ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИИ


Abstract

EDUCATION OF BALANCE FUNCTION

M. Kal, the director of Academy of aerobics and fitnes "Meridian" , Hamburg, Germany

Key words: balance, age changes, gravitation, vestibular device, diseases.

The author tells about the mechanisms of work of the vestibular device, changes in balance which occur to the age and under the influence of various medications.

The author also offers some simple techniques for the education of the balance function.


ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ

Директор Академии аэробики и фитнеса "Меридиан" М. Каль, Гамбург, Германия

Ключевые слова: равновесие, возрастные изменения, тяготение, вестибулярный аппарат, заболевания.

Даже простейшие повседневные действия, такие как стояние или ходьба, могут производиться успешно только в том случае, когда равновесие постоянно регулируется. Большей частью это бросается в глаза в таких ситуациях, в которых это, казалось бы, простое действие функционирует с отклонением, например у маленьких детей, которые учатся ходить и бегать, при заболеваниях вестибулярного аппарата или после потребления алкоголя. Но функция равновесия проявляется также и в повседневной жизни, например во время стояния в трогающемся с места автобусе или во многих спортивных действиях (катании на коньках, горных лыжах, велосипеде, серфинге и др.). Человек попадает на грань естественной и вечной борьбы с силой тяготения. При этом, как двуногое существо, он имеет два важных физических недостатка. У него относительно малая площадь для стояния и высоко расположенный центр тяжести, поэтому тело легко входит в состояние неустойчивого равновесия. Оно теряет равновесие, когда проекция центра тяжести находится за пределами площади стояния (опорной поверхности).

Малейшие движения в позах, вызывающие усиленное дыхание или сердцебиение, требуют постоянного регулирования равновесия. Уже поднятие обеих рук вперед могло бы без автоматического регулирования позы привести к потере равновесия. Сохранение и тренировка этих непроизвольных движений очень важны. Чем больше внимания мы уделяем управлению равновесием, тем меньше у нас способности для других действий и тем неувереннее мы себя чувствуем. Наивысшие спортивные достижения во многих случаях предполагают тренировку умения держать равновесие.

Со спортивно-научной точки зрения равновесие является аспектом координации и определяется как способность удерживать положение тела при любых изменяющихся ситуациях окружающей среды.

Различают следующие виды равновесия:

· статическое, например стояние на одной ноге;

· динамическое, связанное с движением;

· предметное равновесие - балансировка на предметах.

В регулировании равновесия участвуют различные системы органов тела на высочайшем комплексном уровне. Система равновесия не только удерживает тело (статически или в движении), но и заботится о следующем:

· удержать равновесие при ускорении (например, на эскалаторе);

· ориентироваться в помещении (например, при и после кружения);

· удержаться при изменении положения (например, из положения лежа на спине перейти в положение сидя);

· регулирование взгляда (фиксирование объектов при изменяющихся условиях).

Функция равновесия изменяется с возрастом. Особенно успешно способность к удержанию равновесия развивается в возрасте от 7 до 13 лет, стабилизируется в начале периода зрелости и ухудшается в дальнейшем, если не применять специальной тренировки. Ухудшение функции равновесия вначале наблюдается только в экстремальных ситуациях, например при ходьбе во время гололеда, что приводит к падениям и серьезным травмам. По статистике швейцарских специалистов, 80 000 пожилых людей в год получают травмы при падении, 90% их происходит в домашней обстановке. У старых людей падение нередко является причиной смерти. Больше половины падений случается при ходьбе, наклонах или вставании. При этом женщины значительно чаще страдают этим, чем мужчины. Уже в возрасте 60 лет и старше изменяется моторика ходьбы: длина шага становится короче, след менее заметен, наблюдается опускание стопы всем сводом без переката, ухудшается динамический баланс. Тренировка силы и координации может значительно замедлить процесс ухудшения функции равновесия и процесс старения в целом.

Чтобы тело адекватно реагировало на изменяющиеся условия, ему нужен постоянный приток информации в соответствии с окружающей средой и движениями всех частей тела.

Эту информаци ю человек получает от зрительного, вестибулярного, тактильного и кинестетического анализаторов.

В последние годы фитнес-клубы, спортивно -оздоровительные центры и студии помимо кардиопрограмм, силовых тренингов включают в занятия специальные программы по тренировке функции равновесия. Одновременно увеличились предложения по изготовлению различного оборудования, способствующе го развитию координации движений и улучшению функции равновесия. Уверенная походка, хорошее равновесие, ловкость приносят удовлетворение от занятий, радость жизни, повышают чувство уверенности.

Специальные тренировочные программы способствуют наращиванию мускулатуры, укреплению суставов, снижению риска получения травмы в быту и во время занятий физической культурой и спортом.

В физиотерапии уже более 40 лет введена так называемая проприоцептивная тренировка, которая рекомендуется после травм голеностопного или коленного суставов. Такая тренировка успешно ускоряет стабилизацию сустава, способствует предупреждению подобных травм. В этих случаях речь идет в первую очередь о восстановлении поврежденной нервно-мускульной реакции и об устранении связанного с этим мускульного дефицита.

Тренировка равновесия в фитнес-клубах продолжает реабилитационные мероприятия . Кроме того, специальные тренировки обучают умению более осознанно чувствовать свое тело как единое целое, реагировать на изменения ситуации внешней среды, способствуют улучшению осанки, походки, прочувствованности симметрии тела при балансировании.

Для тренировки чувства равновесия фитнес- индустрия производит множество различных тренажеров:

· BOSU - полусферы из резины, наполненные воздухом;

· "подушки" - небольшие резиновые маты;

· специальные неустойчивые платформы - CORE;

· специальные резиновые невысокие степ-платформы - аэростепы.

Использование тренажеров зависит от материальных ресурсов того или иного клуба, целей и задач, контингента занимающихся.

Программы на тренажерах построены в первую очередь для сенсомоторной тренировки, воспитания чувства равновесия, однако их можно широко использовать и для силовой тренировки.

Не исключается применение специальных тренажеров на равновесие и в комбинированных уроках, например на степах широко применяются аэростепы. BOSU прекрасно уживаются с резиновыми эспандерами.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!