ГРАНИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

INTEGRATIVE CONTROL AND CORRECTION OF PHYSICAL TRAINING TEACHERS' PEDAGOGICAL SKILL IN TECHNICAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

T.N. Poboronchuk, Ph.D., lecturer

V.V. Ponomarev, Dr. Hab., professor

L.N. Yatskovskaya, T.A. Martirosova, N.I. Sidorova, K.M. Evsyukova, lecturers

The Siberian State Technological University, Krasnoyarsk

Key words: integrative control, criteria, pedagogical skill, teachers, levels, model.

Teacher's pedagogical skill is a fundamental link in the chain of the improvement of the institute educational process; it is also essential when forming personnel resource quality in a higher school. The Integrative system of physical training teachers' pedagogical skill control and correction is proposed; the system consists of two blocks of criteria. The first block contains the criteria of teaching and practical activities control, the second one contains the criteria of scientific-methodical activities. Every criterion, depending on its significance in the studying process, is estimated in points, whereas teacher's pedagogical skill level is defined by a total sum of points according to the table.


ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Кандидат технических наук, доцент Т.Н. Поборончук
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев
Старшие преподаватели Л.Н. Яцковская, Т.А. Мартиросова, Н.И. Сидорова, К.М. Евсюкова

Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: интегративный контроль, критерии, педагогическое мастерство, преподаватели, уровни, модель.

Основным "двигателем" направляющего и регулирующего образовательного и воспитательного процессов вуза является педагог, который, руководствуясь своим педагогическим мастерством и знаниями, работает с молодежью. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого студента. Данная аксиома была положена в основу нашей работы, цель которой заключается в оперативной и корректной оценке уровня педагогического мастерства преподавателя и в дальнейшем стимулировании его повышения.

Анализ существующих методик и критериев оценки педагогического мастерства преподавателей физического воспитания выявил ряд существенных изъянов: недостаточно корректны, громоздки, не дают четкого представления об уровне педагогического мастерства конкретного преподавателя.

На основе анализа зарубежной и отечественной научно-методической литературы по данному вопросу, а также социологического опроса преподавателей физического воспитания г. Красноярска, педагогических наблюдений в течение десяти лет за учебно-практическими занятиями ведущих практиков Красноярского края с последующим анализом деталей и частей занятий и в целом деятельности преподавателя были разработаны в оптимальном количестве и качественном по содержанию составе критерии комплексной (интегративной) оценки уровня педагогического мастерства педагогов физического воспитания.

В комплексную оценку уровня педагогического мастерства преподавателя физического воспитания вошли 19 критериев. Они состоят из двух больших блоков.

1-й блок: критерии, оценивающие практическую деятельность (ПД) преподавателя: проведение учебно-практических занятий, где оцениваются следующие показатели (критерии) - количество студентов, какой курс, готовность спортивного зала и наличие инвентаря, организация занятий, процесс проведения занятий, контроль и оценка деятельности студентов в течение занятия, домашние и индивидуальные задания, активность занимающихся.

Модель интегративного контроля и оценки педагогического мастерства преподавателя физического воспитания технического вуза

Таблица 1. Критерии оценки и контроля качества проведения учебно-практических занятий со студентами по дисциплине «Физическая культура»

№ п/п

Содержание критериев оценки и контроля

Начисленный балл

1

Курс студентов, с которыми проводится занятие:

 

1-й

3

2-й

2

3-4-й

1

2

Количество студентов на занятии:

 

до 20 чел.

1

до 30 чел.

2

до 35 чел.

3

до 40 чел.

4

свыше 50 чел.

5

3

Готовность спортивного зала и инвентаря:

 

частично

1

наполовину

2

полностью

3

4

Организация студентов:

 

в начале занятий

1

до середины

2

в процессе всего занятия

3

5

Обучение двигательным умениям и навыкам:

 

ни одна из фаз изучаемого упражнения (движения) не просматривается у 80% студентов в конце занятия

1

просматриваются частично фазы движения у 50% студентов

2

просматриваются все фазы изучаемого упражнения (движения) у 30% студентов

4

6

Совершенствование двигательных умений и навыков:

 

отработана одна из фаз выполняемого упражнения (движения) у 80% студентов в конце занятия

2

более одной фазы или основная у 50% студентов

4

отработаны и последовательно выполняются все фазы совершенствующегося движения (упражнения) у 30%

 

студентов

5

7

Развитие и поддержание физических качеств:

 

одно качество

1

от 1 до 2

2

от 2 до 3 и выше

3

8

Использование нетрадиционного оборудования:

 

в начале занятия

1

в середине

2

в процессе всего занятия

3

9

Эмоциональный (интерес) фон у студентов:

 

в начале занятия

1

в середине

2

в процессе всего занятия

3

10

Способы приобретения и совершенствования теоретических знаний на занятиях:

 

только словесный

1

в сочетании с практическим показом преподавателем отдельных элементов техники

2

графический показ, наглядные пособия и приспособления, использование кинофотоаппаратуры, методическая литература и т.д.

4

11

Методы и способы оценки выполняемой студентами деятельности на занятиях:

 

словесное одобрение и поощрение

1

в сочетании с выставлением оценок некоторым студентам

2

конкретная оценка и замечания каждому студенту в конце занятия

3

12

Форма проверки и подачи домашних и самостоятельных заданий:

 

словесный способ

1

с применением специальных карточек с заданиями

2

методические разработки домашних заданий, карты совершенствования своего физического состояния, т а-беля и т.д.

4

13

Нетрадиционные формы ведения занятия:

 

в начале занятия

2

в середине

3

в течение всего занятия

5

14

Активность студентов на занятиях:

 

в начале занятия

1

до середины

2

в процессе всего занятия

3

15

Работа, проделанная с планом-конспектом учебно-практического занятия:

 

традиционная форма конспекта с подробным описанием содержания занятия

1

дополнительно с графическим показом

2

более универсальная, нетрадиционная форма конспекта занятия

4

16

Педагогический стаж, лет:

 

до 5

1

до 10

2

до 15

3

до 20

4

до 25

5

до 30

6

17

Образование:

 

• высшее (неспециальное)

1

• среднее специальное

3

• высшее специальное

5

18

Спортивная классификация:

 

• 3-й, 2-й спортивные разряды

1

• 1-й разряд

2

• КМС

3

• МС

5

. МСМК

7

19

Должность на кафедре:

 

• преподаватель

2

• старший преподаватель

3

• и.о. доцента

5

• доцент вуза

7

• доцент ВАКа

• профессор

12

Таблица 2. Уровень педагогического мастерства, баллы

УРОВНИ

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

65-73

56-64

47-55

24-46

18-20

2-й блок: критерии, оценивающие научно-методическую деятельность (НМД) преподавателя, это прежде всего умение анализировать научно-методическую литературу, проводить несложные педагогические эксперименты, вести дискуссии по актуальным проблемам физического воспитания студентов на заседаниях, советах, конференциях, работа с конспектом учебных занятий, наличие методических разработок, публикации статей и тезисов в сборниках научно-практических конференций, уровень спортивной подготовки преподавателя, педагогический стаж, разряд ЕТС.

Это отражено в модели интегративного контроля и оценки педагогического мастерства преподавателя физического воспитания технического вуза (см. рисунок).

В зависимости от значимости и сложности выполнения учебной задачи и т.д., а также анкетного опроса преподавателей каждый критерий был оценен в баллах от 1 до 5. Таким образом была разработана таблица, где каждый критерий был оценен определенным количеством баллов (табл. 1). По сигмальным отклонениям были рассчитаны уровни педагогического мастерства (УПМ), где (х+2d) - очень высокий, (х + d) - высокий, (х) - средний, (х-d) - низкий и (х+2d) - очень низкий уровни педагогического мастерства.

Уровень педагогического мастерства определяется по следующей формуле: УПМ = ПД + НМД, где в зависимости от суммы набранных баллов (табл. 2) определяется уровень педагогического мастерства педагога.

Для анализа и оценки уровня педагогического мастерства преподавателя разработана "Анкета комплексного контроля уровня педагогического мастерства преподавателя", где содержатся вышеуказанные критерии. Один раз в год методическая комиссия кафедры оценивает уровень преподавания педагога, на основании ее решения ходатайствует перед кафедрой, факультетом и ректоратом о материальном и моральном поощрении преподавателя, повысившего свой педагогический уровень.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!