Abstract CORPORAL PLASTICITY AS BIOMECHANICAL REALITY L.N. Slyadneva, Ph. D., lecturer The Stavropol state pedagogical institute, Stavropol Key words: categorical analysis, descriptive model, existential structure, corporal plasticity, variaty of movement, subjective modulation factor. The internal state of a person, all of his subjectivity "volumetrically" and completely concentrates in the motor activity due to the corporal-motor plasticity. In this sense, despite the various nature of the subjectivity (ideal) and the corporal-motor plasticity (material), it is possible to speak about their identity. Such an assumption enables to allocate the humanitarian property of the corporal-motor plasticity - its identity to the subjectivity of a person. The corporal-motor plasticity is such a biomechanical quality of motor action through which it "grows through" from the mechanics into a private world of the subject and through it - into the world of culture and art.
|
ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Кандидат
педагогических наук, доцент Л.Н.
Сляднева Ключевые слова: категориальный анализ, дескриптивная модель, пространственно-временная структура, телесная пластичность, вариативность движения, субъектный модуляционный фактор. В последнее время многие исследователи телесно-двигательной активности человека (Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, В.Б. Коренберг, В.К. Бальсевич, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, Г.И. Попов, И.П. Ратов, Ю.Т. Черкесов и др.) обращают внимание на то, что композицирование естественно-научных средств (механики, анатомии и физиологии) в рамках биомеханической парадигмы не всегда дает возможность объяснить сложные феномены "живого" движения. Более или менее полное описание телесных трансформаций неизменно требует привлечения гуманитарного знания, по крайней мере психологического. Так, например, С.В. Дмитриев указывает на возникшую необходимость "выхода исследований двигательных действий за рамки анализа узкоутилитарных, механо-функциональных систем движений в мир духовной культуры личности, задающей меру и качество ее деятельностного бытия" [1]. На этом основании он характеризует современный этап развития биомеханики как новопарадигмальный поиск [1]. Действительно, сегодня естествоиспытателю оказывается сложно объяснить обнаруженную им новую телесно-двигательную реальность, оставаясь в рамках традиционного категориального аппарата биомеханики. В связи с этим Д.Д. Донской и С.В. Дмитриев [1] предлагают перейти к новой парадигме - антропоцентрической биомеханике. Сущность этой системы взглядов - биомеханическое моделирование "в системе ценностей, целей и смыслов человека". Фактически это путь не эклектичного, а продуктивного композицирования биомеханических и психологических знаний. Однако при этом актуализируется другая проблема - проблема специфики биомеханики. Привнесение в нее таких понятий, как "субъект", "мотив", "задача", "цель", "действие", "сознание" и т.д., трансформирует биомеханику в психомоторику, в различные теории двигательного действия (кинезиологическую, социокультурную и т.д.), а в лучшем случае переводит на язык математики психодвигательные феномены. Кроме того, биомеханика, интегрируясь с психологией, утрачивает свою познавательную привлекательность, заключающуюся в ее экономичности. Как известно, экономичность научной теории в отношении организации мышления определяется возможностью воспроизведения реальности посредством минимального количества средств ее описания. Биомеханика фактически является феноменологией живого движения. Она показывает, как исследуемый двигательный феномен проявляется, под какие объективные сило-пространственно-временные признаки он подводится. Иными словами, биомеханика рафинирует телесно-двигательную реальность до такой ее проекции, в которой она приобретает предметно -сущностные, вполне определенные содержательные черты. В результате первичного биомеханического анализа телесно-двигательный феномен как бы подводится под одно из основных понятий (категорий) биомеханики. Далее уже само понятие эффективно выполняет свою рабочую функцию в организации научного способа мышления. Понятийный аппарат именно биомеханики, а не физиологии, анатомии, психологии или любой другой науки, оказывается единственным конкретно-научным средством теоретического познания телесно-двигательных трансформаций. В отношении этих элементарных трансформаций биомеханика наилучшим образом соответствует философскому правилу познания, сформулированному еще в средние века: "Не следует преумножать сущности без надобности". Поэтому, соглашаясь с адептами биомеханики , в сущности, нельзя все же отрицать возможность самостоятельного решения биомеханикой возникших в последнее время внутринаучных проблем. Прежде всего это ратификация границ (фальсификация по К. Попперу) биомеханических теорий, уточнение и расширение понятийного аппарата биомеханики для объяснения новых феноменов биодвижения собственно биомеханическими средствами. Фальсификация должна препятствовать распространению биомеханических теорий за сило-пространственно-временные рамки описания телесного движения. Несмотря на то что биомеханика - это наука о живом движении, она не в состоянии объяснить на своем языке, как и почему это движение продуцируется. Биомеханика - это лишь феноменология живого движения, т.е. описание того, как живое движение проявляется. И это описание не может быть выполнено ни на языке психологии, ни на языке социокультурного бытия человека, ни на языке механики. Оно может быть выполнено только на языке биомеханики. Как известно, в науке знания аккумулируются и передаются с помощью тщательно подбираемых вербальных средств, т.е. посредством специально вырабатываемого научного языка. Эффективная трансляция научных знаний обеспечивается за счет их строгой формализации в понятиях и законах. Первым исследователям живого движения представлялось, что перемещение неживых объектов и движение живой материи в чем-то одинаковы. Опираясь на термированность математического аппарата классической динамики (сила, скорость, ускорение и т.д.), биомеханике удалось выделить собственные понятия, такие как "сила", "быстрота", "выносливость", "устойчивость" (равновесие), "гибкость" (растяжимость и подвижность), "координированность" (соразмерность и согласованность), которые приобрели в ней категориальный статус. Некоторые понятия (например, "ловкость", "точность") категориального статуса пока не имеют, однако на протяжении многих лет некоторые исследователи закрепляют за ними постигнутую на интуитивном уровне механическую реальность. Начальный уровень биомеханических знаний и ограниченность измерительной техники продолжительное время убеждали биомехаников в том, что математический анализ живого движения отличается от анализа перемещения неживого объекта лишь технически. Так же как, например, расчет траектории пассивно падающего камня проще, чем аналогичный анализ траектории реактивного снаряда, условия полета которого постоянно меняются. Основным предметом исследований на недавнем этапе непротиворечивого развития биомеханики было нормативное телесное движение, т.е. такое движение, в котором реализуется некоторая заранее определенная целевая функция (например, ходьба, прыжок, кувырок). Результатом таким образом ориентированного анализа, естественно, становится нормативная сило-пространственно-временная биомеханическая модель. Такая гипотетическая модель идеального двигательного действия бессубъектна, среднестатистична, траекториальна. Эта модель обратима во времени, как обратимы и все законы классической механики, лежащие в основе ее построения. Зная мгновенный вектор движения, всегда можно рассчитать его будущее и прошлое. Количество нормативных моделей на этом этапе развития биомеханики неудержимо росло, не меняя качественно биомеханического знания. Стали очевидны симптомы кризиса теории, приметы трансформации науки в методику научного проектирования телесного движения. Однако немногочисленные публикации последних лет свидетельствуют о том, что биомеханика не только не исчерпала себя, но именно сейчас начинает обретать свой истинный предмет. Такие понятия, как "тело", "пространство", "время" и "движение", наполняются новым не механическим, а биомеханическим смыслом. Тело в механике, как
правило, редуцировано до
материальной точки. Размеры и форма
тела при этом не функциональны,
важна только масса. При обычных
описаниях механических систем
основные расчеты строятся на
движении точки центра масс звена,
рассматриваемого как абсолютно Пространство редуцировано механикой до плоскости (поверхности). Плоскость - самая простая форма представления пространства, она обладает одним свойством : любая прямая, соединяющая две ее точки, целиком принадлежит ей. Пространство телесных трансформаций - биомеханическое пространство. Оно многомерно и множественно. Многомерность проявляется в количестве измерений более трех. На первый взгляд это противоречит здравому смыслу. Реальное пространство, как известно, трехмерно. Многомерность биомеханического пространства определяется тем, что изменение пространственного положения любого звена или части тела происходит под действием композиции векторов возбуждений, исходящих из n топологически разнесенных относительно независимых точек. Результирующее пространственное изменение может быть определено только как n-векторное произведение. Множественность биомеханического пространства определяется одномоментными поступательно -вращательными пространственными изменениями положения звеньев (частей) тела в локальной и тела в целом в глобальной областях. Параметры локальных областей и глобальной метрики связаны интегро-дифференциальными отношениями. Время в классической механике рассматривается как одномерный вектор, ориентированный в будущее. Биомеханическое время имеет иную, топологическую , природу. В нем одномоментно представлена вся временная (ритмовая) структура совместно с ее последовательным развертыванием. То есть биомеханическое время - это сочетание симультанности (одновременности) с сукцессивностью (временной преемственностью). Симультанный срез (например, художественная фотография или искусно выполненный рисунок) движущегося субъекта не только содержит всю информацию о движении, о текущем состоянии его субъекта, но и включает все его прошлое и будущее. На этом явлении основана заложенная гением Леонардо да Винчи пластическая анатомия [например, 2]. Сукцессивность движения - основа динамической выразительности телесности в художественных видах спорта и в хореографии. Центральная категория биомеханики - "биодвижение" сегодня приобретает новый смысл. Многие исследователи подчеркивают это даже терминологически, эксплицируя биодвижение как "живое движение". Однако, к сожалению, это понятие не наполняется биомеханическим содержанием. Очевидно, что категория "биодвижение", будучи производной от категорий "телесность", "биопространство" и "биовремя", интегрирует в себе их признаки. Но этого было бы недостаточно для приобретения понятием категориального статуса. Категория "биодвижение" выделяет собственную биореальность, которая просматривается только через эту призму. Эта реальность - не пассивность, а активность -резистентность биоматерии. Образно говоря, моделью живого движения не является вращательно-поступательное движение колеса телеги, весело подпрыгивающего на каждой кочке. Модель живого движения - это движение рессоры, обусловленное не столько неровностями дороги, сколько внутренними свойствами материала, из которого она изготовлена. Очевидно, что источники пространственно-временной активности и резистентности (сопротивляемости) внешним силам локализованы в биоматерии (в телесности), а не в бестелесном движении. Однако биомеханика не изучает биоматерию, тем более не изучает субъекта - человека как источника деятельностно-продуктивной активности, так как это уводит ее далеко от заявленного первоначально предмета исследования. Поэтому понятие "живое движение" может быть продуктивно интериоризировано биомеханикой в качестве высшей категории только в том случае, если именно оно понимается как некоторый гипотетический абсолютный феномен, активный, необратимый и устойчивый в силу причин, локализованных в нем самом. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что не следует расширять традиционное поле биомеханических исследований. Необходимо лишь изменение его видения как дескриптивного (реального), множественного, темпорального (необратимого во времени), сложного, флуктуирующего. Безусловно, в основе дескриптивного движения всегда лежит нормативное движение, но в нем всегда присутствуют по крайней мере два приращения. Первое приращение обусловлено изменчивостью внешних условий продуцирования движения, второе - внутренних. Эти приращения мелковариативно как бы "доращивают" нормативное движение до дескриптивного движения в реальном масштабе времени. Еще несколько лет назад биомеханика абстрагировалась от вариаций внешних факторов, так как измерения можно было проводить лишь в лабораторных помещениях. Пренебрегала также и флуктуациями причин внутренних, так как они в лабораторных условиях оказывались несущественными. Рафинируя реальность, биомеханику неизменно удавалось выделить повторяющиеся процессы, описать их математически. Современная дистантная метрологическая техника дает возможность проведения полевых исследований. При этом выявляется, что точность измерительного прибора не имеет решающего значения. Эффективность измерителя определяют не чувствительность сенсорного входа, его разрешающая способность и время наблюдения, а количество этих входов, быстродействие и программное обеспечение. Основными функциональными узлами измерителя становятся не вычислители, а интеграторы и корреляторы. Полевые испытания показывают, что результаты лабораторных исследований являются грубой аппроксимацией реального движения. Здесь не обнаруживается циклических процессов, а влияние внутренних факторов биодвижения столь велико, что траектории , первоначально сколь угодно близкие, со временем экспоненциально расходятся. Сегодня приходит понимание того, что биодвижение - это такая реальность, которую следует описывать не траекторией, а как минимум пучком (ансамблем) траекторий. Недопустимо пренебрегать мелковариативными флуктуациями телесного движения, обусловленными его внутренними факторами, так как именно они и есть та самоценность, которая влечет человека на стадионы, в концертные залы, определяет в конечном итоге восприятие человека человеком в обыденной жизни. Выделенная самоценность не имеет сегодня какой-либо термированности ни в биомеханике, ни в других областях естественно-научного знания. Мы определяем эту реальность как телесно-двигательную пластичность. Безусловно, для этого есть некоторые основания. Но прежде чем раскрывать наше понимание термина "пластичность" в контексте телесного движения, коснемся вопроса о языке науки в целом. Конечно, знаки, образующие язык науки, должны быть термированы, однозначно определены. Однако до того как приобрести термированность, они обнаруживаются в различных ненаучных текстах и проходят сложный путь многозначного интуитивного толкования. "Сила", "быстрота" и другие ставшие классическими биомеханическими терминами вербальные знаки избраны для обозначения соответствующих им феноменов не случайно. Они обеспечены смысловой прозрачностью генеалогически . Таким образом, и вербальный знак "пластичность" может быть признан в качестве биомеханического понятия при условии выделения в предмете биомеханики как науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной. Слово "пластичность" ("пластика") чрезвычайно редко встречается в работах биомеханического содержания, но, как это ни парадоксально, телесно-двигательная пластичность признается основным инструментарием продуктивности спортивного упражнения (в художественных видах спорта), экзерсиса (в хореографии). Первым в биомеханическом , по существу, тексте термировал слово "пластика" Н.А. Бернштейн [3] как "определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир". Отдавая должное прозорливости этого великого исследователя телесного движения, следует заметить, что эту дефиницию едва ли можно признать научной и операциональной. Однако ни один из известных нам исследователей не решал задачи научно-содержательного разъяснения сущности биомеханической реальности , прозрачной для термина "пластичность". Объясняется это по крайней мере тремя причинами. Первая причина - двигательно-гносеологическая. Ее сущность заключается в том, что человек отражает телесно-двигательную реальность в трех формах: понимание, постижение и переживание телесного движения. Понимание телесного движения - рациональная (опосредованная мышлением) форма отражения. Эту форму отражения телесного движения групповым субъектом реализует биомеханика как наука. Постижение телесного движения - иррациональная (опосредованная интуицией) форма отражения. Она обеспечивает обобщение неосознаваемых связей и закономерностей без логического их обоснования индивидуальным субъектом. Постижение бытует в форме личного убеждения, как правило, на уровне высокопрофессиональной тренерской (педагогической) практики. Личные убеждения с большим трудом поддаются вербализации (термированию), остаются достоянием одаренного педагога. Переживание телесного движения - эмоционально -катарсическая форма отражения телесного движения обыденным индивидуальным или групповым субъектом. На переживание ориентированы художественные виды спорта и хореография. До последнего времени биомеханический путь познания телесно-двигательной реальности, основанный на понимании, признавался единственно правильным способом отражения, но телесно-двигательная пластичность - феномен постижения и переживания. Поэтому естественно, что биомеханика не проявляла интереса к этому явлению. Современный культурно-исторический контекст развития науки в целом требует объективизации не только материального мира, но и субъективного опыта, т.е. познания закономерной взаимосвязи между явлениями, которые традиционно принято было относить к сфере человеческой субъективности. Кроме того, эффективность и масштабность многовековых практик постижения и переживания телесно-двигательной пластичности указывают на необходимость ее теоретического осмысления. Вторая причина - методологическая. Как было отмечено выше, традиционным предметом классической биомеханики является нормативное телесное движение. В этом движении нет места пластичности. И, наконец, третья причина - операционально -биомеханическая (методическая). Биомеханика - наука естественно-научная. Поэтому телесно-двигательная пластичность может быть включена в сферу объектов биомеханики только в том случае, если будет доказана возможность ее обнаружения объективными методами. Таким образом, закрепление за телесно-двигательной пластичностью биомеханической реальности означает преодоление гностической, методологической и операциональной проблем. Выполненный нами контент-анализ показал, что мелковариативное приращение пространственно-временной структуры телесного движения, обусловленное изменчивостью внутренних условий, в искусстве и в практике тренажа интуитивно-метафорически отзеркаливается профессиональным сленгом термином "пластичность". Для обозначения близкой по проявлениям реальности используются другие термины. Например, употребление термина "плавность" по отношению к движению подчеркивает ровность, мерность, отсутствие резких переходов в его изменениях. Термины "мягкость", "податливость" указывают на возможность трансформации движения под действием внешних сил. Но именно термин "пластичность" обладает признаками смысловой прозрачности в отношении внутренних факторов его формирования. Телесно-двигательная пластичность "доращивает" рафинированное нормативное двигательное действие до дескриптивного (реального) двигательного действия конкретного субъекта. При этом ведущими оказываются пространственные (рисунок по Н.А. Бернштейну) и временные (ритм по Н.А. Бернштейну) субъектные вариации реального двигательного действия. Силовые параметры двигательного действия при анализе пластичности могут быть редуцированы либо признаны константами. Действительно, в художественных видах спорта и в телесно-двигательном искусстве, т.е. там, где пластичность признается приоритетным инструментарием, отягощения нивелируются. Актуализированная предметностью типовая, нормативная сило-пространственно-временная структура всегда модулирована ("окрашена") субъектными (индивидными, индивидуальными, личностными, деятельностно-продуктивными) особенностями человека. Они мелковариативно "доращивают" предметную пространственно-временную структуру телесно-двигательной активности до ее оперативной субъектной целостности. Телесно-двигательная пластичность отражает субъектные особенности человека в телесном движении на всех уровнях его телесно-двигательной активности. На нижнем уровне телесно-двигательной активности человека пространственные характеристики пластичности - линейные метрические, на верхнем - символическом - многомерно-объемные топологические. Таким образом, мелковариативность нормативной пространственно-временной структуры телесно-двигательной активности человека под влиянием его субъектных модуляционных факторов мы определяем как биомеханическую сущность телесно-двигательной пластичности. В телесно-двигательной активности благодаря телесно-двигательной пластичности "объемно" и целостно концентрируется всё внутреннее состояние человека, вся его субъектность. В этом смысле, несмотря на различную природу субъектности (идеальную) и телесно-двигательной пластичности (материальную), можно говорить об их идентичности. Такое допущение дает возможность выделить гуманитарное свойство телесно-двигательной пластичности - ее идентичность субъектности человека. Телесно-двигательная пластичность является таким биомеханическим качеством двигательного действия, через которое оно от механики "прорастает" во внутренний мир субъекта и через него - в мир культуры и искусства. Литература 1. Дмитриев С.В. Биомеханика в поисках новой парадигмы: Монография. - Н. Новгород: НГПУ, 1999, с. 3. 2. Павлов Г.Г., Павлова В.Н. Пластическая анатомия. 3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 288 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |