СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

NONLINEAR DIVISION PREPOTENT AND OUTSIDE VALUABLE ORIENTATIONS AT STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

V.G.Semenov, The honoured worker of physical culture and sports of the Russian Federation, Dr. Hab., professor

O.S. Morozov, Ph. D.

Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk

Key words: purposeful education, students, system of valuable orientations.

The purpose of the research is to study the structure of valuable orientations and the importance of the culture of health at students of a technical college. the Examinees were the students of 1-5 years from a technical college (n=1500 чел.).

It is established, that for the period of training of students the prepotent values are subjected to smaller changes, than outside; authentic distinctions at students in the system of valuable priorities are determined; the combination of masculinity and feminity properties of a personality is observed in the last year of studying in a high school.


НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНЫХ И АУТСАЙДНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, 
доктор педагогических наук, профессор В.Г. Семенов
Кандидат педагогических наук О.С. Морозов

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: целеобразование, студенты, система ценностных ориентаций.

Целеобразование - процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека, формирования образа будущего результата действий и принятия его в качестве основы для практических или умственных действий.

Рефлексия определяется деятельностью человеческого мышления, направленной на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания своих действий, то есть самопознание (В.Д. Шадриков, 1990).

Студенческая молодежь представляет собой социальную группу, тонко реагирующую на изменения в политических, экономических и социальных процессах нашего государства. Изучение социально-психологической сферы студентов позволяет раскрыть их отношение к современным социальным процессам и видение своего "Я" в современных реалиях высшего профессионального образования (Л.И. Лубышева, 2001). Одним из главных показателей сформировавшегося отношения к окружающему миру выступает система ценностных ориентаций. Предпочитаемые ценности доминируют в определении особенностей направленности личности, определяют личностный смысл в мотивации деятельности в связи с высокой социальной динамикой нелинейного характера во всех сферах современного общества (В.А. Ядов, 2001).

Данные аспекты актуализируют цель настоящего исследования - изучить структуру ценностных ориентаций и значимость культуры здоровья у студентов технического вуза.

Для определения доминирующих и аутсайдных признаков в ценностных ориентациях студентов технического вуза применялась методика М. Рокича, адаптированная В.А. Ядовым и А. Гоштаутасом, основанная на ранжировании двух уровней ценностей: терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств). Испытуемыми являлись студенты 1-5-го курсов технического вуза (n=1500).

Две выборки испытуемых, выделенных по индивидуальным (студентки -студенты) и возрастным (1-3-й и 4-5-й курсы) особенностям, были получены путем анализа, синтеза, обобщения усредненных рангов групп, по половому и возрастному признакам. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась на компьютерной технике с использованием программы статистического анализа SPSS 11.0.

Результаты исследования ценностей, определяющих целевые установки студенток, выявили, что на 1-м и 3-м курсах доминантны следующие цели: здоровье, любовь, счастливая семья; аутсайдны - развлечения, счастье других, познание себя. Одновременно в ценностях-средствах достижения цели достоверно установлены доминанты: независимость, образованность, воспитанность; аутсайдны - непримиримость к недостаткам, высокие запросы, самоконтроль и терпимость.

Данные акцентуации соотносятся с традиционно принятыми в данном социуме нормами женственности. Однако на 4-5-м курсах в целевых установках выявлены следующие девиации доминантных особенностей: здоровье, любовь, интересная работа, свобода в поступках; а в аутсайдных - развлечение, счастье других, общественное признание. Характерно, что изменение ценностей-средств достижения цели обнаружено в доминантах: самоконтроль, жизнерадостность, перспектива. В то же время в аутсайдных - смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам. Наблюдается явное усложнение ценностной сферы за счет актуализации таких ценностей, как интересная работа, верная дружба, свобода в поступках.

Парное сравнение зависимых переменных ценностных приоритетов позволяет констатировать, что на протяжении всего периода обучения студенток в техническом вузе самая значимая доминантная ценность-цель - здоровье, далее - любовь. На 1-3-м курсах у студентов в доминантной цели также существенна счастливая семейная жизнь. Однако на 4-5-м курсах актуализируется как ценность-цель - интересная работа, а у студентов-выпускников - доминантная установка на свободу в поступках.

Аутсайдные ценности-цели дополнили доминантные следующим распределением: с 1-го по 5-й курс - счастье других, на 1 - 3-м курсах приоритет сосредоточен на познании себя, а на 4 - 5-м наиболее значимым является общественное признание.

Динамика доминантных ценностей-целей у студентов технического вуза также разнохарактерна. У испытуемых 1-3-х курсов ценности-цели несущественно различаются между собой. Отсутствие четкости в структуре свидетельствует о том, что доминантные и аутсайдные ценности-цели не систематизированы и не константны социальным установкам. У студентов на 4-5-м курсах они достоверно значимы и распределяются в такой последовательности: здоровье, любовь, интересная работа.

На протяжении всего периода обучения студентов в техническом вузе самая значимая доминантная цель - здоровье, далее - интересная работа. Однако у студентов на 1-3-м курсах актуализируется как ценность-цель материально обеспеченная жизнь, а на 4-5-м доминантная ценность - любовь. Аутсайдные ценности-цели в последовательности различий значимости распределились следующим образом: с 1-го по 5-й курс - искусство и творчество, на 1-3-м курсах - приоритет на познании себя, на 4-5-м - наиболее значимо счастье других. Показательно, что у дипломированных молодых специалистов зафиксирована аутсайдная установка на рационализм и высокие запросы.

Обнаружено высокое ранговое место такой доминантной ценности, как любовь, которая репрезентирована потребностью самореализации студентов в сфере межличностных отношений.

В то же время из предпочитаемых студентами и студентками разных курсов ценностей они едины в выборе ценности "счастье других", что, на наш взгляд, отражает современную общественную тенденцию ориентации на индивидуальный успех.

У студенток и студентов ценностные ориентации разделяются по мере получения профессионального высшего образования, а также с возрастными изменениями. Выбор студентками свободы в поступках, по сути независимости, отражает новую тенденцию восприятия женщиной своей роли в системе общественных отношений. В этом возрасте (20-23 года) актуализируются волевые установки в сочетании со сферой интеллекта женщин, не только ориентированных на достижения в социуме, но и интенцированных на личную независимость.

Предпочтения студентов в выборе ценностей-целей определяют тенденции, свидетельствующие об изменении в социуме стремления к самоутверждению, склонности к риску, смелости - наблюдается инверсия маскулинной акцентуации. Также показателен выбор аутсайдных предпочитаемых ценностей, направленный на познание себя в новом социальном статусе. Одновременно принципиальна разница в общественном признании. У студенток она характеризует их потребность в одобрении и личной значимости для окружающих и в счастье других, у студентов, что подтверждает сдвиг маскулинной роли в сторону большей чувствительности, скромности в поведении, но не в самооценке, склонности к волнению, мягкости, уступчивости. У дипломированных молодых специалистов значимые аутсайдные ценности-средства - рационализм, высокие запросы, определяющие выбор профессиональной деятельности и потребности в высокой оплате труда. Вместе с тем несколько занижена, но адекватна современному социуму самооценка.

Заключение . Результаты исследования ценностных ориентаций студентов технического вуза позволяют судить о стабильном положении доминантной ценности-цели - здоровье. Функциональная активность, работоспособность, физическая привлекательность, отсутствие болезненных и подавленных состояний выступают в роли детерминант их обучения.

Установлено, что за период обучения в техническом вузе у студентов доминантные ценности подвержены существенно меньшим изменениям, чем аутсайдные.

Сравнение доминантных и аутсайдных ценностных предпочтений студентов и студенток определило значимые различия в системе ценностных приоритетов на заключительном этапе обучения, когда наблюдается сочетание маскулинных и фемининных свойств личности. В поведении студентов -выпускников отмечается свойство недостаточной решительности, настойчивости, уверенности, они избегают соперничества, легко принимают помощь и поддержку. Студентки-выпускницы склонны к волнениям, имеют разнообразные, но слабо дифференцированные интересы, интересы практичны, суждения реалистичны, стараются избегать сложных, запутанных ситуаций, стремятся к самоутверждению.

С точки зрения современной динамической теории информации, определяющим и наиболее ценным является то, что данная информация рассеяна, основным становится вопрос о времени существования данного состояния индивида (как сложной динамической информационной системы) в социуме (О.С. Морозов, 2005). Следовательно, необходим механизм авторедукции для долговременного запоминания, хранения и анализа вариативности ценной информации, где определяющими становятся свободные вербальные связи и способность к их рациональным переходам.

Актуализируется проблема в элементах выбора и принятия решения выпускниками технического вуза для коррекции сложившейся системы ценностей. В действительности один из возможных вариантов - это создать систему, в которой работает иной информационный код, и сравнить ее с существующей структурой ценностных ориентаций студентов технического вуза.

Происходит не отбор наилучшего варианта, а выбор одного из практически равноправных. Под влиянием случайных обстоятельств возможно образование антиподов и замена вариативности выбора доминантных ценностных установок личности. При этом необходимо определить конечный результат как наиболее эффективный, а другие ценностные установки не применять. В результате вариативность и распределение параметров переменных, характеризующих индивидуальность выбора ценностей-целей, конвергируются. На некоторое время в данном социуме образуются устойчивые ценностные этапы развития до следующего разделения в точке выбора варианта личностно ориентированной структуры ценностей с одновременной дифференциацией и образованием индивидуальной формы социального опыта.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!