НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Кандидат биологических наук С.Н. Литвиненко
Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

11-14 ноября 2004 г. в Риме (Италия) состоялся 10-й Всемирный конгресс "Спорт для всех", организованный Итальянским Олимпийским комитетом совместно с Всемирной Организацией Здравоохранения и Ассоциацией международных спортивных федераций под патронажем Международного Олимпийского комитета.

Конгрессы "Спорт для всех" проводятся с 1986 г. каждые два года и являются важной составной частью деятельности комиссии "Спорт для всех" МОК, возглавляемой Уолтером Трогером (Германия).

Темой Конгресса 2004 г. был "Спорт для всех как инструмент образования и развития".

В Конгрессе приняли участие более 1000 делегатов из 112 стран. На церемонии открытия делегатов приветствовали:

1. Г-н Джованни Петруччи - президент Итальянского Олимпийского комитета.

2. Д-р Жак Рогге - президент Международного Олимпийского комитета.

3. Г-н Уолтер Трогер - председатель Комиссии "Спорт для всех" МОК.

4. Г-н Роберт Биглехоул - директор департамента Всемирной Организации Здравоохранения.

5. Г-н Тамас Аджан - вице-президент Ассоциации международных спортивных федераций.

6. Г-н Франческо Сторидж - президент региона Лацио, Италия.

7. Г-н Уолтер Велтрони - мэр г. Рима.

В приветственной речи президент МОК д-р Жак Рогге сказал: "Олимпийские игры - это не цель. Это средство для достижения более благополучного и счастливого общества". Этими словами он охарактеризовал позицию МОК по отношению к спорту для всех и направил внимание спортивной и научной общественности на преимущества, которые дают человечеству в целом и каждому индивиду в частности регулярные занятия физическими упражнениями и приобщение к практике спорта.

Конгресс "Спорт для всех" собирает вместе представителей соответствующих комиссий национальных олимпийских комитетов, государственных и общественных организаций, занимающихся развитием спорта для всех, научных работников и преподавателей университетов, что позволяет организовать диалог "теоретиков" и "практиков" данного направления.

Политики и общественные деятели имеют возможность ознакомиться с последними достижениями науки и опираться на них в принятии своих решений. В то же время представители научной общественности, тесно сотрудничая с практическими специалистами, выявляют наиболее перспективные и необходимые для практики направления исследований, получают возможности для внедрения своих идей и теоретических представлений.

В ходе Конгресса было сделано 105 устных докладов (15 на пленарных заседаниях и 90 - на секционных), 88 докладов были представлены в форме постеров (стендовых сообщений).

Заседания Конгресса проходили по 5 секциям:

1. Воздействие спорта для всех на изменение стиля жизни.

2. Трудности в продвижении спорта для всех в развивающихся странах.

3. Спорт для всех в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

4. Спорт для всех и окружающая среда.

5. Образовательные учреждения в продвижении спорта для всех.

11-й Конгресс "Спорт для всех" было решено провести в 2006 г. в Гаване (Куба).

Воздействие спорта для всех на изменение стиля жизни.

Пленарное заседание началось с доклада г-жи Николь Ховертц, генерального секретаря
Олимпийского комитета Арубы, члена комиссии "Женщины и спорт" МОК "Опыт изменения стиля жизни через спорт для всех" [7].

Особое внимание г-жа Ховертц уделила недостаточной роли спорта в повседневной жизни женщин во всем мире, привела малоизвестное высказывание барона Пьера де Кубертена: "Олимпийские игры современности должны проводиться для взрослых мужчин. Удел женщин - аплодировать мужчинам и поддерживать их".

Далее г-жа Ховертц привела интересные данные о вовлечении женщин в спорт в разных странах, о тенденциях развития женского спорта высших достижений.

Большое внимание аудитории привлек дискуссионный доклад профессора Роланда Ренсона из университета Левен, Бельгия "Культура движений, игровое разнообразие, кинезиология: новая терминология спорта для всех?" [18].

Профессор Ренсон полемически заявил, что "спорт является продуктом Британской протестантской культуры" и в качестве такового не является универсальным понятием для всего мира.

По мнению профессора Ренсона, понятие "спорт для всех" должно быть заменено понятиями "культура движений" (movement culture) и "игровое разнообразие" (Ludodiversity, от лат. "нomo ludens" - "человек играющий").

Таким образом, профессор Ренсон обратил внимание аудитории на "культурологический" аспект спорта, которому российская научная школа придает важное значение в разработке отечественной системы физического воспитания (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.). В секционных докладах были рассмотрены подходы к разработке стратегии достижения благополучия на разных континентах через продвижение физически активного образа жизни (были представлены доклады из Аргентины, Канады, Словении, Австралии, Малайзии), эффекты воздействия спорта для всех на изменения стиля жизни (доклады из Германии, Голландии, России, Италии), возможности достижения социального благополучия через физически активный образ жизни (доклады из Дании, Тайваня, Украины, Турции, Италии).

От России в данной секции был представлен доклад автора настоящей информации, докторанта Кабардино -Балкарского государственного университета, председателя Научно-методического совета по физической культуре и спорту Администрации г. Ростова-на-Дону "Роль спорта для всех в воспитании подрастающего поколения в России" [10].

В докладе были обобщены и проанализированы результаты 10-летней работы по реализации муниципальной программы "Здоровье нации" (Ростов-на-Дону, 1994-2004 гг.) [21]. Результаты многолетних исследований показали наличие "потерянного поколения" (молодые люди 20-24 лет, равнодушные к ценностям спорта, социализация которых проходила в 1992-1994 гг., в период наибольшего упадка отрасли), эффект влияния "групповых" норм поведения на формирование физически активного образа жизни, взаимосвязь спортивного стиля жизни с гражданскими и демократическими позициями молодежи.

С докладом "Спортивная активность в Украине" выступил заместител ь Госкомспорта Украины М.В. Дутчак, который предложил вниманию делегатов Конгресса концепцию социального мониторинга эффективности функционирования движения "Cпорт для всех" в Украине [5].

Концепция была разработана на основе данных многолетних исследований, проведенных в соответствии с рекомендациями Европейского проекта "КОМПАСС". Разработка концепции представляет собой начальную фазу реализации Национальной доктрины развития физической культуры и спорта Украины (Указ Президента Украины от 28.09.04). Дальнейшая реализация доктрины предусматривает формирование сети центров физического здоровья населения "Спорт для всех".

Трудности в продвижении спорта для всех в развивающихся странах. Дискуссию по вопросам развития спорта для всех в развивающихся странах начали г-н Ганда Ситоле (Зимбабве), директор Комиссии по сотрудничеству и развитию МОК, г-жа Кэрол Беллами (США), исполнительный директор ЮНИСЕФ, профессор Гарри Чик (США), Университет Пенсильвании.

Далее делегаты обсудили наболевшие вопросы: по каким сценариям необходимо продвигать спорт для всех в развивающихся странах, какие международные организации могут принять участие в этих процессах, какое значение может иметь спорт для всех в развивающихся странах.

Общий вывод докладчиков по данной тематике: развитие спорта для всех в странах, испытывающих значительные материальные и социальные трудности, должно происходить на основе национальных систем рекреации, отдыха и оздоровления с использованием народных игр, танцев, ритуалов.

Спорт для всех в укреплении здоровья и профилактике заболеваний. Представленные в данной секции доклады показали, что в глубоком фундаментальном изучении медико-биологических проблем нуждается не только спорт высших достижений, но и спорт для всех. Участие индивидов различного возраста и разного уровня физического развития в организованной двигательной активности и, более того, в тренировках и соревнованиях, ставит перед спортивной наукой ряд проблем, открывает новые "белые пятна", которые необходимо заполнить, чтобы организаторы и тренеры спорта для всех в практической работе были вооружены современными методиками [8].

Пленарное заседание началось с доклада профессора Лоретты ди Пиетро (США), Йельский университет, которая рассмотрела вопросы влияния физической активности, упражнений и спорта на успешное отдаление старения [16]. В США, где продолжительность жизни все время увеличивается, данная проблема весьма актуальна. Автор не только рассмотрела основные слагаемые системы поддержания здоровья лиц старшего возраста - контроль веса и расхода энергии, тренировка
кардиореспираторной системы, силы и гибкости, а также их роль в нормальном физиологическом старении организма, но и предложила подходы к организации спорта для лиц старшего возраста.

Профессора Бенгт Салтин (Университет Копенгагена, Дания) и Аттилио Мазери (Университет Милана, Италия) рассмотрели роль спорта для всех в предотвращении таких опасных заболеваний, как диабет и коронарная недостаточность.

Делегаты рассмотрели вопросы влияния спорта для всех на показатели общественного здоровья, особенности развития спорта для всех в различных целевых группах (в том числе такое малоизвестное в России движение, как Специальная Олимпиада - спортивно -оздоровительные занятия для умственно отсталых лиц), какие преимущества и какие потенциальные опасности могут быть выявлены при спортивных занятиях.

От России в данной секции был представлен доклад группы авторов Санкт-Петербургского НИИ физической культуры под руководством профессора В. Рогожкина "Использование компьютерной программы для тестирования лиц старшего возраста, вовлеченных в физическую активность", развивающий фундаментальные подходы к изучению возрастных изменений и роли генетического фактора в этих процессах [19].

В докладе представлены результаты исследования 385 индивидов в возрасте от 40 до 79 лет с помощью компьютерной программы, выявляющей антропометрические данные, состав тела, физическую активность, психологический портрет и генетический анализ той части генома человека, который ответствен за реакцию скелетной мускулатуры на физические упражнения. Такой подход позволяет значительно индивидуализировать оздоровительные программы и в конечном счете повысить их эффективность.

Спорт для всех и окружающая среда. В пленарном докладе г-н Симон Балдерстоун (Федерация "Спорт для всех" Австралии) обосновал необходимость партнерства между проблемами охраны окружающей среды и философией спорта для всех [1].

Профессор Пека Ойа (Институт охраны здоровья, Тампере, Финляндия) рассказала о подходах, которые существуют в Финляндии в вопросах организации такой окружающей среды, которая стимулировала бы жителей на физическую активность [13].

Рекреационные зоны, пешеходные и велосипедные дорожки, гимнастические городки - все это необходимые элементы городского и сельского "ландшафта", дающие возможность значительным группам людей использовать их в наиболее удобной форме для собственных спортивных занятий.

Г-н Валентино Кастелани, президент Оргкомитета по проведению Олимпийских Игр 2006 г. в Турине (Италия) продемонстрировал серьезный подход Итальянского Олимпийского комитета в вопросах разработки комплекса мер по охране окружающей среды во время Олимпиады, а также возможное влияние состояния среды на спортивные результаты. По-видимому, при выборе следующих мест проведения Олимпиад МОК будет все больше внимания уделять вопросам состояния окружающей среды в городах-кандидатах.

Президент Международной федерации софтбола г-н Дон Портер (США) проанализировал роль спортивных товаров (инвентаря, оборудования, одежды, обуви и т.д.) в успешном развитии спорта для всех [17]. В докладе профессора Гудруна Дол-Тепера, председателя Международного Комитета по cпортивной науке и физическому воспитанию (Германия), были представлены приоритетные направления развития спорта для всех в странах, испытывающих значительные экономические и политические затруднения, не имеющих атлетов, способных выступать на мировых чемпионатах [4].

Эту тему продолжили г-н Юрген Пальм (Германия), президент ТАФИСА (Trim and Fitness International Sport for All Association) [20], г-н Калеви Олин (Финляндия), президент Международной конфедерации рабочего спорта, г-н Андре Ван Лиерде (Бельгия), президент Международной федерации "Спорт
для всех".

Г-н Пальм cообщил, что в развитых странах доля физически активных граждан доходит до 70%, в то время как в развивающихся странах - она находится на уровне 10% и меньше [14]. Интересно сопоставить эти данные с официальными статистическими показателями России, прозвучавшими в докладе Президента РФ В.В. Путина (8-10% физически активного населения).

По мнению докладчиков, возможности для занятий спортом должны быть доступны рядовым гражданам, находиться практически "за каждым углом". Поскольку строительство специализированных спортивных сооружений - высокозатратная технология, необходимо шире использовать возможности улиц, дворов, парков. Например, в Колумбии практикуется Traffic Free Sunday, т.е. по воскресеньям автомагистрали закрываются для движения автотранспорта и становятся доступными для бегунов, велосипедистов, роллеров и т.д. [14].

Большое внимание уделялось вопросам Human Resources - подготовке специалистов, способных работать в сфере спорта для всех, а также воспитанию добровольных помощников (волонтеров). Опыт привлечения волонтеров к проведению Олимпийских игр показывает, что эта технология жизнеспособна и может значительно помочь в развитии спорта для всех. Также необходимо широко применять технологии маркетинга [14].

В политическом аспекте все докладчики подчеркивали, что первейшая обязанность любого государства - обеспечивать подрастающее поколение не только пищей, жильем и медицинской помощью, но и государственной системой физического воспитания. Необходимо мобилизовать усилия всех международных организаций в этом направлении.

Образовательные учреждения в продвижении спорта для всех. Пленарное заседание открылось эмоциональным и убедительным докладом г-на Адольфа Оги (Швейцария), советника по спорту и развитию ООН, экс-президента Швейцарии. Г-н Оги сообщил, что в ноябре 2003 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию ООН 58/5
"Спорт как средство для продвижения образования, здоровья, развития и мира" и провозгласила 2005 год Международным годом спорта и физического воспитания [12].

Г-н Оги обратил внимание делегатов на то, что ООН придает исключительно важное значение предстоящему Году спорта и призывает все правительства, общественные и спортивные организации приложить максимум усилий для развития национальных и локальных спортивных программ.

ООН планирует как одно из важнейших событий Международного года спорта проведение в Москве 1-3 июня 2005 г. Конференции "Спорт и Мир".

Г-н Оги привел конкретные примеры спортивно-миротворческих акций ООН:

1) "право играть" - совместные спортивные игры детей Палестины и Израиля,

2) "серия крикет" - соревнования по крикету между командами Индии и Пакистана,

3) Международный футбольный турнир в Косово.

По мнению г-на Оги, "спорт - это больше, чем просто спорт" и необходимо от понятия "развитие спорта" переходить к понятию "развитие через спорт".

Профессор Ричард Фишер (Великобритания) рассказал о деятельности Международного совета по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE), о том, что "физическое воспитание подрастающего поколения, к сожалению, не является еще приоритетом национальной политики многих государств" [6], а профессор Паоло Паризи (Римский университет, Италия) представил сообщение о взаимоотношении спорта для всех и академической науки [15].

Один из международных проектов ICSSPE представляет собой глобальный мониторинг состояния здоровья и образа жизни детей в возрасте 7-16 лет, организованный на базе Кантерберийского университета (Великобритания). О результатах, полученных при анализе 5000 анкет детей и подростков со всех континентов, доложила г-жа Гариет Дисморе [3].

Доклады представителей Международной конфедерации рабочего спорта г-жи Рене Блессинг (Швейцария) и г-на Джованни ди Кола (Швейцария) показали, что деятельность этой организации, одной из старейших в системе спорта для всех (функционирует с 1913 г.), развивается очень успешно и вносит весомый вклад в организацию спортивно -оздоровительных занятий "на рабочем месте", для взрослого работающего населения планеты.

В докладе от группы исследователей Афинского университета (Греция), сделанном г-жой Нелли Контогианни, была показана тесная зависимость между физически активным образом жизни и устойчивостью к вредным привычкам (курению, потреблению алкоголя и наркотиков, беспорядочному сексуальному поведению) греческих тинейджеров, проживающих в неблагополучных городских районах [9].

Исследовательская группа из Эйндховена (Нидерланды), объединяющая несколько научных и учебных центров, представила интересные результаты разработки инновационного подхода к активизации оздоровительных занятий в домашних условиях с помощью так называемого "виртуального тренера" [22]. Участники эксперимента занимались дома на велотренажере, получая необходимую информацию в интерактивном режиме.

Профессор Вальтер Брем (Университет Бауройт, Германия) представил программу "Германская модель - от неактивности к активности", нацеленную на вовлечение в занятия физическими упражнениями лиц старшего возраста, которые до этого не участвовали в спортивно -оздоровительных акциях [2]. Легко понять, что ситуация "вовлечения" этого контингента представляет собой достаточно сложную задачу.

Тем не менее продемонстрированные результаты показывают жизнеспособность предложенной системы и ее эффективность. На резонный вопрос председателя секции профессора Ренсона: "Почему занятия проводились только 1 раз в неделю, ведь хорошо известно, что необходимо организовывать 2-3 занятия в неделю?" последовал не менее резонный ответ профессора Брема: "Да, конечно, 3 раза в неделю лучше, чем один, но 1 раз лучше, чем ничего. Ведь мы имеем дело с людьми, которые находятся уже в солидном возрасте и не имеют никакого практического опыта использования спортивных занятий".

От России был представлен доклад профессоров РГУФК Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевича "Интеграция спорта для всех и физического воспитания как перспективное направление для формирования здоровья детей", в котором раскрывалась концепция спортивно ориентированного физического воспитания детей и молодежи [11]. Данная концепция и огромный фактический материал, собранный в ходе многочисленных педагогических экспериментов, хорошо знакомы российской аудитории.

Представленные данные убедительно свидетельствуют о том, что использование технологий спорта для всех и воспитание спортивной культуры школьников помогают значительно улучшить ситуацию с физическим развитием, оздоровлением, нравственным воспитанием и социализацией подрастающего поколения в сравнении с традиционной системой физического воспитания, основанной на преподавании физической культуры.

Заключение. Таким образом, можно констатировать, что в сфере спорта для всех российские ученые имеют передовые позиции по некоторым направлениям и темы исследовательских работ являются актуальными в плане мировых тенденций. В то же время налицо значительное отставание, замыкание в собственных проблемах, слабое использование международного опыта, явно недостаточное общение с коллегами и международным научным сообществом.

Литература

1. Balderstone S. The necessary partnership between environmental protection and "Sport for All" needs and Philosophies. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 179.

2. Brehm W., Wagner P.,Sugusch R. Health promotion by means of health-sport in Germany: aims, target-groups, programs, evidence. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 230.

3. Dismore H., Bailey R. The views of children and young people about physical education and school sport. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 228.

4. Dol-Tepper G. Priorities of the Sport for All programs in developing countries. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 198.

5. Dutchak M. Sport participation in Ukraine. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 43.

6. Fisher R. Physical education: current trends and future perspectives. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 220.

7. Hoevertsz N. Sport for All activity, a life style changes experience. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 20.

8. Kapustin P. The benefit of differentiating target groups within sport. 9th World sport for all congress. Book of abstracts, the Netherlands, 2002. - p.80.

9. Kontogianni N., Kontogianni P., Bezeviges E. et al. Physical activity, nutrition, body image and health-risk behaviors among Greek adolescents. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 227.

10. Litvinenko S. The role of Sport for All in Growing-up the democratic generation in Russia. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 37.

11. Loubysheva L., Balsevich V. Integration of Physical education and Sport for All as a perspective vector of children health's formation. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 254.

12. Ogi A. The importance of the concept of Sport for All for the International Year of Sport and Physical Education. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 219.

13. Oja P. What can environment do to increase people's physical activity? Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 180.

14. Palm J. Political impact, low budget - searching solutions for sport for all in developing countries. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 199.

15. Parisi P. Sport for All, university and society - the shaping of curricula, internationalization and employment issues. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 221.

16. Pietro L. The role of Physical activity, exwrcize and sport in successful aging. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 109.

17. Porter D. Sporting goods to go - let them play sport. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 197.

18. Renson R. Movement Culture, Ludodiversity, Kinesiology^ newspeak for Sport for All? Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 21.

19. Rogozkin V., Gavrilov D., Komkov A. et. al. Application of computer-testing program to elderly trained adults. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 120.

20. TAFISA World 2001. The global Almanac on Sport for All. Ed. by K.P. Fujimoto, Sasakawa Sports Foundation (SSF). Print. in Japan, 2001. - 195 p.

21. Tchernishev M., Orekhov A., Litvinenko S. Municipal policy goals in development of Sport for All and Elite Sport. Book of abstract. 9th World Sport for All Congress, Arnhem, the Netherlands, 27-30 October 2002. - P.44.

22. Westerink J., Jager M., Herk J. et al. Using virtual coaching to influence motivation in home fitness. Book of adstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November. - P. 229.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!