|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОТБОРУ И ПОИСКУ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ Кандидат
педагогических наук В.В. Христов Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов. Важное место в этой системе занимает процесс совершенствования комплексного контроля и отбора перспективных пловцов на всех этапах многолетней подготовки. Так, рационально построенная организация отбора спортсменов не только позволяет исключить огромные траты государственных средств, но и снимает многие нравственные проблемы: бесперспективность в неправильно избранной специализации не будет лежать тяжелым грузом на совести спортсмена и его тренера. Современная мировая практика и научные исследования свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой. В основу отбора способных и одаренных детей в спортивной практике положены как психолого -педагогические, так и морфофункциональные предпосылки. Для плавания как спортивной дисциплины характерно раннее начало занятий, и становление спортивного мастерства совпадает с одним из важнейших периодов жизни - половым созреванием. Становится очевидным, что отличительная особенность отбора в плавании - необходимость поиска спортивно одаренных спортсменов до завершения происходящих в их организме биологических процессов роста и развития, а поиск эффективных критериев для отбора - одна из важнейших задач, определяющих конечный спортивный успех. Прогнозирование потенциальных достижений спортсмена может быть осуществлено на основе стабильности показателей, принятых в качестве критериев спортивной пригодности к специализации в определенном виде спорта. Если признак, положенный в основу отбора, неустойчив, а тенденции его развития случайны, он не может служить надежным показателем для выбора дальнейшей спортивной ориентации. Несмотря на то что плавание является одним из самых эффективных средств развития общей выносливости, широкое использование его для этой цели в младших возрастных группах в связи с однообразием движений не позволяет решить задачу приобретения разносторонних двигательных навыков, необходимых в дальнейшем. Кроме того, большие плавательные объемы в этом возрасте, благоприятно сказываясь на технической подготовке и вызывая ускоренный рост спортивных результатов, приводят в дальнейшем к психологической и физиологической усталости по отношению к этой форме движений и прекращению роста спортивных результатов к 16-17 годам. Эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ориентацию на стабильные, мало изменяемые в ходе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки наследственные морфологические признаки: длина тела, верхних и нижних конечностей; длина туловища, плеча и предплечья; ширина плеч и таза; окружность шеи, плеча, предплечья, бедра, голени; массы тела; соотношения быстро и медленно сокращающихся мышечных волокон. На начальном этапе отбора детей для целенаправленных занятий плаванием немаловажно прогнозировать показатель длины тела по достаточно надежной формуле, разработанной чешским ученым Каркусом:
(Lотца х 1,08 + L матери)
х 1,08 L отца х 0,923 + L матери, где: ПРМ и ПРД - прогнозируемый рост мальчиков/девочек; L - рост (см). Нами были проведены расчеты ростовых показателей длины тела ныне действующих и уже не выступающих пловцов в возрасте 19-35 лет соответственно ростовым данным их родителей. В обследовании приняли участие 8 МСМК, 29 МС и 18 КМС. В 58% случаев отмечается превышение показателей прогнозируемых расчетов, т.е. спортсмены оказались выше расчетных показателей. 27% составили показатели фактической длины тела спортсменов, соответствующие расчетным. И только в 15% случаев спортсмены не достигли фактических показателей длины тела относительно расчетных прогнозов. Интересен и тот факт, что в 83% случаев, когда пловцы превышали показатели прогнозируемого роста, они являлись вторым ребенком в семье. Также нами был проведен анализ социологических критериев семьи на предмет спортивных традиций, у 72% опрашиваемых спортсменов, превысивших фактические ростовые показатели или соответствующих расчетным, один из родителей в прошлом занимался спортом, а из этого контингента 53% составили семьи, где спортом занимались и мать, и отец. Не менее информативными при отборе, на наш взгляд, являются показатели нормативной шкалы оценки морфофункциональных показателей для каждого возраста индивидуально: длина тела, вес тела, ЖЕЛ, длина кисти, длина стопы, соотношений вес/длина тела, ЖЕЛ/вес, ширина плеч/длина тела, ширина плеч/ ширина таза, обхват груди/ длина тела, длина руки/длина тела, оцениваемые по 7-балльной шкале (А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева, Р. Соломатин). Таблица 1. Нормативная возрастная динамика спортивных результатов
Таблица 2. Наследуемость основных двигательных качеств у человека (по В.Н. Платонову)
Для более точного осуществления отбора спортсменов при комплектовании учебно-тренировочных групп, а также своевременного определения и прогноза будущей специализации в плавании А.Л. Самсонов рекомендует отслеживать динамику спортивных результатов согласно нормативной возрастной оценке. Так ,для детей 10-12 лет (переход с начальной подготовки к учебно-тренировочной 1-го и 2-го годов обучения) рекомендован следующий диапазон результатов (табл. 1). Анализ показателей динамики изменения результатов пловцов на начальных этапах многолетней подготовки (анализ протоколов соревнований, дневников самоконтроля спортсменов и тренировочных планов) за последние 10 лет, позволил установить, что пловцы, впоследствии достигшие нормативов МСМК и МС, в возрасте 10-12 лет показывали лучшие личные результаты в 3-5 дисциплинах согласно нормативной возрастной динамике результатов, представленной в табл. 1, а КМС и 1-го разряда - на 1-2 дистанциях или не показывали вообще. Важной стороной первых этапов отбора, по данным В.Н. Платонова, является оценка двигательных качеств и способностей, с одной стороны, профильных для плавания, а с другой - в значительной мере генетически детерминированных (табл. 2). Особого внимания при первичном отборе заслуживают личностно-психологические качества детей. По мнению профессора Д. Каунсилмена, психологические качества - один из главных критериев первичного отбора. Подводя итог, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно внимания уделено проблемам отбора спортивных резервов на различных этапах многолетней подготовки. Однако нет четкой разработанности применения различных критериев отбора в рамках системного подхода применительно к начинающим спортсменам при переходе от начальной подготовки к учебно-тренировочной. При осуществлении спортивного отбора следует обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфофункциональных, социально -психологических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют генетически детерминированные признаки, характеризующиеся небольшой изменчивостью под влиянием тренировки. Использованная литература 1. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры. - М.: ФОН, 1996. - 430 с. 2. Воронцов А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов. - М.: Изд-во Госкомспорта СССР, 1990. - 54 с. 3. Плавание / Под ред. Л.П. Макаренко. - М.: ФиС, 1988. - 127 с. 4. Плавание / Под ред. Г.П. Алешина, В.Б. Гилязовой. - М.: ВФП, 1997. - 64 с. 5. Платонов В.Н. Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 496 с. 6. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991. - 224 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |