обучения в мини-гольфе, методы и формы обучения. Мини-гольф как вид спорта существует в мире около 100 лет, в нашей же стране был признан как таковой только в 2003 г. Площадка для мини-гольфа имеет восемнадцать полей, на которых находятся лунки. Цель игры - с помощью клюшки попасть мячом во все лунки за наименьшее число ударов. В мире существует несколько разновидностей полей для мини-гольфа: · ландшафтные поля, имеющие искусственное покрытие различных размеров и конфигураций; · бетонные поля, стандартного размера и содержащие препятствия; · поля с фетровым покрытием и стандартизированными препятствиями; · поля с покрытием из гладкого шифера (интернитовые). В России существует более 20 полей для мини-гольфа, и поэтому встает вопрос о подготовке спортсменов в этом виде спорта. Помимо тренера, владеющего высокоструктурированным методом или стремащегося "найти путь, который работает", необходима еще и методика, указывающая на то, какой организационный продуманный вариант урока используется. Содержанием должен быть или гибкий подход к решению проблемы, или фиксированный стиль "вот это то, что Вы должны делать". Необходимо организовать правильную подачу методики. Поскольку метод является системой, то методика - путь представления системы. Тренер должен иметь методологию, которая вытекает из опыта и дает наилучшие результаты в отведенное время. Эффективность методологии обучения приведена ниже: · ясное представление целей, простое объяснение задач, последовательное их выполнение. Повторение и частое возвращение к исходному материалу для закрепления; · умение задавать вопросы для определения усвоения знаний учеником и создания обратной связи по характеристикам и методам; · создание четкого графика практики и ожидаемых результатов этой практики. Обучение технике мини-гольфа представляет собой относительно постоянное изменение в игре, являющееся следствием тренировки. Мастерство - измерение степени успеха в области результативности и эффективности на пути к поставленной цели. Мастерство очень специфично, это организованная последовательность движений, для него требуются пространственная и временная организация, точность и единство выполнения. С его помощью достигается цель. 1. Обучаемый является лицом, обрабатывающим информацию, он обследует среду на предмет соответствующих источников информации (обратная связь) для наблюдения и контроля за точностью выполнения движения. 2. Задача при обучении состоит в том, чтобы определить, какие подсказки содержат наибольшее количество информации. Формы обучения мини-гольфу. Вербальная форма. Устная форма обучения - наиболее распространенная форма, однако достаточно сложно учить мини-гольфу, поскольку у игры нет точного языка. Визуальная форма. Визуальные подсказки более эффективны, чем вербальные. Будь это видеокассета, кино, фотография, зеркало, демонстрация или визуальное представление, учащийся, безусловно, только выиграет, если визуальные пособия будут сопровождать устные инструкции. Визуальное пособие может быть очень сложным, например мультимедийное компьютерное графическое изображение техники учащегося, наложенное или расположенное на экране рядом для сопоставления таковой у последнего чемпиона мира или Европы. Или оно может быть очень простым, например фотография одного из сильнейших игроков в мини-гольф, на которой запечатлен чемпион в каком-то определенном положении при выполнении удара по мячу, сопоставляемая с тем, что учащийся видит в зеркале в ходе собственного выполнения аналогичного движения. В любом случае визуальное обучение является мощным инструментом. Кинестетическая форма. Кинестетические подсказки - эффективное средство передачи информации, чтобы облегчить изучение движения, поскольку они помогают передать "чувство". Они могут иметь форму упражнений, имитации или обучающих устройств, однако их основная задача - создать у данного учащегося иллюзорный род ощущения, то, что должно быть у всех хорошо играющих игроков в мини-гольф, независимо от того, насколько они опытны. При помощи всех трех форм обучения тренер может наилучшим образом передать информацию учащемуся. Задача состоит в том, чтобы выбрать то, на что лучше всего реагирует учащийся. Обучение движению , как и любому двигательному действию, происходит в три этапа: 1. Формирование концепции: на этом этапе учащийся должен полностью понять, что именно он пытается делать. 2. Фиксация: на этом этапе учащийся достигает эффективного и повторяющегося стиля. 3. Автоматизация: это происходит тогда, когда достигнута совершенная техника выполнения движения и учащийся пытается внести ее в моторную память, с тем чтобы можно было повторить действие без сознательного контроля. Процесс обучения. Очень часто в мини-гольфе правильное двигательное действие осваивается методом проб и ошибок. Задача тренера - сократить их до минимума. Стадии обучения: · познавательное - начинающий сначала старается понять "задачу" и ее требования. На этой стадии очень важны вербальное обучение и демонстрации; · ассоциативное - постепенно устраняются крупные ошибки. Такие факторы, как предыдущий опыт, расписание тренировок, методы обучения, знание результатов и мотивация учащегося, будут определять время обучения правильному двигательному действию. Тренер должен критически относиться к обеспечению обратной связи и мотивации; · автономное - в результате тренировки происходит автоматизация двигательного действия, которое перестает требовать дополнительного внимания. Тренировка имеет большое значение для освоения правильного движения. Двумя самыми эффективными формами тренировки при обучении являются, во-первых, повышение надежности выполнения, а во-вторых - увеличение точности или уменьшение ошибок. Правильное спортивное движение можно тренировать постоянно (массированно) или с перерывами на отдых (распределенно). Как правило, исследования показывают, что распределенная тренировка при обучении мини-гольфу эффективнее, чем массированная. По мере того как происходит усвоение двигательного действия, тренировки могут стать более продолжительными. В мини-гольфе в отличие от других игровых видов спорта чаще используют целостный метод обучения движению, то есть правильная стойка, хват клюшки, замах клюшкой, мах клюшкой, удар по мячу и завершающее движение клюшкой. Если задача для обучаемого сложна, то предпочтительнее частичный метод тренировки, например обучение движению клюшкой без мяча. При использовании частичного метода необходимо ссылаться на концепцию задачи в целом. Одной тренировки для улучшения движения и обучения недостаточно. Без знания результатов, интереса и внимания, значимости задачи для учащегося, понимания целей, готовности к обучению и некоторой связи условий тренировки с реальными условиями тренировка не имеет никакого практического значения. Более высокого уровня мастерства можно достичь, варьируя условия обучения или стресса. В мини-гольфе большое значение имеет психология обучаемого. Очень высокая мотивация замедляет прогресс при решении сложных задач. Наилучшего результата достигают игроки со средней мотивацией или настойчивостью. Для каждой задачи есть оптимальный уровень мотивации. Разумно сложные, специфические, но достижимые цели приводят к лучшему результату, чем легкие цели или общие цели, призывающие делать все зависящее от игрока. Предыдущий опыт также влияет на поведение. Большее сходство между элементами задач, их ожидаемыми стимулами и ответами скорее приводит к положительному результату. Этому способствуют такие факторы, как метод обучения и интенсивность передачи информации. Обучение двигательным действиям. Тренер должен предоставить наилучшие средства для обучения правильным двигательным действиям и их закреплению. Его целью является запоминание учащимся варианта, максимально приближенного к идеальной модели исполнения с последующим повторением. Факторы, влияющие на негативное усвоение движения: 1) отсутствие мотивации; 2) усталость; 3) неадекватно выбранные методики обучения; 4) неспособность определить ошибки исполнения. Факторы, влияющие на позитивное усвоение движения: 1) мотивация: у обучаемого необходимо возбудить и поддерживать интерес к тренировке. Тренер должен быть энтузиастом и находить то, что способствует наилучшему усвоению правильного движения для каждого игрока; 2) избирательное внимание: тренер должен направлять внимание учащегося не более чем на три или четыре выдающихся момента, которые играют решающую роль в правильном выполнении движения. Избыточное количество информации приведет к плохой игре. Кроме того, важно, чтобы учащийся полностью понимал природу задания, прежде чем начнется первоначальное действие; 3) знание результатов: необходимо информировать учащегося о правильности или ошибочности его действий. Эта внешняя обратная связь может исходить от тренера или от самого учащегося, когда он видит результаты своих действий (постоянная оценка); 4) тренировка: при обучении лучше всего использовать распределенную тренировку. Когда движение становится автоматическим, в долгосрочном периоде полезнее использовать массированную тренировку. Для достижения наилучших результатов лучше сочетать психологическую подготовку с фактической тренировкой; 5) индивидуальные особенности: каждый человек имеет свое собственное уникальное сочетание наследственности, врожденных способностей, темперамента, различный опыт и тренированность, склонность, интересы, потребности и т.д., поэтому нелепо ожидать, что все будут действовать одинаково. Большинство зарубежных тренеров тщательно организуют программы тренировки и соревнований и оставляют очень мало место для случайностей. Независимо от того, насколько хорошо спортсмен или члены команды наделены от природы, тренер, не имеющий плана развития, как правило, не сможет целиком воспользоваться их потенциалом. Использованная литература 1. Бабаскин В.С., Коржуев А.В., Самойленко П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методика, практика. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 135 с. 2. Коровин С.С., Тиссен П.П., Мишнаевский Н.В. Дидактические основы физического образования. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. - 155 с. 3. Сандерс В. Гольф: Полное руководство по игре в гольф / Пер. с англ. М.Л. Романовой; под общ. ред Б.А. Яковлева. - М.: Терра-спорт, 2003. -224 с. 4. Усова А.В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: Лекция для аспирантов и соискателей. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2002. - 13 с. 5. Яковлев Б.А. Мини-гольф для начинающих. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2002. - 22 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |