СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

SOCIO-CULTURAL DIFFERENCES OF LIFE VALUES OF STUDENTS, HAVING CHOSEN PROFESSION OF TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION

A.V. Malchikov, Ph. D., professor, Smolensk Academy of Physical Culture, Russia

M. Vikander, Ph. D., Assistant Professor, Brock University, Canada

T. Solbakken, Assistant Professor, Hedmark University College, Norway.

Key words: life value, value orientation, terminal value, instrumental value, motives, profession of athletic teacher.

In the article the results of the research of the value orientation of students, having chosen the profession of an athletic teacher and presenting different socio - cultural conditions of life, are discussed.

The results are in favor of the hypothesis about the difference of value orientation of students, living in different social-cultural conditions.


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ВЫБРАВШИХ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Кандидат психологических наук, профессор А.В. Мальчиков
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Кандидат психологических наук, ассистент профессора М. Викандер
Брокский Университет, Онтарио

Ассистент профессора Т. Солбаккен
Хедмаркский Колледж, Хедмарк

Ключевые слова: жизненные ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, мотивы, профессия спортивного педагога.

Носителями идей важности занятий физическими упражнениями для реализации жизненных ценностей призваны быть педагоги - тренеры, учителя физического воспитания, инструкторы и др. Объектом их деятельности являются здоровье людей, их телесный облик, двигательная ловкость и др., что делает эту профессию чрезвычайно гуманной в условиях нынешнего образа жизни при дефиците двигательной активности и теплоты человеческой коммуникации.

Цель нашего исследования можно определить как поиск ответа на вопросы, во-первых, ради достижения каких жизненных ценностей люди выбирают профессию спортивного педагога, и, во-вторых, чем различаются жизненные ценности людей, живущих в разных культурных и социальных условиях, выбравших и осваивающих профессию педагога (инструктора или учителя физической культуры) в сфере физической культуры.

Осознанно или неосознанно, но любой человек имеет представление о жизненных ценностях, и у него по мере личностного развития складывается своя система их предпочтений. Выбирая профессию или какое-либо занятие, он определяет для себя, какие жизненные ценности могут быть реализованы с ее помощью, знает, зачем она нужна, какая польза от нее для людей и для себя. Профессия рассматривается в качестве внешнего средства достижения жизненных целей. Вместе с тем ради достижения ценимых индивидом целей он использует свои внутренние жизненные ресурсы - энергию, время, индивидуальные и личностные свойства, социальное положение и т.д. Эти ресурсы не только расходуются в деятельности, но и пополняются, обнаруживаются, приобретаются и даже могут сами стать жизненной целью.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить сходство и различия в ценностных ориентациях людей, представителей разных культур, выбравших одну и ту же профессию спортивного педагога, на основе результатов ранжирования ими набора жизненных ценностей - целей и средств.

Итак, у индивида есть система жизненных ценностей. В соответствии с этим для их достижения он выбирает профессию (внешнее средство) и использует свои жизненные ресурсы (внутреннее средство).

В нашем случае мы можем сделать такое допущение: рассматривать профессию как более или менее сходную по своему операциональному составу независимо от культурной среды.

Нас интересуют главным образом две вещи: различие и сходство системы предпочитаемых жизненных ценностей-целей и предпочитаемые системы ценностей-средств (внутренние средства), в качестве которых выступают личностные свойства индивидов, данных в наборе Рокича, у представителей трех выборок студентов физкультурных учебных заведений Канады (Брокский Университет), Норвегии (Хедмаркский Колледж) и России (Смоленский ИФК). Всего участвовали 326 человек.

Поскольку в России используются адаптированные варианты методики Рокича (см., например [2]), для того чтобы иметь возможность сравнения выборок использовался оригинальный список жизненных ценностей Рокича [3], состоящий из 18 терминальных и 18 инструментальных жизненных ценностей. Перевод для российской выборки выполнен М. Викандер. Приводим его полностью в том виде, в каком он предъявлялся испытуемым в российской выборке.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

A comfortable life - Обеспеченная жизнь (материальное благосостояние, удобная).

A exciting life - Интересная жизнь (активная, полная событий).

A sense of accomplish - Чувство удовлетворенности достигнутым.

A world at peace - Мир на земле (без войн и конфликтов).

A world of beauty - Мир красоты (красота природы и искусства).

Equalitity - Равенство (братство, равные возможности для всех, равноправие).

Family security - Благополучие семьи (забота о близких).

Freedom - Свобода (независимость, свободный выбор).

Happiness - Счастье (удовлетворённость жизнью).

Inner harmony Внутренняя гармония (свобода от внутренних конфликтов).

Mature love - Зрелая любовь (сексуальная и духовная близость).

Nation security - Безопасность страны (защита от нападения).

Pleasure - Удовольствия (приятная, спокойная жизнь, желание развлечься).

Salvattion - Спасение (спасенная, вечная жизнь).

Self-respect - Самоуважение (самооценка).

Social recognition Общественное признание (уважение, восхищение).

True friendship - Верная дружба (близкие, доверительные отношения).

Wisdom - Мудрость (зрелое понимание жизни, образованность).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ambitions - Целеустремлtнный (работящий, напористый, честолюбивый).

Broadminded - С широкими взглядами (уважающий точку зрения других, терпимый).

Capable - Способный (знающий, продуктивный, квалифицированный).

Cheerful - Жизнерадостный (беззаботный, весёлый, живой, энергичный).

Clean - Аккуратный (чистоплотный, опрятный).

Courageous - Смелый (отстаивающий свои убеждения).

Forgiving - Добросердечный (готовый прощать других, великодушный).

Helpful - Доброжелательный (действующий во благо других, полезный).

Honest - Честный (искренний, правдивый).

Imagenative - С развитым воображением (творческий, ищущий).

Independent - Независимый (полагающийся на самого себя).

Intellectual - Мыслящий (умный, склонный к размышениям).

Logical - Разумный (последовательный, рациональный).

Loving - Любящий (нежный, чуткий, верный, преданный).

Obedient - Обязательный (послушный, уважительный, подчиняющийся).

Polite - Вежливый (воспитанный, с хорошими манерами).

Responsible - Ответственный (надежный, на которого можно положиться).

Self-controlled - С развитым самоконтролем (сдержанный, дисциплинированный).

При сравнении ранжированных ценностей мы исходили из того, что ближайшие друг к другу ранги мало различаются по своей значимости (что, заметим, вызывает у испытуемых трудности в процессе ранжирования). Поэтому, условно объединив их по 3, можно разбить таблицу рангов на шесть подгрупп, допустив, что внутри этих троек ранги одинаковы. Далее можно выделить сходные и различные ценности в каждой из них.

Например, в табл. 1, в первой такой тройке, во всех трех выборках обнаруживаются одни и те же ценности - счастье, благополучие семьи, дружба. В следующей тройке рангов у канадской и российской выборок общей является одна ценность (комфортабельная жизнь), у канадской и норвежской тоже одна (свобода), у российской и норвежской - 2 (мир на земле и активная жизнь). И так далее.

В итоге получаем следующую картину.

Терминальные Инструментальные

ценности (ТЦ) ценности (ИЦ)

Канада и Россия - Канада и Россия -

9 сходных ТЦ, 2 сходных ИЦ,

Канада и Норвегия - 7, Канада и Норвегия - 9,

Россия и Норвегия - 11. Россия и Норвегия - 4.

Из этого следует, что: 1) у канадской и российской выборок больше сходства по ТЦ и меньше по ИЦ; 2) у канадской и норвежской выборок больше сходства по ИЦ и меньше по ТЦ; 3) у российской и норвежской выборок больше сходства по ТЦ и меньше по ИЦ.

В общем по ранжированию ТЦ Норвегия ближе к России, чем к Канаде, а по ИЦ ближе друг к другу Канада и Норвегия, чем Россия к ним.

Кроме того, заметно, что большее сходство выборок обнаруживается в ТЦ (27), чем в ИЦ (15), а также что большим сходством отличаются первые и последние 3 ранга.

Этот анализ составляет формальную сторону сравнения рангов.

Содержательный анализ должен дать ответ на вопрос, по каким именно ценностям есть сходство и различие.

В каждой группе были выделены ценности, по которым с помощью процедуры дисперсионного анализа были обнаружены статистически значимые различия по критерию Фишера. Характерной для данной выборки считалась ценность, если она имела более высокий ранг по сравнению с рангами этой же ценности в других выборках.

Выборки различаются по таким ценностям.

Для российской выборки характерна ориентация на такие терминальные ценности - благополучие семьи, материальное благосостояние, жизненная мудрость, национальная безопасность и общественное признание. В качестве ценностей-средств им соответствуют целеустремленность, ответственность, интеллектуальность, рациональность, способности и аккуратность [1, 2].

Для канадской выборки характерна ориентация на счастье, самоуважение и спасение (ТЦ), а также на честность, чуткость, доброжелательность и добросердечность (ИЦ).

Для норвежской выборки характерна ориентация на такие ценности-цели: дружба, активная жизнь, удовлетворенность достигнутым и равноправие. Им соответствуют ценности-средства - ответственность, независимость, энергичность, смелость, воспитанность и обязательность.

Таким образом, отвечая на вопрос, ради чего испытуемые выбрали профессию спортивного педагога, а следовательно, что обусловливало мотивы их выбора, с большой долей вероятности можно ответить так.

Российские студенты видят в этой профессии возможность главным образом обеспечить семью и достичь материального благополучия.

Канадские студенты ориентируются на личное благополучие, чему соответствуют и ценимые ими ИЦ.

Норвежские студенты выше ценят то, что способствует активной и полной событий жизни, вероятнее всего, в сфере человеческих коммуникаций и деятельности.

Таблица 1. Сравнение рангов терминальных ценностей в трех выборках

Ранг

Канада (n=100)

Ср.ранг

Норвегия (n=95)

Ср.ранг

Россия (n=131)

Ср.ранг

1

Счастье

3,85

Семья

3,69

Семья

3,68

2

Дружба

6,32

Дружба

4,89

Счастье

6,22

3

Семья

6,55

Счастье

6,57

Дружба

6,82

4

Свобода*

7,03

Интересная жизнь

6,80

Блага жизни

7,03

5

Самоуважение

7,05

Свобода*

7,20

Интересная жизнь

7,33

6

Блага жизни

8,46

Мир на Земле*

8,00

Мир на Земле*

8,17

7

Любовь*

8,62

Удовлетворенность

8,24

Свобода*

8,28

8

Интересная жизнь

8,64

Любовь*

9,41

Мудрость

9,47

9

Мир на Земле*

9,08

Самоуважение

9,59

Любовь*

9,76

10

Удовольствия*

9,28

Равенство

9,66

Самоуважение

9,90

11

Удовлетворенность

10,08

Гармония*

10,08

Гармония*

10,18

12

Мудрость

10,16

Блага жизни

10,34

Удовлетворенность

10,44

13

Равенство

10,3

Удовольствия*

10,67

Безопасность

10,56

14

Гармония*

11,04

Признание других

11,99

Удовольствия*

10,89

15

Признание других

12,71

Безопасность

12,05

Признание других

10,89

16

Спасение

13,41

Мудрость

12,96

Равенство

13,01

17

Безопасность

13,92

Красота*

13,93

Красота*

13,64

18

Красота*

14,35

Спасение

16,24

Спасение

14,73

Примечание. Здесь и далее звездочками отмечены незначимые различия средних рангов по данным дисперсионного анализа на основании критерия Фишера. Все остальные различия по этому критерию значимы на уровне не менее 0,05. Возможные трактовки смыслов ценностей см. выше.

Таблица 2. Сравнение рангов инструментальных ценностей в трех выборках

Ранг

Канада (n=100)

Ср.ранг

Норвегия (n=95)

Ср.ранг

Россия (n=131)

Ср.ранг

1

Честный

4,5

Честный

4,93

Целеустремленный

4,56

2

Любящий

4,63

Ответственный

5,86

Ответственный

5,92

3

Ответственный

7,73

Любящий

7,42

Мыслящий

7,47

4

Независимый

7,75

Независимый

7,59

Честный

7,69

5

Целеустремленный

7,77

Жизнерадостный

7,64

Рациональный

8,17

6

Жизнерадостный

8,44

Смелый

8,16

Способный

8,78

7

Мыслящий

8,51

Вежливый

8,34

Независимый

9,21

8

Вежливый

9,04

Доброжелательный

8,85

Широта взглядов*

9,27

9

Доброжелательный

9,19

Широта взглядов*

10,01

Самоконтроль*

9,43

10

Добросердечный

9,27

Обязательный

10,62

Смелый

9,65

11

Широта взглядов*

9,37

Добросердечный

10,89

Любящий

9,98

12

Способный

10,32

Самоконтроль*

10,96

Вежливый

10,64

13

Смелый

10,5

Целеустремленный

11,08

Аккуратный

11,05

14

Самоконтроль*

10,8

Аккуратный

11,29

Добросердечный

11,17

15

Творческий*

12,06

Способный

11,32

Жизнерадостный

11,50

16

Рациональный

12,72

Мыслящий

11,69

Доброжелательный

11,53

17

Аккуратный

14,11

Творческий*

11,85

Обязательный

11,69

18

Обязательный

14,22

Рациональный

12,40

Творческий*

13,05

Литература

1. Дюк В., Самойленко. Data Meaning: учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

2. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.

3. Rokeach, M. The Nature of Human Values. - NY: Free Press, 1973. - 438 pp.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!