|
ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА 1 июля 2005 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта успешно защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук О.И. Павловой. Диссертацию оппонировали доктор педагогических наук В.В. Балахничев , доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.К. Бальсевич , доктор педагогических наук, профессор А.И. Полунин. Актуальность предпринятого исследования заключается в необходимости разработки основополагающих положений системы подготовки юных спортсменов-атлетов возрастном интервале 12-18 лет. Целью исследования явилось научно-технологическое обоснование педагогической системы многолетней подготовки юных спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики. Научная новизна. Определены структура, количественные характеристики физической и технической подготовленности спортсменов и степень их взаимосвязи со спортивным результатом на всех этапах многолетней подготовки у занимающихся легкой атлетикой и спортивными играми. Впервые обоснована система построения тренировочного процесса на этапе углубленной подготовки, охватывающая структурные образования от тренировочного занятия до годичного цикла, с учетом специфики ее применения в скоростно -силовых видах легкой атлетики (бег на короткие дистанции), видах легкой атлетики с преимущественным проявлением выносливости (бег на средние дистанции) и спортивных играх (волейбол, баскетбол). Выявлены оптимальные соотношения объемов различных тренировочных средств в годичном цикле на этапе углубленной подготовки для юных спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике и спортивных играх. Разработана рациональная структура мезоциклов тренировки, предшествующих главному соревнованию сезона, для юных легкоатлетов и игровиков. Впервые выявлены основные закономерности построения микроциклов тренировки юных легкоатлетов и игровиков в подготовительном и соревновательном периодах. Разработаны критерии оценки интенсивности выполнения специальных упражнений юными волейболистами и баскетболистами. Впервые обоснованы информативные и доступные для тренеров методы педагогического контроля за уровнем тренировочных и соревновательных нагрузок, а также течением восстановительных процессов у юных спортсменов. Теоретическая значимость состоит в разработке кардинальных системообразующих факторов проблемы подготовки юных спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике и спортивных играх, на этапе углубленной тренировки: основных параметров физической и технической подготовленности, рационализации тренировочного процесса во всех структурных образованиях с использованием обоснованных методов педагогического контроля за уровнем различных по направленности нагрузок. Предложены новые методы контроля за интенсивностью выполнения упражнений юными волейболистами и баскетболистами. Полученные данные позволили конкретизировать общую концепцию управления тренировочным процессом на одном из самых важных этапов углубленной тренировки в избранном виде спорта. Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанных положений и подходов в управлении процессом спортивной тренировки юношей, специализирующихся в легкой атлетике и спортивных играх. Разработанные теоретико-методические положения реализованы: - в 2 учебных пособиях и монографиях; - при разработке учебных планов для факультетов физической культуры педагогических институтов (дисциплины "Спортивно-педагогическое совершенствование" и "Управление подготовкой юных спортсменов"); - в двух учебных программах для факультетов физической культуры педагогических институтов; - в методических рекомендациях по планированию и контролю тренировочного процесса в беговых видах легкой атлетике; - в учебно-тренировочном процессе студенческой сборной команды России по легкой атлетике (1970-1985 гг.), ШВСМ и СДЮШОР г. Казани (специализация "легкая атлетика", "баскетбол", "волейбол"); ежегодно в процессе чтения лекций и семинарских занятий для студентов 1-4-го курсов факультетов физической культуры Казанского государственного педагогического университета (дисциплины "Основы научных исследований", "Управление подготовкой юных спортсменов", "Спортивно-педагогическое совершенствование"). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |