ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕДИНОБОРСТВ


Abstract

CONTINUOUS PREPARATION OF SPECIALISTS IN ORIENT SINGLE COMBATS

A.V. Litmanovich, Ph. D., lecturer

The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk

Key words: training of specialists in orient single combats, value and features of organization of process.

The research on the problem of continuous training of specialists in the orient single combats has been carried out by the author since 1990 to the present time. There was carried out the selection of the criteria, which allow to start the development of modelling characteristics of the specialists in single combats according to the grade levels.

At different stages the process of education can interrupt and proceed under certain conditions at the following educational stage. The trainee, having finished such school, will get the experience which can be used in any field of activity connected with pedagogics, collective management and a number of other close specialities. Besides it will get the broad knowledge in the field of eastern single combats which will create for him the conditions for the greater stability in modern conditions.


НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Литманович
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: подготовка специалистов по восточным единоборствам, значение и особенности организации процесса.

Подготовка специалистов по восточным видам единоборств - сравнительно новое направление в системе физкультурного образования. Наряду со сложностями, сопровождающими формирование этой специальности, мы имеем дело с глубокими и быстрыми переменами в системе образования в целом [1]. В этих условиях подготовка специалистов по восточным единоборствам нуждается в создании, внедрении, оценке новых образовательных систем и технологий [5]. Включение России в Болонский процесс, важнейшими требованиями которого являются: многоуровневый характер образования, непрерывные технологии обучения, модульная организация учебно-воспитательного процесса, - ставит задачу переноса этих положений в содержание подготовки специалистов по восточным видам единоборств.

Сфера образования во всем мире - важнейший фактор экономического и социального развития общества.

Образование относится к числу наиболее рентабельных отраслей народного хозяйства. Прогрессивное развитие общества предусматривает, что наука должна развиваться быстрее экономики, а образование - быстрее науки. В условиях рынка экономически оправдана подготовка профессионалов различного уровня (бакалавров, специалистов, магистров), поскольку именно непрерывная многоуровневая подготовка может обеспечить адресное освоение требований, которые становятся определяющими квалификационными характеристиками для соответствующего уровня подготовки [2, 3]. Современный специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональной компетентностью, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы. Кроме того, он должен овладеть активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой, знанием иностранного языка. Его должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. Для подготовки специалиста нового типа необходимы перестройка системы образования, совершенствование содержания, обучения и воспитания в следующих направлениях:

- интенсификация учебно-воспитательного процесса с быстрым включением в него инноваций;

- организация непрерывной системы профессиональной подготовки;

- формирование учебно-воспитательных модулей, поддерживающих образование на разных уровнях;

- развитие форм обучения, моделирующих будущую профессиональную деятельность;

- совершенствование форм и методов организации самостоятельной работы студентов;

- индивидуализация обучения;

- компьютеризация учебного процесса.

В связи с потребностью современного рынка труда в специалистах различного уровня и повышенным вниманием к данной проблеме возникает необходимость создания системы непрерывной подготовки кадров - решающей задачи физического воспитания в различных звеньях системы образования.

В контексте рассматриваемой проблемы подготовка специалистов по восточным единоборствам особенно актуальна. В ведущих физкультурных вузах России накоплен значительный опыт подготовки специалистов по дзюдо. Вместе с тем появление новых восточных видов единоборств, каратэ, айкидо, таэквондо, тхэквондо и т.д. и постоянно растущий интерес к ним привели к тому, что в ряде учебных заведений страны началась подготовка специалистов по данным направлениям. Этот факт заставляет обратиться к проблеме и взглянуть на нее с учетом ряда позиций, которые не учитывались в учебных программах прошлых лет.

Введение новых требований к подготовке специалистов привело к появлению соответствующих положений, регламентирующих данный вид деятельности. Документом, который содержит основные требования к специалисту в области физической культуры и спорта, служит Государственный образовательный стандарт. В нем прописаны основные положения, которым должен отвечать будущий специалист по физической культуре и спорту, и в частности по восточным единоборствам.

Что же понимается под термином "восточные виды единоборств"? Ряд специалистов вкладываю т в эти словосочетания традиционные спортивные представления, считая, что только использование спортивного содержания восточных видов единоборств имеет единственный абсолютный смысл для их развития. Тем более что часть восточных видов единоборств широко применяются как средства физического воспитания, спортивной подготовки, по ряду из них все шире и шире проводятся спортивные состязания, а такие, как дзюдо и таэквондо , входят в программу Олимпийских игр. Данный факт очень актуален: ведь активные занятия с использованием средств восточных единоборств имеют огромное значение, решая задачи оздоровительного и воспитательного характера. Но особенность восточных видов единоборств заключается и в том, что содержание средств позволяет организовывать занятия этими видами боевых искусств таким образом, что к участию в них возможно привлечение людей разного возраста. Причем зафиксированы случаи участия в занятиях такими видами, как каратэ, таэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, людей в возрасте от 5 до 60 лет и старше.

Вместе с этим расширяется и круг задач, решаемых данными средствами физического воспитания, включая оздоровительные, спортивные и прикладные, следовательно , необходима подготовка специалистов различного уровня, которые реально могли бы осуществлять учебно-тренировочный процесс с людьми разного возраста, пола и интересов, т.к. человек может заниматься различными видами восточных единоборств в детском саду, спортивной школе, частной школе, клубе, в учебном заведении специализированного и неспециализированного характера. Жизнь сама диктует необходимость в специалистах различного уровня подготовленности (квалификации), а соответственно и с различным уровнем образования.

Вполне возможно, что с таким подходом мы сможем определить необходимый уровень знаний и соответственно квалификацию будущего преподавателя, который на практике будет реализовывать обозначенный круг стоящих перед ним задач. Подготовка специалиста по восточным видам единоборств представляется нам в виде системы, охватывающей весь процесс от момента определения будущего абитуриента в специальности до поступления в учебное заведение и прохождени я этапа послевузовского образования. Следует учитывать, что уровень подготовленности абитуриентов может значительно отличаться, и связано это не столько с тем, что один более способен, чем другой, а с тем, что у одного абитуриента была возможность обучаться у более квалифицированного специалиста, а у другого нет, и в данном случае в силу может вступить программа выравнивания, которую такие абитуриенты проходят в стенах специализированных (лицейских) классов педагогических колледжей. Обучаясь в таком заведении, учащийся кроме широкого круга знаний получает запас времени для убеждения в правильности выбранной профессии. В нашем примере используется система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов по восточным видам единоборств, первый этап которой проходят в общеобразовательной школе, клубе по месту жительства, ДЮСШ.

Исследование по данной проблеме проводится с 1990 г. по настоящее время. На первом этапе осуществлял ись анализ научно-методической литературы, изучение учебных программ для различных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по единоборствам. Всего изучено 18 программ. На этом же этапе проведен подбор критериев, позволяющих приступить к разработке модельных характеристик специалистов по единоборствам в соответствии с этапами обучения.

С сентября 1995 г. ведется поисковый эксперимент по организации процесса подготовки специалистов со средним специальным образованием на базе педагогического колледжа № 2 г. Омска.

С января 1996 г. проводилась организационная работа по открытию лицейского класса в средней школе № 142 Октябрьского округа г. Омска, в котором с сентября 1997 г. осуществляется процесс предпрофессиональной подготовки учащихся в соответствии с первым образовательным уровнем подготовки специалистов по восточным видам единоборств.

В 1996 г. на базе Новокузнецкого педагогического университета разрабатывается программа подготовки учителей физического воспитания, включающая основы восточных видов единоборств.

С мая 1997 г. по настоящее время проводятся обследования абитуриентов, студентов СибГУФКа и педколледжа № 2 (соответственно 137 и 62 человека) с целью выявления черт характера, определяющих предрасположенность к педагогической деятельности в качестве тренеров-преподавателей по единоборствам, произведена оценка уровня физической, технико-тактической, теоретической подготовленности, способности к овладению методикой проведения занятий и навыками судейства [4]. В этот же период начата разработка критериев для поступления на специализацию абитуриентов - будущих специалистов по восточным единоборствам (А.В. Литманович, Е.Б. Штучная, 2000). Разработаны модельные характеристики физической, технико-тактической, теоретической, профессиональной подготовленности, уровня физического развития и ряда психофизиологических показателей, отражающих уровень подготовленности специалистов по восточным видам единоборств на различных этапах образования.

С 1998 г. проводится анкетирование, в котором принимают участие специалисты различных видов единоборств, тренеры-преподаватели спортивных школ, преподаватели средних, средних специальных, высших учебных заведений, имеющие звания заслуженного тренера России, профессора, доцента, доктора или кандидата педагогических наук по вопросам структуры и содержания различных этапов подготовки специалистов по восточным видам единоборств, по проблемам, связанным с особенностями организации обучения на них.

Изучались существующие программы по различным видам единоборств и рабочие программы, по которым осуществляется подготовка специалистов в ведущих вузах России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Омск). Результаты исследований были обобщены и на их основе разработана экспериментальная программа подготовки специалистов по восточным единоборствам, которая внедряется в различных образовательных звеньях системы непрерывного образования с 1998 г.

С сентября 1997 г. в средней школе № 142, с сентября 1998 г. в средней школе № 83, а с сентября 2001 г. в средней школе № 86 , в СДЮСШОР-17 и ДЮСШ-28 , ДЮЦ "Смена", МОУ ДОД " Гор ДЮЦ" внедряется программа предпрофессиональной подготовки для учащихся, занимающихся различными видами единоборств, программа базового уровня внедряется в педколледже № 2, колледже профессиональных технологий и на 1-3-м курсах СибГУФКа, программа специализированной подготовки внедряется на 4-5-м курсах СибГУФКа, программа подготовки бакалавров - на 1-4-м курсах и магистров - на 4-5-м курсах СибГУФКа. Программа послевузовского образования внедряется в рамках регионального ИПК при СибГУФКе.

На разных этапах процесс образования может прерываться и продолжаться при определенных условиях на следующей образовательной ступени. При этом материалы предварительных исследований подчеркивают необходимость использования на разных этапах обучения элементов самообразования , включающего различные формы, в том числе дистанционное обучение. Доля этих средств различна с тенденцией увеличения на более поздних этапах. Важным аспектом является то, что обучающийся, пройдя такую школу, получит опыт, который можно использовать в любой сфере деятельности, связанной с педагогикой, управлением коллективом и ряде других близких специальностей. Кроме того, он получит широкий круг знаний в области восточных единоборств, который создаст ему условия для большей стабильности в современных условиях.

Использованная литература

1. Дикунов А.М. Перспективы модульной технологии педагогического контроля // Теория и практика физ. культуры. 1997, №12, с. 24-26.

2. Дубровский А.В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 12, с. 13-14.

3. Кузин В.В. Современное состояние и перспективы научно-педагогического образования в Российской государственной академии физической культуры // Теория и практика физ. культуры, 1998, № 5, с. 2.

4. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Исследование интереса к будущей профессии у студентов Сибирской государственной академии физ. культуры// Теория и практика физ. культуры. 1998, № 9, с. 43-46.

5. Михалев В.И., Сулейманов И.И., Шнайдер В.Х. Формирование единого физкультурно-образовательного пространства Сибири // Теория и практика физ. культуры, 1997, № 12, с. 7-12.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!