|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кандидат
педагогических наук Р.А.
Пирожников Становление системы олимпийского образования в России, как и любой общегосударственный процесс, имеет два плана. План первый - генерализация идеи в масштабах страны, определение организационной стратегии. План второй - поиск оптимальных механизмов реализации национального проекта в специфических условиях региона. Особенность российской провинции в том и состоит, что автоматическое копирование действий Центра по образу и подобию не только малоэффективно, но способно порой скомпрометировать даже замечательное начинание. Системная целостность здесь конституируется взаимодействием региональных подсистем (систем) образования. Это взаимодействие артикулируется в трех контекстах: 1) олимпийское образование в России - олимпийское образование в регионе; 2) общее образование в регионе - олимпийское образование в регионе; 3) регион - регион. Институтализация регионального олимпийского образования, в соответствии с этим, имеет свою специфику реализации в каждом из данных уровней. Центральным звеном в этих системах являются региональные олимпийские академии, созданные на базе физкультурных вузов. В настоящий момент в России уже сложились несколько самобытных региональных систем олимпийского образования: в Москве и Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Волгоградской, Омской и Смоленской областях. Компаративный анализ различных моделей регионального олимпийского образования свидетельствует о неоднородном характере развития олимпийского образования. Хорошо развито олимпийское образование в физкультурных вузах и в общеобразовательных школах, менее развито в педагогических вузах, средних специальных учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей, хуже ситуация в других вузах и в детских дошкольных учреждениях. Наиболее полно реализованы знаниевые компоненты олимпийского образования, менее - воспитательные и обучающие. В данной статье нам хотелось бы остановится на системе олимпийского образования в Смоленской области. Она представляет собой совокупность взаимодействующих институтов олимпийского образования: института развития олимпийского образования; институтов управления олимпийским образованием и образовательных институтов. Непосредственно реализация программ олимпийского образования в Смоленской области осуществляется в образовательных институтах , представленных совокупностью действующих на территории области образовательных организаций и их структурных подразделений. Однако, его уровень развития в образовательных учреждениях весьма различен. Наиболее динамично развивается олимпийское образование в школах. К моменту появления совместного приказа Министерства образования РФ и Олимпийского комитета России "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр" (от 05.03.94; 51/84а), в смоленских школах уже активно велась работа в рамках Олимпийского проекта "СПАРТ"(автор профессор Столяров В.И.). В 1994 г. была создана первая экспериментальная "спартианская школа" - школа физкультурно -эстетического направления №39. занявшая 1996 г. 1-е место на Всероссийском конкурсе ОКР на лучшую общеобразовательную школу в области олимпийского образования. Опыт работы школы распространяется в других школах области. Оптимальное функционирование и развитие системы олимпийского образования в Смоленской области как единого целого, обеспечивают все выше перечисленные институты олимпийского образования, находясь между собой в устойчивых отношениях. При этом центральным (базовым) становится процесс обучения, осуществляемый в учебных заведениях области, а все другие институты олимпийского образования реализуют периферийные (обслуживающие) функции. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |