|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кандидат
педагогических наук, доцент И.М.
Шилова Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Актуальна проблема подготовки специалистов данного профиля в университетах, на факультетах физического воспитания. БЖД в высшей школе все более утверждается как учебная и научная дисциплина. Эффективность профессиональной деятельности возможна при наличии положительной мотивации, а также готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как осознание человеком своих целей, оценка изменяющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результатов, мобилизации сил, самовнушение в достижении целей. Уже давно экспериментально доказано, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток профессиональных способностей или недостающий запас знаний, умений, навыков, играя роль компенсаторного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным ни был специалист, без желания успехов в профессиональной деятельности он не добьется. Нами было проведено исследование мотивационной сферы студентов, обучающихся по специальности "Теория и методика безопасности жизнедеятельности " Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе профессионально-педагогической, нами применялась методика К. Земфир в модификации А. Реана. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации. На основании полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности. Он представляет собой тип соотношения трех видов мотивации: внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ), внешней отрицательной (ВОМ). К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам относят следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ >ВМ. При интерпретации полученных данных мы учитывали не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. В результате выявилась следующая динамика мотивационных комплексов личности студентов: наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексом обладают студенты 1-го и 2-го курсов, причем в большей степени у них выражена ВМ (нравится специальность, получить профессиональные знания, умения по специальности и быть учителем по БЖД и физической культуре, освоить дополнительную специальность "спасатель", помогать людям и др.) Затем идут студенты 3, 4 и 5-го курсов, причем у студентов старших курсов становится более выраженной ВОМ, а удельный вес ВМ значительно снижается (жалко терять 3-4 года учебы; не идти в армию; легче было поступить на данную специальность; избегание осуждения и наказания за плохую учебу; не лишиться стипендии и т.д.), но при этом все же остается выраженной и внешняя положительная мотивация (престижная специальность, есть место для будущей работы, возможность работать в поисково-спасательной службе и др.). Данные, полученные по вышеупомянутой методике, согласуются с данными, полученными при анкетировании студентов по разработаной нами анкете с целью выявления мотивов поступления в высшее учебное заведение и на конкретную специальность. Таким образом, изучение мотивов у студентов показало, что к старшим курсам снижается мотивация профессиональной деятельности, динамика мотивов поступления в вуз и продолжение обучения в нем отражает преобладание ВОМ и снижение ВМ. В большей степени наличие такой тенденции мы относим за счет объективных причин (низкая заработная плата, сложности с трудоустройством и др.). В связи с этим согласно мнению многих специалистов целенаправленное формирование у студентов мотивации профессиональной деятельности необходимо. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |