Abstract FEATURES OF LEGAL REGULATION OF WORK OF PROFESSIONAL SPORTSMEN O.A. Shevchenko, Postgraduate, chief of legal department, Moscow Key words: sports, physical culture, contract, professional sportsman, sports organization The article) is devoted to the research of labor-legal relations of professional sportsmen. Blanks in the existing legislation regulating their professional work are revealed. The opportunity of the appendant applications of norms of civil law to the labor relations of sportsmen and the necessity of development of the special law is shown.
|
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ Аспирантка, начальник юридического отдела ГШВСМ О.А. Шевченко , Москва Ключевые слова: спорт, физическая культура, договор, профессиональный спортсмен, физкультурно-спортивная организация. Спорт в нашей стране был признан полноправной профессией сравнительно недавно, хотя уже задолго до этого стало очевидным, что для достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен уделять тренировкам и соревнованиям так много времени, что возможности одновременно еще где-либо работать у него нет. В связи с этим многие известные спортсмены, тренеры и ученые неоднократно говорили о необходимости социальной защиты спортсменов и распространении трудового законодательства на отношения между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями. Появление термина "профессиональный спорт" в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 13 января 1999 г.1. предполагает возможность рассматривать деятельность профессионального спортсмена как трудоправовые отношения. С признанием статуса профессионального спорта становится актуальным признание комплекса неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности, с которыми спортсмен соприкасается в процессе своего труда, для того чтобы предусмотреть все возможные виды профилактики, социальной защиты и социальной помощи при нарушении его состояния здоровья и потере профессиональной трудоспособности, характеризующейся какими-либо вредными условиями труда. Во всех странах мира в законодательстве есть особые положения о спорте и шоу-бизнесе. В России особенности труда профессиональных спортсменов регулируются ст. 351 Трудового кодекса и ст. 26 Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ". В Трудовом кодексе Российской Федерации, к сожалению, нет специальных статей, отдельно регулирующих трудовые отношения профессиональных спортсменов. Вместе с тем в ТК РФ в отличие от ранее действовавшего КЗоТ РФ 1971 г. в определенной мере нашли свое отражение вопросы, связанные с особенностями правовой регламентации рабочего времени и времени отдыха, а также оплаты труда этих лиц. Так, в ст. 94 ТК РФ говорится о том, что для профессиональных спортсменов в соответствии с перечнем категорий этих работников, утверждаемых Правительством Российской Федерации, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться согласно законам и иным нормативным правовым актам, локальным нормативным актам, коллективному договору либо трудовому договору. Кроме того, согласно ст. 96 ТК РФ порядок работы профессиональных спортсменов в ночное время может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. В отношении профессиональных спортсменов установлены некоторые особенности и при привлечении их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Так, согласно ст. 113 ТК РФ привлечение к таким работам профессиональных спортсменов в организациях, финансируемых из бюджета, допускается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а в иных организациях - в порядке, устанавливаемом коллективным договором. Теперь перейдем непосредственно к анализу трудовых правоотношений профессионального спортсмена. Трудовая функция профессионального спортсмена гораздо разнообразнее, чем функции иных работников, и не столь определенна. В общем виде ее можно сформулировать как участие в тренировках и соревнованиях. Спортсмен может принять на себя, например, следующие обязательства (по соглашению сторон каждая из них может быть в необходимой степени конкретизирована): - выполнять установленные индивидуальным планом подготовки требования и контрольные нормативы (индивидуальный план подготовки в виде приложения является неотъемлемой составной частью договора); - участвовать во всех спортивных мероприятиях, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, с достижением определенных спортивных результатов (указываются результаты соревнований - занятые места или запланированные конкретные результаты в метрах, секундах, килограммах и т.п., которые Спортсмен должен показать); - носить форму организации в период участия в спортивных мероприятиях по линии организации; - строго соблюдать распорядок дня, общий и индивидуальный режим тренировок, отдыха и участия в соревнованиях, морально-этические нормы поведения и т.д.; - заботиться о своем здоровье и личной гигиене, в том числе регулярно проходить диспансеризацию; не использовать для достижения спортивных результатов приемов и способов, запрещенных правилами соревнований, не принимать запрещенные медицинской комиссией МОК фармакологические средства и методы стимуляции работоспособности (допинги); в случае получения травм или заболевания строго выполнять лечебные и профилактические процедуры по назначению врача и т.п.; - бережно относиться к спортивным сооружениям, инвентарю, оборудованию, снаряжению и спортивной форме; - соблюдать условия заключенных физкультурно -спортивной организацией договоров по рекламе, в том числе по спонсорской рекламе; - в период действия договора не заключать без согласия физкультурно-спортивной организации иные договоры в стране и за ее пределами об участии в спортивных соревнованиях на коммерческой основе, а также в рекламной деятельности; - без письменного согласия физкультурно-спортивной организации не заниматься другими видами спорта и не принимать участия в соревнованиях по ним, чтобы не навредить здоровью спортсмена и его спортивному мастерству; - пропагандировать занятия физическими упражнениями и видами спорта среди населения, вовлекать в занятия спортом молодежь и др. Имеют место случаи, когда физкультурно-спортивная организация предлагает спортсмену взять на себя и зафиксировать в договоре "особые" обязательства, с одной стороны, отражающие специфику спорта как вида профессиональной деятельности, с другой стороны - входящие в противоречие с действующим законодательством. К таким "особым" обязательствам можно отнести отказ спортсмена от изменения места жительства, от рождения ребенка в период действия договора и т.д.2. Таким образом, деятельность спортсмена многообразна и предполагает осуществление различных по характеру действий. Правовая же природа отношений профессионального спортсмена с физкультурно -спортивной организацией зависит от природы договора, опосредствующего его труд, т.е. в конечном счете от характера и степени самостоятельности его труда. Несмотря на многообразие осуществляемых функций деятельность профессионального спортсмена можно все же представить в виде работы на определенной должности. Спортсмен, таким образом, выполняет определенную трудовую функцию, а не передает работодателю овеществленный результат своего труда. Требования к квалификации профессионального спортсмена не содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. (дополненный постановлениями Минтруда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 5, от 9 февраля 2004 г. № 9, от 22 апреля 2004 г. №51) 3. Справочник устанавливает основные трудовые функции работников. Однако в перечне должностей нет такой категории, как профессиональный спортсмен. Думается, что этот пробел необходимо срочно исправить. Ст. 26 Закона о физической культуре и спорте устанавливает для всех спортсменов независимо от классификации общее право на переход в другие физкультурно-спортивные организации 4. "Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации (спортивного клуба) в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) или иностранную физкультурно -спортивную организацию (иностранный спортивный клуб) после окончания срока договора о спортивной деятельности и выполнения указанных в таком договоре обязательств. В случае если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) происходит до истечения срока договора о спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных в таком договоре обязательств (если такие условия указаны в договоре о спортивной деятельности), такой переход спортсмена возможен только по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций (спортивных клубов). Переход спортсменов осуществляется в порядке и в сроки, которые согласованы соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. Проанализируем данную статью. Во-первых, из нее следует, что заключаемые со спортсменами трудовые договоры должны быть срочными. Данная норма корреспондируется со ст. 58, 59 ТК РФ. Однако ТК РФ содержит специальное указание. "Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения - по инициативе как работника, так и работодателя" 5. Ст. 59 ТК РФ (в развитие ч. 2 ст. 58 ТК РФ) устанавливает перечень случаев, когда срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника. В частности с "профессиональными спортсменами в соответствии с перечнем профессий, утвержденным Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений". Следовательно, до утверждения таких перечней с профессиональными спортсменами следует заключать трудовой договор на неопределенный срок. Во-вторых, нормы ст. 26 Закона о спорте прямо связывают право на переходы с двумя такими обстоятельствами, как окончание срока действия договора и выполнение указанных в самом договоре обязательств. В-третьих, запрещается переход спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую до окончания срока действия трудового договора или при невыполнении предусмотренных трудовым договором обязательств, если не достигнуто согласие о таком переходе между этими организациями. В-четвертых, условия такого перехода (порядок и сроки) предписывается согласовывать с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. Возникает вопрос: от выполнения каких именно договорных обязательств зависит переход спортсмена из одного спортивного клуба в другой? Предположим, в тексте трудового договора, заключенного с профессиональным спортсменом, будет указано следующее его обязательство: "не допускать никаких нарушений спортивной и трудовой дисциплины...". Противоречит этот пункт законодательству? Ни в коем случае. Однако если спортсмен опоздал по неуважительным причинам на тренировку или пропустил ее, клуб имеет все правовые основания, для того чтобы не давать своего согласия на его переход в другой клуб! Далее в ст. 26 говорится: "...такой переход возможен только по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций". Но что же получается: решается судьба спортсмена, а он при этом не имеет права голоса?! Он - всего лишь предмет сделки между клубами! И чем более статус спортсмена-профессионала будет приближаться к понятию "свободная творческая личность", тем лучше в итоге будет всем: спортсменам, спортивным организациям, болельщикам и спорту в целом! В сегодняшней законодательной базе относительно деятельности профессиональных спортсменов имеются неопределенности, приводящие к правовым коллизиям. Определение профессионального спорта не содержит достаточной совокупности индивидуальных признаков, отграничивающих данное сложное явление от других видов отношений. Согласно ст. 2 Закона от 13 января 1999 г. профессиональный спорт - это предпринимательская деятельность, цель которой - удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. В соответствии со ст. 2 Закона от 13 января 1999 г. спортсмен -профессионал - это гражданин, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который в соответствии с контрактом получает заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства. Это позволяет сделать вывод, что удовлетворение имущественных интересов спортсменов -профессионалов (получение доходов) осуществляется главным образом в рамках трудового права. Следовательно, спортсмен не предприниматель, а наемный работник. Вместе с тем указание в ст. 2 Закона от 13 января 1999 г. на "иное денежное вознаграждение" позволяет говорить о наличии для спортсмена-профессионала легальной возможности совершать в области спорта гражданско -правовые сделки возмездного оказания услуг, в которых исполнителем выступает спортсмен. Таким образом, появляется неопределенность правового статуса спортсмена-профессионала, предпринимательская (гражданско-правовая) деятельность которого (в нарушение норм Трудового кодекса) регулируется гражданским законодательством. В проекте ФЗ "О физической культуре и спорте" предусмотрено регулирование труда профессионального спортсмена гражданско-правовым договором. Профессиональный спортсмен здесь выступает как индивидуальный предприниматель. Автор вышеуказанного законопроекта полагает, что именно индивидуальное предпринимательство в наибольшей степени защитит права спортсменов. Однако с данным доводом можно не согласиться. Напротив, считаем, что именно ТК РФ способен в полном объеме защитить права спортсменов: во-первых, права спортсмена-профессионала гарантируются защитой государства, во-вторых, в силу ТК РФ работодатель вправе устанавливать за счет собственных средств любые дополнительные по сравнению с законодательством о труде трудовые и социально-бытовые льготы как для всех работников коллектива, так и для отдельных категорий работников. Такие льготы могут устанавливаться и в договорах со спортсменами. Напротив, гражданское право социально не ориентировано, поэтому на практике договорная свобода не становится для работника благом. Это уже подтвердила повсеместная практика заключения срочных трудовых договоров (1990-1991 гг.), от которых работник, как правило, никаких дополнительных гарантий, заложенных в теории, не приобретал 6. Представляется, что в отсутствие указанных черт отношения работодателя и спортсмена как работника не отвечают тем признакам, которые присущи гражданско -правовым отношениям. Профессиональный, как и всякий другой работник, обязуется выполнять работу в соответствии с должностной инструкцией по той должности, на которую принят, то есть выполнять определенную трудовую функцию, а не передавать работодателю конечный результат своего труда. Деятельность профессионального спортсмена осуществляется в рамках организационного творчества, которое отличается от творчества предпринимательского. "Он связан рамками правил внутреннего трудового распорядка и в силу своего правового положения должен подчиняться воле работодателя (собственника имущества), что исключает автономию воли, характерную для гражданско-правовых отношений. Профессиональный спортсмен не обладает имущественной самостоятельностью, что необходимо для того, чтобы возникшие отношения можно было рассматривать как гражданско-правовые" 7. Таким образом, при всей организационной самостоятельности труд профессионального спортсмена наемный и зависимый от воли собственника имущества и должен регулироваться нормами трудового права, что убедительно доказано в юридической литературе 8. В теории права уже длительное время существует точка зрения о допустимости применения межотраслевой аналогии закона, т.е. о возможности применения норм родственных отраслей права, регулирующих сходные отношения, к иным отношениям в случае пробела в данной отрасли права. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что и в тот период было теоретически обосновано и практически необходимо применять гражданское право к иным отношениям, поскольку прямого запрета на применение межотраслевой аналогии закона в ГК нет. Следует отметить, что идея смешанного правового регулирования определенных отношений появилась достаточно давно, и так же давно подвергается обоснованной критике. Так, еще Л.C. Таль, полемизируя с Генигером, предлагавшим комбинировать законодательные нормы, касающиеся разнотипных элементов договоров, соизмеряя эти нормы с тем значением, какое в составе договора имеет предусмотренный ими элемент9 , писал: "Как применять этот принцип, когда нормы закона не поддаются количественному измерению или изменению, либо по содержанию они друг друга исключают ... или правовые последствия возникают лишь при наличии точно установленных в законе фактов". Принцип соразмерности может, таким образом, привести "к такому свободному обращению судьи с законом, которого обосновать на действующем праве невозможно" 10. В литературе нет единого мнения относительно того, следует ли объединять в одном договоре условия, вытекающие как из трудовых, так и из гражданских правоотношений, затрагивающих некоторым образом трудовую функцию работника, или же правильнее вести речь о двух различных юридических фактах. На наш взгляд, по замыслу законодателя смешанный договор имеет внутриотраслевое значение и должен представлять собой совокупность элементов лишь различных гражданско -правовых соглашений. Использование "гражданско-трудовых договоров" может привести к размыванию границ между отраслями права. В качестве решения проблемы целесообразно заключать самостоятельные гражданско -правовые договоры наряду с трудовыми договорами для регулирования следующих отношений между профессиональным спортсменом и спортивной организацией: 1. Отношения по переходу спортсмена в другую спортивную организацию, в том числе по вопросам компенсации затрат физкультурно-спортивных организаций на подготовку спортсменов в случае, когда последние переходят в другой клуб до истечения срока трудового договора (ст. 26 Закона о спорте). 2. Отношения по выплате иного вознаграждения (например, "подъемных" и т.п.) (ст. 2 Закона о спорте). 3. Ученические правоотношения (ст. 198 ТК РФ). 4. Отношения по медицинскому и иному страхованию жизни, здоровья, имущества спортсмена, в том числе обеспечение комплексного и текущего медицинского контроля, врачебно-медицинских наблюдений и консультаций, услуг врача и массажиста, лечение в случае необходимости в условиях специализированных медицинских учреждениях; снабжение медикаментами, витаминами, восстановительными и иными медико-биологическими средствами в соответствии с предписаниями врача и др. (ст. 25 Закона о спорте). 5. Отношения, связанные с предоставлением спортсмену-профессионалу дополнительных прав, гарантий и социальных благ: - улучшение социально-бытовых условий жизни спортсмена и членов его семьи (жилищные условия, транспортные средства и т.п.); - оформление выездных документов спортсмена для зарубежных командировок в составе спортивных делегаций; - предоставление необходимых для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях спортивных сооружений и оборудования, инвентаря индивидуального пользования и спортивной формы (бесплатно или на иных условиях); - организация бесплатного рационального и калорийного питания в период централизованной подготовки на учебно-тренировочных сборах, а также специальных выплат на питание в период децентрализованной подготовки; - представление интересов спортсмена, осуществление его правовой и юридической защиты в третьих организациях по вопросам заключенного с ним договора; - участие спортсмена в рекламных акциях. Думается, что на практике могут появиться и другие отношения, которые также целесообразно регулировать нормами гражданского права. Одной из нерешенных правовых проблем в области профессионального спорта выступает также сфера применения дисквалификации спортсменов -профессионалов. Отношения, связанные с указанной дисквалификацией, практически не получили должной нормативной регламентации в трудовом праве. На практике применение дисквалификационных процедур в профессиональном спорте может быть сопряжено не только с известными ограничениями, а иногда и лишением спортсмена права активно участвовать в спортивной деятельности, но и со значительными имущественными потерями для указанного субъекта. Без адекватного правового закрепления на уровне закона не исключена и возможность злоупотребления ограничительным, по сути, правом на дисквалификацию со стороны спортивных объединений. В целях устранения всех перечисленных недостатков и пробелов в законе о спорте необходимо разработать и принять специальный закон о профессиональном спорте, который урегулирует весь комплекс взаимоотношений государства и участников профессионального спорта, устранит сложившуюся ситуацию правовой неопределенности. Основной целью закона должна стать четкая регламентация деятельности субъектов профессионального (коммерческого) спорта в России, определение их роли и места в системе трудоправовых отношений, а также установление взаимных прав и обязанностей и государства, и участников профессионального спорта. В законе необходимо сформулировать определения и дефиниции, которые бы дали недвусмысленные толкования избранной терминологии. Закон в том числе должен: - определить состав участников профессионального спорта, вычленить их отличительные характеристики (например, профессиональные спортсмены, тренеры, арбитры, профессиональные саморегулирующиеся организации - спортивные союзы и т. д.), представляется важным определить различие между профессиональным спортом как спортом высших достижений и спортивными шоу циркового, показательного, развлекательного характера (в то же время отделив любительский спорт от профессионального по определенным критериям и признакам); - определить процедуры и технологии допингового тестирования, дав квалификационные характеристики допинг-препаратов и установив запрет на использование определенных медикаментозных средств, определить орган (органы), производящий допинг-контроль, его полномочия и функции; - определить состав и функции организаций профессионального спорта, их полномочия (разбор жалоб, отзыв лицензий или рассмотрение ходатайств об отзыве), профессиональное обучение и сдача квалификационных экзаменов (для арбитров), рассмотрение случаев неспортивного поведения и т. п.); - сформировать систему страхования профессиональных спортсменов, которая должна быть понятна, открыта и "прозрачна" в информационном плане. Важно четко регламентировать круг страховщиков и перестраховщиков, установить взаимные права и обязанности фирм и клубов-страховщиков и спортсменов -профессионалов (особенно при нарушениях режима, отказе от предлагаемых методик тренировки, травмах вне спорта и т. д.); - регулировать процедуры въезда и выезда профессиональных спортсменов и тренеров на территорию Российской Федерации, т.е. регулировать рынки труда участников профессионального спорта; устанавливать квоты на въезд иностранных спортсменов и специалистов, а также квоты на выезд российских спортсменов и тренеров за рубеж, оговаривать условия, при которых возможен въезд или выезд; - регулировать особые условия проведения спортивных лотерей, организации тотализаторов и букмекерства, ориентируясь в данном случае не на процедуры их проведения (что прописано в соответствующем проекте Федерального закона № 210142-3 "О лотереях"), а на статьи расходов, полученных от игорного бизнеса в сфере спорта (возможно направлять определенный процент полученных доходов на поддержку физической культуры и спорта); - регламентировать правоотношения государственных и негосударственных национальных организаций (Федерального агентства России по физической культуре и спорту, Олимпийского комитета России, федераций, союзов, лиг и т. п.) с международными организациями (МОК, FIFA, UEFA, FIBA, FIS и т. д.) в части выработки совместных соглашений по вопросам допинг-контроля, трансфертов игроков и тренеров, купли-продажи профессиональных спортсменов, согласования сроков проведения соревнований, процедур дисквалификации, вопросов назначения судей и международных инспекторов и проч.). Кроме того, указанный закон может регулировать вопросы регистрационных сборов, взносов и лицензирования в профессиональном спорте, финансирования данного вида деятельности, льгот и государственной поддержки профессионального спорта; определять возрастные ограничения для занятий профессиональным спортом; регламентировать особенности судейства, штрафных санкций и дисквалификации в профессиональном спорте. 1 Федеральный закон от 13 января 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999, № 17, ст. 2206. 2 Путалова И.Б. Регулирование прав и обязанностей участников отношений в сфере физической культуры и спорта в свете Федерального закона РФ "О физической культуре и спорте в РФ" (правовые проблемы) // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 2, с. 67. 3 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 2004, с. 304. 4 Термин "переход", относящийся к спортивной деятельности, не следует отождествлять и путать с термином "перевод", применяемым в сфере трудовых отношений, хотя в некоторых случаях эти два понятия действительно бывают тождественными. Данная норма полностью корреспондируется со ст. 58, 59 ТК РФ. 5 Статья 58 ТК РФ. 6 См.: Желтов О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах) // Вести Моск. ун-та, сер. 11. Право. 1995, № 3, с. 33. 7 Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Проблемы соотношения гражданского и трудового законодательства // Право и экономика. 1995, № 7, с. 58-67. 8 См., напр., Бондаренко Э.Н. Об отраслевой принадлежности правоотношении, связанных с трудом // Журнал российского права. 2000, № 11, с. 31-36; Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства // Журнал российского права. 1998, № 7, с. 12-19; Коршунова Т.Н. Правовое регулирование труда руководителя организации: единство и дифференциация // Журнал российского права. 1998, № 6, с. 37-38; Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М.,1999, с. 56. 9 Цит. по Таль Л.С. Трудовой договоръ. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913, с. 135. 10 Цит. по Таль Л.С. Трудовой договоръ. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913, с. 135-136. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |