Abstract RESEARCH METHOD IN TEACHING SPORTS DISCIPLINES A.M. Tikhonov, Ph. D., lecturer The Perm state pedagogical university, Perm Key words: change of educational paradigms, pedagogical technologies, rethinking roles of physical culture. According to the author's opinion, the research method in teaching can provide the conscious mastering of motor actions. If the repeated performance of an action occurs without the attempts to realize it's biomechanical structure it does not result at many sportsmen in the formation of a conscious image of the structure of movements. The sportsman who possesses the experience of the partition of the motor action on separate operations, the presence of his own mistakes, the selection of exercises for their correction, estimating himself, knowing the purpose of each special exercise, can teach this the other one. The possession of the research skills will help the graduate to orientate in the various world of pedagogical technologies to analyze them and to come to the objective point of view, to create his own programs and to defend them.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН Кандидат
педагогических наук, доцент А.М.
Тихонов Ключевые слова: смена образовательных парадигм, педагогические технологии, переосмысление роли физической культуры. Изменения, которые происходят в обществе, всегда отражаются на всех социальных институтах, и система образования в этом случае не является исключением. Новшества не обошли стороной и систему физкультурного образования. Здесь следует отметить следующее. 1. Происходит смена образовательных парадигм: переход от репродуктивно -педагогической цивилизации к цивилизации креативной [5]. 2. Появляются разнообразные педагогические технологии, и большинство их представляют собой систему, в которой каждый учебный предмет работает на достижение одной определенной цели. Предмет, преподавание которого не соответствует данной системе, оказывается вне рамок инновационных процессов (и очень часто, к сожалению, таким предметом является физическая культура). 3. В общеобразовательной школе всё большую популярность в связи с большей эффективностью по сравнению с репродуктивной подачей учебного материала приобретают проблемный [6, 10] и квазиисследовательский методы обучения [6, 7]. Это же наблюдается и в высшей школе. Отмечается, что в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовленности выпускника по специальности "Физическая культура" отмечено, что он должен иметь представление об интеграционных процессах "наука-образование "; знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы; уметь организовать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно -спортивных занятий; подготовить и защитить научную по характеру выпускную квалификационную работу [З]. 4. "Система физического воспитания... должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологичсских теорий" [8]. 5. Провозглашенный сегодня принцип вариативности дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Под влиянием вышеуказанных изменений идет переосмысление роли физической культуры в жизни общества. Отмечается, что плодотворно решать вопросы ее формирования нельзя, не опираясь на современные гуманистические концепции общей теории культуры и теории деятельности ; отдавая предпочтение в исследовании физической культуры аналитическому подходу в противовес интегративному, системному; смещая акцент преимущественно на развитие двигательной (физической) сферы занимающихся; "замыкаясь " на внешних формах (компонентах) физической культуры (физическом воспитании, спорте, физической рекреации, двигательной реабилитации и т.п.); не уделяя должного внимания главному объекту культурной деятельности - человеку [7, с. З]. Представляет интерес точка зрения И.В. Работина. Он соглашается с мнением М.В. Прохоровой, Е.В. Катрич, Д.Ю. Федорова, которые к пяти основным компонентам педагогической деятельности учителя физической культуры (гностическому, проектировочному, конструктивному, организаторскому и коммуникативному) считают необходимым присоединение шестого - инновационного. И в связи с этим делает прогноз о том, что инновационность должна стать свойством педагогической деятельности ближайших десятилетий. Поэтому, пишет он, студентов к этой деятельности (инновационной) необходимо готовить, а для этого нужна разработка концепции технологии подготовки педагога к работе в условиях инновационности [9]. Полностью согласны с этой точкой зрения и считаем, что те положения, которые нами были разработаны ранее [13, 14], отвечают требованиям сегодняшнего дня и уже проходят экспериментальную проверку в образовательных учреждениях. Они разработаны в соответствии с концепцией модернизации российского образования [5] и направлены на создание условий для формирования личности, ответственной за свое благополучие, благополучие общества, формировани е социальной мобильности и адаптации. В области физической культуры это должно проявляться в личной ответственности человека за свое физическое состояние. В связи с этим одной из основных задач работы учителя, с нашей точки зрения, должна стать работа по подготовке учеников к самостоятельным занятиям физической культурой: помочь человеку стать творцом своего физического состояния. А для этого нужно помочь ученикам "открыть" способы определения состояния своего физического здоровья, развития красоты движений и способности выполнять физические действия, желанные для них; способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, способности выполнять физические действия по выбранному плану. Освоение перечисленных способов требует, чтобы ученик находился в авторской позиции. Открыть (распредметить) способ невозможно, не конструируя его. Авторство физического движения предполагает формирование набора необходимых авторских умений: ·оценивать собственное физическое состояние; ·определять границу физических возможностей своего организма относительно нужных для него деятельностей; · планировать, конструировать комплексы движений для достижения определенного качественного физического состояния; ·формулировать проблему и делать запрос специалисту, товарищу, обращаться к литературе; · контролировать правильность выполнения тренировочных физических действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности); · анализировать выполнение замысла. Между учителем и учеником складываются отношения субъекта к субъекту. Объектом их совместной деятельности становится способ решения учебной задачи (УЗ). Учитель ставит УЗ с целью раскрытия способа ее решения средствами физических упражнений, находится в позиции консультанта и методолога, а ученики ведут квазиисследовательскую деятельность (переоткрывают уже открытое, но в технологии полноценной деятельности) по ее решению. Однако для такой работы нужна соответствующая подготовка учителя физической культуры. Традиционная методика проведения урока, когда учитель ставит цель, мотивирует учащихся (как правило, отметкой), подбирает средства и оценивает полученный результат, уже дает сбои в работе с классами, занимающимися по другим (иногда альтернативным традиционной) образовательным технологиям. Ученикам, которые со второго класса [напр., 17] ведут исследовательскую работу, занятия, на которых дается готовый вариант действия, становятся неинтересными. Об этом говорят все учителя физической культуры, работающие в системе развивающего обучения. У нас есть прекрасная возможность готовить учителей, способных вести занятия в любых ситуациях (имеются в виду разные у педагогические технологии). Итогом учебы на факультетах физической культуры является выпускная квалификационная работа, которая должна носить исследовательский или экспериментальный характер. Как правило, эта работа начинается с третьего курса (еще раз отметим, что в школе такая работа начинается со второго класса). И наши студенты (в своем большинстве) испытывают значительные затруднения при выборе темы исследования, анализе научно-методической литературы, определении цели, задач, объекта и предмета исследования, разработке гипотезы, выборе методов исследования, формулировке названия, подготовке и проведении исследования, обработке результатов методами математической статистики, обобщении и анализе полученных данных, формулировке выводов и практических рекомендаций, оформлении работы и ее защите. Только умелое выполнение студентом двигательного действия еще не говорит о том, что он может кого-то ему научить. Например (из моего опыта работы), есть хорошие легкоатлеты-спортсмены, которые не могут объяснить, рассказать о сути легкоатлетических упражнений, о том, какую цель преследуют те или иные специальные упражнения (но показать могут, и очень квалифицированно). Но есть и такие студенты, которые и объяснить могут, и научить, а показать хорошо не могут. Кому отдать предпочтение? Если готовим спортсменов, то первому типу студента, если учителей физкультуры, то второму. Пловцы и гимнастки с сильнейшим напряжением организма сдают нормативы по легкой атлетике. С нашей точки зрения, работа над самоконтролем и самооценкой двигательного действия и экспериментальная проверка на эффективность разных способов выполнения двигательного действия дадут больший эффект для его осознания и понимания. Проведенные нами исследования самоактуализации и ограничений в деятельности учителей физической культуры и студентов факультета физической культуры выявили низкий, а в опроснике САТ (самоактуализационный тест) - на грани патологии, уровень креативности [2, 12]. За десять лет никаких изменений нет. А здоровье (креативность - один из признаков психологического здоровья) надо организовать. И последнее. Все-таки школьный предмет - это физическая культура. И со спортом здесь имеются различия. Изучать его, следовательно, необходимо как учебный предмет. И в соответствии с наметившимися в области образования тенденциями (см. выше) предлагаем следующее. Отойти от спортивного принципа проведения практических занятий по спортивным дисциплинам, т.е. это не виды спорта, а средства физической культуры (видами спорта занимаются на практическом курсе ПФСС). Физическая культура - это наука, которая имеет свой объект и предмет исследования. Наша задача - ее изучение как науки и изнутри, в процессе практических занятий. Как это может быть? Например, бросать те или иные предметы, снаряды можно различными способами. Занимающиеся выполняют броски. В перерывах между ними проводится анализ: в чем их сходство и различие, каким способом можно бросить дальше. Как выяснить? Идет поиск метода определения эффективности (измерение). Осуществляются броски разными способами, их замер, результаты обрабатываются, анализируются, делается вывод. Это, по сути, и есть исследование. Следующая проблема: почему тот или иной способ эффективнее? Как его сделать еще более эффективным? И в конечном счете мы будем приходить к самым рациональным способам бросков и метаний, к проблеме развития двигательных качеств, методам их развития. На занятиях может быть доказана необходимость разминки перед выполнением двигательных действий, определено, какие упражнения в разминке будут более эффективны для выполнения тех или иных упражнений в основной части. Может быть выяснено, какой отдых (активный или пассивный) быстрее восстанавливает силы после нагрузки, могут решаться проблемы техничности низкого старта, барьерного бега; экспериментально для каждого занимающегося подобрана скорость бега, используемого в целях оздоровления и т.д. И снижения двигательной активности при таком построении занятий не будет, так как всё это происходит в процессе реальной двигательной деятельности. Постепенно, с первого курса, на практике овладевая научными способами разрешения проблем, студент становится исследователем. Возможна интеграция его интересов с изучением дисциплины "Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте": на практических занятиях по спортивным дисциплинам происходит сбор экспериментального материала, а при изучении "основ" - его обработка, написание отчета (статьи) или его/ее части, или доклада. Интересна в этом отношении и мысль Ю.Д. Железняка и П.К. Петрова: "В последние годы большое внимание уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллективности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным и в подготовке дипломных работ. В этом случае каждый студент может представить в виде дипломной работы определенный раздел исследований, проведенных коллективом " [3, с. 46]. Таким образом, цель практических занятий по спортивным дисциплинам - становление студента как исследователя. И как следствие этого перед преподавателем встает вопрос: как оценивать студента? Считаем критериями следующие оценки: 1) авторские умения (см. выше); 2) исследовательские умения. Основной задачей преподавателя на таких занятиях оказывается создание условий для исследовательской деятельности. Этому будут способствовать открытость и его полная предсказуемость, отсутствие оценки с его стороны на всех этапах исследования. Преподаватель и студенты находятся в состоянии сотрудничества, со-творчества; они совместно вырабатывают цели, содержание и, следовательно, совместно дают оценки своей деятельности. Такие условия обеспечат безопасность студента: только не боясь, что тебя низко оценят, высмеют, можно высказывать свое мнение, делать предположения, придумывать, творить. Преподаватель, находясь в позиции сотрудника, тоже открыт для критики. Он может даже специально отстаивать заведомо неверную точку зрения, для того чтобы: 1) студенты приобретали опыт защиты своей точки зрения; 2) стимулировать их к поиску аргументов в свою пользу. С нашей точки зрения, такой метод сможет обеспечить сознательное усвоение двигательных действий. Если многократное выполнение действия происходит без попыток осознать его биомеханическую структуру, то у многих спортсменов это не приводит к формированию сознательного образа структуры движений [1, 4]. Поэтому попытки рассказать о действии, которое они выполняют правильно, очень часто заканчиваются неудачей (многократно проверено, и не только с легкоатлетами), а научить ему - и подавно. Спортсмен же, имеющий опыт расчленения двигательного действия на отдельные операции, нахождения собственных ошибок, подбора упражнений для их исправления, оценивания самого себя, знающий цель каждого специального упражнения, сможет научить этому и другого. Владение исследовательскими умениями поможет выпускнику ориентироваться в разнообразном мире педагогических технологий, анализировать их и приходить к объективной точке зрения, создавать собственные программы и защищать их. Литература 1. Абельская Р.С. Об осмысливании движений в процессе овладения прыжком в высоту с разбега // Вопросы психологии спорта. М., 1955, с. 40-65. 2. Бойко Т.С., Тихонов А.М. Исследование качеств, свойственных психологически здоровой личности, у студентов факультета физической культуры // Физическая культура студенческой молодежи / Сб. матер. XVIII межвуз. науч.-метод. конф., посвященной 75-летию физического воспитания в вузах России (15-16 июня 2004 года). Пермь, 2004, с. 64-68, 106-110. 3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М.: "Академия", 2001. - 264 с. 4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. 2002, № 1 (12), 2002, с. 32-42. 6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пос. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с. 7. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8, с. 2-10. 8. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 1996. - 257 с. 9. Работин И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 2, с. 22-24. 10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. 11. Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 3, с. 12-16. 12. Тихонов А.М. Изучение сильных и слабых сторон деятельности студентов в ходе педагогической практики // Современные проблемы физического воспитания и спорта учащейся молодежи. Пермь, 1994, с. 11-13. 13. Тихонов А.М., Чащухин В.И., Чудинов Ю.В. Основные подходы к преподаванию физкультуры в начальных классах в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Совершенствование и развитие вариативных систем развивающего обучения в образовании г. Перми: Матер. 4-й гор. науч.-практ. конф. Пермь, 2000, с. 33-48. 14. Тихонов А.М., Чащухин В.И. Чудинов Ю.В. Проблемы контроля и оценки в преподавании физкультуры в системе РО Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова // Развивающее обучение - путь к научно-гуманистической системе образования г. Перми: Матер. 5-й город. науч.-практ. конф. - Пермь: ГКШ-ЗУУНЦ, 2001, с. 58-72. 15. Тихонов А.М. Проблемы самоактуализации учителей физической культуры // Физическая культура и спорт в сфере образования учащейся молодежи /Сб. матер. 6-й межвуз. науч.-практ. конф. Чайковский, 2001. с. 71-73. 16. Тюленьков С.Ю., Зуев С.Н., Крылова Л.М. Технология преподавания физической культуры в вузах // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 5, с. 50-54. 17. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2-го класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова). В 2 ч. - М.: Бита-Пресс, 2004. - 88 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |