НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ САМБИСТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Петров
Аспирант В.В. Романов

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Проблема отбора в спорте постоянно напоминает о себе. Успешность прогноза решается путем выявления потенциальных возможностей борцов на основе объективных критериев, которые с высокой степенью достоверности предсказывают уровень перспективности спортсмена [4, 7].

Спортивный отбор - прежде всего длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) [1, 4].

Как мы видим, один из критериев личности - психологическая устойчивость к нагрузкам различного характера, так как именно психофизиологическое состояние отражает способ обеспечения высших психических функций, интегральн ое проявление которых - осознанная, социально обусловленная поведенческая двигательная деятельность, в частности спортивная деятельность [2, 6].

Особенно актуальной проблема отбора становится на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования, где различия между спортсменами в отношении физической подготовленности постепенно нивелируются или в определенной степени компенсируются улучшением координационных способностей или индивидуальных особенностей техники [1, 3, 4].

Анализ научно-методической литературы показал, что немногие тренеры в своей работе используют психофизиологические показатели для индивидуализации и отбора по причине отсутствия четких знаний и возможностей применения данных результатов [5, 8].

Целью настоящего исследования было сравнить прогностическую значимость параметров подготовки борцов-самбистов различной квалификации и этапа подготовки с результатами спортивных соревнований для дальнейшего использования данных в реализации отбора в учебно-тренировочной деятельности.

В обследовании приняли участие борцы-самбисты группы углубленной тренировки (21 борец II-I взрослых разрядов) и группа спортивного совершенствования (21 борец КМС и МС). В нашей работе были использованы следующие методы исследования: педагогическое тестирование (показатели основных физических качеств); экспертная оценка выполнения базовых элементов борьбы (броски, болевые приемы и удержания) и результативность на соревнованиях (анализ, протоколы соревнований).

Исследование психофизиологических параметров борцов проводилось на программно-аппаратном комплексе ПАКПФ-01 по следующим тестам: тест для исследования функциональной асимметрии; тест для определения функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора по критической частоте световых мельканий (КЧСМ); тест-анкеты для субъективной оценки психоэмоциональной сферы; тест для определения параметров сложной зрительно-моторной реакции на предъявление комбинированных световых сигналов в произвольном ритме; тест для определения способности к воспроизведени ю временных интервалов без визуального контроля и длины линий; тест для определения параметров зрительно-моторной реакции на односторонне движущийся объект; теппинг-тест (60 с); тест для определения параметров сложной зрительно-моторной реакции на предъявление комбинированных световых сигналов в навязанном регулярном ритме [2].

Таблица 1. Показатели взаимосвязи психофизиологических параметров с результатами соревнований, педагогическим тестированием и экспертной оценкой техники у группы углубленной тренировки

Тесты

САН

Уравнове-
шенность нервных процессов

Теппинг-
тест

РДО

Сложная сенсомоторная реакция на свет

Показатель

Активность

Число укоро-
ченных линий

Число равных

Число постуки-
ваний по 10 с

К-т вариации по 10 с

Воле-
вое усилие, усл. ед

Время опере-
жений

Суммар-
ное время опере-
жений

Суммар-
ное время запаз-
дыва-
ний

Мотор-
ный компо-
нент реак-
ции, мс

Общее время реак-
ции, мс

Соревнова-
тельная результатив-
ность

0,1

0,6

-0,4

-0,7

0,5

-0,7

-0,1

-0,3

-0,4

0,7

0,7

Педагоги-
ческое тестирование

0,5

0,2

-0,2

-0,6

-0,5

0,4

-0,7

-0,7

-0,7

0,1

0,2

Экспертная оценка техники

0,2

-0,2

-0,03

-0,3

-0,3

-0,3

-0,4

-0,4

-0,2

-0,1

0,1

Таблица 2. Показатели взаимосвязи психофизиологических параметров с результатами на соревнованиях, педагогическим тестированием и экспертной оценкой техники у группы спортивного совершенствование

Тесты

Оп-
рос-
ник С-Х

Лабильность

Урав-
нове-
шен-
ность нерв-
ных процес-
сов

Теппинг-
тест

Сложная сенсомо-
торная 
реакция на
свет

РДО

Подвижность
нервных 
процессов

Показа-
тель

Уро-
вень тре-
во-
ги

КЧССМ П-К (Гц)

КЧРСМ П-К (Гц)

Чис-
ло удли-
нен-
ных ли-
ний

Чис-
ло уко-
ро-
чен-
ных ли-
ний

Чис-
ло пос-
ту-
кива-
ний за Юс

Воле-
вое уси-
лие, (усл. ед.)

ЛВР, мс

Об-
щее вре-
мя реак-
ции, мс

Мо-
тор-
ный ком-
по-
нент Р-и, мс

Вре-
мя за-
паз-
дыва-
ний, мс

Вре-
мя опе-
ре-
же-
ний, мс

точно

Ко-
лич. на-
жа-
тий в с при ЧПК 90 кадр/
мин (крас-
ных)

Ко-
лич. на-
жа-
тий в с при ЧПК 90 кадр/
мин (синих)

Ко-
лич. оши-
бок при ЧПК 90 кадр/
мин

Соревнова-
тельный результат

0,8

0,7

-0,6

0,7

-0,6

-0,7

-0,8

0,6

0,5

0,6

0,3

0,1

-0,3

0,6

0,6

0,9

Педагоги-
ческое тести-
рование

-0,6

0,1

0,1

-0,6

-0,2

0,8

0,4

-0,1

-0,1

-0,1

0,5

0,7

0,5

-0,3

0,1

0,3

Экспертная оценка техники

-0,7

-0,2

0,1

-0,9

0,7

0,7

0,4

-0,4

-0,3

-0,2

-0,1

0,2

0,4

0,1

-0,4

0,3

В ходе проведенного исследования нами были получены психофизиологические, технические, физические показатели и данные соревновательной результативности борцов-самбистов на этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования. Проведя сравнительный анализ результатов, мы определили динамику взаимосвязи показателей подготовленности борцов-самбистов на разных этапах подготовки.

Выявляя взаимосвязь показателей физической подготовленности с результатами экспертной оценки техники и результативности на соревнованиях, мы убедились, что на данных этапах подготовки происходит выравнивание либо приближение к оптимальной форме физической подготовленности у спортсменов различной квалификации. Данный факт подтверждает ся слабой взаимосвязь ю между этими показателями (r от -0,3 до 0,2).

В то же время физическая подготовленность отвечала нормативным требованиям для спортивных школ соответствующего этапа подготовки.

Нельзя не отметить, что уровень технической подготовленности и соревновательная результативность у двух групп имели среднюю корреляционную взаимосвязь (r=0,7), что говорит о непосредственном влиянии технической подготовленности на результат в соревнованиях.

Сравнивая динамику прогностической значимости психофизиологических параметров с результатами спортивных соревнований, мы определили наиболее информативные психофизиологические показатели, свойственные этапу углубленной тренировки (табл. 1) и спортивного совершенствования (табл. 2).

Так, например, важным компонентом, который влияет на формирование соревновательного результата в обеих группах, является сложная сенсомоторная реакция, которая отражена у нас тремя показателями: латентным временем реакции, общим временем реакции и моторным компонентом реакции. Все три показателя положительно взаимосвязаны с результатами на соревнованиях и находятся в среднем диапазоне. С изменением времени реакции в сторону уменьшения улучшается спортивный результат.

Также выявлена взаимосвязь результатов на соревновании с уравновешенностью нервных процессов, в частности с процессами подвижности и силой нервных процессов. Данные показатели выражались в способности воспроизведения длины линий без визуального контроля. Оценивая результаты тестирования, мы определили, что процессы возбуждения и торможения находились примерно на одном уровне, но были более выражены в сторону торможения. Одной из причин такого результата может служить уверенность у спортсменов данных групп в успешном выступлении. Если рассматривать группы по отдельности, то можно увидеть, что с ростом мастерства данная взаимосвязь усиливается.

Определяя взаимосвязь силы нервных процессов по показателям теппинг-теста с результатами на соревнованиях, мы выявили их сильную положительную зависимость. Это говорит о том, что с увеличением числа постукиваний, а следовательно, с увеличением и силы нервных процессов, улучшается результативность. Значение числа постукиваний за 10 с соответствовало средней силе нервных процессов. Стоит учесть, что показатель проявления волевых усилий имеет отрицательную взаимосвязь с результатами на соревнованиях.

В группе спортивного совершенствования в отличие от группы углубленной тренировки выявлена зависимость еще по трем психофизиологическим параметрам, таким как лабильность, подвижность нервных процессов и уровень тревожности (см. табл. 2).

Определяя взаимосвязь результатов на соревнованиях и лабильности, мы выявили, что наиболее зависимыми факторами стали КЧССМ, улавливаемых правым глазом на красный цвет (r = 0,7), и КЧРСМ этим же глазом на красный свет (r = -0,6) (см. табл. 2).

Преобладание лабильности правого глаза с реагированием на красный цвет можно объяснить ведущей ролью левого полушария головного мозга и связью с функциональной асимметрией. Можно предположить, что одной из причин реагирования на красный цвет являются распределение цветов ковра (на краю ковра метровая зона красного цвета) и наказание правилами соревнований за свободный выход за ковер.

Относительно среднего значения КЧССМ можно отметить низкий уровень ее лабильности, а КЧРСМ - высокий. Данные результаты объясняют важную роль КЧРСМ в борьбе тем, что во время схватки спортсмен делает большой акцент на определении места нахождения на ковре относительно края борцовской зоны, что касается уровня КЧССМ, то его достаточно для реагирования в борьбе, это подтверждается разными знаками коэффициента корреляции.

При оценке подвижности нервных процессов (см. табл. 2) наибольшая взаимосвязь результатов на соревнованиях прослеживается с реагированием на красный (r = -0,6) и синий (r = 0,6) цвета при частоте подачи кадров 90 кадр/мин, что также можно объяснить соотношением цвета ковра и одежды борцов-самбистов. При этой же скорости наблюдается взаимосвязь результатов с количеством ошибок при выполнении тестовой процедуры (r = 0,9).

По процентному соотношению количества ошибок (допустимо не более 5% от количества предъявленных раздражителей) можно судить о том, что функциональная подвижность нервных процессов борцов данной выборки находится на среднем уровне.

Немаловажную роль в занятом на соревнованиях высококвалифицированны ми спортсмен ами месте играет уровень тревожности, что подтверждается их взаимосвязью (r = 0,8). Данный показатель свидетельствует, что с повышением уровня тревожности уменьшается концентрация проведения технико-тактических действий и как следствие - ухудшается соревновательный результат.

Проведя корреляционный анализ психофизиологических параметров и данных физической подготовленности, мы выявили, что уровень тревожности оказывает обратно пропорциональное влияние на результаты педагогического тестирования в группе спортивного совершенствования. Это можно объяснить уверенностью самбистов данной выборки в своей физической подготовленности (см. табл. 2).

В то же время прослеживается положительная взаимосвязь этих показателей с активностью у самбистов этапа углубленной тренировки (r= 0,5).

Как видно из табл. 1, уравновешенность нервных процессов не влияет на физическую подготовленность группы углубленной тренировки. В группе же спортивного совершенствования обнаружена взаимосвязь с показателем числа удлиненных линий (r= -0,6), что соответствует возбужденному состоянию борцов и ухудшает результат, так как для мобилизации физических качеств необходима внутренняя сосредоточенность на максимальном результате. Возможно, это связано с состоянием возбуждения перед соревнованием.

Сравнивая зависимость, показанную в теппинг-тесте у обеих групп, мы определили, что возрастание коэффициента вариации (r= -0,6) в учебно-тренировочной группе свидетельствует о снижении выносливости нервной системы, что ведет к ухудшению результата (см. табл. 1). В группе спортивного совершенствования выявлена положительная взаимосвязь (r=0,8) с силой нервных процессов, т.е. с увеличением числа постукиваний за 10 с увеличивается результат педагогического тестирования.

Интересная взаимосвязь проявляется в обеих группах с реакцией на движущийся объект, что свидетельствует о благоприятном влиянии уравновешенности нервных процессов на проявление физических качеств (см. табл. 1 и 2).

Далее нами был проведен сравнительный анализ технической подготовленности спортсменов. У самбистов углубленной тренировки, корреляционный анализ выявил слабую взаимозависимость (r = от 0,2 до -0,3) психофизиологических параметров с экспертной оценкой технической подготовленности. В группе спортивного совершенствования самбистов, наоборот, четко выявлена взаимосвязь данных признаков (см. табл. 2).

Большое влияние на качество технических действий оказывает уровень тревожности самбистов: с его повышением ухудшается техника броска (см. табл. 2). Степень освоенности броска влияет на уверенность самбиста в правильности его выполнения под действием сбивающих факторов.

При оценке влияния уравновешенности нервных процессов, в частности процессов силы и подвижности нервной системы, мы выявили, что процессы возбуждения и торможения находились примерно на одном уровне, но были более выражены в сторону возбуждения (см. табл. 2). Одной из причин такого результата может служить оптимальное состояние готовности самбистов к выполнению бросков.

Также выявлена положительная взаимосвязь технической подготовленности борца с силой нервных процессов, определяемых по показателям теппинг-теста (r = 0,67). Это свидетельствует о том, что с увеличением числа постукиваний, а следовательно, с увеличением силы нервных процессов улучшается качество выполнения бросков.

Как показали исследования взаимосвязи между экспертной оценкой технической подготовленности и физическими качествами, оцениваемыми в ходе педагогического тестирования, в обеих группах борцов-самбистов определена их положительная прямо пропорциональная зависимость (r = 0,6). Исходя из полученных результатов можно судить о значительном влиянии физических качеств на становление технического мастерства как на этапе углубленной тренировки, так и на этапе спортивного совершенствования.

В результате проведенного нами исследования можно сделать выводы о том, что с повышением спортивного мастерства и высокой спортивной конкуренцией уменьшается влияние в спортивном отборе показателей физической подготовленности на результативность борцов и увеличивается влияние индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей единоборца. Применение психофизиологических комплексов оценки состояния борца позволит оптимизировать процесс отбора на следующий этап подготовки.

Литература

1. Андреев В.М., Чумаков Е.М. Борьба самбо: Учеб. пос. для тренеров и спортсменов-разрядников. - М.: ФиС, 1967.

2. Голуб Я.В. Психофизиологическое тестирование при помощи программно-аппаратного комплекса ПАКПФ-01 / Кафедра реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. СПб., 2001. - 36 с.

3. Елисеев С.В. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации: Канд. дис., РГАФК. M., 2001.

4. Ерогина М.А., Малолетнев В.И., Бирюкова И.Е. Прогностическая значимость различных психофизиологических критериев отбора спортсменов-прыгунов в воду // Физиология человека. 2003, т. 29, № 3, с. 104-109.

5. Маркиянов О.А., Урмаев А.Н., Алешев Н.А. Обучение сложным приемам в борьбе самбо: Метод. указания к практ. занятиям. - Чебоксары: ЧГУ, 2001.

6. Сиротин О.А. Исследование психофизиологических состояний дзюдоистов высшей квалификации // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1979, с. 69-72.

7. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: ФиС 1988. - 143 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!