Abstract MODERN COMPUTER MEANS AT ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY I.A. Sevostyanov, post-graduate student Zh.K. Kholodov, Dr. Hab., professor The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: information-computer processing, competitive activity, duel, single combats. The monitoring of video-recordings of competitive activity is an integral part of construction of an effective training process. Thus the quality of the analysis depends not only on the kind of medium and used technical means, but it also depends directly on the technique of realization of the research. The authors have developed a technique of information-computer processing of the moments of the fighting interaction on the basis of the use of modern hardware-software complexes. Its basic purposes were to reveal and registrate the effective and estimated technical-tactical actions in a competitive duel according to the rules of full contact karate-do. The construction of virtual models has given an opportunity for a reconstruction and the analysis of the most complex technical-tactical moments of the fighting interaction and to develop both effective and ergonomic attacking and counterattacking combinations on their basis.
|
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ПРИ АНАЛИЗЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аспирант И.А.
Севостьянов Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Ключевые слова: информационно-компьютерная обработка, соревновательная деятельность, поединок, единоборства. Мониторинг видеозаписей соревновательной деятельности является неотъемлемой частью построения эффективного тренировочного процесса. При этом качество анализа зависит не только от вида информационного носителя и применяемых технических средств, но и непосредственно от методики проведения исследования. Нами была разработана методика информационно-компьютерной обработки моментов боевого взаимодействия на основе использования современных программно-аппаратных комплексов. Ее основными целями были выявление и регистрация проводимых эффективных и оцениваемых технико-тактических действий (ТТД) в соревновательном поединке по правилам контактного каратэ-до. Решение данной задачи осуществлялось с использованием следующих программно-аппаратных средств: Компьютер на базе процессора Celeron 366, 96MB, 6,3 GB. Программное обеспечение: операционная система - Windows-98, пакет офис-программ Оffice-2000; Прикладное программное обеспечение: программа видеомонтажа Adobe Premiere 6.0, графический редактор Adobe Photoshop 6.0, программа видеомонтажа Pinnacle Studio 4.02.2. Устройство ввода-вывода видеоизображения Pinnacle Systems, Studio PCTV 4.02.2; Видеомагнитофон SHARP VC-A30BP VHS. Выборка видеофрагментов соревновательной деятельности осуществлялась по следующим этапам: 1. Оцифровывание видеозаписи поединка, сохраняя его в формате AVI на жестком диске компьютера. 2. Просмотр оцифрованной записи в различных скоростных режимах с целью определения наиболее важных моментов боевого соприкосновения. 3. Группировка оцениваемых и эффективных действий. Поединок спортсменов-каратистов состоит из нескольких эпизодов боевого взаимодействия и пауз: тактических (для решения различных тактических задач в процессе боя) и формальных (для краткой остановки боя рефери). Таким образом, время начала и окончания видеофрагмента определяется исходя из задачи анализа. При сохранении на жестком диске видеофрагменту присваивалось имя и описание в текстовом формате осуществленного ТТД и условий его проведения. Точность и качество оценки временных переменных при анализе видеофрагмента ТТД определяются изначальным качеством (форматом) видеозаписи и программно-аппаратными средствами обработки изображения. Таким образом, методика информационно-компьютерной обработки видеозаписей соревновательной деятельности позволила осуществить выявление и детализацию проводимых эффективных и оцениваемых ТТД в соревновательном поединке. Программно-аппаратный анализ интересующих моментов видеозаписей соревновательной деятельности сделал возможным: 1. Проведение ретроспективно-детализированного анализа наиболее важных моментов боевого взаимодействия спортсменов. 2. Расчленение сложных ТТД на отдельные элементы и этапы проведения. 3. Создание виртуального банка ТТД.
Графическое отображение процедуры захвата видеоизображения соревновательной деятельности выборкой моментов наиболее активного боевого взаимодействия: А - относительная активность боевого взаимодействия в процессе поединка спортсменов; F1, F2 - выборка фрагментов оцениваемых или наиболее существенных моментов боевого взаимодействия; t - время зафиксированного момента (в с), как правило, 1 с охватывает 24 кадра Современные информационно-компьютерные технологии предоставляют исследователю возможность из стороннего наблюдателя фрагментов соревновательной деятельности стать интерактивным участником моделируемого процесса, по желанию внося различные коррективы и анализируя их последствия. В некоторых случаях в аспекте совершенствования ТТД мы воссоздавали ситуации боевого взаимодействия, то есть осуществляли ретроспективное моделирование ТТД посредством программ 3D-моделирования. Основные моменты ретроспективного моделирования: 1. Определение опорных положений тела спортсмена в пространстве и во времени на основе фрагментов соревновательной деятельности. 2. Построение и анимация модели с использованием 3D-технологии. 3. Сохранение анимационного ролика в выбранном формате. Рассмотрим пример ретроспективного моделирования. Используя цифровой видеоряд ТТД и данные о пространственно-временном положении звеньев тела, построим его виртуальную модель. Из многообразия программ 3D-моделирования, позволяющих создать многофункциональную анимированную модель, можно остановиться на программе Poser 4,0, предназначенной для создания и анимирования моделей биомеханических объектов, прежде всего человека. С помощью данного программного пакета создается анимированная модель ТТД рассматриваемого видеофрагмента. Это позволяет всесторонне исследовать в различных проекциях пространственно-временные положения тела спортсмена. Построение виртуальных моделей предоставило возможность для воссоздания и анализа наиболее сложных технико-тактических моментов боевого взаимодействия и разработать на их основе эффективные и эргономичные атакующие и контратакующие комбинации. Литература 1. Севостьянов И.А. Обучение и совершенствование технико-тактических действий в контактном каратэ-до на основе средств современных компьютерных технологий//Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. /УдГУ. - Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2001, с. 86-87. 2. Севостьянов И., Холодов Ж. Ретроспективное моделирование технико-тактических действий при анализе фреймов соревновательной деятельности спортсменов-каратистов: Матер. VII междунар. конгр. "Современный Олимпийский спорт и спорт для всех" Т. 3. - М.: СпортАкадемПресс, 2003, с. 238-239. 3. Севостьянов И.А., Холодов Ж.К. Информационно-компьютерные технологии в подготовке и повышении квалификации специалистов-единоборцев: Матер. всерос. науч.-практ. конф. ИПК РГАФК.- М.: СпортАкадемПресс. Ч. II. 2002, с. 27-31. 4. Севостьянов И., Холодов Ж. Методы математического анализа при оценке уровня технико-тактического мастерства спортсменов-каратистов: Матер. VII междунар. конг. "Современный Олимпийский спорт и спорт для всех". Т. 3. - М. СпортАкадемПресс, 2003, с. 330-331. 5. Севостьянов И.А., Холодов Ж.К. Методы обучения технико-тактическим действиям в контактном каратэ-до на основе средств современных компьютерных технологий: Матер. совместной науч. конф. проф.-препод. и науч. состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. - Малаховка: МГАФК, 2002, с 153-155. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |