|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ Доктор
педагогических наук, кандидат
биологических наук, доцент В.К.
Спирин Введение. Важнейшим стратегическим достоянием любой нации является здоровье ее граждан. Правильно организованный процесс физического воспитания школьников - общепризнанный и неоспоримый способ укрепления здоровья. Эффективное использование средств физической культуры в оздоровительных целях требует выявления компонентов в структуре здоровья, воздействие на которые позволит получить выраженный оздоровительный эффект. Наличие взаимосвязи между физической подготовленностью и состоянием здоровья человека - установленный факт. Физическая подготовленность оценивается по уровню развития комплекса физических качеств и двигательных способностей. В состав этого комплекса входят: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, а также их сочетания и производные [2, 5]. Анализ существующих тестов для определения уровня физической подготовленности человека позволяет предположить , что большинство отечественных и зарубежных авторов - сторонники комплексного подхода к оценке физической подготовленности человека, проявления им физических качеств [12] с помощью тестовых испытаний. Вместе с тем в последние годы индивидуальный подход становится одним из важнейших отправных положений в педагогическом процессе, позволяющих эффективно оптимизировать состояние здоровья человека [2, 4, 11]. При использовании понятия "индивидуализация обучения и тренировки" необходимо иметь в виду, что при его практическом применении речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ученика; чаще всего исследователи ограничиваются учетом группы учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств. Последнее отвечает требованиям индивидуально-групповой организации учебно-тренировочного процесса [9]. Очевидно, что комплекс физических качеств, определяющих двигательную индивидуальность школьника, - один из тех компонентов в структуре здоровья, воздействие на который позволит успешно реализовать индивидуальный подход к оздоровительной физической культуре школьников и эффективно использовать ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся. Целью исследования было выявление у младших школьников с учетом их двигательной индивидуальности комплекса физических качеств, имеющих наибольшую взаимосвязь с количеством дней, пропущенных по болезни. Материал и методы исследования . Анализируемый материал - фрагмент трехлетнего мониторинга уровня проявления физических качеств школьниками и количеств а дней, пропущенных ими по болезни. Исследование проводилось на детях в возрасте 7-10 лет (младший школьный возраст) малокомплектных сельских школ, не имеющих стажа занятий в специализированных спортивных секциях. Возрастной интервал 7-10 лет является наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека [2, 7]. Тестирование физических качеств проводилось на занятиях по физическому воспитанию в спортивных залах и на свежем воздухе при соблюдении стандартных условий. Комплекс тестов включал контрольные упражнения, характеризующие уровень проявления общей выносливости, силы, скоростных и скоростно -силовых качеств, координации, гибкости. Беговые упражнения: 30, 60 м, 6-минутный бег, челночный бег 3х10 м; прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 60 с (колич. раз), подтягивание, глубокий наклон вперед из положения лежа на полу. Тестирование физических качеств на протяжении трех лет проводилось в начале и в конце учебного года по единой программе. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования выявили наличие взаимосвязи между физической подготовленностью и частотой заболеваний школьников. Дети, имеющие более высокий уровень проявления физических качеств, болеют реже. Взаимосвязь между показателями заболеваемости и результатами тестов была различной . Достоверная и наиболее высокая корреляционная зависимость (r = 0,42-0,44) у детей разного возраста и пола регистрировалась между результатом 6-минутного бега и количеством дней, пропущенных по болезни. Указанная зависимость отмечалась на протяжении трехгодичного мониторинга. Это вполне объяснимо, если учитывать, что результат 6-минутного бега характеризует аэробные возможности организма [1]. Корреляционную зависимость между величиной МПК и частотой простудных заболеваний, равной 0,42 у школьников г. Киева, выявил В.П. Неделько [6]. Достоверная, но менее высокая корреляционная взаимосвязь (r = 0,30-0,33) у школьников разного пола и возраста была выявлена между количеством дней, пропущенных по болезни, и результатами в беге на 30, 60 м, челночном беге 3х10 м, подтягивании, прыжке в длину с места, поднимании туловища из положения лежа за 60 с (рис.1). Несколько ниже коэффициент корреляции (r = 0,22-0,28) регистрировался между показателями заболеваемости и тестом, характеризующим проявления гибкости.
Рис. 1. Корреляционная зависимость между количеством дней, пропущенных по болезни, и результата ми тестирования физических качеств у детей младшего школьного возраста Меньшая диагностическая ценность определения состояния здоровья по тесту, оценивающему проявления гибкости, объясняется высокой консервативностью этого двигательного качества. В.В. Зайцева [4] установила, что независимо от типоспецифических врожденных свойств организма и адаптивных реакций гибкость позвоночного столба в отличие от показателей, характеризующих проявление общей выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, почти не меняются после годичного цикла адекватных физических нагрузок. Средние результаты педагогического тестирования в начале учебного года были ниже, чем результаты этих же тестов в конце учебного года. Степень прироста результатов в том или ином тесте в значительной степени определялась темпами роста физических качеств в различные возрастные периоды. Такая динамика объясняется физическим развитием детского организма за указанный временной отрезок [2, 3]. Вместе с тем следует отметить, что у части школьников регистрировался не положительный прирост результатов, а наоборот, их снижение. Снижение результата, как правило, отмечалось не во всех тестах, а в одном, двух или трех, в редком случае в четырех. В остальных тестах результаты оставались на том же уровне или улучшались. Дети с отрицательной динамикой прироста результатов в течение учебного года пропустили по болезни наибольшее количество дней (рис. 2).
Рис. 2. Количество дней, пропущенных по болезни, у детей разного возраста в группе с положитель ной и отрицательной динамикой результатов тестирования в начале и в конце учебного года Наибольшее количество случаев заболевания приходилось на январь, февраль, март, к концу учебного года, перед повторным педагогическим тестированием (рис. 3). У одних детей рост заболеваемости сопровождался снижением показателей, характеризующих только проявление скоростных и (или) скоростно-силовых качеств (13%), у других школьников - только силы и (или) скоростно-силовых качеств (15%) или только общей выносливости (35%).
Рис. 3. Средние величины процентного распределения дней, пропущенных по болезни школьниками, по результатам трехлетного мониторинга На рис. 4 в качестве примера приведена взаимосвязь количества дней, пропущенных по болезни, с результатами тестовых упражнений у одного из обследованных школьников. Рост заболеваемости сопровождался снижением результатов только в тестах, характеризующих проявление скоростно-силовых и скоростных качеств, по тестам, оценивающим выносливость, регистрировался положительный прирост результатов.
Рис. 4. Взаимосвязь динамики частоты заболеваемости с результатами тестовых упражнений, оценивающих скоростные качества и выносливость у обследуемого С-ва на протяжении трехлетнего мониторинга С помощью электрофизиологических методов и педагогического тестирования [10] среди школьников, имеющих результаты в начале учебного года выше, чем результаты этих же тестов в конце учебного года, были выявлены две группы: с выраженной аэробной (n=26) и выраженной анаэробной (n=22) работоспособностью. В каждой группе проведен корреляционный анализ между зарегистрированными показателями (см. рис. 1) и количеством пропущенных по болезни дней в течение учебного года (рис. 5).
Рис. 5. Корреляционная связь у детей с выраженной аэробной и анаэробной работоспособностью между показателями тестовых упражнений и количеством дней, пропущенных по болезни за учебный год Из анализа рис. 5 видно, что у детей с выраженным проявлением общей выносливости и низкими скоростными способностями наиболее высокая корреляционная зависимость (r = 0,51) от количества дней, пропущенных по болезни, отмечается с показателем, характеризующим проявление общей выносливости, аэробной работоспособности школьников (6-минутный бег). Менее значимая связь (r = 0,29 и r = 0,30) зафиксирована с результатами в беге на 30 и 60 м и показателями, характеризующими проявление скоростных качеств и анаэробной работоспособности. У школьников с выраженной анаэробной работоспособностью наиболее информативными показателями состояния их здоровья были результаты в беге на 30 и 60 м. Заключение. Результаты проведенных исследований подтверждают взаимосвязь физической подготовленности с состоянием здоровья ребенка. Система педагогического контроля физического воспитания школьников должна иметь определенную специфичность для более точной оценки эффективности воздействия средств физической культуры. Среди них необходимо выделить показатели, надежно информирующие о состоянии здоровья школьников с учетом индивидуальных особенностей развития их двигательных качеств. Наиболее высокая зависимость зарегистрирована между показателем, характеризующим общую выносливость (аэробные возможности организма), и состоянием физического здоровья. Выявлено наличие типовой специфичности во взаимосвязи различных сторон проявления физической подготовленности с состоянием здоровья школьника. Для одной категории младших школьников наиболее высокую информативную ценность о состоянии здоровья представляют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые качества, для другой (в количественном отношении более выраженной категории ) - показатели, оценивающие аэробные возможности организма. Учет этих факторов позволит повысить эффективность воздействия средств физической культуры на организма школьника, предупредить форсированную подготовку и другие нежелательные явления. Литература 1. Апанасенко Г.Л. Эволюция, биоэнергетика и здоровье человека. - СПб.: МГП Петрополис, 1992. - 123 c. 2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. 3. Гужаловский А.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Докт. дис. Минск-Челябинск, 1978. - 263 c. 4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. докт. дис. М., 1995. - 47 c. 5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15. 6. Неделько В.П. Здоровье школьников и основные пути его дальнейшего укрепления: Автореф. докт. дис. Киев, 1975. - 58 c. 7. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Автореф. докт. дис. М., 1995. - 87 с. 8. Никитушкин В.Г. Оздоровительный эффект тренировки у детей с выраженной аэробной и анаэробной работоспособностью // Сб. науч. тр. ВНИИФК, 2000. М., 2001, с. 146-156. 9. Никитушкин В.Г. Социально-педагогические теоретико-методологические основы индивидуализации спортивной тренировки в юношеском спорте // II Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм". 15-18 июня 2002 г., Москва. Конференция "Юношеский спорт ХХI века": Материалы. М., 2002, с. 155 - 158. 10. Спирин В.К. Мышечная активность и здоровье детей: Монография. Великие Луки, 2001. - 138 с. 11. Спирин В.К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста: Монография.Великие Луки, 2002. - 175 с. 12. Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся (7-17 лет). Малаховка, 1999. - 73 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |