Abstract UPDATING OF PROGRAM OF INITIAL SWIMMING TRAINING OF FEMALE STUDENTS FROM HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE V.A. Bykov, Dr. Hab., lecturer Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk Key words: pedagogical technologies, students, swimming training, training process, serviceability. The purpose of the research was to develop the training program, allowing to speed up the increase of preparedness of female students with the subsequent increase of sports results in swimming. the technique of the research: planning of training loading for female students of control groups was carried out by a traditional technique, experimental - according to the program developed by the author according to which all training process shared on two stages: 1 - the first year of initial sports training (6 months) after training (3 months) and 2 - the second year of initial sports training (9 months). In the end of the pedagogical experiment the essential adaptive reorganizations of functional systems of an organism, a high level of development of conducting physical qualities and preparedness were marked at the female students of the experimental groups, that in the greater degree promoted the growth of sports results in navigation, than at female students of control groups.
|
МОДИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор
педагогических наук, доцент В.А.
Быков Ключевые слова: педагогические технологии, студентки, плавательная подготовка, тренировочный процесс, работоспособность. Введение. Особенностью обучения студентов в физкультурных вузах является сочетание теоретической подготовки с овладением двигательными умениями и навыками в профессионально-прикладных учебных дисциплинах, к которым относится и дисциплина "Плавание". Для успешного усвоения студентами теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков по этой дисциплине необходимы разработка и внедрение в практику учебно-тренировочного процесса педагогических технологий [2]. В результате комплексных исследований нами разработана и экспериментально обоснована инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления студенток, занимающихся циклическими видами спорта. Теоретико-методологической основой исследований являлись фундаментальные положения , касающиеся следующих проблем: оптимизац ия обучения плаванию [6], совершенствование техники спортивного плавания [1], теория оптимального функционирования системы спортивной подготовки [3, 8], современная теория управления подготовкой спортивного резерва [5, 7]. Методы и организация исследования . Нами использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогические методы (педагогический эксперимент, экспертная оценка техники плавания, контрольно-педагогическое тестирование); физиологические методы, антропометрия, методы математической статистики. Для определения плавательной подготовленности студенток на всем протяжении педагогического эксперимента проводилось контрольно-педагогическое тестирование, а для определения физической работоспособности по тесту PWC170 и МПК использовалась общепринятая методика [4]. По окончании курса обучения проведено тестирование исследуемых спортсменок (предлагалось проплыть дистанцию 100 м комплексным плаванием). Для занятий плаванием в группах повышения спортивного мастерства (6 раз в неделю по 60 мин на воде) были отобраны 143 спортсменки. Планирование тренировочной нагрузки для 82 студенток экспериментальных групп (ЭГ) осуществлялось по разработанной нами программе, согласно которой весь тренировочный процесс делили на два этапа: 1-й этап - первый год начальной спортивной подготовки (6 месяцев) после обучения (3 месяца); 2-й этап - второй год начальной спортивной подготовки (9 месяцев). Планирование тренировочной нагрузки для студенток контрольных групп (КГ) осуществлялось по традиционной методике. На первом году занятий плаванием основными задачами было: создание у каждой студентки прочного двигательного (плавательного) навыка, совершенствование техники спортивного плавания с одновременным воспитанием общей выносливости, создание плавательной подготовленности и укрепление здоровья; на втором году - воспитание общей и специальной выносливости, развитие скоростно-силовых способностей и повышение функциональной подготовленности занимающихся для улучшения спортивных результатов. В начале и в конце первого, а также в конце второго года начальной спортивной подготовки студентки прошли тестирование по одной и той же тренировочной программе. Результаты и их обсуждение . Полученные экспериментальные данные подтверждают, что более высокие (на 10 -15%) объемы основных параметров спортивной подготовки в плавании способствовали повышению эффективности начальной плавательной подготовки студенток ЭГ. Все студентки освоили дистанцию 100 м, проплывая ее кролем на груди, брассом на груди и кролем на спине. Начальная спортивная подготовка в плавании при ее детальной разработке и эффективном применении обеспечивает подготовку пловцов массовых спортивных разрядов в зависимости от ранее достигнутой степени функциональной и технической подготовленности спортсменок. Доминирующими звеньями при этом являются составление оптимальных тренировочных заданий, предусматривающих преемственность их освоения в микроциклах и повышение требований к функциональным возможностям и техническим характеристикам пловчих (табл. 1). Аэробная производительность, в значительной мере определяющая физическую работоспособность (ФР) спортсменок, оказывала существенное влияние на повышение спортивных результатов в плавании. Информативным показателем функционального состояния организма является ФР. Ее исходные данные по тесту PWC170 в ЭГ и КГ зарегистрированы на отметке выше среднего уровня и различались незначительно. Сравнительный анализ результатов тестирования выявил достоверное увеличение абсолютных показателей ФР в обеих группах (табл. 2). Так, в ЭГ PWC170 достоверно увеличился по сравнению с исходными данными у лыжниц - на 13,6%, у легкоатлеток - на 9,4% и у велосипедисток - на 12,4%, в КГ этот показатель увеличился значительно меньше. По окончании второго года начальной спортивной подготовки показатели ФР у студенток ЭГ были достоверно выше (на 6,4%) по сравнению с таковыми в КГ. Необходимо отметить, что по результатам тестирования у лыжниц отмечались наибольшие показатели ФР по тесту PWC170 (886 кГм/мин), чем у легкоатлеток (818 кГм/мин) и велосипедисток (812 кГм/мин). Величина максимального потребления кислорода (МПК) как интегрального показателя, характеризующего состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях мышечной (плавательной) деятельности, также в большей мере возрастала у студенток ЭГ. Так, у студенток ЭГ в конце 2-го года начальной спортивной подготовки МПК достоверно увеличилось, в частности у лыжниц - на 8,38%, у велосипедисток - на 7,43% в сравнении с исходными данными. У студенток КГ МПК увеличилось в меньшей степени. Исследование МПК, рассчитанного на 1 кг веса, позволяет сделать заключение, что в конце 2-го года начальной спортивной подготовки произошло достоверное увеличение (на 9%) показателей МПК у студенток ЭГ. У студенток КГ этот показатель увеличился незначительно (на 3,6%). У студенток ЭГ показатели МПК были выше (на 4,3%), чем у студенток КГ, в конце начальной спортивной подготовки. Таким образом, показатели ФР и аэробной производительности у студенток ЭГ в конце начальной спортивной (плавательной) подготовки были выше по сравнению с исходными данными, чем у студенток КГ. Спортивный результат в плавании, показанный на соревнованиях, выступает единственным интегральным комплексным показателем качества всей системы начальной спортивной подготовки студенток ЭГ и КГ. Анализ спортивных результатов свидетельствует, что из всех студенток, выполнивших III спортивный разряд по плаванию на 1-м году начальной спортивной подготовки, на 2-м году тренировочных занятий 38 спортсменок ЭГ выполнили более высокие спортивные разряды, из них: 25 студенток - II и 13 - I спортивные разряды; в КГ соответственно 11 и 3 студентки. Таблица 1. Соотношение фаз развития спортивной формы, периодов и мезоциклов тренировки студенток при одноцикловом годичном планировании
Условные обозначения: Б -базовый, Вт. - втягивающий, К - подг. - контрольно-подготовительный, Предсор. - предсоревновательный, Сор. - соревновательный, Сохр. СФ - сохранение спортивной формы. Таблица 2. Показатели физической работоспособности - PWC170 (кГм/мин) у спортсменок (X ±)
Примечание. В числителе - показатели ЭГ, в знаменателе - КГ. Заключение. Скоростные способности студенток в плавании неразрывно связаны с их техническим мастерством. В соревновательном периоде уделялось внимание совершенствованию темпового варианта техники плавания избранным способом, умению выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду. С этой целью занимающиеся выполняли тренировочные программы для повышения скоростных способностей. Состояние функциональных систем и механизмов, обуславливающих показатели специальной выносливости сохранялись на должном уровне, что позволило студенткам полностью восстановиться после ранее выполненных в спортивном плавании тренировочных нагрузок, а высокая ФР и аэробная производительность студенток ЭГ способствовали более значительному повышению их спортивных результатов. Таким образом, начальная подготовка по плаванию на первом и втором годах тренировочных занятий у студенток ЭГ оказалась более эффективной. Тестирование, проведенное в конце 1-го и 2-го годов начальной спортивной подготовки, выявило более высокую плавательную подготовленность студенток ЭГ. Решение основных задач в процессе учебно-тренировочных занятий плаванием обеспечивает крепкое здоровье, гармоничное ФР, развитие специальных физических и психических качеств, повышение технического мастерства. Адаптивные перестройки функциональных систем вызывают прирост тренированности, что приводит к повышению спортивных результатов в плавании. Литература 1. Абсалямов Т.М. Динамометрическое исследование тяговых усилий в кроле на груди // На голубых дорожках /Под ред. В.Г. Попова. - М.: ФиС, 1966, с. 91-96. 2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 2-7. 3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. - 191 с. 4. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 5. Набатникова М.Я. Некоторые вопросы тренировки пловцов в подготовительном периоде // Теория и практика физ. культуры. 1955, Т. ХVIII, вып. 7, с. 501-506. 6. Полевой Г.Ф. Метод одновременного обучения спортивным способам плавания // Теория и практика физ. культуры. 1958, т. ХХI, вып. 6, с. 412-415. 7. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). - М.: ФиС, 1985. - 145 с. 8. Ширковец Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1995. - 47 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |