ТЕОРИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ


Abstract

METHODOLOGY OF DEVELOPING BASE AS SYSTEM OF TRAINING OF ACROBATS: CONCEPTUAL REPRESENTATION

T.A. Morozevich, Ph. D., lecturer

The Byelorussian state academy of physical culture and sports, Minsk

Key words: sports acrobatics, complexity of competitive programs, skill, search of new techniques of training.

The development of a wide spectrum of motor actions making a basis of skill of a modern acrobat, is accompanied with significant power and time expenses. It is possible to minimize these expenses by means of a choice from initial set of properties (physical features and motor abilities) subsets of significant properties, for each of which the base components are purposefully formed in the future. The researches which were carried out by the author since February till April, 2003, allocate the specified subset.


МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ БАЗЫ КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ АКРОБАТОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Морозевич
Белорусская государственная академия физической культуры и спорта, Минск

Ключевые слова: спортивная акробатика, сложность и зрелищность соревновательных программ, мастерство, поиск новых методик тренировки.

Класс новых методик порождается разработанной автором концепцией развивающейся базы (КРБ). Суть КРБ составляют десять основных постулатов:

1. Решение соревновательных задач и задач подготовки акробата возможно при наличии достаточных внутренней и внешней (по отношению к спортсмену) баз.

2. Внутренняя база - совокупность базовых видовых составляющих подготовленности (базовая техническая, физическая, психологическая и т.д. подготовленности).

3. Базовая подготовленность - уровень подготовленности (технической, физической, психологической и т.п.), обладая которым акробат способен в оптимальные сроки наращивать свой ресурс (решать квалификационные и соревновательные задачи).

4. Базовая подготовленность является функцией квалификации, специализации, пола и возраста акробата.

5. На возрастающих участках "жизненного цикла спортсмена" мощность базы (количество входящих в нее компонентов) растет благодаря увеличению мощностей (количества усвоенных базовых компонентов) каждой видовой составляющей.

6. Базовые компоненты - базовые средства (упражнения, соединения, методические приемы), обладающие такими количественными и качественными характеристиками, которые обеспечивают при их освоении/реализации возможность расширения ресурса акробата в оптимальные сроки.

7. Фронтальное (параллельное) введение базовых компонентов в базу сокращает время достижения требуемой мощности базы.

8. Фронтальное наращивание мощности базы может быть обеспечено совокупностью специально подобранных и регламентированных базовым микроциклом базовых компонентов.

9. Внешняя база - совокупность составляющих, обеспечивающих тренировочный и соревновательный процессы (материально-техническая база, учебно-методическая база и пр.).

10. Опережающее, приоритетное развитие среди составляющих внешней базы имеют стратегия и тактика подготовки акробатов, кадровый потенциал и нормативная база.

В КРБ пп. 1, 2 и 9 являются определениями, или аксиомами. Их рациональность показана в ранее опубликованных работах автора, например [1, 2]. Доказательная база по пп. 3 - 8 и 10 фрагментарно представлена в [3 - 10].

Освоение широкого спектра двигательных действий, составляющих основу мастерства современного акробата, сопровождается значительными энергетическими и временными затратами. Минимизировать эти затраты можно путем выбора из исходного множества свойств (физических качеств и двигательных способностей) подмножества значимых свойств, для каждого из которых в последующем целенаправленно формируются базовые компоненты (базовые средства). Исследования, проведенные автором с февраля по апрель 2003 г., выделяют указанное подмножество.

Информационную базу исследований составили результаты опроса (анкетирования) всех ведущих тренеров Республики Беларусь по акробатике (31 чел.). В ходе опроса тренерам предлагалось оценить значимость (по пятибалльной шкале) отдельных физических качеств и двигательных способностей (всего 17 факторов) на различных этапах многолетней тренировочной карьеры акробатов.

Оценки тренеров, представляющих разные виды акробатики (женские пары, женские тройки, мужские пары, смешанные пары, мужские четверки), имели существенный разброс (рис. 1).

Рис.1. Оценки экспертами (I, II, III, IV, V, VI - фрагмент) значимости отдельных физических качеств и двигательных способностей нижних женских троек на этапе начальной подготовки. Здесь и далее: a - сила абсолютная, b - сила относительная, c - скоростно -силовые качества, d - быстрота, e - выносливость общая, f - выносливость силовая, g - выносливость скоростная, h - выносливость координационная, k - гибкость, l - ловкость, m - способность поддерживать равновесие, o - способность к рациональному мышечному расслаблению, p - ориентировка в пространстве, q - ориентировка во времени, s - скорость одиночного движения, t - скорость двигательной реакции, u - частота движений

Для устранения "шума" индивидуальных экспертных оценок анализ проводился на основе их интегрирования. Интегральная оценка (Rj) значимости физических качеств и способностей определялась по формуле:

,

где: N - общее количество экспертных оценок; j - отдельное физическое качество, или способность, (1,17); ij- весовой коэффициент (уровень оценки) j-го качества или двигательного действия; nij - количество экспертных оценок j-го качества уровня i,j.

Анализ Rj позволил выявить зависимость значимости отдельных физических качеств и двигательных способностей для базовой физической подготовленности акробатов от квалификации, специализации и пола спортсмена, а также вида акробатики.

Зависимость значимости физических качеств и двигательных способностей от квалификации спортсменов прослеживается при сравнении оценок на разных этапах их многолетней тренировочной деятельности. К примеру, для верхних в мужских парах (рис. 2) скоростно-силовые способности, по мнению специалистов, имеют среднюю значимость на этапе начальной подготовки (средняя оценка 3 балла), а на этапе высших достижений - высокую (средняя оценка 5 баллов). Эксперты отметили низкую значимость силовой выносливости (2,2 балла) на начальном этапе спортивной карьеры верхних и высокую (5 баллов) - на этапе высших достижений. Существенно меняется и значимость способности к рациональному мышечному расслаблению: от низкой (1,8; 2,6 балла) - на этапах начальной и специализированной подготовки до высокой (4,6; 5 баллов) - на этапах спортивного совершенствования и высших достижений).

Рис. 2. Значимость отдельных физических качеств и двигательных способностей верхних в мужских парах: этап 1 - начальной подготовки; этап 2 - специализированной подготовки; этап 3 -спортивно го совершенствования; этап 4 - высших достижений

Рис. 3. Значимость физических качеств и двигательных способностей акробатов различной специализации на этапе специализированной подготовки

Рис. 4. Значимость физических качеств и двигательных способностей верхних на этапе специализиро ванной подготовки

Функции акробатов, имеющих различную специализацию, также имеют свои отличия: основа деятельности верхних состоит в непосредственном исполнении балансовых и вольтижных элементов; нижних - в обеспечении опоры, баланса, ловли и бросков партнера. Функции средних носят комплексный характер: с одной стороны, выполнение ряда балансовых (в мужских четверках и вольтижных) элементов, а с другой - опора, баланс, броски и ловля. Поэтому для качественного исполнения своей работы акробаты, имеющие различную специализацию, должны быть по-разному подготовлены. Это подтверждается и результатами опроса экспертов. К примеру, на этапе специализированной подготовки (рис. 3) наибольшим баллом были отмечены: для верхних в мужских парах - сила относительная, быстрота, гибкость, ориентировка в пространстве (4,4; 4,2; 5; 4,2 балла соответственно); для нижних в мужских парах - скоростно-силовые качества (4,4 балла), ловкость (4,6 балла), ориентировка в пространстве (4,4 балла); для вторых средних - сила абсолютная, ловкость и способность поддерживать равновесие (4,1; 4,1; 4,4 балла соответственно).

Видовые отличия были выявлены на основе сравнения экспертных оценок в разных видах акробатики (женские пары, женские тройки, смешанные пары, мужские пары, мужские четверки). Примером могут служить данные, представленные на рис. 4. В качестве наиболее значимых для верхних на этапе специализированной подготовки были отмечены: в смешанных парах - способность поддерживать равновесие и ориентировка в пространстве (по 4,5 балла); в женских парах - координационная выносливость (4,5 балла), гибкость, ловкость (по 4,8 балла) и способность поддерживать равновесие (4,5 балла); в мужских парах - относительная сила и гибкость (4,4 и 5 баллов соответственно); в женских тройках - координационная выносливость (4,3 балла), гибкость и ловкость (по 4,5 балла); в мужских четверках - гибкость, ловкость, способность поддерживать равновесие и ориентировка в пространстве (4,6; 4,4; 4,6; 4,4 балла соответственно). Эти же данные могут служить примером наличия различий в значимости физических качеств и двигательных способностей у юношей и у девушек, т.е. ее зависимости от пола акробатов.

Таким образом, физические качества и двигательные способности являются функцией квалификации, специализации, пола спортсменов и вида акробатики. Это однозначно определяет динамику приоритетов тренировочного процесса и области поиска базовых компонентов.

Литература

1. Морозевич Т.А. Структура и содержание базовой подготовки начинающих акробатов : Автореф. канд. дис. Минск, 1999. - 18 с.

2. Морозевич Т.А. Проблемы организации непрерывной (многоступенчатой) подготовки акробатов. Образование как инструмент управления качеством жизни: Матер. междунар. конф. 25-26 октября 2001 г. - Минск: МИТСО, 2002, с. 286-288.

3. Морозевич Т.А. Базовое упражнение как инструментальная основа интенсивных методов подготовки акробатов / Сб. статей IV Междунар. науч.-практ. конф. "Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды". Ч. 1, Гомель, 2001, с. 203-206.

4. Морозевич Т.А., Миронов В.М. Базовая подготовка юных акробатов: Учеб. пос. - Минск: БГАФК, 2002. - 108 с.

5. Морозевич Т.А. Стратегия повышения эффективности подготовки акробатов // Мир спорта, 2002, №1 (6), с. 10-12.

6. Кобринский М.Е., Морозевич Т.А. Актуальные проблемы стратегического менеджмента в спортивной акробатике //Мир спорта. 2002, № 3-4 (8-9), с. 3-5.

7. Морозевич Т.А. Метод базовых элементов как основа повышения эффективности подготовки акробатов // Матер. итог. науч. конф. факультета СП МВС БГАФК за 2002 г. - Минск: БГАФК. 2003.

8. Морозевич Т.А. Обобщенная оценка отношений спортсменов к тренерам в спортивной акробатике. Уч. зап.: Сб. науч. тр., вып. 6. - Минск: БГАФК. 2003.

10. Кодекс оценок по спортивной акробатике. - М.: ФАР, 2001. - 50 с.

11. Moroziewicz T. Methods of the basic training of young sportsmen // Interdyscyplinarne zagadnienia aktywnosci rekreacyjnej, sportowej i turystycznej konca XX wieku, Poznan: AMK - Kostrzyn Wlkp., 2000. - S. 92-95.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!