Abstract IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS ON DISCIPLINE "SWIMMING" ON BASIS OF MODULAR-RATING TECHNOLOGIES OF TRAINING V.V. Shevtsova, Ph. D. The West-Siberian state college, Tyumen E.A. Korotkova, Dr. Hab., professor The Tyumen state university, Tyumen Key words: educational achievements, modular training, rating control, teaching-thematic module, modelling, criteria of efficiency. The work is devoted to the formation of socially and professionally important qualities at the students of the faculty of physical culture at conditions of the application of modular-rating technology of training. It is shown, that by the basic socially and personally important qualities successfully formed at conditions of modular-rating training and determing the productivity of educational process, are: the internal motivation of the doctrine; the choice of means and methods of self-education and the trajectory of achievement of professional-pedagogical competence; high level of claims; the teaching-cognitive activity; the ability to self-checking and the self-estimation of educational achievements by students; need for self-education.
|
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПЛАВАНИЕ" НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Кандидат
педагогических наук В.В. Шевцова Доктор
педагогических наук, профессор Е.А.
Короткова Ключевые слова: учебные достижения, модульное обучение, рейтинговый контроль, учебно-тематический модуль, моделирование, критерии эффективности. Актуальность исследования. Качество подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях изменяющегося рынка физкультурно -спортивных услуг во многом определяется эффективностью образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам. Одной из прогрессивных образовательных технологий, используемых в системе высшего образования, является модульно-рейтинговая технология, включающая два взаимосвязанных компотента - модульное обучение (на основе учебной программы модульного типа) и рейтинговый контроль [10, 2, 6, 9, 1, 8]. В процессе модульно-рейтингового обучения обеспечиваются условия для самостоятельной работы студентов, осуществляется актуализация их рефлексивного контроля за процессом и результатами своей учебной деятельности, гарантируется достижение целей образования, заданных внешне и внутренне. Однако при анализе литературы мы обнаружили только несколько работ, посвященных вопросам модульно-рейтингового обучения по физической культуре в высших учебных заведениях нефизкультурного профиля [4, 7, 3]. Несмотря на относительно полную разработанность общей теории и технологии модульно-рейтингового обучения, оно не получило должного признания и широкого применения в высших физкультурных учебных заведениях. Проверка результатов использования той или иной опытной модели обучения должна опираться на системное обоснование ее эффективности по критериям образованности, воспитанности, психологического комфорта, индивидуального личностного развития и т.д. [5]. Эффективность учебного процесса характеризуется, в частности, качеством учебных достижений, т.е. степенью их соответствия диагностично заданным целям обучения, воспитания и развития. При этом под учебными достижениями в современной дидактике понимают все изменения в личности учащихся, происходящие под влиянием учебно-воспитательного процесса. Результативность модульно-рейтингового обучения изучалась ранее по слишком ограниченному количеству показателей: объективности, учебной активности и успеваемости, т.е. с использованием только внешних критериев эффективности. Изложенные факты свидетельствуют о наличии следующих проти-воречий: во-первых, между необходимостью применения модульно-рейтинговой технологии обучения и недостаточно полной разработанностью ее программно -методического обеспечения по спортивно-педагогическим дисциплинам; во-вторых, между имеющимися и необходимыми знаниями о дидактических возможностях, психологических механизмах эффективности модульно-рейтингового обучения. Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность опытной модели модульно-рейтингового обучения в формировании у студентов положительной мотивации учения, навыков самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений, внутреннего локуса контроля, адекватного уровня притязаний и других социально и личностно значимых качеств. Задачи исследования: 1. Разработать учебную программу модульного типа и модель рейтингового контроля по плаванию. 2. Экспериментально проверить эффективность модульно-рейтинговой технологии обучения по педагогическим, психологическим и социально -психологическим критериям. Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Тюменского государственного университета, в нем участвовали студенты факультета физической культуры (n=34). Педагогический эксперимент проводился на протяжении четырех лет обучения студентов в вузе. Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ литературных источников и педагогической документации; метод системного анализа структуры и функций модульного обучения; метод тестирования с целью выявления качеств учебных достижений студентов на различных этапах обучения; письменный опрос с использованием личностных опросников Спилбергера, Роттера, Элерса и других и разработанных нами анкет; экспертное оценивание с привлечением экспертов из числа преподавателей и студентов с целью выявления их мнения о дидактических возможностях традиционного и модульного обучения и оценки его результатов; педагогическое моделирование, заключающееся в формализации предмета исследования, в построении идеальных моделей модульного обучения и рейтингового контроля; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); методы математико-статистической обработки материалов исследования. Модель модульно-рейтинговой технологии обучения как система имеет две подсистемы: подсистему модульного обучения и подсистему рейтингового контроля. Подсистема модульного обучения представлена учебной программой модульного типа, основные структурные элементы которой приведены в таблице. Содержание курса "Плавание" сформировано из 12 модулей, из них: 5 - общетеоретической, 3 - спортивно -технической, 3 - методической и 1 - организационно -методической подготовки. Модули общетеоретической подготовки содержат учебный материал, различные виды самостоятельной учебной деятельности по созданию ориентировочной основы для последующего формирования профессионально-педагогических умений, задания для самоконтроля. Модули спортивно-технической подготовки включают деятельность преподавателя по созданию ориентировочной основы техники различных способов плавания и деятельность студентов, направленную на овладение техникой спортивных и прикладных способов плавания. Модуль организационно-методической подготовки предполагает самостоятельную деятельность студента по организации и проведению соревнований по плаванию, выполнению обязанностей представителя команды, судьи, секретаря и т.д. Рассмотрим содержание и структуру модулей методической подготовки , представляющих особую значимость в формировании профессионально -педагогических умений студентов: Цели - сформировать профессионально -педагогические умения по обучению спортивным и прикладным способам плавания, совершенствовать профессионально-педагогические умения в проведении урока по плаванию и т.д. Учебные элементы - средства и методы обучения плаванию, методика обучения спортивным и прикладным способам плавания, проверка и оценка спортивно -технической подготовленности, методы и режимы работы в спортивном и прикладном плавании, управление процессом спортивной подготовки, содержание уроков по плаванию со школьниками 4-11-х классов, техника безопасности на занятиях. Дидактические цели учебных элементов - студенты должны знать: основные средства и методы обучения плаванию, методику обучения спортивным и прикладным способам плавания, характеристики различных методов тренировки, методику урока по плаванию и т.д.; должны уметь: образцово показать технику любого способа плавания, написать конспект урока, провести занятие по плаванию, осуществлять профилактику травматизма и т.д. Дидактический процесс - ответы на вопросы преподавателя по методике обучения различным способам плавания, выполнение учебно-тренировочных заданий "на методику обучения" отдельным элементам техники различных способов плавания, выполнение учебно-тренировочных заданий "на совершенствование физических качеств" с использованием одного или нескольких методов тренировки, выполнение учебно-тренировочных заданий "на методику обучения" спортивным и прикладным способам плавания, написание конспекта урока, проведение урока по плаванию и его отдельных частей и т.д. Система контроля и самоконтроля - самоанализ и самооценка, взаимоанализ и взаимооценка, анализ и оценка выполнения отдельных заданий по методике обучения, отдельных частей урока и урока по плаванию в целом. Методические указания по современным требованиям к уроку по плаванию, рекомендации по экспресс-анализу и оценке урока. Подсистема рейтингового контроля предусматривала проверку и оценивание процесса и результатов различных видов учебно-познавательной деятельности студентов по каждому учебно-тематическому модулю. Все виды учебно-познавательной деятельности (конспекты лекций, домашние контрольные работы, чтение специальной дополнительной литературы, самоконтроль и самооценка учебных достижений, выполнение учебно-тренировочных заданий на "технику" и др.) оценивались в баллах. Предусматривалось начисление поощрительных баллов (за написание рефератов, выступление с докладами, публикации результатов исследований и т.д.) и штрафные санкции за пропуски занятий без уважительных причин, несвоевременную сдачу контрольных работ и т.д. Поощрительные баллы начислялись только в том случае, если студент набирал не менее 70% баллов от максимально возможной суммы. Оценка и рейтинг студента определялись в соответствии с набранной им суммой баллов. Реализация модульно-рейтинговой технологии обучения осуществлялась нами на основе как общих, так и специфических дидактических принципов. К специфическим принципам относятся следующие: пред-ставленности в модуле основных элементов дидактического процесса, конкретности, интеграции и синхронизации обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов, единства нормативно заданных и индивидуально избранных видов учебной деятельности, самостоятельности, всесторонности контроля и самоконтроля результатов образовательного процесса. Комплексную оценку эффективности модульно-рейтинговой технологии обучения мы осуществляли по психологическим, социально-психологическим и педагогическим показателям. Результаты исследования. В качестве психологических показателей модульно-рейтингового обучения изучались : мотивы занятий, интерес к выполнению учебных заданий различной направленности, мотивация достижения успеха, локус контроля, уровень притязаний, способность к самоконтролю и самооценке учебных достижений, уровень ситуативной (зачетно-экзаменационной) и личностной тревожности. С целью изучения мотивов занятий по спортивно -педагогической дисциплине "плавание" студентам предлагалось оценить значимость семи мотивов учения по предложенной нами анкете. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе (ЭГ) четыре социально и личностно значимых мотива (социальной установки, самосовершенствования, интереса, общения) на 1-м курсе составляли 75%, на 3-м - 87,4%, в контрольной группе (КГ) - 66,6 и 55,6% соответственно. У 44,4% студентов КГ преобладают узколичностные мотивы учения (благополучия, самоутверждения, необходимости), в ЭГ выявлено только 12,6% студентов с мотивами, не связанными непосредственно с учением. В ЭГ за исследуемый период суммарная значимость мотивов (сила мотивации) увеличивается с 1-го по 4-й курс с 3,3 до 3,9 балла (от средней до выше средней). В КГ наблюдается относительная стабилизация силы мотивации на уровне 3 баллов. Все это позволяет говорить о более благоприятной положительной динамике мотивов занятий по учебной дисциплине "плавание" у студентов ЭГ. Диагностика мотивации к успеху или избеганию неудач осуществлялась нами по методике Т. Элерса. За исследуемый период в обеих группах отмечается увеличение количества студентов с мотивацией на успех: в КГ - с 22,2 до 33,3%, в ЭГ - с 18,8 до 68,8%. При этом очень высокий и высокий уровни мотивации на успех выявлены у 27,8% студентов КГ и 56,3% - студентов ЭГ. Определение локуса контроля проводилось по методике когнитивной ориентации с использованием шкалы Д.Б. Роттера (О.П. Елисеев, 1994). За период исследования выявлено изменение внешнего локуса контроля на внутренний у 11,1% студентов КГ и у 18,8% студентов ЭГ. Для оценки уровня притязаний и адекватности самооценки использовались: бланковый тест ЧХТ - черты характера и темперамента (В.Л. Марищук и др., 1984), самооценка учебных достижений студентами и экспертная оценка знаний, умений и навыков студентов по учебной дисциплине "Плавание". Количество студентов, имеющих высокий уровень притязаний, в КГ снижается с 50 до 38,9%, имеющих средний уровень - увеличивается с 16,7 до 38,9%. В ЭГ количество студентов, имеющих высокий уровень притязаний, увеличивается с 43,8 до 62,5%, имеющих средний уровень притязаний сокращается до 25%. В обеих группах количество студентов с адекватным уровнем притязаний от начала к концу эксперимента увеличивается в КГ с 27,7 до 56,6%, в ЭГ - с 37,5 до 81,3%. Неадекватный уровень притязаний на 4-м курсе отмечается в 44,44% случаев в КГ и только в 18,8% случаев в ЭГ. По уровню сформированности самооценки у студентов 3-го курса получены следующие результаты (в процентах от общего количества): 0-й уровень (отсутствие самооценки): в КГ - 5,6%, в ЭГ - 0 %; 1-й уровень (неадекватная самооценка): в КГ - 55,6 %, в ЭГ - 18,8%; 2-й уровень (потенциально адекватная самооценка, т.е. самооценка с помощью преподавателя): в КГ - 90%, в ЭГ - 100%; 3-й уровень (актуально адекватная самооценка): в КГ - 44,4%, в ЭГ- 81,3%. Самооценка ситуативной тревожности проводилась во время сдачи зачета (1-й курс) и экзамена (3-й курс), а личностной тревожности - на 1-м и 4-м курсах с использованием шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976). За период обучения с 1-го по 3-й курс отмечается увеличение абсолютных среднегрупповых показателей ситуативной тревожности с 48,2 до 52,4 балла в КГ и с 42,6 до 45,3 балла - в ЭГ. Среднегрупповой уровень ситуативной тревожности оценивается как "высокий" у студентов КГ и "выше среднего" - у студентов ЭГ. В КГ студентов с высоким уровнем тревожности значительно больше, чем в ЭГ: на 1-м курсе - на 28,8%, на 3-м курсе - на 29,2%. Оценивая в целом количественные и качественные показатели ситуативной и личностной тревожности студентов обеих групп, можно сделать вывод о более высокой напряженности психической сферы у студентов КГ по сравнению со студентами ЭГ. Педагогические показатели эффективности модульно-рейтингового обучения получены в процессе мониторинга качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. С этой целью анализировались: посещаемость, этапная (семестровая) и итоговая (экзаменационная) успеваемость, уровень владения знаниями и опытом. Виды учебно-тематических модулей и последовательность их изучения
Во всех учебных семестрах посещаемость занятий (с учетом отработанных пропусков) выше у студентов ЭГ. Общая посещаемость за весь период обучения составила 87,5% у студентов КГ и 94,9% - у студентов ЭГ. Во всех учебных семестрах средний балл, общая и качественная успеваемость в ЭГ выше по сравнению с КГ. Общая успеваемость за весь период обучения составила 100% в ЭГ, 87,5% - в КГ; качественная успеваемость - 81,3 и 47,8% соответственно. По результатам анализа и оценки зачетного урока студенты ЭГ имели более высокие показатели среднего балла (4,4) и качественной успеваемости (81,3%) по сравнению с аналогичными показателями (3,9 балла; 66,7%) студентов КГ. По результатам сдачи экзамена по учебной дисциплине "плавание" у студентов ЭГ - более высокие показатели среднего балла (4,3) и качественной успеваемости (87,5%) по сравнению с аналогичными показателями (3,7 балла; 55,6%) у студентов КГ. По результатам тестирования, на основе рекомендуемых В.П. Беспалько, Ю.Г. Татуром (1989) и разработанных нами тестов 1-4-го уроней сложности, было выявлено, что студенты ЭГ имеют более высокие количественные и качественные показатели уровня освоения знаний и опыта. В 5-м семестре 55,6% студентов КГ и 81,3% студентов ЭГ имели 3-й и 4-й уровни овладения учебным материалом. Студентов с 4-м уровнем овладения в ЭГ было в два раза больше, чем в КГ. Выводы 1. Модульно-рейтинговая технология обучения способствует: - формированию личностно и социально значимых мотивов, непосредственно связанных с удовлетворением познавательных потребностей и профессиональным самоопределением; - изменению мотивации "избегание неудач" на мотивацию "достижение успеха" (в 50% случаев) и внешнего локуса контроля на внутренний (в 18,7% случаев); - формированию навыков самоконтроля и самооценки учебных достижений (в 87,5% случаев), достаточно высокого, но адекватного уровня притязаний (в 62,5% случаев); - незначительному (с 42,6 до 45,3 балла) повышению ситуативной (зачетно-экзаменационной) тревожности и стабилизации личностной тревожности на "среднем" уровне; - улучшению взаимоотношений между студентами и преподавателем по гностическому, эмоциональному и поведенческому компонентам; - достижению высоких показателей посещаемости (94,9%), качественной успеваемости (81,3%), 3-4-го уровней освоения знаний и опыта (81,3 %). В КГ положительные изменения анализируемых показателей отмечаются у значительно меньшего числа студентов. Все это свидетельствует о том, что использование данной педагогической технологии позволяет более успешно решать задачи обучения, воспитания и развития по сравнению с традиционной методикой обучения. 2. Все отмеченные положительные изменения произошли, на наш взгляд, благодаря взаимосвязанным и взаимодействующим факторам: - совместной деятельности преподавателя и студентов по выработке целевых установок, задач обучения, определения содержания учебного материала, конкретных видов учебно-познавательной деятельности, индивидуальной траектории учебных достижений, что характерно для демократического стиля руководства и субъект-субъектных отношений преподавателя и студента; - присущей рейтингу состязательности, объективности и всесторонности контроля за результатами обучения; - наличие четких критериев для самооценки учебных достижений, частоте процедур текущего и этапного самоконтроля, потребности в самоконтроле и умении осуществлять его; - рефлексии студента по отношению к самому себе, к своим способностям и возможностям их реализации, к процессу учения и его результативности. 3. Основными социально и личностно важными качествами, успешно формируемыми в условиях модульно-рейтингового обучения и детерминирующими результативность образовательного процесса, являются: внутренняя мотивация учения и целеполагание; выбор средств и методов самообразования и траектории достижения профессионально-педагогической компетентности; высокий уровень притязаний; учебно-познавательная активность; интернальность; способность к самоконтролю и самооценке учебных достижений студентами, потребность в самообразовании. 4. Результаты психолого-педагогического эксперимента свидетельствуют о более широком спектре дидактических возможностей и дидактической эффективности модульно-рейтингового обучения по сравнению с другими педагогическими технологиями и подтверждают необходимость разработки и использования системы модульного обучения и рейтингового контроля в образовательном процессе по спортивно-педагогической дисциплине "Плавание". Литература 1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999, № 4, с. 121-125. 2. Бородина О.И. Как оценить знания студентов (из опыта рейтинговой системы) // Вопросы истории КПСС. 1990, № 12, с. 124-127. 3. Воробьева Е.А., Ракоца А.И. Модульно-целевой подход в физкультурном образовании при подготовке специалистов высшего звена // Организационные и методические аспекты укрепления состояния здоровья студенческой молодежи Сибирского региона: Матер. межрегион. науч.-практ. конф. Иркутск, 2002, с. 33-35. 4. Григорьев В.И. Характеристика модульной интегративной программы по физической культуре студентов // Матер. межвуз. науч.-практ. конф - СПб.: СПбГАФК, 1996, с . 18-19. 5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психологического исследования. - М.: Педагогика, 2001. - 208 с. 6. Касимов Р.Я., Зинченко В.Я., Гранберг И.И. Рейтинговый контроль (в вузе) // Высшее образование в России. 1994, № 2, с. 83-92. 7. Коваленко Т.Г., Шаркевич Н.В., Родионов А.И. и др. Рейтинг и проблемно-модульное обучение в учебном процессе по физическому воспитанию // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 41-43. 8. Наскалов В.М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 10, с. 55-59. 9. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пос. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с. 10. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения: Монография. Каунас, 1989. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |