Abstract SYSTEM ENGINEERING OF COMPETITIONS OF IMPROVING ORIENTATION (ON EXAMPLE OF BOXING) R.Kh. Aminov, Ph. D. The Tyumen state university, Tyumen Key words: health, system of competitions to improving orientation, means and methods. The effective solution of many actual problems of the improvement, education and education is impossible without deep understanding of the motivation of a child, without taking into account its propensities, interests and needs. During the participation in competitions the child not only shows the opportunities and skills: here there is also a transition of the process of education into self-education, the development - into self-development. The approach to the realization of competitions with an improving orientation offered by the authors promotes the popularization of a chosen kind of sports, enables anyone to participate in them to show the knowledge, to show skills, to get new friends and the most important - it doesn't do harm to health and induces pupils to self-development.
|
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СОРЕВНОВАНИЙ С
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ Кандидат
педагогических наук Р.Х. Аминов Ключевые слова: здоровье, система соревнований с оздоровительной направленностью, средства и методы. В настоящее время остро стоит вопрос об оздоровлении детей и подростков, о необходимости привития навыков здорового образа и стиля жизни [3, 4, 10]. Это связано прежде всего с ухудшением здоровья подрастающего поколения, рождаемостью детей с различными отклонениями и все увеличивающимися факторами риска. Исследования показывают, что одной из главных причин роста заболеваемости является низкая двигательная активность , отсутствие культуры ведения здорового образа жизни, некомпетентность в сфере физической культуры и спорта родителей, а также многих педагогов, отсутствие информации о резервах их здоровья и работоспособности, которые необходимо развивать [2 - 5, 10]. Следует привлечь внимание родителей, педагогов и самих детей к осознанным занятиям физической культурой и спортом как одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья. Современные физические нагрузки в спорте столь высоки, что врожденные адаптивные механизмы нередко оказываются недостаточными для обеспечения нормального функционирования организма в этих условиях [3, 6, 14]. И как отмечают Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов [12], тренировочные нагрузки, лежащие на грани человеческих возможностей, могут сопровождаться серьезными изменениями в белковом обмене, что может стать причиной нервных и психических расстройств, нарушения памяти. К этому еще можно добавить и психоэмоциональный стресс, испытываемый спортсменами как во время подготовки, так и во время соревнований. Эти проблемы особенно актуальны для детского спорта. Критерием оптимальной нормы двигательной активности являются надежность функционирования всех систем организма и способность соответст вующим образом реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Нарушение постоянства внутренней среды организма и неадекватность реакций указывают на выход за пределы нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья. Известны научные и практические подходы, которые позволяют проводить тренировки с оздоровительной направленностью, например в боксе [1, 9, 13], волейболе [7], дзюдо [11]. Вместе с тем недостаточно изучены программа, средства и методы проведения соревнований с оздоровительной направленностью, которые позволили бы создать комплексную систему, обеспечивающую сохранение здоровья спортсменов как на тренировке, так и на соревнованиях. Проведенные исследования предполагают поиск новой модели проведения соревнований, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья занимающихся спортом, развитие системы турниров с оздоровительной направленностью . Организация и система проведения таких соревнований должны создавать предпосылки проявления факторов и условий гармоничного развития личности ребенка, а не достижения максимально высоких спортивных результатов. Поэтому и систему подготовки, и систему соревнований следует строить с учетом оздоровительных технологий, основных положений теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин, Н.А. Фомин), системы управления соревнованиями (В.Н. Зуев, Б.П. Панкратов, В.В. Тюрин), идеи творческого саморазвития (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский) и идеи гуманизации, социализации и сохранения здоровья при занятиях спортом (В.К. Бальсевич, Ю.Н. Вавилов, В.И. Дубровский, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.). В общей теории спортивных соревнований выделены профессиональные и любительские [8]. Планирует ся разработк а новой концепции системы соревнований с оздоровительной направленностью. Суть предлагаемого подхода заключается в изменении содержания, организации и проведения соревнований. По нашему мнению, они должны иметь познавательный, развивающий и оздоровительный аспекты, учитывающие интересы участников. Основные положения такой системы: · обеспечение программных, организационно -методических условий для сохранения и укрепления здоровья занимающихся (применение адекватных физических нагрузок, использование разнообразных средств и методов физической культуры и спорта для полноценного развития ребенка, исключающи х форсирование нагрузок, овладение знаниями о здоровье); · формирование и утверждение принципов управления соревнованиями (иерархичность, комплексность, перспективность, преемственность, гуманизация, открытость и демократичность, оптимизация, оздоровление); · нормативно-правовые основы управления системой соревнований с оздоровительной направленностью (законодательные акты, созаконные и подзаконные акты в соревновательном процессе); · создание условий для гармоничного развития и творческого саморазвития (синтез и активное использование для решения воспитательных, оздоровительных и образовательных задач достижений многих наук и искусств: философии, психологии, педагогики, культурологии, физиологии, этики и др.); · классификация оздоровительных соревнований (по возрасту, стажу занятий, статусу); · разработка типовых правил соревнований (унификация состава действий спортсменов, условий их выполнения и способов оценки достижений), в которых учитываются уровни здоровья, знаний о здоровом образе жизни, эстетические и нравственные аспекты поведения участников. Предлагаемая система проведения соревнований не только позволяет выявить уровень подготовленности участника, но и способствует формированию физической культуры личности, создает предпосылки овладения знаниями о здоровом образе жизни, стимулирует проявление физкультурно-спортивной активности детей и подростков, развивает человеческие, гуманные отношения. В этом просматривается принципиально новый подход к организации соревнований, в основе которого - максимальное, ничем не ограниченное вовлечение детей в спортивно-оздоровительное движение независимо от их двигательной одаренности и состояния здоровья. Для эффективного, полноценного усвоения знаний, формирования умений и навыков занимающийся должен осмысливать то, что он изучает, осознавать, для чего он овладевает этими знаниями, умениями; попадая в такую среду, он должен получить положительный заряд для самосовершенствования как во время соревнований, так и после них. Нами проведен турнир боксеров 11-13 лет под девизом "Здоровье, гармоничное воспитание и образование". К участию в соревнованиях были допущены новички, имеющие разрешение врачебно-физкультурного диспансера. Турнир боксеров был открытым: в нем приняли участие юноши различных спортивных специализаций (рукопашный бой, борьба, бокс и др.). Боев на ринге не было, а значит, и травмы были сведены к нулю. Все участники турнира были разделены на следующие условные весовые категории (кг) - до 40, до 50, до 60, до 72 и свыше 72. Программа соревнований предусматривала следующие разделы: · нормативы по теоретической подготовке (значение физической культуры и спорта, история развития бокса, бокс в системе физического воспитания, техника и тактика бокса, контроль и самоконтроль при занятиях спортом и др.); · сдачу контрольных нормативов по общей физической подготовке (бег 30 м, челночный бег 3х10 м, гибкость, подтягивание, 6-минутный бег); · сдачу контрольных тестов по специальной физической подготовке (регистрация времени удара левой и правой рукой и количества ударов за 9 с на специальном приборе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, броски набивного мяча, прыжки со скакалкой); · демонстрация технико-тактической подготовленности (техника выполнения защитных действий и передвижений, техника выполнения ударов, характеристика боя на разных дистанциях, тактические действия боксера и др.); В заключительный день турнира предусматривалось прохождение полосы препятствий, где от участников требовалось проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости, выносливости, выдержки и смекалки. На соревнованиях всем были предоставлены равные условия, при этом участники, слабо владеющие техникой или тактикой бокса, могли компенсировать свои умения и навыки в других разделах программы соревнований (баскетбол, футбол, настольный теннис). В соревнованиях практическая деятельность органично сочеталась с теоретическими занятиями, интегрирующими знания учебных дисциплин (математики, географии, биологии, физики) со здоровьем и здоровым образом жизни, что предполагало развитие у участников интереса к проблемам здоровьесбережения и своего места в ней. Все мероприятия соревнования предполагали и воспитательную работу с участниками. Были реализованы формы воспитательной работы с юными спортсменами, такие как беседа, инструктаж и поручения, психологические игры и тесты с целью: · углубления представлений об особенностях характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях детей; · помощи в осознании их склонностей, интересов и потребностей; · побуждения заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием. Проведенные соревнования показали следующее: эффективность сохранения здоровья участников - за время турнира не было ни одной травмы; повышение мотивации к занятиям спортом и к разносторонней подготовке; потребность в знаниях о воздействии физических упражнений на организм; способность создать доброжелательную обстановку, где отсутствуют противники и соперники. Эффективное решение многих актуальных проблем оздоровления, образования и воспитания, в том числе и педагогических проблем саморазвития личности, невозможно без глубокого понимания мотивации ребенка, без учета его склонностей, интересов и потребностей. Такая система является развивающей в рамках общей социальной системы. В процессе участия в соревнованиях ребенок не только проявляет свои возможности и способности: здесь происходит и переход процесса воспитания в самовоспитание, развития - в саморазвитие. На наш взгляд, предлагаемый подход к проведению соревнований с оздоровительной направленностью способствует популяризации избранного вида спорта, дает возможность любому участвовать в них, показать свои знания, проявить умения и навыки, приобрести новых друзей и самое главное - не вредит здоровью и побуждает учащихся к саморазвитию. Литература 1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2001. - 22 с. 2. Ананьев В.А., Малиновская Н., Горская Е.А. Реализация концептуальной модели мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы : Матер. рос. научно-практ. конф. Екатеринбург, 14 апреля 2004 г. Екатеринбург, 2004, с. 40-43. 3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты //Теория и практика физ. культуры. 2003. № 5, с. 19-22. 4. Бальсевич В.К., Пьянзин А.И. Организация непрерывного контроля за двигательными функциями организма спортсмена // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 5, с. 32-34. 5. Виленский М.Я., Авчинников С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях "здоровый образ жизни" и "здоровый стиль жизни" // Теория и практика физ. культуры. 2004, №11, с. 2-7. 6. Вовк С.И. Последействие хронической кумуляции эффектов тренировочных нагрузок в условиях длительных перерывов /Тез. докл. Междунар. конгр. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии и перспективы". Т. 1. - М.: ФОН, 1998, c. 223-224. 7. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола) : Автореф. канд. дис. Тюмень, 2001. - 24 с. 8. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования: Монография. Тюмень: Вектор Бук, 2001. - 400 с. 9. Ким В.В., Аминов Р.Х., Хам Г.С. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 2, с. 41-45. 10. Койносов А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2003. - 24 с. 11. Перевозников А.С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2003. - 26 с. 12. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991. - 224 с. 13. Хам Г.С. Педагогические условия повышения эффективности оздоровительных занятий студентов технических вузов, специализирующихся в боксе: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2003. - 30 с. 14. Шапошникова В.И. Хронобиология, индивидуализация и прогноз в спорте // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 34-36. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |