ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Шилова
Омский государственный педагогический университет, Омск

Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Актуальна проблема подготовки специалистов данного профиля в университетах, на факультетах физического воспитания.

БЖД в высшей школе все более утверждается как учебная и научная дисциплина.

Эффективность профессиональной деятельности возможна при наличии положительной мотивации, а также готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как осознание человеком своих целей, оценка изменяющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результатов, мобилизации сил, самовнушение в достижении целей.

Уже давно экспериментально доказано, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток профессиональных способностей или недостающий запас знаний, умений, навыков, играя роль компенсаторного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным ни был специалист, без желания успехов в профессиональной деятельности он не добьется.

Нами было проведено исследование мотивационной сферы студентов, обучающихся по специальности "Теория и методика безопасности жизнедеятельности " Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе профессионально-педагогической, нами применялась методика К. Земфир в модификации А. Реана. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.

На основании полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности. Он представляет собой тип соотношения трех видов мотивации: внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ), внешней отрицательной (ВОМ).

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам относят следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ >ВМ.

При интерпретации полученных данных мы учитывали не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. В результате выявилась следующая динамика мотивационных комплексов личности студентов: наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексом обладают студенты 1-го и 2-го курсов, причем в большей степени у них выражена ВМ (нравится специальность, получить профессиональные знания, умения по специальности и быть учителем по БЖД и физической культуре, освоить дополнительную специальность "спасатель", помогать людям и др.) Затем идут студенты 3, 4 и 5-го курсов, причем у студентов старших курсов становится более выраженной ВОМ, а удельный вес ВМ значительно снижается (жалко терять 3-4 года учебы; не идти в армию; легче было поступить на данную специальность; избегание осуждения и наказания за плохую учебу; не лишиться стипендии и т.д.), но при этом все же остается выраженной и внешняя положительная мотивация (престижная специальность, есть место для будущей работы, возможность работать в поисково-спасательной службе и др.). Данные, полученные по вышеупомянутой методике, согласуются с данными, полученными при анкетировании студентов по разработаной нами анкете с целью выявления мотивов поступления в высшее учебное заведение и на конкретную специальность.

Таким образом, изучение мотивов у студентов показало, что к старшим курсам снижается мотивация профессиональной деятельности, динамика мотивов поступления в вуз и продолжение обучения в нем отражает преобладание ВОМ и снижение ВМ. В большей степени наличие такой тенденции мы относим за счет объективных причин (низкая заработная плата, сложности с трудоустройством и др.). В связи с этим согласно мнению многих специалистов целенаправленное формирование у студентов мотивации профессиональной деятельности необходимо.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!