Abstract INCREASING OF EFFECTIVENESS OF PUPILS' SPORTS EDUCATION ON BASE OF ITS EDUCATIVE-TRAINING SPECIALIZATION E.V. Khromin, Ph.D. Tyumen state university, Tyumen Key words: general sports education, educative-training specialization, integration of basic and additional sports education. The author of this article considers the present problematic situations in the general physical education of pupils and the role and importance of the educative-training specialization in the solution of those problems. He characterizes the content, planing, organization and control of the educational process, built on the partial usage of the principles and means of sports training as well as the prospects of perfection of the given conceptual approach.
|
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Кандидат
педагогических наук, доцент Е.В.
Хромин Ключевые слова: общее физкультурное образование, учебно-тренировочная специализация, интеграция основного и дополнительного физкультурного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения - извечная проблема. Но никогда она не стояла так остро, как в настоящее время в российском обществе. Так, по данным Конгресса педиатров России (О. Цветкова, 1998), ежегодный рост заболеваемости среди детей и подростков из тенденции (80-е гг.) превратился в закономерность. Исследования А.Г. Сухарева и А.П. Исаева (1999) показали, что дефицит двигательной активности у подростков составляет от 40 до 80% от физической нормы. В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г. отмечается, что за последнее время число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличилось. В 1999 г. их стало 1 млн 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Исследования, проведенные в Уральском федеральном округе (Л.А. Семенов, 2003), показали, что 43% мальчиков и 40% девочек 6-7 лет имеют неудовлетворительный уровень физической подготовленности и соответственно крайне низкие показатели здоровья. Исследования ученых г. Тюмени (П.Г. Койносов с соавт., 2002) свидетельствуют об увеличении заболеваний опорно-двигательного аппарата и зрения у тюменских школьников, а также о возрастании количества детей, состоящих на диспансерном учете. Более половины выпускников школы имеют нарушения осанки и сколиоз, у 25-45% выявлено нарушение зрения [3]. Все эти факты свидетельствуют о кризисном состоянии оздоровительной, в том числе и физкультурной, работы в общеобразовательной школе. Одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с катастрофическим ухудшением состояния здоровья школьников, явился относительно новый подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, организационная основа которой с учетом принципа дополнительности [6] заключается в интеграции основного и дополнительного физкультурного образования [4]. Сущность концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников состоит в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки. Данный подход апробирован на примере частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки по плаванию, что позволило повысить эффективность учебного процесса по физической культуре учащихся старшего школьного возраста, в частности уровень их физической подготовленности и физического развития, а также удовлетворить их интересы и потребности в занятиях на уроках физической культуры избранным видом тренировочной специализации [5]. Однако в настоящий момент отсутствуют оптимальное содержание и технология данной концепции физкультурного образования школьников, что и обусловливает актуальность дальнейших исследований. В результате серии научно-экспериментальных исследований по разработке и обоснованию содержания и технологии учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников были получены определенные научные и практические результаты: 1. Теоретическое обоснование на материале видов спорта с преимущественно аэробной, игровой, легкоатлетической, атлетической и художественно -эстетической направленностью содержания и технологии перспективного, текущего и оперативного планирования учебно-тренировочной специализации физкультурного образования школьников. В результате теоретического обоснования разработано (в соавторстве) семь учебных программ по физической культуре учащихся 9-11-х классов с углубленным изучением видов спорта с преимущественно аэробной направленностью (плавание, лыжные гонки), игровой (баскетбол, волейбол), легкоатлетической (легкая атлетика), атлетической (атлетическая гимнастика) и художественно-эстетической направленностью (оздоровительная аэробика и фитнес). Программы разработаны в рамках гранта губернатора Тюменской области. Каждая из разработанных программ включает в себя концепцию учебно-тренировочной специализации, содержание базового компонента программы, соответствующего требованиям ГОС по предмету "физическая культура" в общеобразовательной школе [1], содержание вариативной части, включающее в себя задачи, характеристику основных разделов, "сетку часов" и непосредственно программный материал по виду спорта. Отличительной особенностью каждой из программ является то, что вариативная часть представлена в форме поурочного планирования, где на каждый урок (тренировочное занятие) спланированы задачи, краткое содержание учебного материала и методические указания. 2. Реализация личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников, так как содержание и технология учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников строится на основе учета физкультурно -спортивных интересов и потребностей учащихся и полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по предмету "физическая культура". 3. Повышение эффективности физкультурного образования учащихся старшего школьного возраста в результате использования разработанных учебных программ по физической культуре учащихся 9-11-х классов с углубленным изучением плавания, баскетбола, волейбола, атлетической гимнастики. Эффективность выразилась в следующем: - в удовлетворении интересов и потребностей учащихся в занятиях избранным видом спорта в рамках уроков физической культуры; - в значительном сокращении количества пропущенных занятий по физической культуре у всех учащихся старшей возрастной группы; - в достоверном повышении уровня физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов и в соответствии большинства показателей физической подготовленности высокому и выше среднего нормативному уровню; - в снижении как общей заболеваемости школьников, так и их заболеваемости ОРВИ и гриппом. Более эффективно учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников может быть использована в любой школе Российской Федерации при интенсификации учебного процесса по физической культуре [2], а именно: - составление расписания уроков общеобразовательной школы "под физкультуру"; - одновременное проведение уроков физической культуры в нескольких местах; - вынесение уроков физкультуры старших школьников во 2-ю половину учебного дня; - увеличение количества уроков (до 4 ч в неделю) за счет интеграции программ по ОБЖ, биологии, физической культуре, валеологии; факультативных занятий учебного плана школы; интеграции ресурсов учреждений основного общего среднего образования и дополнительного образования (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮЦ и т.д.). Литература 1. Временный государственный образовательный стандарт // Физкультура в школе. 1993, № 6, с. 4-9. 2. Интенсификация физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы: Учеб. пос. для самостоятельной работы студентов / Авторы: В.Г. Хромин, В.Н. Потапов, Е.В. Хромин. - Тюмень: Вектор Бук, 2002. - 58 с. 3. Койносов П.Г., Соколов А.Г., Прокопьев Н.Я. и др. Онтогенология - учение о возрастных изменениях на различных этапах ндивидуального развития // Спорт, физическая культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования. Вып. 4. - Тюмень: ООО ИЦП "Экспресс", 2002, с. 107-109. 4. Концепция учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников: Метод. пос. /Авторы-сост.: В.Г. Хромин, В.Н. Потапов, Е.В. Хромин, И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 1998. - 14 с. 5. Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников: Автореф. канд. дис. - Омск, 1998. - 24 с. 6. Ямбург Е.А. Школа для всех // Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |