ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN SPORTS HIGH SCHOOL

Yu.A. Glebov, Ph. D., lecturer

Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk

Key words: education, personality, educational activity, concept, student's self-management, creative abilities.

In the article there are considered The questions of an educational process organization in Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism. The conception and structure of the educational activity management is given. The Basic directions and programmers of out-of-class work with the students from the academy are shown.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Глебов
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: образование, воспитание, личность, воспитательная деятельность, концепция, студенческое самоуправление, творческие способности.

Личность - это продукт не только организованного, целенаправленного воспитания и созидательного саморазвития индивида, но и воспитания стихийного воздействия той среды, которая его окружает, в которой он живет и действует. Оптимальный вариант, когда все три названных фактора присутствуют, когда их векторы в основном совпадают, когда силы их воздействия примерно одинаковы, взаимодополняют и корректируют друг друга. В этом случае индивид чувствует себя наиболее востребованно, комфортно, а развитие личности идет успешно [3, 4].

В современной педагогике решающее значение в становлении социализации личности имеет образование, понимаемое как единство обучения и воспитания. Как ни парадоксально, но российскому обществу потребовались десятилетия, чтобы осознать значимость воспитания [1, 2, 5].

Организация воспитательного процесса в академии является одним из основных направлений подготовки будущего специалиста. Сегодня важно не только подготовить специалиста-профессионала, но и сформировать духовно нравственную личность, способную к самореализации [6].

Воспитательный процесс в академии строится в соответствии с разработанной концепцией. Концепция представляет собой совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы воспитательной деятельности субъектов воспитания, а также способы взаимодействия преподавателей и студентов в процессе образования [4].

Структура воспитательной и социальной работы в академии представляет собой динамическую систему, элементы которой диалектически связаны между собой (см. рисунок).

Основные направления воспитательной работы включают: управление студенческими организациями; координацию воспитательной работы на кафедрах; организацию творческой деятельности, систематическое участие студентов в мероприятиях различного уровня, развитие связей с другими организациями.

Значительную роль в формировании самоорганизации студентов играет студенческое самоуправление [5-7]. В академии активно проводят свою работу первичная организация студентов, студенческий совет. При этом активисты студенческого самоуправления являются полноправными участниками принятия тех или иных решений, касающихся внутривузовской жизни. Важная задача, стоящая в этом направлении перед организатор ами воспитательного процесса, - формирование установки студентов на престижность участия в творческо-деловой и общественной жизни вуза и города. Решая данную задачу, руководство академии заключило ряд договоров о совместной деятельности с культурными центрами, клубами, общественными молодежными и ветеранскими организациями, органами по делам молодежи, центрами социальной помощи и трудоустройства.

Практическая реализация воспитательного процесса основывается на разработке и реализации ряда тематических программ.

На протяжении последних трех лет в академии реализуется программа работы студентов в детских домах, приютах и социально-реабилитационных центрах. В рамках данной программы студенты разрабатывают сценарии спортивных праздников, творческих вечеров, самостоятельно проводят их, привлекают спонсоров для приобретения необходимого инвентаря и подарков воспитанникам детских домов и интернатов. Такие уроки милосердия заставляют студентов по-иному взглянуть на жизнь, а главное, и на свою личную роль в этой жизни, способствуют развитию активной гражданской позиции, стремлению сделать наше общество справедливее и добрее.

Не менее эффективной стала программа по формированию здорового образа жизни и профилактике потребления психоактивных веществ в молодежной среде.

Структура управления воспитательной и социальной работы в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Борьба с чумой ХХ и ХХI вв. должна вестись комплексно и наступательно. Основное внимание отводится здесь пропаганде физической культуры и спорта, привитию здорового образа жизни и профилактической работе. Этому в немалой степени способствует созданный на базе академии Федеральный научно-экспериментальный физкультурно -спортивный центр по апробации и внедрению технологий профилактики наркомании, которым руководит доктор биологических наук, профессор Татьяна Михайловна Брук. В рамках акций "В ХХI век - без наркотиков", "Да - спортшколам! Нет - наркотикам!", "Поезд в будущее", "Быть здоровым - это модно" и других студенты академии совместно с наркологами, психологами выезжают в районы Смоленской области, где помимо бесед, показа учебных фильмов организации спортивно-массовых мероприятий, проводят обследование детей на предмет их наркологической зависимости и склонности к употреблению наркотиков.

Важное значение в настоящее время имеет и воспитательная роль средств массовой информации. В 90-х гг. воспитательная роль средств массовой информации фантастически выросла в связи с тем, что многие социальные институты "сбросили с себя тяжелый крест воспитания". При этом именно видеопродукция и телеэкран стали источниками пошлости и безвкусицы, пропаганды насилия и жестокости. Часто "рядовые" журналисты и ведущие программ могли манипулировать сознанием людей, особенно детей и молодежи [7, 4]. Сегодня очень важно, чтобы в средствах массовой информации проводилась целенаправленная культурная политика, а именно, дозировалась реклама табачной и пивной продукции, редактировались программы, способствующие развитию жестокости и насилия в молодежной среде. Следует подчеркнуть, что именно средства массовой информации задают ритм и моду жизнедеятельности современной студенческой молодежи.

Учитывая эти обстоятельства, в академии осуществляет свою деятельность самостоятельная студенческая редакция газеты "СГИФК-экспресс". Это не только визитная карточка
академии, но и верный друг своих читателей, с которыми они могут поделиться радостью и печалью, обсудить ту или иную проблему, получить ответ на любой вопрос и, что немаловажно, раскрыть свой творческий потенциал.

В газете публикуются не только информационные и проблемные материалы, но и стихи, юмористические истории, даются небольшие зарисовки и т.д. Практика показала, что студенческая газета - действенный инструмент, с помощью которого академия нацеливает и мобилизует коллектив на решение важных задач, а также изучает проблемы, мотивы и потребности студентов.

Приоритетными в воспитательном процессе, осуществляемом в академии, являются мероприятия по патриотическому воспитанию студентов. Многие из них становятся бойцами поисковых отрядов, расположенных на территории Смоленской области, а в последующем их руководителями. В результате совместной работы ветеранов Великой Отечественной войны и студентов новыми экспонатами и атрибутикой военных лет пополняются выставочные экспозиции музея академии. С особым чувством ответственности студенты готовились к мероприятиям, посвященным 60-летию Победы.

Творческие способности студентов раскрываются в фестивалях, праздниках, концертах. Организация Фестиваля студентов, аспирантов, ведущих профессоров и ученых академий и институтов физической культуры Российской Федерации, на наш взгляд, является основой мотивации студентов к участию в мероприятиях воспитательного характера. Студенты академии ежегодно занимают призовые места в отдельных его номинациях. Популярными среди студентов стали и фестивали "Студенческая весна", "Посвящение в студенты", "Авторской заповедной песни". Победители данных мероприятий активно влились в вузовскую команду КВН "Инсайт", которая смогла завоевать значительное количество болельщиков и поклонников, причем не только в родных стенах.

Большой интерес у студентов вызывают тематические литературные вечера, встречи с известными людьми и выдающимися спортсменами.

Занятость и временное трудоустройство студентов во внеучебное время и каникулярный период являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Ежегодно в академии проводится подготовка студентов к работе в летних оздоровительных лагерях, санаториях, на спасательных станциях. На базе профсоюзного комитета академии организована школа вожатых по подготовке кадров для лагерей Подмосковья и Черноморского побережья. Ежегодно руководит сборами председатель первичной профсоюзной студенческой организации Наталья Левченкова.

Пройдя курс подготовки в школе вожатых, студент приобретает знания, необходимые в работе с детьми, тем самым обеспечивая себе рабочее место вожатого, инструктора по плаванию, массовика-затейника и т.д.

Целенаправленная и слаженная работа профессорско -преподавательского состава и студентов приносит положительные результаты. Студенты академии неоднократно поощрялись благодарственными письмами Смоленской областной думы, грамотами Администрации Смоленской области, являлись победителями различных городских, областных конкурсов и фестивалей, становились обладателями престижной городской премии в области молодежной политики.

Литература

1. Воспитательная работа вуза в системе многоуровневой подготовки специалистов: Матер. Республ. науч.-практ. конф. (Минск, 12-14 июня 1997 г.). Минск, 1997. - 168 с.

2. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 2-4 марта 1999 г.). М., 2000. - 274 с.

3. Дорогой добра: Учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / Под ред. Н.П. Сенченкова, Ю.А. Глебова. - Смоленск: КДМ - СГПУ, 2001.- 232 с.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001, с. 276-299.

5. Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: Матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (Смоленск, 17-18 апреля 2001 г.). - Смоленск: СГИИ, 2001.-380 с.

6. Организация воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: Из опыта работы / Под ред. З.Н. Калининой. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого. Тула, 2000. - 102 с.

7. Социально-экономическое положение и ценностные ориентации современного студенчества: Матер. регион. науч.-практ. конф. (Смоленск, 22-23 марта 2000 г.). - Смоленск: КДМ СГПУ, 2000. - 222 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!