Abstract DIFFERENTIATION OF TRAINING IN HIGH SCHOOLS OF PHYSICAL CULTURE ON BASIS OF PREDICTING MODELLING PROFESSIONAL WORK OF EXPERTS E.N. Medvedeva, V.N. Shlyahtov, Ph. D., lecturers A.A. Manoylov, Yu.V. Streletskaya, Post-graduate Velikie Luki state academy of physical culture and sports, Velikie Luki Key words: demand, competitiveness, long-term professional forecast, differentiated approach, technology of training. The qualitative long-term professional forecast allows not only to save material resources, time and physical strengths, but also during all the period of training to carry out the differentiated approach with the purposeful formation of the professional - pedagogical orientation of a personality of the future expert guaranteeing high professionalism in concrete, most suitable for the given individual, professional work in the future.
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРУЮЩЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Кандидаты
педагогических наук, доценты Е.Н.
Медведева, В.Н. Шляхтов Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки Ключевые слова: востребованность, конкурентоспособность, долгосрочный профессиональный прогноз, дифференцированный подход, технология обучения. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда физкультурные вузы не могут покрыть потребность страны в высокопрофессиональных кадрах в сфере физического воспитания, физической культуры и спорта. Только 10 - 15 % из всех поступивших в институт студентов хотят и могут работать спортивным педагогом. В чем же причина такого положения дел? Эта проблема многопланова - от набора студентов в вузы до содержательного наполнения обучения, конкретизации цели подготовки специалистов и схемы распределения студентов по специализациям. При отборе абитуриентов необходимо учитывать как уровень педагогической направленности, так и личный опыт (знания, умения, навыки), умственные, физические и психологические способности, необходимые для той или иной деятельности [1, 4, 6]. В ходе обучения следует ориентировать студентов на более узкую специализацию, учитывая их мотивацию и стремления, так как именно специалисты такого профиля наиболее конкурентоспособны и востребованы в наше время. Мы предположили, что при долгосрочном профессиональном прогнозе необходимо учитывать весь комплекс факторов, предопределяющих успешность, максимальную результативность и востребованность специалистов, выпускаемых высшими физкультурными учебными заведениями. Это позволит не только сократить время адаптации молодых специалистов, но и повысить приток выпускников физкультурных вузов в сферу планируемой профессиональной деятельности, сэкономит бюджетные средства, затраченные на профподготовку. В своем исследовании мы учли, что наиболее "правдивым" критерием пригодности к профессиональной педагогической деятельности является наличие у специалистов данного профиля высокого уровня профессионально -педагогической направленности личности (ППНЛ) [2, 7]. Был выявлен уровень ППНЛ у студентов-пятикурсников тех специализаций, которые непосредственно связаны с педагогической деятельностью. У 73,6% респондентов уровень ППНЛ соответствовал норме. Однако ее составляющие имеют различия. Так показатель педагогической составляющей ППНЛ был равен 67,2% - средний уровень. Данные физкультурно-спортивной направленности (77,2%) указывают, что степень ее развитости - выше средней. Сопротивляемость внешним воздействиям у студентов 5-го курса равнялась 66,80% и соответствовала показателю среднего уровня развитости. При анализе показателей общей и специальной валентности были зафиксированы их средний и высокий уровни развития (61,60 и 90% соответственно). В целом полученные данные свидетельствуют о средней выраженности ППНЛ у большинства студентов-пятикурсников специальности "Физическая культура и спорт", что, на наш взгляд, недостаточно для конкурентоспособного специалиста. Необходимо также отметить, что динамика показателей ППНЛ студентов за весь период обучения в вузе имеет свои особенности. На момент прохождения педагогической и тренерской практики (3-4-й курсы) зафиксирован самый низкий ее уровень, и только к 5-му курсу профессионально-педагогическая направленность (ППН), не повышаясь, возвращается к исходным показателем. Это свидетельствует о том, что технология практико-методической подготовки в вузе не стимулирует роста ППНЛ будущих специалистов. Осуществив экспертную оценку профессионально -педагогической подготовленности выпускников , мы выяснили, что только 52,5% из них выполняют нормативы с первого раза. Уровень теоретической подготовленности составляет 63% (средний уровень развитости), двигательной - 65% (средний) и методико-педагогической - 57% (средний). Эти данные свидетельствуют о том, что будущие педагоги, которым государство доверит воспитание детей, имеют достаточно посредственные профессиональные знания и умения. Первопричиной данного положения можно считать недостаточный уровень ППНЛ, отсутствие нужной мотивации в получении профессиональных знаний, умений и навыков. Корреляционный анализ показал, что существует сильная взаимосвязь между отдельными компонентами ППН и ППНЛ. Нельзя не принимать во внимание и такие важные факторы, как способности, идивидуально -психологические особенности личности обучаемых и степень их реализации в процессе обучения в вузе. В процессе анализа пригодности студентов к будущей профессиональной деятельности мы выявили степень выраженности индивидуально-психологических особенностей личности, характерных для учителя физической культуры. Их сравнение с модельными показателями (по данным специальной литературы, а также полученным в ходе тестирования спортивных педагогов с большим стажем работы и высокой эффективностью обучения) позволило сделать заключение, что почти все характеристики, доминирующие у опытных педагогов, у студентов выражены в средней степени. Таким образом, можно предположить, что существует некоторая неопределенность в психолого-педагогической характеристике будущих специалистов. Из 100% тестируемых студентов совпадения по всем исследуемым компонентам были только у 6%, по двум характеристикам - у 19%, по одной - у 50%. Не было ни одного совпадения у 25% исследуемых. Рассматривая корреляционную взаимосвязь между психологическими особенностями (интеллект, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные качества) и показателями ППНЛ, мы выяснили, что некоторые индивидуально-психологические особенности на 50% и более определяют ППНЛ. Например, корреляция составила: - между педагогической составляющей ППНЛ и составляющей "прямолинейность- дипломатичность" - 0,82; - между общей валентностью и составляющей "подверженность чувствам-высокая нормативность поведения" - 0,86. Естественно, что формирование ППНЛ занимает значимое место в подготовке специалиста, но не служит самоцелью. Конечным результатом профессионально -педагогической подготовки является высокая методическая подготовленность будущих учителей, тренеров, инструкторов [4 - 6]. Проведя тестирование данного компонента профессионализма старшекурсников, мы выявили состояние сформированности десяти его составляющих, непосредственно влияющих на успешность профессиональной деятельности спортивного педагога. При анализе среднестатистических показателей выявлена средняя и ниже средней методическая подготовленность. Мы провели корреляционный анализ показател ей ППН и методической подготовленност и, при этом выяснилось, что многие ее составляющие напрямую и очень сильно связаны с ППНЛ: - физкультурно-спортивная направленность и ответственность (корреляция составила 0,96). Ни разу не приходилось видеть безответственного спортсмена высокой квалификации; - физкультурно-спортивная направленность и инициативность коррелируют с самостоятельностью (0,92). Занятия физической культурой и спортом - почти всегда самостоятельный выбор человека, и чем выше самостоятельность, тем выше физкультурная направленность; - взаимосвязь удовлетворенности избранной профессией с ответственностью (0,87). Чем человек более удовлетворен своей профессией, тем ответственнее он к ней относится; - удовлетворенность избранной профессией и интерес к учебе (0,88). Высокая удовлетворенность избранной профессией будет вызывать повышенный интерес к учебе, и наоборот; - сопротивляемость внешним факторам и ответственность (0,87). Чем выше ответственность при выполнении деятельности, тем выше сопротивляемость внешним факторам. Рассматривая взаимосвязь методической подготовленности (МП) студентов 1-го курса с их психологическими особенностями, предопределяющими успешность в педагогической деятельности, мы обнаружили существование у них средней и сильной взаимосвязи изучаемых факторов, т.е. многие составляющие методической подготовленности зависят от индивидуально -психологических особенностей личности на 25% и более. Например: - между "конформизмом-нонконформизмом" и интересом к учебе (корреляция составила 0,92); - между "конформизмом-нонконформизмом" и направленностью на работу с детьми (0,82); - между "конформизмом - нонконформизмом" и настойчивостью, самостоятельностью (0,87). Далее для более точного прогноза успешности будущей деятельности мы объединили и проанализировали все вышеперечисленные факторы: индивидуально-типологические особенности личности, профессионально-педагогическую направленность, методическую и двигательную подготовленность студентов. Было установлено, что комплексом профессиональных знаний, умений и психологических особенностей личности, характерных для успешной педагогической деятельности (в качестве учителя физической культуры), обладают 14% участвовавших в исследовании. Все остальные студенты-выпускники, возможно, найдут применение своим знаниям и умениям в схожих по определенным компонентам профессионализма видах деятельности, таких как секции фитнеса, силовые структуры, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, в области экономики, управления и менеджмента. Мы хотели проверить правильность своего предположения и сравнили полученные данные с показателями итоговой методической подготовленности выпускников. У пяти студентов, имеющих необходимую степень проявления характерных для учителей физической культуры типологических особенностей и с высокой профессионально-педагогической направленностью , наблюдается такой же высокий уровень методической подготовленности. Кроме того, данные студенты уже работают по специальности или успешно прошли практику по месту будущей деятельности и готовы приступить к ней по окончании вуза. Из полученных результатов следует, что различное проявление человеком необходимых профессионально -психологических особенностей обуславливает неодинаковую успешность как в профессионально -педагогической подготовке, так и в дальнейшей самостоятельной деятельности. Именно поэтому, на наш взгляд, существует потребность во внедрении психологического мониторинга на этапе поступления абитуриента в вуз. Ведь при полном отсутствии у человека необходимых для профессиональной деятельности психологических особенностей личности мы не сможем подготовить высококультурного, конкурентоспособного педагога, полностью вооружить его необходимым комплексом знаний, умений и навыков [1, 3, 6]. Однако, если абитуриент по индивидуально-психологическим показателям подходит для той или иной педагогической деятельности, но при этом не имеет достаточного уровня ППНЛ и МП, мы сможем учесть степень проявления данных показателей при разработке образовательных технологий и применить дифференцированный подход с последующей промежуточной коррекцией в процессе профессиональной подготовки (см. рисунок).
Моделирование ППН на основе дифференцированного подхода к обучению по специализации Таким образом, первым компонентом и залогом успешности профессионального обучения является качественная, по возможности наиболее точная оценка потенциальных способностей поступающих в вуз к той или иной педагогической деятельности. Для этого необходимо использовать комплексный подход, основанный на предварительном тестировании двигательной и теоретической подготовленности, ППНЛ, индивидуально-психологических особенностей. Перевод полученных количественных показателей в единую балльную систему оценок позволит получить интегральный показатель профессиональной пригодности. С помощью последнего можно успешно распределять студентов по соответствующим уровням обучения и разработать необходимые для достижения конкретного результата технологии обучения (второй компонент). Было успешно использовано программированное обучение, которое представляет собой одно из перспективных направлений оптимизации существующего обучения [4, 5]. Эта дидактическая система включала в себя комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем, касающихся программирования содержания профессионального обучения ("Чему учить?" "Что формировать?"), программирования процесса освоения учебного материала ("Как формировать?") и соответствующей организации самостоятельной работы студентов в условиях обучения высшей школы. Взяв за основу предписание алгоритмического типа, мы разделили весь учебный материал (специализация "гимнастика ") на части (дозы, порции, учебные задания). Обучение студентов осуществлялось в строго определенной последовательности по определенной для каждого уровня программе. Только овладение определенным уровнем допускало переход в более высокий (по желанию). При таком подходе не было не умеющих выполнять двигательные действия, не способных решить какую-либо теоретическую или методическую задачу и появлялась возможность неформального учета индивидуальных особенностей студентов, их готовности к выполнению заданий, более узкой профессиональной направленности, в дальнейшем развитии творческих способностей у каждого студента на своем уровне. Например, в содержание базового уровня подготовленности (1-5-й семестры) по разделу "Основы техники гимнастических упражнений" включены задания по формированию базовых умений спортивной направленности, базовых упражнений по видам многоборья, а также на основе этого конструирование и демонстрацию комбинаций различных уровней сложности. Студентам низшего уровня подготовленности (прогноз будущей деятельности - инструктор по физвоспитанию, фитнесу) предлагалось освоение и конструирование наиболее простых упражнений базовой подготовки, от которых зависит безопасность выполнения движений бытового характера и здоровье занимающихся (мягкое, устойчивое приземление, динамическая осанка в перекатах, элементарное освоение стойки как основы правильной осанки и т.д.). Студенты высшего уровня подготовленности (прогноз будущей деятельности - тренер по спортивной гимнастике) совершенствовали необходимые для достижения высоких спортивных результатов базовые навыки, конкретизировали биомеханические различия в выполняемых ими профилирующих упражнениях (отталкивание руками в перевороте вперед, назад; разновидности динамических осанок и т.д.), осуществляли поиск нестандартных (для них) путей закрепления действий. Вся теоретическая и методическая подготовка осуществлялась по такому же принципу - дифференциации на основе прогнозирующего моделирования профессиональной деятельности в соответствии с накопленными знаниями, двигательными, психологическими способностями и ППНЛ. Качественное освоение всех разделов профессиональной подготовки по специализации позволило в дальнейшем не только повысить уровень методической подготовленности студентов специализации "гимнастика", вооружить их профессиональными знаниями, умениями и навыками с учетом их задатков, но и, безусловно, повысить их ППН, психологическую готовность к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Литература 1. Бодалев А.А. Психология личности: Докт. дис. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188 с. 2. Ваганова К.В. Педагогическое руководство самовоспитанием ППН студентов ИФК: Автореф. канд. дис. СПб., 1996. - 24 с. 3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985. - 32с. 4. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Докт. дис. СПб., 1993, с. 98-114. 5. Солодянников В.А. Технология в подготовке специалистов и обучении двигательным действиям: Монография. - СПб.: Изд-во Петрополис, 2001. - 87 с. 6. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М.: Флинта, 1998. - 368 с. 7. Формирование профессионально-педагогической направленности: Метод. разраб./Сост. И.Н. Решетень, З.П. Плетнева, Т.Н. Стрельникова, М.В. Прохорова. - Малаховка: МОГИФК, 1988. - 68 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |