СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Abstract

VELIKIE LUKI STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

R.M. Gorodnichev, Dr. Biol., the professor, rector of the academy

G.T. Trofimova, Ph. D., professor

Velikie Luki state academy of physical culture and sports, Velikie Luki

Key words: academy, strategy of education, modern educational technologies, Olympic education.

35 years ago, in 1970, in Velikie Luki of the Pskov region a new higher educational institution was established on the basis of the pedagogical institute.

For 35 years the collective of students and teachers has gained prestige both in city, and in the region, and in nearby areas of the next regions. All-Russia and regional competitions, held on our base promote to the popularity of the academy.

Despite of the problems of the last years, the 35th anniversary of the collective celebrates in a worthy manner. Much of that was planned by the program of the perspective development of the academy, is already fulfiled, much still should be fulfilled.


ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Доктор биологических наук, профессор, 
ректор Великолукской государственной академии
Р.М. Городничев

Кандидат философских наук, профессор Г.Т. Трофимова
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Ключевые слова: академия, стратегия образования, современные образовательные технологии, олимпийское образование.

Тридцать пять лет назад, в 1970 г., в Великих Луках Псковской области на базе педагогического института создается новое высшее учебное заведение - Великолукский филиал ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта.

Это решение отвечало объективной потребности Северо-Западного региона России в обновлении физкультурно-оздоровительной работы, активизации спортивного движения, что требовало притока молодых квалифицированных специалистов: учителей, преподавателей физической культуры, тренеров по таким видам спорта, как гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), плавание.

Работу по созданию нового вуза возглавил В.И. Марго, ректор ликвидированного педагогического института, назначенный директором филиала. За плечами В.И. Марго был огромный опыт организаторской работы в качестве командира партизанского отряда, затем партизанской бригады в годы Великой Отечественной войны, опыт работы в качестве заведующего Великолукским областным отделом народного образования, затем заместителя председателя Областного исполнительного комитета.

Именно он вместе с первыми своими заместителями, деканами, заведующими созданных кафедр, преподавателями Ю.А. Ильяшевичем, В.Н. Прохоровым, В.Н. Ивановым, Ю.Я. Левковым, Т.Е. Хреновой, К.А. Пиотровской, М.С. Ковыдиковым, И.В. Саланиным провели огромную работу по формированию кафедр, профессорско-преподавательского коллектива, созданию материально-технической базы, необходимой для подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Был осуществлен первый набор абитуриентов.

Филиал уверенно завоевывал авторитет в городе и области.

В мае 1974 г. в филиал был назначен новый директор. Им стал кандидат педагогических наук, мастер спорта В.М. Блинов, позже удостоенный ученого звания профессора, звания заслуженного работника физической культуры России.

Под его руководством укрепились и получили новое развитие восемь кафедр (гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественно- научных дисциплин, педагогических дисциплин, медико-биологических дисциплин, гимнастики, лыжного спорта, спортивных игр), образовалось два факультета - педагогический и заочного обучения.

В структуре филиала создаются учебно-исследовательские лаборатории, которые функционируют на кафедре гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта и спортивных игр; исследовательско-демонстрационный центр на кафедре медико-биологических дисциплин.

В коллектив преподавателей вливаются молодые кадры - выпускники аспирантур физкультурных вузов Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), Москвы, Смоленска, Волгограда.

На кафедры приходят талантливые выпускники В. А. Багина, Н. А. Багин, В. Н. Шолковский, Л.Т. Кошкарев, Н.М. Моисеенко, В.К. Спирин, А.С. Максимов, Е.Н. Чернышева, В.И. Дресвянкин, И.А. Филина и др. Осуществляется научно-исследовательская работа, идут подготовка и успешная защита кандидатских и докторских диссертаций. Преподаватели публикуют результаты своих исследований в научных сборниках, специализированных журналах, участвуют в научно-практических и научно-методических конференциях разного уровня.

Развивается материально-техническая база вуза: начинается строительство студенческого общежития, учебно-спортивного комплекса с пятью спортивными залами, бассейном, создаются собственная лыжная база, стадион.

В 1977 г. Великолукский филиал Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта переподчиняется Московскому областному институту физической культуры, а 31 марта 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации за № 204 по предложению Комитета по содействию олимпийскому движению при правительстве Российской Федерации, согласованному с Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Администрацией Псковской области принимается решение о преобразовании Великолукского филиала Московского областного государственного института физической культуры в Великолукский государственный институт физической культуры.

К этому времени в институте работали 163 сотрудника, 65 преподавателей, из них 20 кандидатов наук и доцентов, 5 профессоров, обучалось более 700 студентов (300 - на заочном отделении). Из их числа уже были подготовлены мастера спорта международного класса, мастера спорта. Студенты успешно участвовали в спортивных соревнованиях различного уровня.

Преобразование филиала в самостоятельное высшее учебное заведение пришлось на самые трудные годы перестройки, когда рушились сложившиеся ранее связи и отношения, кардинально изменилась экономическая и социально-политическая ситуация в стране, когда исчезла сама страна, называемая Советским Союзом. Все это, конечно, не могло не отражаться на материальных возможностях вуза, морально-психологическом климате коллектива студентов, сотрудников и профессорско -преподавательского состава.

Несмотря на огромные трудности так называемой эпохи перестройки, институт завершил капитальное строительство заложенных в свое время объектов. Обновлялся состав преподавателей, в коллектив вливались новые кандидаты наук. Студенты отстаивали спортивную честь вуза как на региональных, так и на всероссийских и международных соревнованиях.

В 1994 г. в институте создается Олимпийская академия Северо-Запада России, основными задачами которой становятся пропаганда идеалов олимпийского движения, здорового образа жизни, решение научно-практических проблем современного олимпийского движения.

Ректорат изыскивает средства для приобретения первой партии компьютеров, обновление спортивного оборудования, техники. Закладываются основы эффективного управления всеми структурными подразделениями вуза. Завершается работа по созданию лаборатории психолого-педагогических проблем.

С мая 1997 г. институт возглавляет Руслан Михайлович Городничев, доктор биологических наук, профессор. Его программа развития вуза конкретна, убедительна, доказательна. В ней четко прослеживаются основные направления совершенствования деятельности коллектива на ближайшую перспективу.

Все последующие годы работы были направлены на реализацию этой программы. Преодолевая огромные финансовые трудности, вуз уверенно наращивал темп развития материальной базы. Полностью обновилась и продолжает расширяться информационная база, позволяющая использовать в учебном процессе современные мультимедийные образовательные технологии.

Был проведен текущий ремонт аудиторий, учебно-спортивного комплекса, общежития студентов, обновлялись спортивная база и спортивное оборудование, совершенствовалось качество подготовки специалистов по физической культуре. Открылись новые специальности, такие как "Валеология", "Психология", "Безопасность жизнедеятельности", "Менеджмент организации".

В декабре 2002 г. вуз успешно прошел государственную аккредитацию и аттестацию. Приказом Министерства образования России от 05.05.2003 г. № 1967 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных организаций" Великолукский государственный институт физической культуры и спорта был признан прошедшим государственную аккредитацию с установлением государственного аккредитационного статуса по типу "высшее учебное заведение вида "академия"" и переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Великолукская государственная академия физической культуры и спорта".

Преобразование института в академию явилось новым качественным этапом в развитии вуза, который осуществлялся на основании разработанной и утвержденной ученым советом академии перспективной программы развития на период до 2007 г.

Сегодня Великолукская государственная академия физической культуры и спорта - это 9 кафедр, возглавляемых докторами наук и профессорами, кандидатами наук и доцентами; два факультета - педагогический и заочного обучения. Собственный учебно-спортивный комплекс, в спортивных залах которого систематически проводятся не только региональные, но и всероссийские соревнования. Спортивная база академии позволила весной 2004 г. провести V Всероссийскую Олимпиаду по физической культуре среди школьников, за что ректор академии, ряд преподавателей были отмечены благодарностью Главы Администрации Псковской области.

В последние три года в академии проведен капитальный ремонт аудиторий, студенческого общежития на уровне европейских стандартов. Оборудованы три компьютерных класса, лингафонный кабинет, успешно работает Центр довузовской подготовки абитуриентов.

Совершенствованию качества подготовки специалистов, научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов способствуют такие созданные в академии структурные подразделения, как Центр функционального контроля, Центр современных педагогических технологий, Центр психолого-педагогической диагностики. Современное оборудование, приборы, которые имеются в распоряжении этих подразделений вуза, позволяют проводить комплексную экспресс-диагностику состояния здоровья детей и взрослых.

В академии успешно внедряется компьютеризированная внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, которая ведется по таким специальностям, как "Физическая культура и спорт", "Педагогика и психология", "Безопасность жизнедеятельности", "Менеджмент организации" со специализациями спортивной направленности.

В марте 2005 г. академия получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" с двумя специализациями: "Адаптивная двигательная рекреация" и "Адаптивное физическое воспитание". Осуществляется работа по открытию новой специальности - "Социально-культурный сервис и туризм".

В настоящее время в академии обучается около 900 студентов на очном отделении и около 500 - на заочном. Академия с полным правом гордится своими выпускниками - мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, чемпионами России, чемпионами мира и Олимпийских игр и студентами, обучающимися в нашем вузе, демонстрирующими высокие спортивные достижения. Среди них Дмитрий Аленичев, четырехкратный чемпион России по футболу в составе московского "Спартака", лучший футболист России 1997 г.; Алан Баликоев, мастер спорта международного класса по стрельбе из лука, чемпион Европы среди юниоров 1996 г. и серебряный призер Чемпионата мира 2001 г.; Лилия Васильченко, мастер спорта по лыжным гонкам, чемпионка мира 1984 г. в эстафете среди женщин 4х5 км; Михаил Иванов, заслуженный мастер спорта России, чемпион мира 1997 г. в эстафетной гонке среди юниоров, неоднократный победитель и призер чемпионатов России по лыжным гонкам, трехкратный призер этапов кубков мира, олимпийский чемпион в гонке на 50 км (2000 г., Солт-Лейк Сити, США).

Гордость академии - ее школа борьбы, славу которой создали Владимир Владимиров, мастер спорта, неоднократный призер первенств России по борьбе самбо, чемпион России и мира 2000 г. по борьбе самбо среди студентов; Галина Жданова, мастер спорта международного класса по самбо и дзюдо, победительница Первенств мира по самбо 1996-2000 гг., многократная победительница и призер первенств России и мира по дзюдо (1998 - 2002 гг.); Алексей Старостин - первым из великолучан выполнивший норматив мастера спорта по борьбе самбо среди юниоров, серебряный призер Чемпионата России 1999 г. среди студентов, чемпион России среди студентов 2001 г.; Наталья Кокорина, первой из девушек Псковской области выполнившая норматив мастера спорта по борьбе самбо, чемпионка России 2000 - 2001 гг., серебряный призер Первенства России и бронзовый призер Чемпионата мира 2002 г.

Молодые спортсмены, члены сборных команд России, равняются на своих старших товарищей, таких как Валерий Чаплыгин, заслуженный мастер спорта, серебряный призер Чемпионатов мира в командной шоссейной гонке 1974 и 1985 гг., чемпион Олимпийских игр 1976 г. в командной шоссейной гонке на 100 км; Ольга Соколова, заслуженный мастер по велоспорту, чемпионка мира 1991 и 1993 гг.; заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, бронзовые призеры XXII летних Олимпийских игр, трехкратные чемпионы мира по академической гребле, кавалеры ордена "Знак Почета" Светлана Семенова и Нина Черемисина; Валентина Семенова, двукратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса по академической гребле, кавалер ордена "Знак Почета". Их традиции успешно продолжают нынешние студенты, среди них Елена Карпова, бронзовый призер по баскетболу на Олимпийских играх-2004 в Афинах.

Успехи в спорте высоких достижений, в подготовке специалистов по массовой физической культуре и спорту обеспечивает жизнеспособный, творческий коллектив преподавателей, подлинных подвижников и энтузиастов. Среди 64 преподавателей академии - 36 кандидатов наук и доцентов; 7 докторов наук и профессоров. Средний возраст преподавателей - 43 года. В академии растет и талантливая молодежь, докторанты, аспиранты. Обновлению кадров во многом способствует открытая в марте 1999 г. аспирантура, которая осуществляет подготовку по очной и заочной формам обучения. В настоящее время в аспирантуре обучается 40 человек по двум специальностям: 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" и 13.00.13 - "Физиология". Научное руководство аспирантами осуществляют доктора наук, профессора Р.М. Городничев, В.К. Спирин, кандидаты наук, доценты В.А. Багина, Н.А. Багин, А.А. Петров, А.Б. Петров, Е.Н. Медведева, Е.Н. Чернышева.

Огромное внимание ректорат уделяет совершенствованию учебного процесса, внедрению современных мультимедийных образовательных технологий, разработке эффективных методов управления и контроля за текущей успеваемостью студентов, посещаемостью студентами лекций, семинарских и практических занятий, занятий по спортивной подготовке, контролю за прохождением студентами производственных практик. Во многом этому способствует введенный в академии мониторинг успеваемости и посещаемости студентов.

Модернизация учебного процесса в академии осуществляется согласно требованим Болонской конвенции, подписанной Россией. Вуз, как и все высшие учебные заведения страны, должен войти в единое европейское образовательное пространство со сложившейся материально-технической базой, отвечающей современным требования; с отработанной системой контроля за качеством преподавания; с готовностью перехода на двухуровневую систему подготовки студентов бакалавр-магистр. Студенты нашей академии должны быть конкурентоспособными на рынке труда, востребова нными обществом, если оно будет заинтересовано в воспитании здорового молодого поколения, что невозможно без развития массовой физической культуры, ведения здорового образа жизни. У наших студентов, у коллектива преподавателей для этого есть все возможности.

На повышение конкурентоспособности вуза, рост авторитета в научном мире направлен ы научно-исследовательская и научно-методическая работа профессорско-преподавательского коллектива, привлечение к ней студентов.

Результаты этой работы опубликованы в сотнях научных статей, в десятке монографий. Преподаватели академии выступают на научно-практических конференциях регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровня, участвуют в работе международных съездов и конгрессов. Их работы печатаются на страницах ведущих журналов, таких как "Теория и практика физической культуры", "Физиология человека", "Вопросы экономики", "ЭКО" и др.

Огромную роль в учебном процессе, в создании условий для плодотворной научной работы играет научная библиотека академии, которая систематически пополняется учебной, учебно-методической и научной литературой, формирует информационную базу, программы на электронных носителях.

Великие Луки - средний провинциальный город Северо-Западного региона России. Имея в своем распоряжении такой вуз, как академия физической культуры и спорта, которая органически входит в городскую культурно-образовательную среду, великолучане располагают огромными возможностями для развития массовой физической культуры и спорта. Без наших студентов в городе не проходит ни одного большого городского праздника. На всех торжествах наши спортсмены-гимнасты являются украшением праздничных концертов, единоборцы демонстрируют силу, ловкость, выносливость на зависть зрителям. Студенты академии - активные участники всех городских и областных соревнований.

За 35 лет коллектив студентов и преподавателей завоевал авторитет и в городе, и в области, и в близлежащих районах соседних областей. К нам едут учиться выпускники новгородских, тверских школ, выпускники из Архангельска, Мурманска, Подмосковья, Ленинградской области, Карелии. Известности академии способствуют и проходящие на нашей базе всероссийские и региональные соревнования.

Все эти достижения - итог огромных усилий ректората, всего коллектива академии. Наш коллектив, как и вся высшая школа России, переживает все те же проблемы, связанные с нехваткой средств на развитие материальной базы, с низкой заработной платой и высочайшей интенсивностью труда преподавателя; с ожиданием перемен и непредсказуемых последствий грядущей реформы высшего образования.

Несмотря на это свой 35-летний юбилей коллектив встречает достойно. Многое из того, что было намечено программой перспективного развития академии, выполнено, многое еще предстоит выполнить. Тот задел, который уже создан, позволяет надеяться на то, что у нашей академии есть будущее, что наши выпускники внесут достойный вклад в воспитание здорового поколения будущей процветающей России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!