Abstract PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS E.N. Gogunov The Togliatti state university, Togliatti Key words: professional-psychological competence, mental activity, psychological preparedness, personal- active qualities, efficiency of psychological maintenance of sports activity. The Formation of the professional-psychological preparedness of a specialist is impossible without a certain reorganization of the system of psychological education. Here it is important to create a special educational space focused on the achievement of the purposes of psychological maintenance of professional training. The author ascertains, that the borders of the space of professional-psychological competence modelled by him are represented as a three-modular composition. It corresponds to an image of an optimum combination of the requirements to a specialist in physical culture and sports in the foreshortening of preparedness for the action and psychological opportunities to show the adequate activity at a certain period of time.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Е.Н.
Гогунов Ключевые слова: профессионально-психологическая компетентность, психическая активность, психологическая готовность, личностно -деятельностные качества, эффективность психологического обеспечения спортивной деятельности. Современный период развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Переход на рыночную экономику, переосмысление роли и функции физической культуры и спорта определяют новые требования к подготовке специалистов. Сегодня речь идет не просто о передаче знаний, формировани и умений в образовательном процессе, а о развитии профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, о его способностях к самостоятельному инновационному труду. Специалист по физической культуре и спорту должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании и воспитании населения, оздоровлении науки, формировании здорового образа жизни, подготовки спортсменов к достижению высоких спортивных результатов [1-3, 7]. Особое место здесь занимает психологическая готовность специалиста к профессиональной деятельности. Исследовали выпускников учреждений физкультурного образования в аспекте профессионально-психологического компонента подготовки. К разряду наиболее распространенн ых недостатков следует отнести: 1) психологическую неуверенность в своих профессиональных возможностях [1, 3]; 2) шаблонность профессиональных действий в области методического обеспечения учебного процесса [4, 3, 5]; 3) неспособность к новаторским решениям, боязнь ошибок [3, 5]; 4) повышенную тревожность, чрезмерную концентраци ю внимания на себе [1-3]; 5) значительные переживания, пониженную мотивацию к профессиональной деятельности [3]; 6) отсутствие умений использовать на практике средства и методы психологического воздействия, саморегуляции, управления состоянием и поведением учащихся, спортсменов [3]; 7) признание собственной беспомощности в организации психолого -педагогического обеспечения учебного, учебно-тренировочного процесса или излишнюю самонадеянность в этом вопросе [1, 3]. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста немыслимо без определенной перестройки системы психологической подготовки. Здесь важно создать особое образовательное пространство, ориентированное на достижение целей психологического обеспечения профессионального образования [2, 7 и др.]. Эти требования в первую очередь определяют необходимость выделения в структуре профессиональных черт специалиста сферы психологической компетентности, которая обусловливает воспитывающее влияние субъекта познания через механизмы формирования готовности и способности личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения задач, связанных с психологическим обеспечением профессиональной деятельности. Проектирование профессионально-психологической компетентности должно основываться на стремлении выявить ключевые психологические характеристики профессионала, дающие ему возможность квалифицированно действовать в условиях психологического комфорта и дискомфорта [1, 4, 3 и др.]. Поэтому в моделируемом пространстве профессиональной компетентности необходимо представить: 1) определенное информационное поле (теоретические знания); 2) область практических навыков и умений (практический опыт); 3) перечень профессионально значимых черт личности (личностно-деятельностные качества). Указанные характеристики призваны обеспечить деятельность специалиста в решении задач психологического компонента спортивной практики. Условно такие действия можно определить как функционально-регулирующие психическую активность спортсмена. Очевидно, что продуктивность действий спортсмена зависит от проявления психической активности. Психическая активность - фундаментом любой деятельности. Сущность психики - это следствие необходимости адаптации организма к условиям работы. Восприятие объективной реальности, реагирование на ее объекты и коррекция собственных действий субъекта - главные условия формирования поведения и состояния человека. Например, в процессах реагирования на динамические явления условий деятельности реализация психической активности сопряжена с повышенными требованиями ко всем структурным элементам психической организации. Функциональная нагрузка определяется значительными усилиями в аспекте согласования действий. Требования к специалисту по физической культуре и спорту в аспекте профессионально -психической компетентности
Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития психологических качеств субъекта деятельности [3]. Тактические действия спортсмена представляют собой комплексную работу, где требуются перцептивные, интеллектуальные и психомоторные способности, специальные знания и умения. Они - результат творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным использованием физических качеств, технических умений и проявлением познавательных, эмоционально-волевых способностей при условии общего контроля со стороны сознания. Указанные условия определяют высокие требования к интеллектуальной подготовке спортсмена и проявлению профессионализма во владении логическим мышлением. Здесь ценность имеют такие качества, как: образность, ситуативность, действенный характер, быстрота, критичность и самостоятельность [4, 3]. Функция двигательной активности (ДА) характеризуется возможностями организма адекватно проявлять физические качества с помощью интериоризационных процессов в действиях на основе субъективных умений и навыков. Эффективность реализации этой функции находится в прямой зависимости от развития и состояния психологических процессов, алгоритмизации действий, автоматизации и осознанности операций и деятельности, возможностей внутренней и внешней речи, качеств личности [3]. В спортивной деятельности значимыми считаются волевые действия, которые определяются как сознательный акт, направленный на достижение цели [3]. Успешность ДА опирается на закономерности существования произвольных движений. Не меньшее значение имеют психофизиологические аспекты устройства двигательного аппарата человека. Так, например, определенные Н.А. Бернштейном закономерности и механизмы ДА, позволяют утверждать, что управление движениями посредством одних эффективных импульсов невозможно. Необходима сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяются, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот механизм обеспечивает предметность движений и их адаптацию к данным условиям действительности. Учитывая эту закономерность, можно значительно усовершенствовать приемы технической и тактической подготовки в спорте. Психическая активность связана с осуществлением процесса познания. Действия спортсмена немыслимы без познавательной активности: 1) познание себя в деятельности; 2) познание чувственной стороны спортивной практики; 3) познание спортивной деятельности, законов спорта. Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной ориентации и адаптации. В данном случае потребность в движении не определяет стремления человека профессионально заниматься спортом. Она является лишь условием формирования интереса к выполнению физических упражнений. Формирование мотивации спортсмена прежде всего опирается на социальные факторы. При этом приобретают значения особенности спортивной деятельности, познавательные и негативные стороны спорта, социальное и индивидуальное значение спорта, аспекты престижности жизни спортсмена или тренера, требования к возможностям организма и т.п. Познавательная активность распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Человек обязан формировать субъективные знания и умения с помощью физической, технической, тактической подготовки. Ему необходимо осваивать специфические условия общения, самоуправления, реагирования. Он стремится к решению проблем алгоритмизации профессионально значимых действий и развития вариативности их интегрального использования в различных ситуациях (накопление опыта). Познавательная активность реализуется не только в учебном процессе. Во время выполнения соревновательной деятельности спортсмен также вынужден обращаться к познанию: например, каждый спортсмен в ходе состязания стремится к определению данных условий деятельности и более рациональных форм и методов достижения результатов. Такое поведение является основой для формирования субъективного опыта. Результативность указанных функций соответствует качественным характеристикам профессионально -психологической компетентности специалиста, осуществляющего подготовк у спортсмена. В данном случае только единство его теоретических знаний, практического опыта и наличие необходимых личностно-деятельностных качеств определяет эффективность психологического обеспечения профессиональной деятельности. Результаты исследования данной проблемы позволяют констатировать, что границы моделируемого пространства профессионально-психологической компетентности представляются в виде трехмодуль ной композиции, соответствующей образу оптимального сочетания требований к специалисту по физической культуры и спорта (см. схему) в ракурсе готовности к действию и психологических возможностей проявить адекватную активность в определенный момент времени. Литература 1. Бавтрюков И.А. О психологической готовности будущих специалистов по физической культуре и принятию себя в образовательном поле // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. - М.: РГУФК, Флинта, 2004, с.36-38. 2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Докт. дис. М., 1999. - 353 с. 3. Гогунов Е.Н. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта. - Москва-Тольятти, МПГУ-ТГУ, 2003. - 326 с. 4. Григорьянц И.А. Проблемы модернизации профессионального психологического образования студентов ИФК на современном этапе / Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. - М.: РГУФК, Флинта, 2004, с. 8-9. 5. Пищулин В.Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования// Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. - М.: МПГУ, МАНПО, 2004, с. 415-419. 6. Профессиональная педагогика: Учеб. пос. / Под.ред. С.Л. Батышева. - М.: изд. Центр "Академия", 1997. - 524 с. 7. Родионов А.В. Основные направления развития психологии спорта// Теория и практика физ. культуры. 2003, № 10, с. 20-23. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |