ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

SMOLENSK OLYMPIC ACADEMY IN ORGANIZATION OF OLYMPIC EDUCATION OF RUSSIA

K.N. Efremenkov, Ph. D., lecturer

Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk

Key words: Olympic academy, Olympic education, olympism, Olympic project "SpArt".

In the article the experience of the Olympic education which have been saved up to the present times within the framework of Smolensk Olympic academy is analyzed. The totals of the activity of the academy for 15 years of work in educational, scientific, publishing and other areas are summed up.


СМОЛЕНСКАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Кандидат педагогических наук, доцент К.Н. Ефременков
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: Олимпийская академия, олимпийское образование, олимпизм, олимпийский проект "СпАрт".

Образование общественных организаций в виде олимпийских академий при физкультурных вузах в конце 80-х гг. было очень своевременным. Объединение усилий по реализации и пропаганде олимпийских принципов, провозглашенных МОК и утверждаемых Олимпийской хартией, на ближайшую перспективу определило динамику взаимодействия этих двух организаций.

Смоленская Олимпийская академия была образована на учредительном пленуме, в работе которого принимали участие делегаты из 11 областей (Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской) [1].

В 1989 г. на сессии академии был избран и ее первый президент, им стал ректор Смоленского государственного института физической культуры, профессор Александр Семенович Селиванов. В 1998 г. на очередных выборах новым президентом стал действующий ректор профессор Сергей Александрович Кореневский.

Одним из наиболее крупных мероприятий, проведенных Олимпийской академией в начальные период ее деятельности, стала Всероссийская научно-практическая конференция (1990 г.) "Олимпийское движение и социальные процессы", организованная Олимпийским комитетом России. Это была первая в нашей стране конференция подобного рода. В ней приняли участие преподаватели и студенты вузов Смоленска, известные ученые из Москвы, Ленинграда, Омска, Белгорода, Львова и других городов. С тех пор такие мероприятия стали традиционными [3].

Как закреплено в Уставе, основными целями Олимпийской академии являются:

- возрождение олимпийских культурных традиций;

- утверждение гуманистических идеалов, норм и ценностей олимпизма, исключающих расовую ненависть, национальную и религиозную нетерпимость;

- установление и развитие связей с отечественными и зарубежными олимпийскими движениями, академиями и организациями;

- популяризация и распространение материалов об истории и современной практике олимпийского движения и олимпийского образования.

Наряду с популяризацией олимпизма перед академией стоят следующие задачи:

- научно-исследовательская и образовательная деятельность;

- оказание всесторонней помощи всем ее членам в деле реализации целей академии;

- участие в научном, производственном, правовом, финансовом, материально-техническом и ином обеспечении проектов и программ олимпийского движения и олимпийского образования;

- создание любых производственных и иных предприятий, объединений, учреждений, страховых компаний, акционерных обществ, торговых домов, деловых центров, банковских организаций как в виде своих структурных подразделений, так и с долевым участием органов местного самоуправления, государственных и иных предприятий, в том числе на началах совместного производства и управления, с предоставлением права юридического лица, а также совместных предприятий с участием иностранных партнеров , как на территории РФ, так и за ее пределами;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей и образовательной деятельности (образовательный туризм);

- осуществление издательской, рекламной, иной информационной деятельности, производство и эксплуатация кино-, видео- и аудиопродукции в РФ и за ее пределами в соответствии с законодательством РФ;

- организация и участие в международных, национальных, региональных съездах и конференциях, выставках, конкурсах и других мероприятиях академии;

- участие в приеме научных, туристических, культурных, профессиональных делегаций и групп, а также направление за рубеж туристических, научных и иных групп и делегаций;

- подготовка специалистов, работающих по направлениям деятельности академии;

- организация и учреждение премий и стипендий академии [5].

С момента издания совместного приказа Минобразования России и Олимпийского комитета России №41/840 от 5.03.1994 г. "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр", а также соответствующих распоряжений Комитета по образованию Администрации Смоленской области одним из приоритетных направлений стала реализация олимпийского образования в рамках учебных заведений города и области. Ко времени появления знаменитого приказа в смоленских школах уже шла работа в рамках олимпийского проекта "СпАрт".

При подготовке Третьих областных спартианских игр по инициативе Олимпийской академии и при ее непосредственном участии в интеллектуальную часть состязаний был включен солидный блок вопросов по олимпийским знаниям, а их примерный перечень разослан по школам. Уроки олимпийских знаний стали необходимой частью внеклассной воспитательной работы в школах.

Это, в свою очередь, требовало соответствующей подготовки руководителей школ. Совместно с областным Институтом усовершенствования учителей Олимпийская академия организует двухгодичные курсы повышения квалификации для заместителей директоров школ по воспитательной работе по вопросам олимпийского образования. Курсы проводятся на базе школы № 39 г. Смоленска, которая впоследствии становится экспериментальной площадкой.

Об эффективности работы свидетельствует, в частности, тот факт, что на проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу и среднее профессионально -техническое учебное заведение в области олимпийского образования школа № 39 заняла 1-е место. По итогам Всероссийского конкурса "Авторская школа-Эврика-96", организованного Ассоциацией инновационных школ и центров при участии Министерства образования, школа рекомендована к присвоению статуса "федеральная экспериментальная площадка". В 1996 г. школа стала победителем четвертого зонального конкурса "Мастер педагогического труда по новым формам организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками", который проводился в г. Липецке, а в 1997 г. - лауреатом Всероссийского конкурса "Школа года". Олимпийский музей школы занял 3-е место в конкурсе олимпийских музеев страны, посвященном столетию современных Олимпийских игр.

Начиная с 1993 г. совместными усилиями института, Олимпийской академии, областного и городского спортивных комитетов на Смоленщине проводятся Спартианские игры. Следует отметить, что за этот период сложилась своя оригинальная система проведения игр, включающая три этапа: 1-й этап - внутришкольные спартианские игры; 2-й этап - финальные спартианские игры в городах и районах области; 3-й этап - финальные соревнования областных игр школьников.

Общим итогом деятельности Смоленской Олимпийской академии за 1995 -1997 гг. в области олимпийского образования стала победа на Всероссийском конкурсе "Олимпийское образование России", проведенном Олимпийским комитетом России, где, как отмечается в постановлении бюро Исполкома ОКР № 40 от 19 декабря 1997 г., по направлению "Организация и методическое обеспечение олимпийского образования школьников в регионе" она заняла 1-е место (президент - А.С. Селиванов) [2].

В дальнейшем опыт олимпийского образования при непосредственной поддержке нового президента Академии, ее вице-президента профессора Александра Григорьевича Егорова - идейного вдохновителя и руководителя большинства проектов, а также администраций учебных заведений города и области получает все большее распространение.

Немало полезного в этой сфере делается в школах № 33, 11, 4, 8 Смоленска, в Гагаринском, Сафоновском, Монастырщинском, Краснинском районах. В них организуются конкурсы сочинений, рисунков, оборудованы стенды и выставки по олимпийской тематике, проводятся олимпийские дни, фестивали, беседы с участием тренеров и спортсменов. Учащиеся старших классов с большим интересом готовят рефераты по истории Олимпийских игр, проводят олимпийские уроки для младших школьников. Смоленской олимпийской академией активно ведется работа по подготовке будущих учителей и тренеров [1].

В научной сфере одним из важных событий стало проведение Всероссийской научной конференции "Российская педагогика между прошлым и будущим, поиск новой парадигмы" в ноябре 2001 г. Ее организаторами выступили Министерство образования России, Смоленский государственный педагогический университет, Комитет образования Смоленской области, Смоленская Олимпийская академия. На конференции в рамках научных исследований по проблемам олимпийского движения и олимпийского образования выступали вице-президент ОКР B.C. Родиченко и вице-президент Смоленской Олимпийской академии А.Г. Егоров, а также активисты Олимпийской академии - ведущие специалисты, аспиранты и студенты Смоленского института физкультуры.

За последние восемь лет преподавателями, аспирантами и соискателями института (являющимися одновременно и членами Олимпийской академии) по различным аспектам олимпийского движения были защищены 1 докторская и 4 кандидатские диссертации: 1997 г. - докторская диссертация "Особенности социокультурной трансформации знаний" (А.Г. Егоров) и кандидатская диссертация "Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления" (Г.Ф. Петлеваный), 1998 г. - кандидатская диссертация "Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования" (К.Н. Ефременков), 2001 г. - кандидатская диссертация "Региональные системы олимпийского образования России" (Р.А. Пирожников), 2002 г. - "Фейр плей в системе олимпийского образования" (М.А. Захаров).

В традицию Смоленской Олимпийской академии вошло и проведение регионального конкурса учащихся - знатоков олимпизма. Большим успехом юных знатоков олимпизма из Смоленска стало участие и победа Сергея Безрукова - ученика 9-го класса Гусинской средней школы Краснинского района во Всероссийском конкурсе "Олимпийское образование России" по разделу "Учащиеся - знатоки олимпизма", по результатам которого он был направлен в составе делегации в Грецию (Афины, Олимпия).

Академия принимает активное участие и в деятельности Олимпийского комитета России и Центральной олимпийской академии. Ежегодно студенты, аспиранты, преподаватели института (П.В. Лазарев, О.В. Шапоренкова, Р.А. Пирожников, М.А. Захаров, О.Л. Старовойтова и др.) выступают с научными докладами на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских конференциях (V-XVI Олимпийские научные сессии молодых ученых и студентов "Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры", 1994 - 2005 гг., сессиях Международной олимпийской академии в Древней Олимпии, Греция, I и II Международных форумах "Молодежь - Наука - Олимпизм", Москва, 1998 и 2002 гг.). Делегаты Академии постоянно посещают олимпийские собрания и традиционные олимпийские балы, рекомендуют своих представителей на всероссийские конкурсы "Спортивная элита года" [3].

Начиная с 1990 г. почти ежегодно сотрудники академии участвуют в работе Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы", а также с 1994 г. - во Всероссийском совещании "Практика олимпийского образования". Значительное место в деятельности Смоленской Олимпийской академии по олимпийскому образованию занимает издательская деятельность. Так, уже традиционным стало опубликование межвузовского сборника "Спорт. Олимпизм. Гуманизм" (в 2004 г. вышел 5-й выпуск).

С удовлетворением следует отметить, что во время празднования 50-летия образования института 10 сотрудников института были награждены дипломами ОКР, а профессор А.Г. Егоров и профессор А.С. Селиванов - почетными знаками ОКР "За заслуги в развитии олимпийского движения в России".

Все это свидетельствует о том, что Смоленская Олимпийская академия в развитие международной и внутрироссийской деятельности Олимпийского комитета России, при тесном взаимодействии с другими олимпийскими академиями, стремилась и стремится к широкой пропаганде принципов олимпизма и олимпийского образования [1].

Литература

1. Герасимов В.А., Коновалова Г.Н., Селиванов А.С. Олимпийская академия Запада России: некоторые итоги и перспективы ее деятельности /Труды СГИФК. - Смоленск: СГИФК, 2001, с. 23-25.

2. Кореневский С.А. Олимпийская академия Запада России //Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. С.А. Кореневского, К.Н. Ефременкова, Р.А. Пирожникова. - Смоленск: СГИФК, 2004, вып. 5, с. 3-7.

3. Кореневский С.А., Ефременков К.Н. Олимпийская академия Запада России //Олимпийские академии России: Учеб.-метод. пос. для системы физкультурного и олимпийского образования. - М.: Советский спорт, 2003, с. 40-44.

4. Олимпийские академии России: IV Семинар президентов олимпийских академий в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы", посвященный 10-летию Олимпийского комитета России: Материалы. - М.: Советский спорт, 1999. - 112 с.

5. Устав общественной организации "Смоленская Олимпийская академия". Смоленск, 2003.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!