ФИЛОСОФИЯ СПОРТА


Abstract

FACING ISSUE OF INTERRELATIONS BETWEEN PRESENT TIME, HEALTH FORMING, AND ENTHUSIASM FOR SPORTS

A.P. Byzov, Ph. D., professor

The Siberian State Technological University, Krasnoyarsk

Key words: time, past - present - future, scope harmony, human's biological needs and social interests, consciousness - reason - personality, physical health and spiritual health, results and limits in sport, beauty - kindness - verity - love - creation.

From the philosophical point of view the author has considered the development of sports of the maximum achievements during the last 2,5 thousand years. according to his opinion for these years it has changed a little: technologies of training, stock, various adaptations etc., but the main thing - the attitude to a person - sportsman as to a doll, a nested doll which can be thrust and put out anywhere, remained former.


ВЗАИМОСВЯЗИ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ С ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЯ И УВЛЕЧЕНИЯМИ СПОРТОМ

Кандидат биологических наук, доцент А.П. Бызов
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: время, прошлое - настоящее - будущее, масштабная гармония, биологические потребности и социальные интересы человека, сознание - разум - личность, здоровье физическое и здоровье духовное, результаты и пределы в спорте, красота - доброта - истина - любовь - творение.

В нашей жизни определяющим фактором является движение во времени и пространстве. Время не случайно стало занимать все жизненное пространство человека. Объяснение такому явлению находит сама природа, собрав в единый континуум взаимосвязи микромира, макромира и мегамира. Передачи во времени не происходит, если не задействуется связанное с ним пространство. Время как таковое есть форма существования бытия, и связано оно с материей, а материя всегда проявляется во времени. В самом времени различают момент времени, событие, временную длительность, интервал времени, темп времени, пространство - время, время собственное (сжатое, растянутое), время когерентное (локальное) и др.

Из всех определений наибольшее внимание привлекает тесная взаимосвязь времени и пространства. Об этом уже в III в. до н.э. конкретно говорил Евклид. Но еще раньше пытался осмыслить Вселенную и место в ней времени античный мыслитель Анаксимандр (610 - 546 гг. до н.э.). О неизменности мира учил Ксенофан (VI - V в. до н.э.). Мыслитель Парменид (род. около 540 гг. до н.э.) считал, что все наблюдаемые явления есть иллюзия органов зрения. Свои позиции во взглядах на время высказывали Гераклит (VI - V в. до н.э.), Левкипп (500 - 440 гг. до н.э.), Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.), Платон (427 - 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), Лукреций (99 - 55 гг. до н.э.). В нашу эру рассмотрение времени продолжили Плотин (205 - 270 гг.), Августин Блаженный (354 - 430 гг.), Прокл (410 - 485 гг.), Авиценна (990 - 1037 гг.), Р. Декарт (1596 - 1650 гг.), а также Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк и др.

На протяжении последних столетий, начиная с Г. Галилея (1564 - 1642 гг.), И. Ньютона (1642 - 1727 гг.), Г. Лейбница (1646 - 1716 гг.), Д. Беркли (1685 - 1753 гг.), М. Фарадея (1791 - 1867 гг.), Д. Максвелла (1831 - 1879 гг.), Г. Лоренца (1853 - 1929 гг.), проблемам времени было уделено не меньшее внимание. В XX в. физик В. Палладий обосновал идею единства неделимости пространства и времени. Математик Г. Минковский усовершенствовал эту идею. А. Эйнштейн создал общую и специальную теории относительности. Наш соотечественник Н. А. Козырев в разработанной им концепции рассматривал время в единстве причинно-следственных связей. Много новизны в общую теорию времени внес А. И. Вейник. Не меньшего признания заслуживают все отечественные и зарубежные исследователи современности (Ш. Ауробиндо, Ю. Белостоцкий, К. Бутусов, К. Гендель, Ф. Канарев, В. Марков, В. Олейник, В. Силин, И. Пригожин, С. Хокинг и мн. др. [1-10].

Несмотря на столь продолжительный период изучения проблемы физической сущности времени пока во многом так и остаются нерешенными. Нерешенность требует новых исследований . К числу последних относится понимание собственного времени у любого материального субъекта Вселенной, которое может изменяться за счет возникновения в нем энергии при внутритекущих процессах. Фактор взаимодействий между временем, материальными телами и энергией в собственном времени любой системы выходит на первое место. Внутренняя энергия первична по отношению к течению времени. Собственное время любой системы изменяется под действием перемен внутренней энергии. Другим моментом в объяснении возникших ранее вопросов является то, что время однонаправленно "течет" от прошлого к будущему через настоящее.

Всё развивающееся строится за счет прогрессирования. Новое наращивается и присовокупляется к старому. Новое мгновенно и недолговечно, оно постоянно изменяет свои структуры, переходя последовательно и закономерно в более усовершенствованные формы. Прошлое есть старое измененное состояние, оно не обладает временем жизни, и формы в нем запечатлеваются такими, какими они существовали в настоящем. Любое настоящее требует выражения через результат. Но, проявив себя, определенность настоящего становится показателем прошедшего. И такое повторяется бесконечно. Любое новое состояние существует только в настоящем времени. Через "мгновения" оно уходит навсегда. Находясь в промежуточном пути от будущего к прошлому, внутри данных форм по цепной реакции распространяется волна изменений как внутри формы и его времени, так и в их связях с окружающим миром. Одна волна перемен идет вовнутрь от настоящего состояния, другая - вовне. Поэтому любое развитие строится на противоречивых тенденциях (положительно м-отрицательном, добре и зле, старом-новом и т. п.). В этом смысле прогресс есть уничтожение старого и сохранение его на новой основе [11].

Для человека знание развития будущего очень важно. Созидание и творчество помогают выбрать более реальные пути развития и движения во времени. Своих знаний требует подключение перемен на информационном и энергетическом уровнях. Импульсом для любого начала, как известно, является информация. Информацию по праву можно рассматривать еще и как энергию. В совокупности взаимосвязей ее составляющие в энергетической плоскости предстают через информацию, процессы и события, в пространственной - через длину, ширину и высоту, во временной - через прошлое, настоящее и будущее. Человеку свойственно разрешать свои проблемы через усвоение полученной информации, проявление энергетических затрат на функционирование организма со средой обитания и осознанность действий, приходящих через сознание и разум [12].

Отличие современного мира от ушедших в прошлое исторических эпох заключается в принципиально ином подходе к рассмотрению взаимосвязанных процессов и событий. В иерархическом устройстве мироздания просматриваются строгая последовательность и периодичность, причем все процессы и события протекают по взаимозависимым зеркально отражательным и гармонично проявленным законам развития Вселенной [13]. Жизнь в такой масштабной гармонии занимает центральное положение. Человеку среди всех классов вселенского масштаба также отводится далеко не последнее место.

Чем отличаются представления о человеке, жившем в античные времена, и человеке нашего времени? Древние греки наряду с бытием уже знали о восприятии красоты. Красота - это гармония. Человек должен жить в гармонии бытия [14]. Поэтому в телесном самовыражении у античных греков просматривалась потребность выражать себя и свои взгляды на окружающий мир через гармонию, свойственную пропорциям в пространственно-временных измерениях. Эмоционально такую связь выражали чувства. Чувственно -эмоциональное состояние превалировало у человека того времени, что ускоренно выделило его на фоне других форм жизни, а среди представителей животного царства в первую очередь. Но выживаемость в среде обитания не шла дальше чувственно-эмоциональных переживаний и стремления к удовлетворению биологических потребностей. Проблемы социального плана имели место в жизни, однако внимание им уделялось в сугубо традиционной передаче знаний о конкретике первоочередных интересов на уровне близких отношений, родства и пр. [15 - 17 и др.].

Эволюция развития мира внесла в человеческую жизнь свои коррективы. Ускорителем послужил переход к техническому оснащению общественной жизни за счет созданных орудий труда и всего, что доставляло получение удовольствий в быту, а также в других сторонах социальной жизни. Переход к повсеместному задействованию технических средств привел человека к благам, но на последующих этапах развития всё технократическое стало превращаться в тормоз эволюционного развития разумных существ на Земле. Переход человечества к машинной цивилизации доказал слабую задействованность мыслительных процессов при обработке индивидом поступающей к нему информации о мире. Недогруженность отдельных органов, функциональных систем, человеческой плоти на уровне организма и человеческой сущности на уровне связей с миром вселенской размерности прямо повело человека к деградации, что в конечном счете может иметь катастрофические последствия. От прошлого человечество донесло до наших дней одно - удовлетворение первоочередных потребностей. Культура, искусство и даже наука стали помощниками в решении текущих вопросов жизни. С внедрением в общество товаро-денежных отношений дальнейшее подключение к ним рынка и бизнеса замкнуло круг интересов человека: на культе денег, накоплении богатств, неуемной тяге к потребительским спросам и предложениям, что и предопределило основу формирования меркантильных целей и интересов со свойственными обществу и каждому в отдельности такими же укладами и стилями жизни.

Человек, владеющий сознанием, в то же самое время не всегда способен подняться до разума. Между сознанием и разумом есть разница. Сознание, по известному утверждению, предопределяется бытием. Разум есть более высокий уровень развития личности. Чтобы прийти к такому пониманию взаимосвязей и взаимозависимостей, надо преодолеть "сито" составляющих систем "Человек-Сознание", "Человек-Социум", "Человек-Природа", "Человек-Мироздание" [18]. Чтобы стать Личностью в полном смысле этого слова, надо прежде всего стать Человеком. Сознательно-разумное существо на Земле неслучайно названо "человеком". С латыни "чело" переводится как дух, а "век" отражает временной отрезок, но это не те 100 лет, о каких сегодня можно мечтать, а гораздо больший временной интервал. С "веком" связана "вечность", по-иному бессмертие человека.

Стремление человека к бессмертию можно отождествлять с божеством [18, 19]. Осознание же своего места в жизни, самосовершенствование, постижение недостижимых истин дается человеку только через разумность и разум. Разум определяет роль и место человека в общественном прогрессе. Чтобы добиться эволюции в индивидуальном развитии, надо быть не просто здоровым, а дважды здоровым. В первом случае со здоровьем связывают физическое состояние человека, во втором - духовный уровень самосовершенствования. Современная медицина решает в основном проблемы заболевания и способы лечения через устранение патологии и прием лекарств. В основе физического здоровья лежит профилактика. Существенное место в ней занимают двигательная активность человека и совершенствование его самосознания, того, что называют осознанием. Осознание бытийных текущих фактов мало что дает развитию. Требуется осознание взаимосвязей на уровне духовно-нравственного воспитания человека. Такой уровень и есть духовное здоровье [20, 21]. Здоровье физическое и здоровье духовное не могут существовать друг без друга. Понимание духовности в религии отличается от современных воззрений по вопросам духовного миропонимания. У религии свои постулаты и своя традиция [22, 23 и др.]. Несмотря на разные подходы, цель у духовности одна - самосовершенствование человека при жизни.

Телесные движения заложены в природу живых организмов. Но телесность движений у человека не есть лишь рефлексия, вегетатика и соматика. Такое триединство может удовлетворять биологию и физиологию организма. Человек - существо биосоциальное. Социальные интересы не всегда совпадают с интересами биологических потребностей. Поэтому решение данного симбиоза требует самостоятельности в выборе особых подходов [24].

В основу занятий спортом положены соревновательные моменты между людьми. Критерием всей спортивной деятельности, как известно, служит конечный результат. Результаты можно получать разными путями. На биологическом уровне разрабатывается своя система подготовки спортсмена к соревнованиям. Соревновательный спектр подготовки многогранен. И здесь порой многое решает не физическая и не психологическая подготовка человека в момент проведения соревнований, а другое, то, что находится в компетенции социальных структур управления, которые зачастую и определяют степень конечного результата у отдельного спортсмена или группы спортсменов [25].

Такое решение вопросов и проблем в мире спорта не новость, оно давно приобрело статус постоянства. Об этом уже в свое время знал великий Пифагор, который был олимпийским чемпионом в первые 200 лет существования Древних олимпийских игр. Именно он, вернувшись в Грецию после более чем тридцатилетнего отсутствия на родине, сказал, что в спорт "одни приходят соревноваться, другие смотреть, а третьи подсчитывать барыши". Торговля результатами в спорте процветала более 2,5 тысячи лет назад. И этих тысяч лет не хватило человечеству , чтобы осознать: человек-спортсмен не кукла и не матрешка, которые можно засовывать куда угодно и когда угодно доставать . Ради чего в современном спорте имеет место сговор? Во имя чего одни обливаются потом, а другие без труда и пота подсчитывают конечный результат? Все знают, видят, слышат, но ответа как не было, так и нет.

Красота телесных движений по-настоящему радует тогда, когда во всем проявляется гармония, когда выступающий на спортивной арене побеждает прежде всего свою слабость, смотрящий на арену борьбы выражает чувства, замешанные не на алкоголе, не на пиве и не на наркотиках, а третьи не делают из спектакля деньги для себя и своего окружения. Цены присущи товарам. Человек был и остается не живой вещью, не товаром, а сущностью, в которой качества природного свойства и качества, приобретенные благодаря личным усилиям, свидетельствуют о наличии в нем Сознания и Разума. Говорят, сила есть - ума не надо. Надо! Каждый человек должен стремиться стать Личностью, а спортсмен в первую очередь, ибо в нем хранится огромный нерастраченный потенциал психической энергии.

Современный спорт со своей традицией к сохранению античных воззрений на место человека в обществе начинает не соответствовать духу нашего времени. Жизнь в эпоху Космической эры уже стала реальностью бытия. Спорт эпохи рабского мировоззрения не для людей XXI в. [26]. Ссылки на занятия спортом как основную базу по формированию здоровья становятся неуместными. Рекордный спорт подошел к черте своих пределов. Диапазон измерения результатов в отдельных видах спорта стал измеряться тысячными долями одной секунды. Качественная выразительность в движениях спортсмена становится зависимой от судей в соревнованиях. Занятие спортом подчинило себе все локальное время индивида. Индивид не волен распоряжаться своими интересами. Перегрузки в физическом и психологическом планах ведут к истощению организма споротсмена и хроническим стрессам. Стрессы подавляются анаболиками. Зависимость от допинга стала нормой для большинства спортсменов. Так спорт - радость или зло? Если в спорте наличествуют красота и гармония с миром - значит, это радость. Если торжествует культ добиваться результата любой ценой - это зло. Зло не требует поощрений.

То, что занимающихся спортом менее 10% от общей численности населения страны, говорит само за себя. В России, где еще несколько десятилетий назад физкультурой и спортом были охвачены массы, теперь торжествует отход от занятий спортом. Только единицы и возрастные спортсмены стали нашей надеждой и опорой. Общеизвестно, что там, где балом правит формула "9 : 1", будущее никогда не проявится в позитиве. Негативные события и факты стали подтверждаться природными закономерностями развития.

О высказанном можно было бы и умолчать. Но осознание настоящего времени не позволяет стоять в стороне и смотреть, как рушится на глазах многое из завоеванного чистыми помыслами тех, кто утверждал наши достижения во славу Отечества. Когда-то надо начинать разговор и вести дискуссии на трудную для всех тему. И кто-то должен это сделать, если не первым, то и не последним среди любящих мир и красоту гармонии не за деньги, а за право называться человеком [27-30]. Рожденный жить - не умирает. Рожденный ползать - не летает. Летает тот, кто любит небо, а любит тот, кто ценит жизнь. Нам не надо притворяться и делать вид, что все в спорте и неспорте по-американски "о'кей". Американское "окейное" в условиях равнодушия может превратиться в русское "окаянное". Пусть же всегда торжествуют красота, доброта и истина, пусть всегда они воплощаются в человеческую любовь и творение новой жизни.

Литература

1. Бич А.М. Природа времени: гипотеза о происхождении и физической сущности времени / А. М. Бич. 2-е изд., исправ. и доп. - М.: ООО "Изд-во АСТ"; ООО "Изд-во Астрель", 2002. - 288 с.

2. Белостоцкий Ю. Что такое время? - СПб.: АО "ПИК", 1995.

3. Бутусов К. Время - физическая субстанция // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. СПб., 1991, с. 301-310.

4. Молчанов Ю. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Наука, 1997, с. 14-22.

5. Новиков И. Куда течет река времени? - М.: Мол. гвардия, 1990, с. 61 - 65; 86 - 87.

6. Пригожин И. От существующего к возникающему. - М.: Наука, 1985, с. 5-69.

7. Сафронов И.А. Зависимость временных отношений от форм взаимодействия материальных систем / Науч. докл. Высшей школы. Философские науки. 1973, № 4.

8. Уоллес Б. Проблемы пространства и времени в современном естествознании. СПб., 1991, с. 258-267.

9. Ходаковский Н.И. Спираль времени. - М.: АиФ - Принт, 2001. - 320 с.

10. Чижек Ф. О специфике времени в биологических системах // Науч. докл. Высшей школы. Философские науки. 1967, № 4, с. 146 - 147.

11. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Становление души или парадоксальная философия. Т. 1. - М.: Амрита - Русь, 2003. - 320 с.

12. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. - СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2003. - 288 с.

13. Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. 2-е изд., испр. - М.: Дом Женщины, Новый центр, 2002. - 312 с.

14. Мартынов В.Ф. Философия красоты. - Минск: Терра Системс, 1999. - 336 с.

15. Бызов А.П. Здоровый образ и стиль жизни человека: Монография. - Красноярск: ООО "Электробыттехника", 2003. - 400 с.

16. Чепиков М.Г. Современная революция в биологии: Философский анализ. - М.: Политиздат, 1967, с. 37-38.

17. Урманцев Ю.А. Специфика пространственных и временных отношений в живой природе // Пространство, время, движение. - М.: Мысль, 1974.

18. Белые А. и Т. Тайная доктрина дней Апокалипсиса. Книга вторая: Матрица. - Киев: Ника Центр, - М.: Старклайт, 2004. - 437 с.

19. Зигуненко С. Бессмертие: поиски, прогнозы, гипотезы. - М.: Дрофа - Плюс, 2003. - 384 с.

20. Лободин В.Л. Здоровье и духовность: физические методы оздоровления. 2-е изд., испр. - СПб.: ИК "Комплект", 1996. - 391 с.

21. Бызов А.П. Духовное здоровье человека: Учеб. пос. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. - 144 с.

22. Кулаков Е.А. Религии мира. - М.: АСТ, 1996. - 349 с.

23. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Сознание и физическая реальность. 1997, Т. 2, № 2, с. 1 - 14.

24. Бызов А.П. Проблемы системы "мир - человек - здоровье": теоретические аспекты и практика внедрения: Монография, изд. 2-е, дополн. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 324 с.

25. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 284 с.

26. Хотим ли мы общество рабов? // Сов. спорт. 1991, 15 марта.

27. Белостоцкий М.И. Единая основа мироздания (научная гипотеза). - СПб.: Наука, 2000. - 276 с.

28. Волченков В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 432 с.

29. Медведев В.А. Космическое сотворение человека. - М.: ООО "Изд-во Пилигрим - Пресс", 2003. - 304 с.

30. Судаков К.В. Голографическое единство мира - основа космического сознания // Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. М., 1998.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: