ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

ACTIVIZATION OF COGITATIVE ACTIVITY OF YOUNGER PUPILS DURING TRAINING TO MOTOR ACTIONS

E.A. Korotkova, Dr. Hab., professor

N.V.Fomicheva, Ph. D.

The Tyumen state university, Tyumen

Key words: children of preschool age, intellectual development, physical exercises.

The purpose of the research was the creation of a technique of physical education assisting the intellectual development of preschool children of 5-7 years. And the contents, forms, methods and means of their intellectual development were developed in the process of physical education.

The research has shown, that the means of physical training contain the unlimited opportunities not only for the decision of specific tasks of improvement of the physical status of the engaged ones, but also for the development of mental functions of a child. It proves the expediency of their use for the decision of the tasks of intellectual development.

The approbation of the developed technique of physical training directed on the intellectual development of preschool children of 5-7 years, proved its positive influence on the processes: logic and evident - shaped thinking, attention, perception, memory. It promotes the fast, strong, deliberate mastering of motor skills and the formation of physical qualities.


АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова
Кандидат педагогических наук Н.В. Фомичева

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, умственное развитие, физические упражнения.

Исследования В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, М.Я. Виленского, В.П. Лукьяненко и других убедительно доказывают, что физкультурное образование в современном обществе должно не только заботиться о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной сферы личности, проявляющейся в высокоразвитой творческой активности.

Положение психологии о "единстве сознания и деятельности" послужило для нас поводом к осуществлению попытки обьединения двигательной и мыслительной деятельности в обучении двигательным действиям. Суть этой попытки заключается в перестановке образовательных акцентов с регламентированного выполнения двигательного действия с учащимися по образцу на рефлексивную двигательную деятельность, прямо направленную на развитие творческого мышления. Учащиеся самостоятельно преобразуют действия, находят новые способы их выполнения, экспериментируют с двигательными действиями в изменяющихся условиях учебной деятельности, корректируют свои дальнейшие действия для достижения более высокого результата.

Данный подход послужил предпосылкой выявления условий эффективного сочетания приемов активизации мыслительной и двигательной деятельности в процессе обучения и двигательных действий, которыми являются:

- замена обучающей функции учителя развивающей, которая является доминирующей в организации совместной поисково-исследовательской работы детей и педагога, организующего диалоговые формы обучения, сопровождающиеся практической деятельностью;

- применение блочной структуры учебного цикла, состоящей из 8-10 уроков, на каждом из которых решаются двигательные и мыслительные задачи; с целью более "полного погружения" в тему 2-4 урока отводится для освоения только одного вида двигательного действия, но в разных вариантах и сочетаниях;

- формирование мотивационно-потребностной сферы осуществляется в процессе проблемного изложения теоретического и практического материала (у детей возникает потребность больше узнать о двигательном действии, выполнить его как можно лучше; через осознанное отношение к двигательным действиям, ситуацию успеха, демонстрацию своих способностей происходит внутреннее принятие учебной деятельности, формируется осознанная учебная потребность);

- организация проблемной ситуации с постановкой проблемных задач, которые решаются в процессе построения ориентировочной основы действия и выбора наиболее эффективных способов его решения (учащиеся идентифицируют двигательное действие по способу выполнения, выявляют главные и второстепенные детали техники для устранения допущенных ошибок; правильность выбора своих действий учащиеся проверяют в практической деятельности, а затем в процессе диалогового общения совместно с учителем формулируют проблемные задачи, которые обеспечат положительный результат).

При разработке методики развития мыслительных способностей младших школьников мы ориентировались на теорию развивающего обучения, в соответствии с которой учебная деятельность организуется в строгой последовательности c ее структурными компонентами: теоретические знания - практические умения - рефлексия - коррекция. В логике этой схемы взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения двигательному действию развивается по принципу "от общего к частному":

- знакомство с двигательным действием в процессе проблемного изложения физкультурных теоретических знаний с учетом имеющегося у детей двигательного опыта: дается целостное представление о движении, учащиеся с помощью учителя определяют, что они "знают", а что еще надо "узнать" (эвристическая беседа-диалог);

- изучение двигательного действия связывается с основными понятиями и терминами, характерными для данного физического упражнения, выявляются сходства и различия с уже знакомыми двигательными действиями путем постановки учителем проблемных задач с последующим их решением в практической деятельности под руководством учителя (поисковая дискуссия);

- уточнение деталей техники двигательного действия с вычленением главного и второстепенного, осуществляемое в процессе его практического выполнения учащимися с комментариями по технике исполнения: от чего зависит результат, как правильно выполнить двигательное действие, у кого точнее техника исполнения и почему (рассказ-об ъяснение с пояснением) ;

- выявление закономерностей в процессе теоретического обобщения: какие качества необходимо развивать и воспитывать, в каких игровых и жизненных ситуациях используется данное движение, что дает тренировка и т.д. (диалоговое общение);

- практическое выполнение двигательного действия фронтальным, поточным или поточно-групповым способом: движение выполняется в целом с акцентом на наиболее доступном для данного возраста элементе техники, непосредственно влияющем на результат (коллективная мыслительная деятельность);

- коррекция на основе рефлексии собственной учебной деятельности: учащиеся анализируют выполнение одноклассниками двигательного действия, а затем в процессе рефлексии собственной деятельности выясняют правильность выполнения упражнения и определяют последующие действия для достижения высокого результата (самоанализ, взаимоконтроль);

- творческие, индивидуальные и домашние задания даются после изучения двигательного действия на уроке: например, придумайте подвижную игру с изученным движением, подумайте, от чего еще может зависеть результативность, и т.д.

Своеобразие методики развития мыслительных способностей в условиях творческого подхода проявляется в том, что она дает не описательную, а рекомендательную схему, которая в конечном итоге позволяет решить поставленные двигательные задачи с максимальной ориентацией на положительный результат, требующей оптимального сочетания приемов активизации мыслительной и двигательной деятельности на каждом из этапов обучения двигательным действиям.

На этапе начального разучивания (ориентировочно -мотивационном) необходимо сформировать учебную мотивацию, целостное представление о новом двигательном действии через чувственное восприятие и мышечные ощущения в первоначальной практической деятельности. Образный рассказ о виде спорта, в котором используется данное движение, также сформирует у детей более полное представление о нем. Основными методами на данном этапе являются: метод целостного показа упражнения, эвристическая беседа-диалог, проблемное изложение, сопровождающееся демонстрацией двигательного действия учащимися. Затем дети должны самостоятельно описать физическое упражнение, любой физкультурный инвентарь или оборудование, которое необходимо при обучении, найти признаки сходства и отличия в двигательных действиях этого класса.

На этапе углубленного разучивания (поисково-исследовательском) важное место отводится различным вариантам выполнения упражнений. Внимание учащихся обращается на его новые детали: что нового в исходном положении, положении частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений можно предложить им самим придумать варианты упражнений и выполнить их. Основным методом является метод творческих заданий. Затем дети переходят к раскрытию связей, составлению логической цепочки и связи данного двигательного действия с выполнением основных видов движений, развитием физических качеств.

На этапе закрепления двигательного действия (практических операций) учащиеся выполняют специфические операции: наблюдение и пробные преобразования действий, нахождение правил преобразования, их обоснование и применение в практической деятельности. Через рефлексию учебной деятельности дети самостоятельно осуществляют анализ техники двигательных действий, как выполненных товарищами, так и своих собственных. Используется метод регламентированного и частично регламентированного упражнения в сочетании с анализом, самоанализом и взаимоконтролем в процессе учебной деятельности.

На этапе совершенствования (рефлексивно -оценочном) наличие у детей автоматизированных навыков и теоретических знаний, сформированность технических умений и мотивационных установок, владение приемами творческого преобразования двигательных действий и соответствующей терминологией позволяет им самостоятельно использовать полученные навыки в подвижных играх, учебной деятельности, в повседневной жизни.

По нашему мнению, такой подход при обучении двигательным действиям активизирует процесс самопознания детей, предполагает создание у младших школьников комплексного представления об изучаемом двигательном действии и его сознательном выполнении, развивает творческое мышление.

Как известно, любая деятельность должна сопровождаться контролем , в котором оценка является показателем достижений учащегося. Однако, как показывает опыт практической деятельности, оценка по предмету "физическая культура" не отражает на сегодняшний день объективности уровня усвоения материала, т.к. оцениваются в основном физические качества. Иногда делаются попытки оценить техническую сторону двигательного действия и совсем не учитываются теоретические знания. При выставлении учителем отметки не принимается во внимание мнение самих обучаемых, что затрудняет переход к интеллектуализации физического воспитания.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности, когда ученик не только сопоставляет свои результаты с предложенными учителем эталонами оценивания, но и сравнивает свои достижения с "собой вчерашним". Причем контроль в физическом воспитании младших школьников должен строиться на оценивании двигательной деятельности без выставления отметок. Он уже вводится в практику предмета "физическая культура", но практическое применение получил пока только в начальной школе.

Предложенная методика прошла апробацию в 2000/2001 учебном году при участии 320 учащихся младших классов МОУ СОШ №6 и №10 г. Ноябрьска Тюменской области.

Мыслительное развитие детей определялось по адаптированным нами методикам диагностики когнитивных и творческих способностей (Б.Н. Коротяева, В.Т. Кудрявцева, А.В. Хуторского) и включало: преобразование двигательных действий на примере утренней гимнастики, видение целого двигательного действия раньше его элементов, анализ двигательных действий, превращение задачи на выбор в задачу на преобразование, творческое мышление в подвижных играх.

Уровень мотивационных установок определялся на основе анкетирования учащихся и их родителей.

Уровень усвоения теоретических знаний и сформированности методических умений оценивался по критериям обученности, предложенным В.П. Симоновым и адаптированным Е.А. Коротковой к дифференцированному физкультурному образованию.

Показатели физической подготовленности младших школьников оценивались традиционно по среднеарифметической оценке за выполнение семи программных тестов и сравнивались со стандартами учебной программы В.И. Ляха и Г.Б. Мейксона (1993).

Предварительные исследования показали, что учащиеся начальных классов имеют средний уровень мотивационных установок, низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, низкий уровень развития мыслительных способностей, теоретических знаний и методических умений. Достоверных различий во всех перечисленных показателях зафиксировано не было.

В процессе выявления эффективности разработанной методики мы обнаружили положительную динамику развития мыслительных способностей в экспериментальной группе: средние показатели пяти тестов уровня мыслительных способностей младших школьников достоверно различались в контрольных и экспериментальных группах (р<0,05); достоверно вырос уровень мотивационных установок; улучшилась качественная успеваемость в оценке знаний и методических умений. В экспериментальных группах был зафиксирован наибольший прирост показателей развития скоростных и скоростно-силовых способностей.

Таким образом, использование методики активизации мыслительной деятельности в процессе обучения двигательным действиям позволяет повысить уровень мыслительных способностей и как следствие улучшить физическую подготовленность (без акцентированного развития физических качеств), повысить качество усвоения знаний и мотивационных установок.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: