КОНСУЛЬТАЦИИ


Abstract

TESTING OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF RHYTHM AT OCCUPATIONS OF IMPROVING AEROBICS

L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor

The Ulyanovsk state pedagogical university, Ulyanovsk

L.I. Kostjunina, teacher

The Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk

N.V. Krasnikova, The coach on sports aerobics

Fitness-club "Delta-sport", Ulyanovsk

Key words: improving aerobics, motor-coordination qualities, rhythm, testing, versions and displays.

The authors designed and approved the tests for the determination of the level of development of the rhythm in aerobics: rhythm base step; the rhythm jump and jumping exercises; the rhythm rotate motion; the rhythm in static exercises; the rhythm collective action. The simplicity, accessibility and test information allowed to define the source level of the development of rhythm, as well as to develop a program of occupation of aerobics, directed to the improvement of this motor-coordination quality.


ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РИТМИЧНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Старший преподаватель Л.И. Костюнина
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск

Тренер по спортивной аэробике Н.В. Красникова
Фитнес-клуб "Дельта-Спорт", Ульяновск

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, двигательно-координационные качества, ритмичность, тестирование, разновидности и проявления.

Двигательные действия, составляющие содержание занятий аэробикой, имеют собственную ритмическую модель, понимание которой позволяет быстрее и эффективнее осваивать новые движения. Характер и сложность физических упражнений определяют проявления их специфического ритма [2, 3, 6, 7]. Поэтому при обучении новым движениям необходимо в первую очередь выявить наиболее специфические проявления ритмичности, обусловливающие закономерную последовательность отдельных фаз конкретного движения. основные проявления ритмичности в физических упражнениях - индивидуальный ритм, ритм коллективных действий, внутренний, внешний ритм и т.д. [4, 5].

Цель данной работы - разработка и апробирование тестов для определения уровня развития ритмичности в соответствии с ее специфическими разновидностями и проявлениями, характерными для оздоровительной аэробики. В исследовании приняли участие 112 девушек в возрасте 17-20 лет (не имевших спортивной подготовки), занимающихся оздоровительной аэробикой. Контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы имели примерно одинаковый уровень общефизической и технической подготовленности, что было установлено с помощью специально разработанных тестов. КГ занималась по общепринятой методике, в которой развитию ритмичности уделялось такое же внимание, как и совершенствованию других двигательных координаций: ловкости, гибкости, точности и др. В ЭГ развитие ритмичности двигательных действий осуществлялось целенаправленно по ее разновидностям и проявлениям, специфическим для оздоровительной аэробики. Ее содержание основано на использовании танцевальных, прыжковых, вращательных и других движений со своими специфическими проявлениями ритмичности, что позволило выделить следующие ее разновидности и проявления:

- ритмичность базовых шагов;

- ритмичность прыжков и прыжковых упражнений;

- ритмичность вращательных движений;

- ритмичность статодинамических упражнениях ;

- ритмичность коллективных действий.

Нами разработаны и апробированы тесты по каждому из вышеуказанных проявлений ритмичности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к степени их валидности и воспроизводимости [1]. Степень валидности сравнивалась с тестом-эталоном, представляющим в наших исследованиях ведущее звено техники основного упражнения. Рассчитанный коэффициент валидности находится в пределах 0,79-0,91.

Для определения уровня развития основных разновидностей и проявлений ритмичности использовались следующие тесты:

Ритмичность базовых шагов

Тест 1. "Приставной шаг". Под заданный ритм метронома (60, 80, 120 уд/мин) выполняется связка из 2 шагов: приставного шага (step touch) и шага v-step (вперед-назад) в такой последовательности: v-step вперед с правой ноги (из и.п. ноги вместе шаг вперед ноги врозь и возвращение в и.п.); приставной шаг вправо-влево; v-step назад с левой ноги, приставной шаг влево-вправо.

Оцениваются равномерность движений при постановке ноги с носка на всю ступню при условии сохранения правильной осанки:

5 баллов - полное совпадение ритма движений с ударами метронома, легкость, непринужденность движений, красивая осанка, выразительная мимика;

4 балла - совпадение ритма шагов с ударами метронома, некоторая скованность движений, невыразительная мимика;

3 балла - один сбой в ритме шагов, скованность движений, напряженная осанка, невыразительная мимика.

Тест 2. "Двойной скрестный шаг". Под заданный ритм метронома (60, 90, 120 уд/мин) выполняется блок, состоящий из комбинаций скрестного шага в сторону (grape wine) и приставного шага (step touch) в такой последовательности: скрестный шаг в правую сторону, приставной шаг с правой ноги вперед и приставной шаг в левую сторону; скрестный шаг в левую сторону, приставной шаг с левой ноги назад и приставной шаг вправо; возвращение в и.п.

Оцениваются согласованность движений с ударами метронома, хорошая осанка, равномерность движений при постановке ноги с носка на всю ступню:

5 баллов - полная согласованность шагов и ударов метронома, хорошая осанка; легкие, свободные движения, выразительная мимика;

4 балла - согласованность шагов и ритма, небольшие погрешности в технике исполнения;

3 балла - один сбой в ритмичности шагов, скованность в движениях, отсутствие эмоциональности.

Ритмичность прыжков и прыжковых упражнений

Тест 1. "Прыжок вперед". Стоя на левой ноге, поднять правую вперед и, отталкиваясь от опоры, выполнить под удары метронома прыжок вперед на правую в полуприсед на ней, левую - назад. Отталкиваясь правой ногой от опоры, выполнить прыжок назад в исходное положение. Повторить два раза (всего четыре прыжка).

Оцениваются танцевальность, согласованность движений, амплитуда, слитность:

5 баллов - полная согласованность прыжковых упражнений с ударами метронома, высокая амплитуда движений, достаточная легкость и выразительность;

4 балла - согласованность прыжковых упражнений с ударами метронома, средняя амплитуда, недостаточная легкость и выразительность движений;

3 балла - один сбой в ритме движений, недостаточная амплитуда и выразительность движений.

Тест 2. "Прыжки со сменой положения ног". Под удары метронома последовательно выполняются четыре прыжка вперед со сменой положения ног - "козлик" и "ножницы" (по два прыжка).

Оцениваются степень согласованности движений с ударами метронома, высота прыжка, слитность, легкость и выразительность движений:

5 баллов - согласованность прыжков с ударами метронома, легкость, слитность, высокая амплитуда;

4 балла - согласованность прыжков с ударами метронома, высота прыжков не ниже среднего уровня, недостаточная легкость и слитность движений;

3 балла - один сбой в ритме прыжковых движений, амплитуда ниже средней, недостаточная слитность и легкость прыжковых упражнений.

Ритмичность вращательных движений

Тест 1. "Скрестный поворот". Под заданный ритм метронома выполняется приставной шаг в сторону с правой ноги и скрестный поворот вперед на 360O, затем приставной шаг с левой ноги в сторону и скрестный поворот вперед на 360O. При выполнении скрестного поворота на 180O шагом вперед или назад правая (левая) ставится впереди или сзади опорной так, чтобы носки были на одной линии. Поднимаясь на полупальцы, девушка выполняет поворот на двух ногах (тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги). При выполнении скрестного поворота на 360O шагом вперед в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг, приставляется к опорной. В скрестном повороте шагом назад на 360O приставляется опорная нога.

Тест 2. "Повороты прыжками" . Под стук метронома, продвигаясь вперед прыжками на двух, поворот вправо на 360O (каждый поворот на 90O), затем влево.

Оцениваются слитность, согласованность движений, осанка, амплитуда и выразительность движений:

5 баллов - полная согласованность движений с ударами метронома, легкость и достаточная высота прыжка с мягким приземлением, выразительная мимика;

4 балла - согласованность движений с ударами метронома, некоторая жесткость при приземлении;

3 балла - один сбой в ритме движений, недостаточная амплитуда и легкость, скованное выражение лица.

Ритмичность статодинамических упражнений

Тест 1. "Упор присев - упор лежа". Под заданный ритм (60, 120 уд/мин) выполняется упражнение на 8 счетов: из основной стойки упор присев, упор лежа, на 2 счета руки сгибаются в локтях, туловище опускается вниз, на 2 счета руки выпрямляются, упор присев, основная стойка. Повторяем 2-4 раза.

Оцениваются согласованность движений и ритма, положение тела, техника выполнения, рациональное распределение усилий (напряжение и расслабление):

5 баллов - полная согласованность движений и ритма, идеальная техника исполнения, прямая спина, живот втянут; движения слитные;

4 балла - незначительный сбой в ритме, отдельные нарушения техники, движения выполняются со значительным усилием;

3 балла - один сбой в ритме, нарушение техники выполнения упражнения.

Тест 2. "Ритм телодвижений". Под заданный ритм (60 уд/мин) выполняется упражнение на 8 счетов: из и.п. лежа на спине руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. На 2 счета поднять верхнюю часть спины вверх, на 2 - опустить вниз, на один - подтянуть колени к груди в и.п., выпрямить ноги вверх и возвратиться в и.п. Повторить 2-4 раза.

Оцениваются согласованность движений с ритмом, чередование напряжения и расслабления, техника исполнения, артистичность, правильное дыхание:

5 баллов - полная согласованность движений и ритма, совершенная техника выполнения. В первой части упражнения поясница плотно прижата к полу, локти разведены, подбородок вверху, лопатки отрываются от пола; во второй - нижняя часть туловища отрывается от пола, ноги в выпрямлены в коленях, носки оттянуты;

4 балла - выдержан ритм движений, незначительные нарушения в технике отдельных фаз выполнения упражнений, сохраняется ритмичное распределение мышечных усилий, чередование напряжения и расслабления;

3 балла - один сбой в согласованности движений с заданным ритмом. Ошибки в технике выполнения , чрезмерное напряжение, нарушение ритма дыхания.

Ритмичность коллективных действий

Тест 1. "Ритмичность согласованных движений". Под заданный ритм (60 уд/мин) выполняется связка на 16 счетов: на 4 счета - скрестный шаг вправо; на 4 - захлесты голени правой-левой с разворотом на 90O в сторону движения; на 4 - возвращение в и.п., выполняя захлесты с поворотом на 180O; на 4 - приставной шаг вправо-влево. То же самое повторяем со скрестного шага влево. Упражнение выполняется группой из 3-4 человек и более.

Оцениваются согласованность шагов и заданного ритма, техника исполнения, синхронность, артистичность и выдержанная линия движения:

5 баллов - полная согласованность движений и ритма, высокая техника исполнения (корректная осанка, положение рук, постановка головы, движения с носка), высокая эмоциональность, слитность и синхронность движений;

4 балла - согласованность движений, хорошая техника выполнения, незначительные нарушения в синхронности движений;

3 балла - один групповой сбой в согласованности движений, ошибки в выполнении, одно нарушение в синхронности, отсутствие эмоциональности

Информативность, простота и доступность выполнения предложенных тестов позволили определить исходный уровень развития ритмичности у занимающихся, а также разработать программу занятий оздоровительной аэробикой, направленную на совершенствование основных разновидностей проявлений ритмичности.

Тестирование, проведенное через 6 и 12 месяцев занятий, позволило получить достоверную информацию о темпах прироста показателей ритмичности по всем ее основным разновидностям, а также сориентироваться в выборе наиболее эффективных средств и методов формирования тех или иных проявлений ритмичности в зависимости от задач тренировки. Кроме того данные тесты стимулируют развитие творческого подхода занимающихся, нацеливает их на расширение объема специальных занятий в области избранного вида спорта, что обогащает личность и служит дополнительным мотивом к разностороннему развитию.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!