Abstract THEORETICAL-METHODICAL BASES OF MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS OF ELITE KATAREKAS (ON EXAMPLE OF VERSION WKF) D.N. Makaridin, Ph. D., lecturer The Tyumen state university, Tyumen Key words: training process, management, elite karatekas, model of basic sides of preparedness of athlete in karate. The purpose of the research was the development and theoretical-methodical substantiation of a control system of training of elite katarekas. One of the important tasks solved by the authors for today, is the development of the model of basic sides of preparedness of karatekas. The basic result of the research for the authors is the concrete representation about the structure of the controlled object and about the regularities of its transition from one condition into another for the realization of the idea of the management of the training of athletes.
|
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ
ПРОЦЕССОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В КАРАТЭ Кандидат
педагогических наук, доцент, докторант
Д.Н. Макаридин Ключевые слова: тренировочный процесс, управление, каратисты высокой квалификации, модель основных сторон подготовленности спортсмена в каратэ. Удивительное сочетание силы и ловкости, быстроты и координации, смелости и решительности - все это характерно для восточных видов единоборств, вобравших в себя тысячелетний духовный и исторический опыт многих выдающихся подвижников данного направления физического развития человека. К восточным видам единоборств относится и каратэ. Каратэ как вид восточного единоборства в настоящее время утвердился в качестве одной из самых надежных систем самозащиты. Высокая скорость ведения боя, стремительность перемещений, уходов, смены дистанций позволяют эффективно противостоять нескольким противникам, быстро пресекать опасные действия и решительно перехватывать инициативу. Стремительное развитие и высокая популярность каратэ, наблюдавшиеся в последние десятилетия ХХ в., во многом связаны с усилиями ведущих специалистов и выдающихся спортсменов. В настоящее время Международным Олимпийским комитетом активно обсуждается вопрос обновления программы летних Олимпийских игр 2012 г., и одним из видов спорта, реально претендующих на включение в программу Олимпиады, является каратэ. Возросли и результаты выступлений на международных соревнованиях нашей сборной. Однако в последнее время стало очевидным, что те методологические принципы, которые ранее успешно использовались спортсменами и тренерами, уже не отвечают условиям сегодняшнего дня. Возросли требования к надежности и стабильности технического мастерства, повысились интенсивность и объем тренировочных нагрузок, ужесточилась конкуренция на мировой арене. Все это обусловило актуальность фундаментального научного поиска, направленного на разработку новых теоретических положений, эффективных методических принципов и форм организации тренировок спортсменов высокого класса. Несмотря на то что каратэ развивается в России и в мире достаточно давно, все-таки следует заметить, что серьезных теоретических трудов в этой области немного. Мало пока и диссертационных исследований (так, в электронном каталоге Российской государственной библиотеки за последние пять лет нами было обнаружено всего 4 автореферата диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). Тем не менее проведенные исследования позволяют обозначить несколько сфер, которые являются объектом для выполнения научных работ по данной проблеме. Свое исследование мы планируем связать с управлением тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в каратэ. Сегодня спорт играет значительную роль в воспитании молодого поколения страны. Он является важным социальным фактором в деле формирования человека. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. По справедливому замечанию профессора Л.П. Матвеева, современный спорт сильно дифференцировался, что выразилось в появлении своеобразных подразделов как в общедоступном спорте, так и в спорте высших достижений. Такая многогранность позволяет удовлетворить разнообразные потребности личности и общества в сфере спорта. Основная масса школьников занимается общедоступным спортом в его базовых формах в системе общего образования, не стремясь к высоким спортивным результатам. В то же время многие юные спортсмены ориентированы на долгий и трудный путь к вершинам спорта. Подготовка спортивного резерва для спорта высших достижений - одна из главных задач спортивной деятельности, в связи с чем проблема управления тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в каратэ является актуальной. В самом общем смысле, по мнению Ю.М. Верхошанского, суть управления выражается в изменении состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь необходимо конкретное представление о строении управляемого объекта и о закономерностях перехода его из одного состояния в другое. И от того, насколько выполнено это требование, зависит научная стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного аппарата и, наконец, ее практическая эффективность. Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки. Таким образом, величина прироста спортивного результата это критерий эффективности тренировки. Спортивный результат есть продукт организованного комплекса внешних взаимодействий спортсмена. Объектом исследования был тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов-каратистов. Предметом исследования служили теоретические и методические основы управления тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов -каратистов. Цель исследования - разработка и теоретико -методическое обоснование системы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации в каратэ. Задачи исследования: 1. Диагностика и разработка модельных характеристик спортсменов высшей квалификации. 2. Обоснование методологической базы проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации в каратэ. 3. Разработка концепции управления тренировочным процессом каратистов высокой квалификации. 4. Проверка опытно-экспериментальным путем эффективности разработанной системы управления подготовкой спортсменов-каратистов высокой квалификации. Управление тренировочным процессом каратистов высокой квалификации будет продуктивным, если: 1. Будут разработаны и учтены в подготовке спортсменов модельные характеристики ведущих спортсменов мира. 2. Тренировочный процесс будет выстраиваться в соответствии с закономерностями становления спортивной формы каратистов высокой квалификации. 3. В системе управления процессом спортивной подготовки будут учтены особенности вида спорта, которые выдвигают определенные требования к профилю подготовки каратистов высокой квалификации. Одной из важных задач, решаемых нами на сегодняшний день, является разработка модели основных сторон подготовленности каратистов. Эффективность управления процессом тренировки тесно связана с моделированием - использованием моделей для определения ее различных характеристик и рационализации способов построения структурных частей. Далеко не все объекты и явления спортивной тренировки в силу их сложности и многофакторности удается представить в виде достаточно полных моделей. Поэтому при их представлении часто используют отдельные показатели, обычно обозначаемые как модельные характеристики. В спортивной тренировке выделяются самые различные модели, относящиеся к двум основным группам. В первую из них входят: 1) модели, определяющие структуру соревновательной деятельности и ее характеристики, необходимые для достижения заданного результата; 2) модели основных сторон подготовленности спортсмена, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность; 3) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем и их частей обеспечить соответствующий уровень подготовленности и соревновательной деятельности. Вторая группа моделей охватывает: 1) модели крупных структурных образований тренировочного процесса, этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 2) модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 3) модели тренировочных занятий и их частей; 4) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представлять себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную функциональную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных модельных характеристик. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, функциональных возможностей основных систем обеспечения подготовленности необходимо ориентироваться на показатели, которые свидетельствуют о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Следует отметить, что возможности совершенствования многих локальных способностей организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, имеющимися в распоряжении тренера. Поэтому введение таких показателей не приносит реальной пользы, а излишне усложняет модель и не позволяет реализовать по отношению ко всем ее параметрам управленческий цикл, включающий наряду с модельными характеристиками методы и средства совершенствования различных качеств и способностей, систему распределения их во времени, контроль и коррекцию тренировочного процесса и др. Следовательно, указанные модели должны быть, во-первых, настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцированной оценки и последующего совершенствования всех основных компонентов соревновательной деятельности и подготовленности, а, во-вторых, эта мера сложности не должна превышать тех границ, которые сделают малореальным процесс управления отдельными компонентами, входящими в модель. При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется не только выражать их количественно, но и конкретизировать применительно к виду спорта и его отдельной дисциплине, к конкретному спортсмену. Следует также предусмотреть желательную вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена на конкретном участке соревновательной деятельности, этапе тренировочного макроцикла. Необходимо отметить также, что сложности встречаются прежде всего в разработке количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства. По существу, здесь можно выделить три различных подхода. Один из них связан с простым усреднением показателей, отражающих возможности ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий и диапазона возможных колебаний. Такие данные из-за их естественного колоссального разброса могут служить лишь общими, крайне приблизительными характеристиками и вряд ли могут служить основой для управления процессом тренировки спортсменов высокого класса. Обследование любого такого спортсмена показывает, что с вероятностью 80 - 90 % его показатели попадают в рекомендуемые пределы колебаний. Второй подход связан с изучением значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя с последующей экстраполяцией полученных данных на уровень заданного результата. Третий подход предполагает получение жестких количественных параметров. Он использовался специалистами бывшей ГДР. Суть этого подхода сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя. Именно эти рекордные величины и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными при обследовании конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются недостатки и определяются резервы дальнейшего совершенствования. Все вышеизложенное требует дальнейшей разработки проблемы модельных характеристик в спорте вообще и тем более в таком интенсивно развивающемся виде спорта, как каратэ. Применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов в основу методологии разработки модельных характеристик наряду с изучением и использованием данных о группах выдающихся спортсменов должны лечь всесторонние исследования структуры подготовленности и соревновательной деятельности отдельных выдающихся спортсменов и родственных по морфофункциональным и типологическим показателям групп спортсменов (изучение их задатков, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязей между отдельными факторами спортивного мастерства, компенсаторных возможностей организма спортсменов высокого класса). Хотя методология решения
этого вопроса сложна и разработана
недостаточно, однако именно здесь,
по мнению специалистов, таятся
основные резервы объективизации
тренировочного процесса и
повышения его качества. При этом
обязательным условием, как и при
изучении структуры
подготовленности спортсменов и
соревновательной деятельности,
является разделение модельных
характеристик соревновательной
деятельности: а) модельные
характеристики, б) модельные
характеристики интегральных
качеств, определяющих уровень
спортивных достижений; в) Исходя из вышеизложенного нами были определены следующие задачи исследования: 1. Выбрать методологию разработки модели основных сторон подготовленности спортсмена-каратиста. 2. Организовать обследование спортсменов высокого класса. 3. Обобщить и опубликовать результаты исследования. Этапы исследования. В соответствии с поставленными задачами проведение исследования планируется в несколько этапов. На первом этапе планируется проработка методологии исследования. В настоящее время существует достаточно мощный теоретический задел в направлении моделирования (создания моделей) в спортивной практике. В исследовании мы опирались на научные работы отечественных авторов, таких как Ю.В. Верхошанский, В.В. Кузнецов, А.А. Новиков и др. Однако следует отметить, что в настоящее время несмотря на высокие результаты выступлений наших спортсменов-каратистов на международной арене до сих пор отсутствуют серьезные теоретические работы в области управления тренировочным процессом, и в частности, по системообразующему фактору управления - модели спортсмена-каратиста. В связи с этим,на втором этапе исследования мы планируем организовать обследование ведущих спортсменов сборной России по каратэ с целью получения эмпирических данных для разработки модельных характеристик. Третий этап исследования будет посвящен обобщению эмпирических данных, разработке модельных характеристик и оформлению полученных результатов исследования. Основным результатом исследования нам видится конкретное представление о строении управляемого объекта и о закономерностях его перехода из одного состояния в другое для реализации на практике идеи управления подготовкой спортсменов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |